г. Саратов |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А57-18184/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.? .
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н. В. Савенковой,
судейТ. Н. Телегиной, В. Б. Шалкина,
при ведении протокола судебного заседания секретаремсудебного заседания Е. А. Паниной,
при участии в судебном заседании:
- директора общества с ограниченной ответственностью "Покровсктрансгаз", Шагиахметовой Ольги Александровны, лично, паспорт РФ обозревался,
- иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Покровсктрансгаз"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 мая 2021 года по делу N А57-18184/2020,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Комфорт Строй Дом", г. Энгельс, Саратовская область, (ОГРН 1196451026760, ИНН 6449095802),
к обществу с ограниченной ответственностью "Покровсктрансгаз", г. Энгельс, Саратовская область, (ОГРН 1126449001656, ИНН 6449064635),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Управление домами", Комитет жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального, Администрация Энгельсского муниципального образования, г. Энгельс, Саратовская область, акционерное общество "Газпром газораспределение Саратовская область", г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "Трансгазсервис", г. Энгельс, Саратовская область,
об обязании заключить соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Комфорт Строй Дом" (далее по тексту ООО "Комфорт Строй Дом", истец) с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела в порядке ст. 49 АПК РФ, к Обществу с ограниченной ответственностью "Покровсктрансгаз"(далее по тексту ООО "Покровсктрансгаз", ответчик) об обязании заключить соглашение об аварийно-диспетчерском соглашении на условиях проекта соглашения N 1-АДО в редакции "Комфорт Строй Дом" в отношении объектов и внутридомового газового оборудования, согласно приложению N 1 к Соглашению N 1-АДО.
Определениями Арбитражного суда Саратовской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены - ООО "Управление домами", Комитет жилищно-коммунального хозяйства, топливноэнергетического комплекса, транспорта и связи Администрации Энегельсского муниципального, Администрация Энгельсского муниципального образования, АО "Газпром газораспределение Саратовская область", ООО " Трансгазсервис".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28 мая 2021 года по делу N А57-18184/2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Покровсктрансгаз" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое в результате неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Апеллянт в обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что при вынесении решения судом не учтено, что ООО "Комфорт Строй Дом" не является специализированной организацией соответствующей требованиям Правил пользования газом, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 410, что лишает его права требовать от ответчика заключения соглашения.
На момент подачи уведомления в ГЖИ, истец не осуществлял деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, так как сам указал дату начала такой деятельности - 16.12.2020 г.
С даты заключения договора с ООО "Управление домами" - 12.12.2019 года и до даты вынесения решения суда, у истца в штате не имелось квалифицированных сотрудников с профильным образованием работы по ВДГО он выполнять не мог.
Ответчик не вправе отказать в заключении соглашения только специализированным организациям, однако таковой истец не является.
Кроме того, суд оставил без внимания, что у ООО "Управление домами" имелся не расторгнутый договор ВДГО с ООО "Трансгазсервис", а Правила N 410 не предусматривают наличие и одновременное исполнение двух договоров на одни и те же объекты разными специализированными организациями.
В порядке статьи 262 АПК РФ от ООО "Управление домами" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель ООО "Покровсктрансгаз" в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права (пункт 10 раздела "Разрешение споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". Судебная коллегия по гражданским делам. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2015 года N 1 (2015)).
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12.12.2019 года между ООО "Комфорт Строй Дом" (Исполнитель) и ООО "Управление домами" (Заказчик) заключен договор N 1/ТО-ВДГО, согласно п. 1.1. которого Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования, а также аварийно-диспетчерскому обеспечению (далее - работы) по Объектам, указанным в Приложении N1 к настоящему Договору, а Заказчик обязуется принимать выполненные работы и оплачивать их.
Перечень внутридомового газового оборудования, обслуживаемого по Договору, предусмотрен в Приложении N 1 к Договору.
ООО "Комфорт Строй Дом" является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, что подтверждается реестром организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на территории Саратовской области, размещенном на официальном интернетпортале Правительства Саратовской области (https:saratov.gov.ru/gov/auth/zhilinspec/), и не имеет в своем составе аварийно-диспетчерской службы (АДС); в то же время, такая служба имеется у ООО "Покровсктрансгаз", являющейся газораспределительной организацией.
12.05.2020 года ООО "Комфорт Строй Дом" направило в адрес ООО "Покровсктрансгаз" письмо за исх.N 5 с требованием о заключении соглашения об осуществлении последним аварийно-диспетчерского обеспечения с приложением проекта соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении N 1-АДО.
Не получив акцепт, ООО "Комфорт Строй Дом" обратилось в арбитражный суд с иском о понуждении ООО "Покровсктрансгаз" к заключению соглашения об аварийнодиспетчерском соглашении на условиях проекта соглашения N 1-АДО в редакции "Комфорт Строй Дом" в отношении объектов и внутридомового газового оборудования, согласно приложению N 1 к Соглашению N 1-АДО.
Возражая против удовлетворения требований истца, ответчик указал на наличие заключенного между ООО "Покровсктрансгаз" и ООО "Трансгазсервис" соглашения N 384 от 21 августа 2018 года об осуществлении аварийнодиспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования тех же объектов, срок действия которого истекает 20 августа 2021 года. По мнению ответчика действующее законодательство РФ не предусматривает наличие и одновременное исполнение двух договоров (на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования, аварийно-диспетчерское обеспечение (ТО ВДГО) на обслуживание одних и те же объектов, разными специализированными организациями.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции на основании совокупной оценки представленных сторонами доказательств, руководствуясь ст. 161 ЖК РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В результате анализа материалов дела судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, считает его основанным на тщательном исследовании представленных сторонами доказательств, правильном применении норм права.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере.
Право на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов гарантировано заинтересованному лицу положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии его реализации и обеспечение эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор на техническое обслуживание, ремонт внутридомового газового оборудования, о понуждении к заключению которого просил истец, согласно положениям статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации признается публичным договором.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии определена также в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с абз. 3 пункта 5 Правил N 491 в состав общего имущества жилого дома включаются: внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), в соответствии с ч. 2 ст. 8 которого, утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральной программы газификации в Российской Федерации, правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядка доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядка использования газа в качестве топлива, перечня потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Во исполнение требований Закона о газоснабжении Правительство Российской Федерации постановлением от 14.05.2013 N 410 утвердило Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее Правила N 410).
Данные Правила N 410 устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2017 N 1091 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", пункт 7 Правил N 410 изложен в новой редакции.
Устанавливая порядок пользования газом, Правила N 410 предусматривают оказание комплекса работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО/ВКГО; аварийнодиспетчерскому обеспечению; техническому диагностированию ВДГО/ВКГО; замене оборудования (пункт 2).
Раздел II Правил N 410, регулируя вопросы организации безопасного использования и содержания ВДГО/ВКГО, в пункте 7 определяет порядок организации аварийно-диспетчерского обеспечения, согласно которому аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, предусмотренного пунктами 48 - 53 названных Правил, и (или) требования об уведомлении заказчика о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, предусмотренного пунктом 81 Правил.
Для локализации аварий на внутридомовом и (или) внутриквартирном газовом оборудовании при необходимости привлекаются сотрудники полиции и (или) сотрудники подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (абзац 2 пункта 7 Правил N 410).
Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами (абзац 3 пункта 7 Правил N 410).
Согласно абз. 4 п. 7 Правил N 410 специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией, заключившей договор (договоры) о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с заказчиком (заказчиками), в заключении соглашения (абзац 6 пункта 7 Правил N 410).
Из указанных положений Закона N 69-ФЗ и Правил N 410 следует, что газораспределительную организацию возможно понудить к заключению соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, не являющейся газораспределительной организацией.
Данное правовое регулирование осуществлено Правительством Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными законодательством о газоснабжении, учитывает специфику процесса газоснабжения и не может рассматриваться как ограничивающее конкуренцию в сфере услуг по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (решение Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2018 N АКПИ18- 1084).
