город Томск |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А45-6594/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гойник А. В. рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Горизонт" (N 07АП-5981/2021) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.05.2021 по делу N А45-6594/2021 (судья Пахомова Ю.А.) по заявлению Инспекции государственного строительного надзора по Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, Красный пр-т, 18, 404) к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания Горизонт" (630133, г. Новосибирск, ул. В. Высоцкого, 33, этаж цокольный, ИНН 5405023608, ОГРН 1185476043301) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
В судебном заседании принимают участие:
от административного органа: Галиуллина Е. Н. по дов. от 05.04.2021, диплом,
от лица, привлекаемого к административной ответственности: Безродных В. И. по дов. от 16.12.2020, диплом,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция государственного строительного надзора по Новосибирской области (далее - Инспекция, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Горизонт" (далее - общество, ООО "Строительная компания Горизонт", ООО "СК Горизонт") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 26.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области ООО "СК Горизонт" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Инспекции.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд первой инстанции ошибочно посчитал установленным тот факт, что лицом, осуществляющим строительство, является ООО "СК Горизонт"; судом первой инстанции не дана оценка тем обстоятельствам, что работы осуществлялись в соответствии с техническим заданием заказчика и переданной рабочей документацией, а также они не создавали возможность наступления общественно опасных последствий, указанных в ч. 2 ст. 9.4. КоАП РФ; суд ошибочно посчитал доказанным наличие вины ООО "СК Горизонт"; судом при назначении административного наказания не приняты во внимания доводы о том, что при производстве работ не создавалась угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, а потому возможно назначение наказания в виде предупреждения; судом не дана оценка тому обстоятельству, что протокол об административном правонарушении от 11.03.2021 не может являться допустимым доказательством по делу, так как местом совершения административного правонарушения указан иной строительный объект с кадастровым номером: 54:35:000000:229, на который полномочия по проведению выездной и документальной проверок у Инспекции отсутствовали.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле в судебном заседании поддержали каждый свою позицию по делу.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, ознакомившись с жалобой, отзывом, заслушав представителей общества и административного органа, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, в период с 19.01.2021 по 15.02.2021 Инспекцией на основании приказа N 5-п от 11.01.2021 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Строительная компания Горизонт" с целью контроля соответствия выполненных работ утвержденной проектной документации, при строительстве объекта "Многоквартирный многоэтажный жилой дом с подземной автостоянкой, трансформаторная подстанция N 12 (по генплану) -I этап строительства комплекса многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения, подземных автостоянок, трансформаторных подстанций, канализационной насосной станции", расположенного по адресу: г. Новосибирск, Железнодорожный район, ул. Прибрежная, кадастровый номер земельного участка 54:35:000000:229.
Строительство объекта осуществляют:
застройщик: ООО "СтройДом";
технический заказчик: ООО "ОЛИМП";
лицо, осуществляющее строительство (работы по устройству котлована под строительство жилого дома): ООО "Стройсиб";
лицо, осуществляющее строительство (комплекс свайных работ): ООО "Строительная компания Горизонт".
На основании договора подряда с приложением от 07.12.2020 N В1-07-12/2020 работы по комплексу свайных работ выполняет ООО "Строительная компания Горизонт".
В результате проведенной проверки выявлены нарушения проектной документации, обязательных норм и правил, а именно: 1) не выполнено шпунтовое ограждение котлована из буросекущих свай o 400 длиной 10-м по оси 1 и между осями 25-Ц. Исполнительная документация на устройство шпунтового ограждения из буросекущих свай o 400 длинной 10 м не представлена в ходе проверки; 2) устройство свайного основания (погружение свай) осуществляется ударным способом массовой забивки свай, вместо предусмотренного проектом метода вдавливания свай вдавливающей установкой. В соответствии с пунктом 5.4 части III перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624- работы по устройству забивных свай оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
11.03.2021 Государственным инспектором Инспекции в отношении ООО "Строительная компания Горизонт" составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ за нарушение проектной документации.
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, Инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление Инспекции, арбитражный суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества события и состава вменяемого административного правонарушения.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за действия, предусмотренные частью 1 названной статьи (нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов), которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Объектом данного правонарушения является установленный законодательством порядок осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, образует, в том числе, несоблюдение требований проектной документации при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), повлекшее отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений и (или) затрагивающее конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, и (или) создающее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Субъектами ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного обозначенной выше нормой, являются лица, осуществляющие строительство, застройщики, заказчики строительства и иные лица, на которых законодательством возложена обязанность по соблюдению соответствующих требований технических регламентов и иных обязательных требований к зданиям и сооружениям.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 52 ГрК РФ).
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений принят Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ).
В силу пункта 28 части 2 статьи 2 Федерального закона N 384-ФЗ характеристики безопасности здания или сооружения - это количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона N 384-ФЗ безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
В силу статьи 7 Федерального закона N 384-ФЗ строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В соответствии с частью 10 статьи 15 Федерального закона N 384-ФЗ проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.
Возражая по заявленным требованиям ООО "СК Горизонт" ссылалось на то, что общество не проводило комплекс свайных работ, выполняло функции технического заказчика, вместо него работы осуществлял ИП Пестов П.Н.
