г. Челябинск |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А47-13802/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Жернакова А.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рудаковой Наталии Леонидовны на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.04.2021 по делу N А47-13802/2020.
Индивидуальный предприниматель Рудакова Наталия Леонидовна (далее - истец, предприниматель, ИП Рудакова Н.Л.) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к муниципальному автономному учреждению "Оренбургский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и реализации проектов" (далее - ответчик, МАУ МФЦ) о перерасчете арендной платы по договору аренды нежилого помещения, находящегося по адресу Оренбургская область город Оренбург улица Брестская дом номер 1 на первом этаже здания литер El Е2 номер 21, 24, 25, 26, 33, 34 от 20 сентября 2016 года, за период с 01.06.2020 по 05.10.2020 исходя из размера указанного в соглашение N 1 к договору аренды нежилого помещения от 20.09.2016 от 15.05.2020 исходя из размера 197 за 39 руб. в месяц без налога на добавленную стоимость (требования изложены с учетом уточнения истцом предмета требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.04.2021 (резолютивная часть оглашена 29.03.2021) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ИП Рудакова Н.Л. (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы (с учетом дополнений к ней, выраженных в возражениях на отзыв ответчика) ее податель указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции об отсутствии доказательств невозможности использования арендованного помещения. Целью его использования являлась организация общественного питания работников Администрации Северного округа. Однако они не осуществляли трудовую деятельность в период пандемии в здании администрации, доступ посетителей был ограничен. Кроме того, судом не было учтено отсутствие заявления предпринимателя о предоставлении отсрочки внесения арендных платежей. Названное влечет право требовать от ответчика произвести перерасчет арендной платы в сторону уменьшения ее размера.
МАУ МФЦ предоставлен отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, приобщенный к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между индивидуальным предпринимателем Рудаковой Наталией Леонидовной (арендатор) и муниципальным казенным предприятием "Общепит" муниципального образования город Оренбург (арендодатель) 20.09.2016 заключен договор аренды нежилого помещения (л.д. 11-15).
В соответствии с договором арендодатель предоставил арендатору за плату во временное владение и пользование нежилое помещение N 21, 24, 25, 26, 33, 34, расположенные на первом этаже здания, литер ЕЕ1Е2, по адресу: г. Оренбург, ул. Брестская, д. 1 (пункт 1.1 договора).
Указанные помещения принадлежали арендодателю на праве оперативного управления, согласно распоряжения Комитета управления имуществом N 190 от 11.03.2011 г. (пункт 1.2 договора).
В связи с закреплением названного помещения на праве оперативного управления за муниципальным автономным учреждением "Оренбургский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и реализации проектов", названное лицо приобрело права арендодателя в порядке статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д. 17, 21).
Цель использования помещения по договору: организация общественного питания для работников Администрации Северного Административного округа.
Договор заключен сроком на 5 лет, с момента подписания договора.
В соответствии с пунктом 5.1.1 договора арендатор обязуется выплачивать арендодателю арендную плату за арендуемое помещение указанное в пункте 1.1 настоящего договора в срок не позднее 10 числа месяца следующего за текущим все расчеты производятся в рублях Российской Федерации.
Арендная плата это за указанное помещение, установлена по результатам аукциона в размере: арендная плата в месяц равна 19 026 руб. арендная плата в год равна 228 312 руб.
15.05.2020 года между истцом и ответчиком было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору, в соответствии с пунктом 1 которого установлена арендная плата за арендуемое помещение в размере 197 за 39 руб. в месяц без налога на добавленную стоимость на срок с 01.03.2020 года до 31.05.2020 года (л.д.22).
24.07.2020 года ответчиком было направлено дополнительное соглашение N 2 договору, по условиям которого предложено пункт 5.2 договора читать в следующей редакции: "Предоставить отсрочку в объеме 100 процентов арендной платы, начиная с 01.06.5020 до дня прекращения действия режима повышенного готовности на территории Оренбургской области" (л.д.23).
Во втором пункте дополнительного соглашения N 2 от 24.07.2020 ответчик предоставил отсрочку в объеме 50 процентов арендной платы за соответствующий период, начиная со дня прекращения действия режима повышенной готовности на территории Оренбургской области до 01.10.2020 года. Также были определены сроки погашения задолженности по арендной плате.
С предложенными условиями дополнительного соглашения N 2 от 24.07.2020 к договору предприниматель Рудакова Н.Л. не согласилась, направив 28.98.2020 ответчику протокол разногласий в дополнительному соглашению N 2 от 24.07.2020 года к договору (л.д. 24).
В протоколе разногласий предприниматель настаивала на пролонгации дополнительного соглашения N 1 от 15.05.2020 года к договору аренды нежилого помещения.
Поскольку согласия по вопросу размера арендной платы достигнуто не было, ИП Рудакова Н.Л. 14.09.2020 направила в адрес ответчика уведомление о расторжении договора на основании пункта 10.1 договора в порядке предусмотренном статьей 451.1 Гражданского кодекса Российской Федерации так как предприятие входит в перечень отраслей утвержденных Правительством Российской Федерации в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции.
После получения уведомления ответчик направил дополнительное соглашение N 2 к договору, датируемое 30.09.2020 в соответствии с пунктом 2 которого аренда помещения N 3 общей площадью 187 008 кв. м на первом этаже здания расположенного по адресу город Оренбург улица Брестская дом 1 прекращается с 01.10.2020 (л.д. 27).
Пунктом 3 указанного соглашения было предусмотрено условие, что договор считается прекратившим свое действие с момента выполнения сторонами всех обязательств по настоящему договору, в том числе погашения арендатором задолженности в сумме 124 286 руб. 03 коп.
В соответствии с пунктом 4 указанного соглашения возврат арендованного помещения производится по акту приема-передачи помещения к договору аренды нежилого помещения.
Арендуемое помещение истцом было передано арендодателю 05.10.2020 года, согласно акту приема-передачи помещения к договору, который подписан обеими сторонами (л.д.26).
Полагая, что у арендодателя отсутствуют основания требовать внесения арендных платежей, ИП Рудакова Н.Л. обратилась в арбитражный суд с требованием об обязании ответчика произвести перерасчет арендной платы по договору за период с 01.06.2020 по 05.10.2020.
При рассмотрении спора суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований для перерасчета арендной платы, уменьшение которой произведено дополнительным соглашением N 1 к договору на основании пунктов 1, 2 Постановления Правительства Оренбургской области от 02.04.2020 N 265-пп "О льготной ставке арендной платы за использование государственного имущества Оренбургской области". Названным постановление было предписано установить с 1 марта по 31 мая 2020 льготную ставку арендной платы за использование государственного имущества Оренбургской области для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, предусмотренных Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики от 25 марта 2020 года. Для расчета льготной арендной ставки арендной платы за использование государственного имущества Оренбургской области применяется корректирующий коэффициент в размере 0,01 к рассчитанному в установленном порядке размеру арендной платы.
Делая названный вывод, суд первой инстанции исходил из отсутствия самостоятельных полномочий по установлению размера арендной платы МАУ МФЦ как обладателем права оперативного управления в отношении имущества, находящегося в собственности муниципального образования город "Оренбург". При этом, судом учтено отсутствие в материалах дела доказательств приостановления истцом своей деятельности в период ограничений, обусловленных распространением коронавирусной инфекции.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Проанализировав характер спорных правоотношений, исходя из содержания прав и обязанностей сторон по договору от 20.09.2016, суд первой инстанции верно квалифицировал их как правоотношения по договору аренды, регулируемые главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, ввиду согласования сторонами существенных условий договора аренды об объекте аренды и размере арендной платы (пункт 3 статьи 607, пункт 1 статьи 654 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 650 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 г. органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года (часть 2 статьи 19 Закона N 98-ФЗ)
Согласно абзацу первому части 4 статьи 19 Закона N 98-ФЗ арендатор, являющийся субъектом малого или среднего предпринимательства и осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, Перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, вправе потребовать уменьшения арендной платы на срок до одного года по договору аренды, заключенному до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в отношении зданий, сооружений, нежилых помещений или их частей, используемых в целях осуществления этим арендатором указанной деятельности.
В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 19 Закона N 98-ФЗ в случае недостижения соглашения между арендатором и арендодателем об уменьшении арендной платы или ином изменении условий договора в течение 14 рабочих дней с момента обращения арендатора к арендодателю с требованием об уменьшении арендной платы по договору аренды, арендатор вправе не позднее 01 октября 2020 года отказаться от указанного договора аренды, заключенного на определенный срок, в порядке, предусмотренном статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Постановление N 434) утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В перечень, утвержденный вышеуказанным Постановлением N 434 включена деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (код ОКВЭД 56), что совпадает со сведениями об основном виде деятельности ИП Рудаковой Н.Л. по сведениям Единого государственного реестра предпринимателей.
На основании пунктов 1, 2 Постановления Правительства Оренбургской области от 02.04.2020 N 265-пп "О льготной ставке арендной платы за использование государственного имущества Оренбургской области" с 1 марта по 31 мая 2020 была установлена льготная ставка арендной платы за использование государственного имущества Оренбургской области для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, предусмотренных Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики от 25 марта 2020 года N 4 кв. Для расчета льготной арендной ставки арендной платы за использование государственного имущества Оренбургской области применяется корректирующий коэффициент в размере 0,01 к рассчитанному в установленном порядке размеру арендной платы.
На основании Решения Оренбургского городского совета N 862 от 30.04.2020 с индивидуальным предпринимателем Рудаковой Н.Л. было заключено дополнительное соглашение N 1 от 15.05.2020 к договору аренды нежилого помещения от 20.09.2016 согласно которому размер арендной платы на период с 01.03.2020 до 31.05.2020 составляет 197 руб. 39 коп. в месяц.
Указанное свидетельствует о предоставлении предпринимателю Рудаковой Н.Л. льготной ставки по уплате арендной плате.
Кроме того, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества", постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" постановления Администрации города Оренбурга от 10.07.2020 N 1026-п "О принятии мер, направленных на оказание имущественной поддержки арендаторам объектов муниципального недвижимого имущества" индивидуальному предпринимателю Рудаковой Н.Л. было направлено дополнительное соглашение N 2 от 24.07.2020 к договору аренды нежилого помещения от 20.09.2016 предусматривающее предоставление отсрочки в объеме 100% арендной платы, начиная с 01.06.2020 до дня прекращения действия режима повышенной готовности на территории Оренбургской области и в объеме 50% арендной платы за соответствующий период со дня прекращения действия режима повышенной готовности на территории Оренбургской области до 01.10.2020. При этом задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 01.01.2021 и не позднее 01.01.2023 поэтапно не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды.
Ввиду несогласования условий названного соглашения, арендные отношения сторон были прекращены по инициативе предпринимателя; арендуемое помещение возвращено по акту приема-передачи 05.10.2020.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, при ответе на вопрос 5 указано, что арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за 2020 год в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием на территории субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению (независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в силу судебного акта о понуждении арендодателя к изменению арендной платы в части уменьшения арендной платы).
Кроме того, арендатор вправе в качестве возражения на иск о взыскании арендной платы указать на то, что арендодатель необоснованно уклонялся от заключения дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы. В таком случае арендная плата подлежит взысканию в размере, определяемом с учетом требований части 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, например, размер сниженной арендной платы может определяться с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации.
По смыслу указанных норм, недостижение сторонами соглашения об уменьшении арендной платы, не исключает решение вопроса о понуждении арендодателя к изменению арендной платы в части уменьшения арендной платы в судебном порядке в рамках самостоятельного требования об изменении условий договора либо в качестве возражения на иск о взыскании арендной платы. Однако, реализации таких прав арендатором возможна в том случае, когда его волеизъявление было направлено на сохранение отношений по договору аренды и им не было реализовано право на отказ от договора.
Поскольку в настоящем случае, после предоставления льготного размера арендной платы и предложения по отсрочке ее уплаты, арендатор воспользовался одним из предусмотренных законом способов защиты, предусмотренных Законом N 98-ФЗ, отказавшись от договора, оснований для удовлетворения заявленных им требований не имеется.
Кроме названного, направленностью требований истца о перерасчете арендной платы по договору аренды нежилого помещения, является изменение существенных условий договора.
По общему правилу статей 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора влечет изменение соответствующих обязательств сторон лишь на будущее время.
При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку на момент заявления таких требований правоотношения сторон по договору прекращены, изменение его условий не является возможным.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.04.2021 по делу N А47-13802/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рудаковой Наталии Леонидовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-13802/2020
Истец: ИП Рудакова Наталия Леонидовна
Ответчик: Муниципальное автономное учреждение "Оренбургский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и реализации проектов"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд