г. Саратов |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А57-12667/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.? .
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Савенковой,
судейТ.Н. Телегиной, В.Б. Шалкина,
при ведении протокола судебного заседания секретарёмсудебного заседания
Е.А. Паниной,
при участии в судебном заседании:
- представителя Акционерного общества "Ситиматик", Нетребы Натальи Викторовны, по доверенности от 09.04.2021 N 35,
- иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью
Умный Дом
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 мая 2021 года по делу N А57-12667/2020,
по иску Акционерного общества "Ситиматик" (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149), г. Саратов,
к обществу с ограниченной ответственностью "Умный дом" (ОГРН 1156450001509, ИНН 6450087122), г. Саратов,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Сало Владимир Иванович, г. Саратов,
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Акционерное общество "Управление отходами" (далее по тексту АО "Управление отходами", истец) с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Умный дом" (далее по тексту ООО "Умный дом", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 12.08.2018 по 30.09.2019 г. в размере 3 139 722,76 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 01.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Сало Владимир Иванович.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06 мая 2021 года по делу N А57-12667/2020 исковые требования удовлетворены, с ООО "Умный дом" в пользу АО "Ситиматик" в лице Саратовского регоператора - филиала АО "Ситиматик" взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 12.08.2018 по 31.12.2019 в размере 3 135 203,07 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 38 676 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований - отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Умный Дом" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое в результате неверного толкования норм права, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что договор по вывозу твердых коммунальных отходов, между сторонами не заключен, поскольку оферта по заключению договора от АО "Управление отходами" в лице регионального оператора Саратовской области в адрес ООО "Умный дом" не поступала.
Кроме того, в адрес истца было направлено уведомление от 14.08.2018, в котором сообщалось, что собственники многоквартирных домов находящихся в управление ООО "Умный дом" приняли решение о переходе на прямые договора с АО "Управление отходами" в лице регионального оператора Саратовской области, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для взыскания с ООО "Умный дом" задолженности по вывозу ТКО.
Также заявитель ссылается, что управляющая организация в адрес АО "Управление отходами" в лице регионального оператора Саратовской области не направляла после 14.08.2018 года другие уведомления о переходе на прямые договора.
В порядке статьи 81 АПК РФ от АО "Ситиматик - Волгоград" поступило письменное пояснение по апелляционной жалобе, которое приобщено к материалам дела.
Представитель Акционерного общества "Ситиматик" просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, в связи с необоснованностью содержащихся в ней доводов.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
Статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1988 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) предусмотрено, что Региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).
Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для Регионального оператора и собственников ТКО.
Проект договора N 53/111/0001329 от 02.10.2018 на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, подготовленный Региональным оператором с учетом требований Правил обращения с ТКО и с соблюдением формы типового договора был направлен ответчику.
Пунктом 1.4. договора на оказание услуг по обращению с ТКОN 53/111/0001329 от 02.10.2018 предусмотрена дата начала оказания услуг - 12.08.2018.
Пунктом 8(11) Правил по обращению с ТКО предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8(12) Правил обращения с ТКО).
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 02.10.2018 N 53/111/0001200 между Региональным оператором Саратовской области АО "Управление отходами" и ООО "Умный дом" заключен на условиях типового по регулируемой цене.
Публичный характер договора с Региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Следовательно, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника ТКО только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
Между тем, ответчиком не представлены доказательства согласования с органом местного самоуправления месторасположения твердых коммунальных отходов собственниками МКД, находящихся в управлении ООО "Умный дом" (своей контейнерной площадки), не установил своих контейнеров для сбора ТКО, то есть не организовал самостоятельный сбор и вывоз ТКО к месту их размещения.
Исходя из вышеуказанных норм права, довод жалобы о незаключенности договора является ошибочным, поскольку публичный характер договора не позволяет ответчику отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В приложении к договору на оказание услуг по обращению с ТКО "Информация по предмету договора" стороны согласовали перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика и количество расчетных единиц - общая площадь жилых помещений.
В период с 12 августа 2018 г. по 30 сентября 2019 г. в рамках договора N 53/111/0001329 от 02.10.2018 региональный оператор регулярно обеспечивал прием ТКО из МКД, находящихся в управлении ответчика, на сумму 3 139 722,76 руб.
Услуги ответчиком в полном объеме не оплачены, задолженность составляет 3 139 722,76 руб.
С целью досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием оплатить, образовавшуюся задолженность.
Отсутствие оплаты задолженности со стороны ответчика послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, рассматривая исковые требования, правомерно руководствовался следующими нормами права.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В материалы дела представлен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 53/111/0001200 от 02.10.2018, который является договором возмездного оказания услуг и регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 "Возмездное оказание услуг" Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 N 641".
Договор не признан недействительным и является заключенным в установленном законом порядке.