Отклоняя доводы общества, суд первой инстанции обоснованно указал, что ООО "СК Горизонт" в данном случае является лицом, осуществляющим строительство, которое при строительстве вышеуказанного объекта в силу части 3 статьи 52 ГрК РФ обязано обеспечивать соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ, то есть строительные работы оно должно осуществлять согласно требованиям утвержденной в установленном порядке проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, что отражено в акте проверки.
На основании изложенного суд обоснованно отклонил довод о том, что общество является ненадлежащим субъектом вмененного правонарушения.
Административный орган выявил, что устройство свайного основания (погружение свай) объекта капитального строительства осуществляется ударным способом массовой забивки свай, вместо предусмотренного проектом метода вдавливания свай вдавливающей установкой.
В соответствии с пунктом 5.4 части III перечня видов работ по инженерным изысканиям, но подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 -работы по устройству забивных свай оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Выявленное отклонение от проектной документации - изменение способа устройства свайного основания (применение ударного способа массовой забивки свай, вместо предусмотренного проектом метода вдавливания свай вдавливающей установкой) создаст угрозу жизни и здоровью людей, проживающих в домах, окружающих строительную площадку.
Изменение способа устройства свайного основания может негативно повлиять и на строящийся объект капитального строительства. Выбор способа устройства свайного основания осуществляется проектной организацией с учетом результатов инженерно-геологических изысканий, чему дается оценка в ходе экспертизы проектной документации.
В ходе проверки установлено, что изменение способа устройства свайного основания не подтверждено заключением экспертизы проектной документации, экспертное сопровождение в соответствии с частью 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ также не осуществлялось.
Часть 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ не может быть применена, так как изменения затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что изменение способа устройства свайного основания угрожает жизни и здоровью как жителей окружающих строительную площадку жилых домов, так и работников строительных организаций, осуществляющих строительство объекта капитального строительства, будущих жильцов строящегося дома.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом деле общество не представило доказательств, свидетельствующих об объективных причинах невозможности принятия всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства в области строительства, направленных на недопущение совершения вменяемого административного правонарушения.
Доказательств наличия каких-либо препятствий для соблюдения обязательных норм и правил при строительстве данного объекта, материалы дела не содержат.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности соблюдения обществом требований нормативных актов в области строительства, а также принятия всех необходимых, зависящих от него мер по недопущению правонарушения, не установлено.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ООО "СК Горизонт" вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанций не установлено; процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Довод апелляционной жалобы о том, что протокол об административном правонарушении от 11.03.2021 не может являться допустимым доказательством по делу, так как местом совершения административного правонарушения указан иной строительный объект с кадастровым номером: 54:35:000000:229, подлежит отклонению.
Как пояснила Инспекция, строительство объекта "Многоквартирный многоэтажный жилой дом с подземной автостоянкой, трансформаторная подстанция N 12 (по генплану) - I этап строительства комплекса многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения, подземных автостоянок, трансформаторных подстанций, канализационной насосной станции", расположенного по адресу: г. Новосибирск, Железнодорожный район, ул. Прибрежная, кадастровый номер земельного участка 54:35:000000:229, осуществлялось на основании разрешения на строительство N 54-Ru54303000-371/2nl-2018.
В разрешении на строительство N 54-Ru54303000-371/2nl-2018 указан кадастровый номер земельного участка 54:35:000000:229.
В акте проверки от 15.02.2021 N 2/166, предписании от 15.02.2021 N 2/166, протоколе об административном правонарушении от 11.03.2021 указан кадастровый номер земельного участка 54:35:000000:229, что соответствует данным указанным в разрешении на строительство объекта капитального строительства.
В приказе Инспекции о проведении проверки от 11.01.2021 N 5-п указан кадастровый номер земельного участка: 54:35:000000:35368, так как на момент организации проверки 11.01.2021 (приказ от 11.01.2021 N 5-п) земельному участку 54:35:000000:229 был присвоен статус "архивный" в связи с преобразованием нового земельного участка: 54:35:000000:35368.
К моменту проведения проверки (акт проверки от 15.02.2021 N 2/166) Общество не успело внести изменения в разрешение на строительство, что явилось основанием на внесение в акт проверки от 15.02.2021 N 2/166, предписание от 15.02.2021 N 2/166, протокол об административном правонарушении от 11.03.2021 соответствующего действующему разрешению на строительству кадастрового номера земельного участка: 54:35:000000:229.
Разрешение на строительство с внесенными изменениями Общество получило 06.05.2021 N 54-RU54303000-371/2H2-2021.
Таким образом, место совершения правонарушения осталось прежним, а изменение номера кадастрового участка в связи с преобразованием не изменяет его местоположения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) апелляционным судом не усматривается, в силу отсутствия исключительных оснований, позволяющих применить указанную норму.
Административное наказание назначено в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, с учетом применения судом части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, что административный орган не оспорил.
Отклоняя доводы общества о возможности замены административного штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд первой инстанции верно указал, что выявленное нарушение создает угрозу жизни и здоровья людей, что является препятствием для применения данной нормы.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для отмены решения, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 204 АПК РФ апелляционная жалоба на решение суда о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.05.2021 по делу N А45-6594/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Горизонт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-6594/2021
Истец: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ГОРИЗОНТ"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд