г. Вологда |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А66-17927/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 июля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и Селивановой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверьспецавтохозяйство" на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 декабря 2020 года по делу N А66-17927/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тверьспецавтохозяйство" (ОГРН 1186952016822, ИНН 6952315887; адрес: 170041, Тверская область, город Тверь, улица Волынская, дом 65; далее - ООО "ТСАХ", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Петровна" (ОГРН 1106952011286, ИНН 6952024800; адрес: 170003, Тверская область, город Тверь, шоссе Петербургское, дом 34, офис VI, кабинет 1; далее - ООО "Петровна", управляющая компания) о взыскании 892 662 руб. 00 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 7694 за период январь - июнь 2019 года, 20 853 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Главное управление "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; адрес: 170026, Тверская область, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 4/4; далее - инспекция, ГЖИ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28 декабря 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ТСАХ" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Управляющая компания в своих письменных позициях на апелляционную жалобу считает, что отсутствуют основания для отмены судебного акта.
ГЖИ отзыв не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Как следует из материалов дела, ООО "ТСАХ" на территории Тверской области с 01.01.2019 является региональным оператором.
Регулирующим органом - Главным управлением "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области приказом от 19.12.2018 N 287-нп "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тверской области на 2019 год" установлены и введены в действие единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тверской области, в том числе для населения в размере 641,52 руб./куб. м.
Общество осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: Тверская область, город Тверь, улица Оборонная, дом N 10; 4-й пер. Металлистов, дом N 7; шоссе Петербургское, дома 30, 72, 74; улица Паши Савельевой, дом 39, корпус 4, и дом 52, корпус 4; проспект Победы, дом 7, корпус 2.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В материалах дела усматривается, что ООО "ТСАХ" в адрес ООО "Петровна" направлен договор N 7694 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тверской области от 03.06.2019, который 07.06.2019 получен ответчиком.
Истец указывает, что в период с января по май 2019 года им оказаны ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в рамках указанного договора, при этом управляющей компанией услуги не оплачены.
Поскольку в претензионном порядке спор не урегулирован, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО "Петровна" задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с января по июнь 2019 года в размере 892 662 руб. 18 коп.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции в решении отметил недобросовестность действий ответчика, выразившуюся в направлении истцом документов в целях заключения договора 05.06.2019, в то время как к исполнению своих обязательств регионального оператора приступило с 01.01.2019; кроме того, требование о взыскании задолженности за оказанные услуги в период январь - июнь 2019 года не обосновано по размеру.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего спора суд апелляционной инстанции, исходя из положений Закона N 89-ФЗ, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правил предоставления услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пришел в выводу о том, что договор между сторонами считается заключенным на условиях типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - типовой договор), а размер взыскиваемой задолженности подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
При рассмотрении настоящего спора апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Согласно статье 1 указанного Закона обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Как установлено пунктом 4 Правил N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 Правил N 1156).
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирного дома (далее - МКД) (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)), региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с лицом, осуществляющим управление МКД.
В частях 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ перечислены случаи, когда при управлении МКД управляющей организацией коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и нанимателям жилых помещений в МКД оказывает региональный оператор на основании заключенного с каждым собственником помещения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 8(17) Правил N 1156).
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержится юридическая фикция заключения договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения юридической фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
В рассматриваемом случае из материалов дела следует и сторонами не отрицается, что ООО "ТСАХ" в средствах массовой информации на официальном сайте www.tcax.ru, в газете "Тверская жизнь", выпуск от 29.12.2018 N 103 28578, разместило оферту для оповещения о необходимости заключения договора на транспортирование ТКО с региональным оператором с 01.01.2019.
ООО "ТСАХ" 20.09.2018 и 29.10.2018 на официальный электронный адрес ООО "Петровна" petrovna.tver@gmail.com направляло запрос о необходимости предоставить информацию для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором с приложением следующих документов: уведомление по договорам; информационное письмо с региональным оператором; таблица собственников, что подтверждается документами, приобщенными к материалам дела.
Однако такая обязанность управляющей компанией надлежащим образом не исполнена.
ООО "Петровна" в адрес истца в свою очередь направлялись истцу уведомления о заключении договора от 20.12.2018 N 425, от 05.02.2019, а также претензия о понуждении заключить договор от 15.03.2019 N 1623.
Таким образом, в рассматриваемом случае фактически имело место неурегулирование возникших у сторон разногласий по его условиям, что влечет за собой применение условий типового договора.
При этом позиция управляющей компании об отсутствии обязанности по заключению с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО является ошибочной, как противоречащей приведенным выше в постановлении положениям подпункта "а" пункта 8(1) Правил N 1156, согласно которым в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в МКД (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с лицом, осуществляющим управление МКД.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно, в частности, обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.
Как установлено частью 12 статьи 161 ЖК РФ, управляющие организации не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 этого Кодекса.
Таких оснований по настоящему делу не выявлено.
В связи с этим в отсутствие обстоятельств, при которых допускается заключение обществом договоров на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с собственниками помещений в МКД, обязанность заключить с истцом такой договор лежит на обществе, если оно осуществляет управление МКД.
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления, установленных подпунктом "а" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Проверив представленный исцом расчет задолженности, апелляционный суд признал его соответствующим приведенным нормам.
Из материалов дела следует, что региональный оператор подготовил договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 03.06.2019 N 7694 с приложением к договору, в котором указана информация по предмету договора о предоставлении услуги с 01.01.2019 по 30.04.2019 после предъявления управляющей компанией сведений о зарегистрированных гражданах. Указанный договор, счет на оплату от 31.05.2019 N 24195, акт от 31.05.2019 N 22677, счет-фактура от 31.05.2019 N 25257 направлены ответчику 05.06.2019, что им не отрицается.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции в судебном заседании 15.12.2020 истец пояснил, что объемы определены с учетом предоставленных ООО "Петровна" данных о зарегистрированных гражданах.
В материалах дела имеются расчеты долга за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2019 года, приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области от 15.01.2019 N 1-нп "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области", согласно которому в многоквартирных домах на 1 человека норматив накопления твердых коммунальных отходов в год составляет 1,805 м3, и приказы РЭК с тарифами, применяемыми в указанный период.
Кроме того, относительно произведенного расчета возражений в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанции ответчик не заявлял.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа ООО "ТСАХ" в удовлетворении заявленных им исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 декабря 2020 года по делу N А66-17927/2019 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Петровна" (ОГРН 1106952011286, ИНН 6952024800; адрес: 170003, Тверская область, город Тверь, шоссе Петербургское, дом 34, офис VI, кабинет 1) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тверьспецавтохозяйство" (ОГРН 1186952016822, ИНН 6952315887; адрес: 170041, Тверская область, город Тверь, улица Волынская, дом 65) 892 662 руб. основного долга, а также 23 853 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-17927/2019
Истец: ООО "Тверьспецавтохозяйство"
Ответчик: ООО "ПЕТРОВНА"
Третье лицо: ГУ "ГЖИ" Тверской области