город Ростов-на-Дону |
|
26 июля 2021 г. |
дело N А32-6366/2021 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Филимонова С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.04.2021 по делу N А32-6366/2021
по заявлению акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт"
к Краснодарской таможне
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Туапсинский морской торговый порт" (далее - общество, АО "ТМТП") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Краснодарской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 10.02.2021 по делу об административном правонарушении N 10309000-2816/2020 о привлечении общества к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 23.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ТМТП" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что арбитражный суд не применил Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318. Проверка товара происходит по соответствию наименования и количества грузовых мест - паллет, указанных в товаросопроводительных документах, содержащих разрешительную отметку таможенного органа, без перевеса товара, так как проведение перевеса груза может привести к ухудшению качества товара, удорожанию погрузо-разгрузочных работ и падению объема перевалки. Сведения относительно весовых и количественных характеристик перемещаемого товара в отчете по форме ДО-1, изначально предоставленные таможенному органу, взяты АО "ТМТП" из прошедших предварительную проверку таможенным постом товаросопроводительных документов - "САRGO MANIFEST" с отметкой "ГРУЗ ТАМОЖЕННЫЙ РАЗГРУЗКА В ЗТК АО ТМТП РАЗРЕШЕНА". Иными сведениями о поступившем и выгружаемом грузе АО "ТМТП" на 19.12.2020 - на момент предоставления отчета по форме ДО-1, АО "ТМТП" не располагало. При вскрытии рефрижераторов и таможенном досмотре товаров, количество паллет, указанное в товаросопроводительных документах и ранее сообщенных таможенному органу, совпало с фактическим их количеством. Расхождения имеют место только в фактическом весе товара, который АО "ТМТП" не могло знать. До прохождения фитосанитарного контроля взвешивание груза не допускается. С учетом указанных требований Приказа N 444 после получения сведений о результатах таможенного досмотра, специалистами группы таможенного оформления дирекции по коммерческой работе АО "ТМТП" уточненная отчетность, в виде коммерческих актов, представлялась в Туапсинский таможенный пост в течение шести часов с момента их оформления.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в зону деятельности Туапсинского таможенного поста Краснодарской таможни, находящегося по адресу: 352800, Россия, Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Гагарина д. 25, в адрес общества с ограниченной ответственностью "Новофреш" (далее - ООО "Новофреш") на теплоходе "GARAKAC" по товаротранспортным документам: коносамент от 17.12.2020 N 202048 и манифест от 17.12.2020 из Турции поступили товары двух наименований:
товар N 1 - "мандарины свежие" в количестве 18 паллет, вес брутто 16 002 кг;
товар N 2 - "лимоны свежие" в количестве 8 паллет, вес брутто 7 112 кг.
Отправитель - фирма "СЕКОК GIDA SANAYI VE TICARET ANONIM SIRKETI DERI ORGANIZE SANAYI BOLGESI VIDALA SOKAK N0:1 TUZLMSTANBUL/TURKEY".
Указанные товары 18.12.2020 были помещены на временное хранение в постоянную зону таможенного контроля N 1 АО "ТМТП".
Обществом с ограниченной ответственностью "Универсальный экспедитор" (далее - ООО "Универсальный экспедитор") в лице представителя агента 18.12.2020 на указанные товары были поданы документы для помещения товаров на временное хранение в постоянную зону таможенного контроля N 1 (далее - ПЗТК N 1) АО "ТМТП". Документы были зарегистрированы с помощью программного средства КПС "Учет и контроль товаров на ВХ" 18.12.2020 в 23:00 (подтверждение о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение N 10309180/181220/0000430).
С теплохода "GARAKAC" 18.12.2020 на территорию ПЗТК N 1 АО "ТМТП" были перемещены товары - плодоовощная продукция весом брутто 1 853 758 кг, в том числе товары по коносаменту от 17.12.2020 N 202048: товар N 1 - "мандарины свежие" в количестве 18 паллет, вес брутто 16 002 кг; товар N 2 - "лимоны свежие" в количестве 8 паллет, вес брутто 7 112 кг, прибывшие из порта Самсун (Турция) в неопломбированном рефрижераторе 14915.
Инженером группы АО "ТМТП" 19.12.2020 была сформирована и подана на Туапсинский таможенный пост Краснодарской таможни через программное средство КПС "Учет и контроль товаров на ВХ" отчетность по форме ДО-1 N 0000391 от 19.12.2020.
19.12.2020 в 18 часов 17 минут должностным лицом таможенного органа в программном средстве КПС "Учет и контроль товаров на ВХ" отчетность по форме ДО-1 N 0000391 от 19.12.2020 по коносаменту от 17.12.2020 N 202048 была зарегистрирована.
Новороссийским таможенным постом (центром электронного декларирования) Новороссийской таможни 22.12.2020 зарегистрирована декларация на товары (далее - ДТ) N 10317120/221220/0116657.
В соответствии с профилем риска (далее - ПР) указанным постом инициировано проведение таможенного досмотра в отношении товаров - "мандарины свежие", "лимоны свежие".
По результатам проведенного таможенного досмотра и полного взвешивания таможенного досмотра и полного взвешивания представленной товарной партии (АТД N 10309180/231220/000969, время проведения с 12:50 23 декабря 2020 г. до 20:20 23 декабря 2020 г.) было выявлено наличие товаров двух наименований: товар N 1 - "мандарины свежие" в количестве 18 паллет, товар N 2 - "лимоны свежие" в количестве 8 паллет.
Фактический вес брутто товара N 2 - "лимоны свежие" составил 7 370 кг. В ДТ N 10317120/221220/0116657 по товару N 2 - "лимоны свежие" (т/х "GARAKAC", коносамент от 17.12.2020 N 202048, получатель ООО "Новофреш") в графе 31 ДТ декларантом заявлен общий вес брутто с поддонами 7 112 кг в соответствии с вышеуказанным коносаментом.
Следовательно, по результатам таможенного досмотра установлено, что фактический вес брутто ввезенного товара - "лимоны свежие", заявленного в ДТ N 10317120/221220/0116657, больше на 258 кг.
В связи с выявленным правонарушением уполномоченным лицом Туапсинского таможенного поста Краснодарской таможни в отношении АО "ТМТП" составлен протокол об административном правонарушении от 28.01.2021 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 10.02.2021 общество привлечено к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В силу статьи 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза от 29.05.2019 (далее - ТК ЕАЭС) временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии со статьей 99 ТК ЕАЭС, местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Места временного хранения являются зоной таможенного контроля.
Согласно статье 414 ТК ЕАЭС, владелец склада временного хранения, в том числе, обязан вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Пунктом 5 статьи 90 Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289) предусмотрено, что на лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров, возлагаются обязанности, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 92 настоящего Федерального закона для получателя товаров при осуществлении временного хранения товаров на складе получателя, в частности обязанность представлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении.
Приказом ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 18.03.2019 N 444 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности", (далее - Порядок N 444), действующего с 19.05.2019 и по настоящее время, устанавливает порядок представления документов и сведений таможенному органу при помещении товаров на склад временного хранения (иное место временного хранения товаров), порядок помещения (выдачи) товаров на склады временного хранения и иные места временного хранения товаров, предназначенные для временного хранения товаров, условия и порядок выдачи разрешения на временное хранение товаров в иных местах временного хранения, форму и порядок представления в таможенный орган владельцем склада временного хранения (иного места временного хранения товаров) отчетности о товарах, находящихся на временном хранении.
Пункт 5 приложения N 1 Порядка N 444, указывает, что фактическое размещение товаров на складе врменного хранения (далее - СВХ) (в ином месте временного хранения) производится после получения уполномоченным лицом подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
Пунктом 2 приложения N 5 Порядка N 444, предусмотрено, что лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 приложения N 4 Порядок N 444 к настоящему приказу, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует иное место временного хранения товаров, отчеты об их хранении в электронном виде по определенным формам (ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение).
Отчетность по форме ДО-1 подразумевает обязательное отражение сведений о дате и времени помещения на склад, наименование и код товара, его складской номер, количество грузовых мест, весовые характеристики, валютную стоимость.
На основании пункта 5 приложения N 5 Порядка, сведения о количестве мест и (или) весе товаров, подлежащие указанию в отчете по форме ДО-1, формируются на основании информации, полученной при приеме товаров на хранение.
В соответствии со статьей 92 Федерального закона N 289-ФЗ, пунктом 5 приложения 1 Порядка, обязанность представлять документы отчета таможенному органу возложена на лиц, осуществляющих временное хранение товаров в ином месте временного хранения, только в отношении фактически размещенных на временное хранение товаров.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судом, АО "ТМТП" представило в таможенный орган отчетность по форме ДО-1 N 0000391 от 19.12.2020, содержащую недостоверные сведения о весовых характеристиках товара при помещении товаров на временное хранение, что свидетельствует о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения АО "ТМТП" административного правонарушения подтверждается копией коммерческого акта от 24.12.2020 N 97, копией акта таможенного досмотра N 10309180/231220/000969, копией грузового манифеста от 17.12.2020, копией коносамента от 17.12.2020 N 202048, иными доказательствами, представленными в материалы дела.
АО "ТМТП" имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок представления в таможенный орган отчетности по форме ДО-1, но не проявило должной степени заботливости и осмотрительности при данном факте, которые оно должно было и могло предпринять.
Указанное обстоятельство явилось причиной того, что общество представило в таможенный орган отчетность по форме ДО-1 N 0000391, содержащую недостоверные сведения о весе товара, которые указаны в коносаменте, при помещении товаров на временное хранение путем представления ДО-1.
Будучи профессиональным участником таможенных правоотношений, АО "ТМТП" не могло не знать об установленных для него таможенным законодательством таможенного союза требованиях. В целях реализации своей обязанности по ведению учета хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлению в подразделение таможенного органа отчетности об их хранении, общество должно было и могло принять исчерпывающие меры в части проверки достоверности сведений, вносимых в документ отчетности по форме ДО-1.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод общества о том, что проверка товара происходит по информации, содержащейся в товаросопроводительных документах, без перевеса товара, так как проведение перевеса груза может привести к ухудшению качества товара, удорожанию погрузо-разгрузочных работ и падению объема перевалки, как и довод о том, что АО "ТМТП" не могло знать фактический вес товара, отклоняются судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Общество включено в реестр владельцев складов временного хранения, у него имеются надлежащие условия и возможности для определения фактического веса товара. Между тем, при принятии спорного товара на хранение заявитель не проверил возможную противоречивость документов и фактических характеристик товара, в то время как такая возможность у заявителя имелась.
Общество имело возможность представить в таможенный орган отчетность по форме ДО-1 в отношении фактически размещенных на временное хранение товаров, после их принятия.
Являясь обязанным в соответствии со статьей 92 Федерального закона N 289-ФЗ представлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении, общество не предприняло необходимых мер, направленных на заявление в отчетности об их хранении по форме ДО-1 достоверных сведений о весовых характеристиках товара.
АО "Туапсинский морской торговый порт" в нарушение статьи 18 ТК ЕАЭС, пункта 5 приложения 1 приказа ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 18.03.2019 N 444 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности", статьи 92 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", совершено административное правонарушение - представление в таможенный орган отчетности ДО-1 N 0000391 от 19.12.2020 содержащей недостоверные сведения о весовых характеристиках товара, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного права. Правонарушение посягает на установленный в сфере таможенного регулирования порядок таможенного декларирования и контроля ввозимых и вывозимых товаров.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к возложенным на него обязанностям.
Основания для отмены решения суда от 23.04.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании части 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2021 по делу N А32-6366/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6366/2021
Истец: АО "Туапсинский морской торговый порт"
Ответчик: Краснодарская таможня