23 июля 2021 г. |
Дело N А84-5837/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 23 июля 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Мунтян О.И.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гордон А.С.
при участи в заседании от:
общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" - Лаптевой Елены Александровны, представителя по доверенности от 11.01.2021 N Д-5/21;
Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя - Куку Арслана Тимуровича, представителя по доверенности от 01.03.2021 N 25;
иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 24 марта 2021 года по делу N А84-5837/2019 (судья Юрина Е.Н.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" (299040, Севастополь, ул. Хрусталева, 44; ОГРН 1179204000964, ИНН 9201519473)
к Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя (299001, Севастополь, площадь Ластовая, 3; ОГРН 1149204003740, ИНН 9203000669)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца,
Фоминой Ольги Юрьевны (299028, Севастополь, ул. Шелкунова, 4, кв. 6),
Солтыса Ивана Мироновича (299053, Севастополь, ул. Репина, 28, кв.22),
Пасеина Олега Николаевича (299023, Севастополь, проезд Скалистый, 15),
Менджулы Владимира Михайловича (684024, Камчатский край, Елизовский район, п. Лесной, ул. Почтовая, 7, кв.4; 299001, Севастополь, ул. А. Земкова, 12),
Червоненькой Галины Степановны (299002, Севастополь, ул. Горпищенко, 98, кв.15), Блинова Владимира Владимировича (299009, Севастополь, ул. Элеваторная, 18А), Патерило Марины Геннадьевны (299057, Севастополь, ул. Щитовая, 16А; 299001, Севастополь, ул. Матвея Воронина, 3, кв.5),
Марчук Алеси Болеславовны (299053, Севастополь, ул. Вакуленчука, 23, кв.43)
о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя (переименованному на основании Указа Губернатора города Севастополя от 31.10.2020 N 90-УГ в Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя, далее - Севприроднадзор, ответчик) об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов истца путем рассмотрения по существу обращения N 5782/01-22-01-79/01/19 от 12.04.2019 с приобщенными дополнениями от 31.05.2019 и от 06.06.2019 о согласовании схем размещения линейных объектов на землях Севастопольского участкового лесничества (с учетом заявления об изменении исковых требований, принятого судом).
Определениями Арбитражного суда города Севастополя от 24.01.2020, 19.02.2020, 01.06.2020, 10.08.2020, 05.10.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены: Фомина О.Ю., Солтыс И.М., Пасеин О.Н., Менджула В.М., Червоненькая Г.С., Блинов В.В., Патерило М.Г., Марчук А.Б.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 24 марта 2021 года по делу N А84-5837/2019 (судья Юрина Е.Н.) в удовлетворении исковых требований отказано полностью.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Основанием для отмены указанного судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что ответчик фактически уклонился от рассмотрения заявления истца о согласовании схем размещения линейных объектов на землях Севастопольского участкового лесничества. Истец полагает, что ответ Севприроднадзора не содержит анализа представленных Обществом документов, т.е. не является ни решением о предоставлении разрешения на размещение объектов, ни письменным отказом. Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2021 апелляционная жалоба Общества принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Третьи лица явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте арбитражного апелляционного суда в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел", что подтверждается материалами дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с заявкой Фоминой Ольги Юрьевны на технологическое присоединение N Зтп/18-01648 от 24.05.2018, направленной в адрес Общества в связи с новым присоединением жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Александра Земкова, 15, земельный участок (кадастровый номер 91:01:003008:26), истцом разработаны и выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям N 1075-18 от 30.05.2018 (далее - ТУ) и заключен договор от 07.06.2018 N 25018-1075 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор), согласно которому сетевая организация (истец) приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения жилого дома на земельном участке, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом установленных договором характеристик.
Для присоединения заявителя Фоминой О.Ю. Обществу необходимо выполнить следующие мероприятия:
- Установить КТП-6/0,4кВ с силовым трансформатором 1х250кВА. РУ-бкВ проектируемой КТП-6/0,4кВ, предусмотреть возможность установки не менее 2-х линейных ячеек 6кВ;
- Строить ЛЭП-бкВ "отпайкой" от ближней опоры ВЛ-бкВ РП-20 л.N 6 на участке "ТП-968 -ТП-932", до проектируемой КТП-6/0,4 кВ. Применить провод АС сечением 3x50 мм2 L-600 опоры типовые ж/бетонные; КЛ-бкВ сечением 3x95 мм2 L~30M;
- Строить ЛЭП-0,4кВ от РУ-0,4кВ проектируемой КТП-6/0,4кВ до границы участка заявителя. Применить: кабель сечением 4x120мм2, L-30-м; самонесущий изолированный провод сечением 4x95мм2, L~480M, опоры типовые ж/бетонные;
- Построить 3-х фазный ввод самонесущим изолированным проводом сечением 4x16 от ближней опоры ВЛ-0,4кВ от РУ-0,4кВ проектируемой КТП-6/0,4кВ до ВУЩ-0,4кВ объекта заявителя.
Ввиду того, что ранее в сетевую компанию с заявкой на технологическое присоединение обратился Солтыс И.М., 06.03.2018 заключен договор об осуществлении технологического присоединения N 25017-1998, имеющий аналогичные работы по строительству сетей. В рамках выполнения мероприятий по строительству сетей по п.10.1-10.4 ТУ 1998-17 заключен договор подряда N 145-92/18 от 27.03.2018.
Ввиду того, что до ЭПУ гр. Фоминой О.Ю. необходимо достроить участок ВЛ-0,4кВ (п. 10.3 ТУ) и построить трехфазный ввод (п.10.5), заключен договор подряда N 386-92/18 от 08.08.2018 с учетом выполнения строительства сетей после выполнения мероприятий по строительству сетей в рамках договора подряда N 145-92/18 от 27.03.2018.
Аналогичные обстоятельства возникли и у иных третьих лиц. Истцом заключены соответствующие договоры.
Выполнение мероприятий по строительству сетей невозможно без получения согласования схем размещения линейных объектов.
В соответствии с требованием постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 522 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории города Севастополя объектов, которые могут быть размещены на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности" выполнение строительно-монтажных работ возможно после получения разрешения на размещение линейных объектов. При проведении проектно-изыскательных работ по договору подряда было выявлено, что земельный участок, на котором необходимо проводить работы, расположен на земле ГКУ "Севастопольское лесничество".
12 апреля 2019 года истец обратился к ответчику с заявлением о согласовании схем размещения линейных объектов.
Письмом от 17.05.2019 N 2502/01-22-01-71/02/19 (т.2, л.д.131-132) ответчик довел до сведения истца существующий порядок и указал, что данные истцом документы не соответствуют требованиям действующего законодательства, документация должна быть оформлена в описанном ответчиком порядке и подана на рассмотрение в Севприроднадзор.
Письмами от 06.06.2019 и от 31.05.2019 истец просил приобщить к письму от 12.04.2019 дополнительные документы и согласовать схемы размещения линейных объектов.
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя в письме от 03.07.2019 исх. N 3306/01-22-01-79/02/19 указало на отсутствие возможности согласования и утверждения схем в связи с тем, что органом исполнительной власти города Севастополя поданы в суд иски, направленные на устранение выявленных кадастровых ошибок на земельных участках, которые указаны истцом.
В связи с тем, что сроки выполнения мероприятий по строительству сетей четко регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации N 861 "Правила об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям", Общество письмом от 24.09.2019 за исх. N 12865/0/2-19 обратилось в адрес заместителя начальника Главного управления особо охраняемых природных территорий, животного мира, лесного и охотничьего хозяйства и в адрес Управления ЖКХ и ТЭК с просьбой оказать содействие в получении согласования и утверждения схемы размещения линейных объектов для присоединения заявителей.
Ввиду отсутствия согласования проектной документации у истца отсутствует возможность выполнения договора подряда N 386-92/18 от 08.08.2018 по достройке участка ВЛ-0,4кВ для присоединения ЭПУ Фоминой О.Ю.
Аналогичная ситуация возникла и у иных третьих лиц.
Изложенное послужило основанием для обращения истца в суд с данным иском.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 24 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано полностью.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее -ЛК РФ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений.
Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномоченным в сфере лесных отношений согласно постановлению Правительства города Севастополя от 12.09.2016 N 854-ПП является Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор).
Постановлением Правительства Севастополя от 31.10.2020 N 566-ПП постановление Правительства Севастополя от 12.09.2016 N 854-ПП признано утратившим силу, утверждено Положение о Департаменте природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор), далее - Положение.
