г. Владивосток |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А51-17798/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Горбачевой,
судей В.В. Верещагиной, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Микрорайона им. Блюхера",
апелляционное производство N 05АП-4147/2021
на решение от 26.05.2021
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-17798/2020 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго"
к товариществу собственников жилья "Микрорайона им. Блюхера"
о взыскании 90 242 рублей 18 копеек,
при участии: стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - истец, предприятие, КГУП "Примтеплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о взыскании с товарищества собственников жилья "Микрорайона им. Блюхера" (далее - ответчик, ТСЖ "Микрорайон им. Блюхера", апеллянт) 105 565 рублей 91 копейку задолженности за водоотведение и поставленную холодную воду, используемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за период с марта по сентябрь 2020 года (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 12.11.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 АПК РФ. Определением от 23.12.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением суда первой инстанции от 26.05.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме, с чем не согласилось ТСЖ "Микрорайон им. Блюхера", обратившись с жалобой в Пятый арбитражный апелляционной суд. Доводы жалобы сводятся к оспариванию выводов суда о возможности потребления коммунальных ресурсов (ХВС и водоотведения) при содержании общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ТСЖ. По мнению апеллянта, в технических паспортах на спорные многоквартирные дома отсутствуют сведения о наличии водоразборных устройств, санитарно-технического оборудования в местах общего пользования, и специальных приемных устройств для приема сточных вод на общедомовые нужны в подвальных помещениях, что исключает возможность потребления соответствующих услуг на общедомовые нужды.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу истец приводит доводы о несостоятельности правовой позиции ответчика, полагает решение вынесенным законно и обоснованно, просит рассмотреть дело в отсутствии его представителя.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания стороны, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Повторно исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта в силу следующего.
В отсутствие подписанного сторонами в виде единого документа договора о приобретении коммунального ресурса истец, являющийся организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в период с марта по сентябрь 2020 года (уточненный период) оказывал услуги по водоотведению и поставке холодной воды, в отношении многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, в том числе и на общедомовые нужды.
Направленный предприятием 16.09.2019 в адрес ответчика проект договора холодного водоснабжения и водоотведения для содержания общего имущества в МКД N 25-пКМ/ХВ-ОДН-291-2019, последним не подписан.
На оплату поставленного коммунального ресурса в виде холодной воды и оказанной услуги по водоотведению, используемых в целях содержания общего имущества в МКД в период с марта по сентябрь 2020 года истец предъявил ответчику счета-фактуры: от 31.03.2020 N 1105/0001088 на сумму 14 898 рублей 68 копеек, от 30.04.2020 N 1105/0001438 на сумму 14 898 рублей 68 копеек, от 31.05.2020 N 1105/0001475 на сумму 14 898 рублей 68 копеек, от 30.06.2020 N 1105/0001842 на сумму 14 898 рублей 68 копеек, от 31.07.2020 N 1105/0002486 на сумму 15 323 рублей 73 копеек, от 31.08.2020 N 1105/0002555 на сумму 15 323 рублей 73 копеек.
Поскольку оплата по указанным счетам-фактурам товариществом не осуществлена, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском с соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства, пришел к выводу о доказанности факта оказания истцом услуг и поставки ресурса в полном объеме, наличия на стороне ответчика задолженности по их оплате в заявленном размере, ввиду чего, отклонив возражения ответчика, удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции признает выводы суда первой инстанции обоснованными, а доводы апеллянта подлежащими отклонению в силу следующего.
Согласно положениям пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Соответственно, между сторонами сложились отношения по энергоснабжению, правовое регулирование которых помимо прочих законов и нормативно - правовых актов производится в соответствии с нормами § 6 главы 30 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения. Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Положениями статей 779, 781 ГК РФ установлена обязанность заказчика оплатить фактически оказанные услуги.
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Учитывая положения статьи 539 ГК РФ во взаимосвязи со статьей 161 ЖК РФ и пунктом 8 Правил N 354, ответчик является исполнителем коммунальных услуг, в обязанности которого входит приобретение у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов.
В этой связи отсутствие между сторонами надлежащим образом оформленного договора на водоснабжение и водоотведение не освобождает ответчика от оплаты фактически поставленных ресурсов и оказанных услуг.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", норм ЖК РФ, с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией, последняя автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Данная правовая позиция сформулирована в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений не освобождает потребителя от оплаты стоимости коммунального ресурса.
Факт нахождения спорных домов в управлении ответчика подтвержден представленными доказательствами, и ответчиком не опровергнут.