Статья 779 ГК РФ предусматривает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Предметом договора возмездного оказания услуг является совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу статей 779, 781 ГК РФ услуга в качестве предмета договора неотделима от процесса ее оказания и потребляется в процессе исполнения договора возмездного оказания услуг, следовательно, услуги могут не иметь материального результата, который можно было бы сдать или принять, в то же время оплате подлежат фактически оказанные услуги.
При возмездном оказании услуг заказчика интересует именно деятельность исполнителя, не приводящая непосредственно к созданию вещественного результата и связанная с совершением действий, не имеющих материального воплощения.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 18140/09 по делу NА56-59822/2008.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 ГК РФ, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).
При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг").
Согласно нормам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО в период с 12.08.2018 по 30.09.2019 подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Истцом произведен расчет задолженности в сумме 3 139 722,76 руб.
Ответчик, с расчетом задолженности не согласился, указал, что он является неверным, поскольку между собственниками жилых помещений и региональным оператором были заключены прямые договора.
Суд первой инстанции, проверяя указанный довод, исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в МКД вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией.
В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в МКД, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
При отсутствии даты в протоколе общего собрания собственников прямой договор действует с даты получения документов истцом.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей.
Однако такие последствия в отношении ресурсоснабжающей организации возникают только в случае реализации соответствующего решения в порядке, установленном этой же нормой права, а именно, в силу части 1 статьи 46 ЖК РФ копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части (не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Такой договор считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
По решению ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца.
Таким образом, протокол общего собрания собственников и их решения - юридически значимые документы, которые влекут юридические последствия.
Но такие последствия наступают для АО "Управление отходами" только в случае, если протокол и решения были ей направлены.
Возражая против доводов ответчика, истец пояснил, что протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, указанных в обращении, от 2016, 2017 года в нарушение требований действующего законодательства предоставлены в адрес Регионального оператора Саратовской области 18.03.2019 и не содержат информации о дате заключения собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором.
Рассмотрев предоставленные документы, истец уведомил ответчика о заключении в строгом соответствии с нормами действующего законодательства договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами со всеми собственниками помещений в указанных многоквартирных домах одновременно с 01.03.2019.
Ссылка ответчика, приведенная в апелляционной жалобе о том, что собственниками были приняты решения о переходе на прямые договоры, о чем региональный оператор был уведомлен в августе 2018 г. была предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонена судом в силу следующего.
Представленное ответчиком уведомление б/н от 14.08.2018 о наличии решения собственников помещений всех многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Умный дом" о прямых расчетах и начислениях за коммунальные услуги с приложением копий протоколов общих собраний, не содержит штампа организации АО "Управление отходами", а также данных о лице, получившем уведомление (ФИО). Истец факт получения уведомления 14.08.2018 отрицал.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности ответчиком факта направления уведомления о наличии решения собственников помещений всех многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Умный дом" о прямых расчетах и начислениях за коммунальные услуги с приложением копий протоколов общих собраний собственников помещений - 14.08.2018.
Следовательно, в силу пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ, с указанной даты АО "Управление отходами" является исполнителем услуг по обращению ТКО в отношении потребителей коммунальных услуг (собственников помещений) в многоквартирных домах, расположенных по указанным адресам.
С 01.03.2019 собственники многоквартирных домов, расположенных по адресу: 10030, Саратовская обл., г. Саратов, ул. им. Батавина П.Ф., д. 14, 410035, Саратовская обл., Саратов г, им. Батавина П.Ф. ул., дом N 18, 410035, Саратовская обл, Саратов г, им. Батавина П.Ф. ул., дом N 19, 410035, Саратовская обл., Саратов г, Им. Гришаева В.И. ул., дом N 4, 410007, Саратовская обл., Саратов г., им Еремина Б.Н. ул., дом N 9, 410051, Саратовская обл., Саратов г., им Зыбина П.М. ул., дом N 10, 410035, Саратовская обл., Саратов г., им. Мысникова Ю.А. ул., дом N 10, 410035, Саратовская обл., Саратов г, им. Мысникова Ю.А. ул., дом N 4, 410035, Саратовская обл., Саратов г., им. Мысникова Ю.А. ул., дом N 6, 410035, Саратовская обл., Саратов г., им. Мысникова Ю.А. ул., дом N 8, 410035, Саратовская обл., Саратов г, им Тархова С.Ф. ул., дом N 43 410035, Саратовская обл., Саратов г, им Тархова С.Ф. ул., дом N 45, переведены на прямые договоры с истцом.
В отношении объекта, расположенного по адресу: 410035, Саратовская обл., Саратов г., им. Батавина П.Ф. ул., дом N 16, начисления производились до 01.10.2019.
АО "Управление отходами" своевременно реализовало такой переход после получения уведомления с подтверждающими документами со стороны общества.
Порядок определения объемов оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении многоквартирных домов регулируется Жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные часть 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, получающая плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, обязана осуществлять расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05 февраля 2018 года N 47.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на одну расчетную единицу для населенных пунктов с численностью населения 100 тыс. человек и более составляет:
|
Наименование категории объектов |
Расчетная единица |
Годовой норматив накопления, м3/год |
Годовой норматив накопления, кг/год |
1 |
Жилой фонд |
|||
1.1 |
Многоквартирные дома |
1 проживающий (собственник) |
2,4 (с учетом крупногабаритных отходов) |
288,0 (с учетом крупногабаритных отходов) |
1 м2 общей площади |
0,08 (с учетом крупногабаритных отходов) |
9,6 (с учетом крупногабаритных отходов) |
Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 31 июля 2018 года N 420-П "Об определении размера платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в жилом помещении на территории Саратовской области" регламентировано, что на территории Саратовской области размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах определять исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 9(2) Приложения N 2 "Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. (далее по тексту Правила N354) закрепляет, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к Правилам.
Так, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(2):
1 1 12
где: Si- общая площадь i-ro жилого помещения;
- норматив накопления твердых коммунальных отходов; T отх- цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пункт 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные часть 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 1 утвержден постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31 июля 2018 года N 28/1 (Опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" www.g-64.ru 1 августа 2018 года).
Таким образом, федеральным законодателем определена формула расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей физических лиц, проживающих в многоквартирных домах.
Истцом произведен расчет задолженности за период с 12.08.2018 г. по 30.09.2019 г. на сумму 3 139 722,76 руб.
Между тем, с учетом корректировки площади многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, исходя из представленных копий технических паспортов зданий, суд первой инстанции произвел перерасчет задолженности, который составил 3 135 203,07 руб.
Ответчиком доказательств оплаты задолженности в материалы дела не представлено. Как и не представлено доказательств неверного начисления задолженности.
В качестве доказательства оказания услуг в материалы дела представлены универсально-передаточные документы (счета).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Частью 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ перечислены обязательные реквизиты для первичных учетных документов.
Универсальный передаточный документ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", является новым комплексным документом, содержащим обязательные реквизиты, перечисленные в статье 9 Закона N 402-ФЗ, что придает ему статус первичного документа - как счета-фактуры, так и акта выполненных работ (приема-передачи товара, оказанных услуг). Универсальные передаточные документы, содержат не только требование об оплате, но и сведения об объеме оказанных услуг (переданного товара, выполненных работ).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что универсально-передаточные документы, содержат в себе элементы как счета-фактуры, так и акта выполненных работ (приема-передачи товара, оказанных услуг).
Отсутствие двухстороннего акта выполненных услуг (УПД) не является безусловным основанием для вывода о том, что предусмотренные договором услуги фактически не оказывались.
При этом письменных заявлений об отказе от получения услуг (пользования ими) от ответчика не поступало, услуги фактически были оказаны и, следовательно, по общему правилу должны быть оплачены с учетом возмездного характера отношений сторон.
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона N 2105, договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, (далее - ТКО), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N1156), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в 4 соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Согласно п. 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Как следует из разъяснений п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", если сторона приняла от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердила действие договора, она не вправе недобросовестно ссылаться на то, что договор является незаключенным (пункт 3 статьи 432 ГК РФ).
Например, если работы (услуги) выполнены до согласования всех существенных условий договора подряда, но впоследствии сданы подрядчиком и приняты заказчиком, то к отношениям сторон подлежат применению правила о подряде (возмездном оказании услуг) и между ними возникают соответствующие обязательства.
Аналогичный подход содержится в п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными".
По общему правилу, оферта должна содержать существенные условия договора, а также выражать намерение лица, сделавшего предложение (оферента), считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (абзац второй пункта 1 статьи 432, пункт 1 статьи 435 ГК РФ) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
Факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО за спорный период и факт наличие у ответчика задолженности по их оплате подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
При таких обстоятельствах, поскольку обязательство в рамках фактически оказанных и принятых услуг по их оплате ответчиком не исполнено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование истца о взыскании
С ООО "Умный дом" задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 12.08.2018 по 30.09.2019 г. в размере 3 135 203,07 руб. подлежит удовлетворению, в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований следует отказать.
Фактически доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда, правильно установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Представленные в материалы дела доказательства судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, мотивированы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 мая 2021 года по делу N А57-12667/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н. В. Савенкова |
Судьи |
Т. Н. Телегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12667/2020
Истец: АО "Управление отходами" в лице Регионального оператора СО
Ответчик: ООО "Умный Дом"
Третье лицо: Сало Владимир Иванович, Государственная жилищная инспекция Саратовской области