В соответствии с Положением, Севприроднадзор предоставляет гражданам и организациям государственную услугу по утверждению схемы раздела (расположения) лесного участка на кадастровом плане территории с сохранением исходного в измененных границах.
Частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ и другими федеральными законами.
Согласно статьям 9, 21 и 45 ЛК РФ на землях лесного фонда допускается строительство не связанных с созданием лесной инфраструктуры объектов для использования линий электропередач на лесных участках. Лесные участки, находящиеся в государственной собственности, на которых передается осуществление строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов предполагается в пользование на безвозмездной основе или в аренду.
Из анализа представленных в материалы дела документов (схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории) следует, что для прокладки ЛЭП-6кВ полноразмерный лесной участок не потребуется. Участок с кадастровым номером: 91:01:000000:89 имеет общую площадь 397,0146 гектар, находится в государственной собственности города федерального значения Севастополя.
В целях размещения линейных объектов может быть образован соответствующий земельный участок на основании утвержденного проекта межевания территории в соответствии пунктам 2.1 и 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории, подготовленная применительно к лесным участкам, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах такого участка.
Главным управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя в адрес Федерального агентства лесного хозяйства направлен запрос по вопросу правил использования лесов при строительстве линейных объектов, на что получен ответ от 04.06.2020 N АВ-06-27/10294, в котором указано, что единственный способ использования лесов для строительства линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 45 ЛК РФ.
Согласно письму Севприроднадзора от 17.05.2019 N 2502/01-22-01-71/02/19, поданные истцом 12.04.2019 документы не соответствуют требованиям действующего законодательства, не соблюден порядок их формирования и передачи на согласование, и разъяснено какие документы следует предоставить.
Кроме того, согласно письму Севприроднадзора от 03.07.2019 N 3306/01-22-01-79/02/19 следует, что обращение истца от 10.06.2019 по вопросу согласования и утверждения схем размещения линейных объектов Севприроднадзором рассмотрено, основания для его удовлетворения отсутствуют, ответ истцом получен.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что на обращение истца ответчик ответил отказом в согласовании и утверждении схем размещения линейных объектов, является обоснованным.
Поскольку заявление истца о согласовании схем размещения линейных объектов от 12.04.2019 N 5781/01-22-01-79/01/19 рассмотрено и по результатам рассмотрения направлен ответ от 17.05.2019 N 2502/01-22-01-71/02/19, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отмечает, что они подлежат отклонению по следующим основаниям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик фактически уклонился от рассмотрения заявления истца о согласовании схемы размещения линейного объекта на землях Севастопольского участкового лесничества не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку противоречит материалам дела.
Довод истца о том, что ответы Севприроднадзора не содержат анализа представленных Обществом документов, т.е. не являются ни решением о предоставлении разрешения на размещение объекта, ни письменным отказом, так же не принимается судебной коллегией, поскольку указанные выше письма содержат четко выраженное решение по вопросу согласования /отказа в согласовании схем размещения линейных объектов. Определенная форма оформления решений об отказе в согласовании схем размещения линейных объектов законодательством не установлена. Кроме того, указанные выше решения (ответы) истцом не обжалованы, в установленном законом порядке недействительными не признаны. Доказательства обратного истец не имеет, суду не представил.
Несогласие истца с содержанием решения не является основанием для понуждения ответчика повторно рассмотреть поданные документы.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судебной коллегией, поскольку не подтверждены материалами дела и надлежащими доказательствами в понимании статьи 64 АПК РФ, сводятся к произвольному толкованию заявителем апелляционной жалобы норм законодательства и не опровергают законных и обоснованных выводов арбитражного суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно нормам статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины не подлежат возмещению заявителю жалобы в случае отказа в ее удовлетворении.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 24 марта 2021 года по делу N А84-5837/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
О.И. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-5837/2019
Истец: ООО "Севастопольэнерго"
Ответчик: Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополь
Третье лицо: Блинов Владимир Владимирович, Марчук Алеся Болиславовна, Менджул Владимир Михайлович, Пасеин Олег Николаевич, Патерило Марина Геннадьевна, Солтыс Иван Миронович, Фомина Ольга Юрьевна, Червоненькая Галина Степановна