Оспаривая решение суда, заявитель указывает, что конструктивные особенности части многоквартирных домов не предусматривают возможности потребления холодной воды и водоотведения для ОДН ввиду отсутствия устройств для водоразбора (кранов) и канализационных труб.
Рассмотрев указанные доводы апеллянта, судебная коллегия признает их подлежащими отклонению ввиду следующего.
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Законодательство, регулирующее вопросы оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме, исходит из того, что ввиду конструктивных особенностей многоквартирных домов собственники жилых и нежилых помещений, находящихся в этих домах, по общему правилу, основанном на самом факте нахождения помещений в едином здании с общим фундаментом, стенами, инженерными сетями и т.п., объективно пользуются не только своими помещениями, но и общим имуществом дома. Как следствие, такие собственники потребляют и коммунальные услуги в целях содержания общего имущества и должны их оплатить в порядке, указанном в Правилах N 354.
Таким образом, отсутствие водоразборных устройств в местах общего пользования не является основанием для неприменения начисления платы на общедомовые нужды.
Вопреки доводам апеллянта, сведения, содержащиеся в технических паспортах спорных МКД, не доказывают отсутствие технической возможности потребления ответчиком коммунального ресурса для ОДН.
Акты обследования многоквартирного дома на предмет наличия факта потребления холодной воды и водоотведения для нужд дома от 01.12.2020, от 03.12.2020, от 04.12.2020, от 07.12.2020, от 08.12.2020, от 09.12.2020, от 10.12.2020 (т. 1, л.д.30-45) не доказывают отсутствие инженерных систем ХВС в местах общего пользования, и не содержат сведений о том, что ввод инженерной системы ХВС произведен через жилое помещение МКД.
Более того, указанные акты, составленные ответчиком в отсутствии представителя истца, подтверждают, что спорные дома подключены к центральной системе холодного водоснабжения и водоотведения. Благоустройство дома и инженерно-техническое оснащение дома (внутридомовые инженерные системы ХВС) позволяют использовать ресурс ХВС для жилых, нежилых помещений и мест общего пользования. Внутридомовая система ХВС оборудована контрольным вентилем для присоединения контрольно-измерительных приборов.
В этой связи основания для вывода о невозможности потребления ХВС и водоотведения на общедомовые нужды у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Факт оказания услуг по водоотведению и поставки в спорный период холодной воды в многоквартирные дома, находящиеся в управлении товарищества, ответчиком не оспаривается. Претензий по качеству коммунальных ресурсов от ответчика в адрес истца не заявлено.
Из представленных истцом расчетов стоимости предъявленного ресурса и оказанной услуги следует, что начисления стоимости ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, произведено истцом по нормативам потребления ХВС и водоотведение на содержание общего имущества, которые установлены постановлением департамента по тарифам Приморского края от 19.12.2018 N 69/1.
В соответствии с пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее также - Правила N 306) нормативом потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме является определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Пунктом 29 Правил N 306 также определено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Из вышеприведенных норм Правил N 306 следует, что при установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества регулирующий орган учитывает объемы таких ресурсов, необходимые для выполнения нормативно установленного перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения содержания общего имущества.
Постановлением Правительства от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего состояния общего имущества в многоквартирном доме (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 18 Перечня для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего) в многоквартирных домах проводится промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; очистка и промывка водонапорных баков; промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Соответственно, выполнение перечня работ, необходимых для надлежащего содержания систем ХВС, свидетельствует о необходимом расходе ресурсов для целей содержания общего имущества в МКД.
Согласно пункту 23 Минимального перечня услуг и работ ответчик как управляющая организация, обязан выполнять работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе:
- сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;
- влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;
- мытье окон.
Данные работы ответчик осуществляет за счет коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества.
Таким образом, вопреки позиции ответчика, ссылающегося на отсутствие выведенных кранов для забора холодной воды и канализационных труб, действующее законодательство в жилищно-коммунальной сфере не связывает факт потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в многоквартирном доме с такими конструктивными особенностями многоквартирных домов, как наличие или отсутствие выпускных кранов.
Указанное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в апелляционном Определении от 20.02.2019 N 75-АПГ18-14.
Расчет стоимости потребленного ресурса на сумму 105 565 рублей 91 копеек произведен истцом верно.
Поскольку доказательств оплаты указанной задолженности ответчик в материалы дела не представил суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об удовлетворении требований истца в заявленном размере.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.05.2021 по делу N А51-17798/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Н. Горбачева |
Судьи |
В.В. Верещагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-17798/2020
Истец: ГУП КРАЕВОЕ "ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: ТСЖ "Микрорайона им.Блюхера"