Таким образом, пункт 7 Правил N 410 определяет порядок организации аварийно-диспетчерского обеспечения, которое является комплексом мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, и направлено на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Пунктом 6 Правил N 410 определено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном данными Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем (пункт 16 Правил N 410).
Пунктом 21 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, установлена обязанность организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, по выполнению работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме.
Из совокупного содержания вышеприведенных норм права следует, что ООО "Управление домами", как управляющая организация, обязано создавать условия для безопасного газоснабжения, а исполнение данной обязанности возможно только путем проведения текущего обслуживания внутридомового газового оборудования и его содержания, реализуемого посредством соответствующих договоров со специализированными организациями.
Во исполнение возложенной на управляющую организацию обязанности, между истцом и ООО "Управление домами" заключен договор N 1/ТО-ВДГО на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования.
Указанный договор в установленном законом порядке не оспорен, недействительным не признан.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании пункта 2 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (пункт 1 статьи 426 Кодекса).
В пункте 4 статьи 445 Кодекса установлено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Определяя особенности предоставления коммунальной услуги газоснабжения потребителей по централизованной сети газоснабжения, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354, в пункте 131 предусматривают, что газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам.
Доводы апеллянта о том, что ООО "Комфорт Строй Дом" не является специализированной организацией, соответствующей требованиям Правил N 410 и в штате у нее не имеется квалифицированных сотрудников с профильным образованием, судом апелляционной инстанции отклоняются, как противоречащие установленным по делу обстоятельствам и нормам права.
Абзац четвертый пункта 7 Правил N 410 определяет взаимоотношения специализированной организации по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с газораспределительной организацией по осуществлению аварийно-диспетчерского обеспечения.
Соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заключается, специализированной организацией, не являющейся газораспределительной организацией и не имеющей в своем составе аварийно-диспетчерской службы, при безусловном наличии такой службы у газораспределительной организации. Именно поэтому газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации в заключении соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения.
При этом в силу абзаца шестого пункта 7 Правил газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в заключении соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения, каких-либо выплат указанные нормы не предусматривают.
Указанная правовая позиции соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в решении от 19.12.2018 N АКПИ18-1084.
В связи с изложенным, отказ ответчика от заключения с истцом соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования правомерно признан судом первой инстанции необоснованным.
Кроме того, соглашение об аварийно-диспетчерском обслуживании само по себе не предусматривает оказание ООО "Покровсктрансгаз" услуг ООО "Комфорт Строй Дом", поскольку аварийно-диспетчерское обслуживание предусматривает комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования ВДГО/ВКГО, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (пункт 2 Правил N 410).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы фактически условия спорного соглашения направлены на обеспечение ООО "Покровсктрансгаз", как газораспределительной организацией, безопасных условий жизнедеятельности граждан, проживающих в многоквартирном доме; ООО "Комфорт Строй Дом" не является выгодоприобретателем по условиям заключаемого соглашения, в рамках договорных отношений с управляющей компанией названное общество не получает плату за осуществление аварийно-диспетчерского обслуживания от управляющей компании либо от собственников помещений многоквартирного дома.
То, что ООО "Покровсктрансгаз" является газораспределительной организацией ответчиком не оспаривается, следовательно, в силу вышеприведенных правовых норм ответчик обязан осуществлять аварийно-диспетчерское обслуживание в силу закона.
Кроме того, в пункте 2 Правил N 410 определено, что под аварийно-диспетчерским обеспечением понимается комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования ВДГО и ВКГО, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Абзацем 14 пункта 2 Правил N 410 установлено, что техническое обслуживание ВДГО включает в себя работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.
При этом согласно пункту 4 Правил N 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение входят в комплекс работ (услуг) по безопасному использованию и содержанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Таким образом, из анализа положений названных Правил в их совокупности следует, что работы по аварийно-диспетчерскому обслуживанию сами по себе не являются предметом оборота на рынке содержания и обслуживания газового оборудования, а являются составной частью комплекса работ (услуг) по безопасному использованию и содержанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, а согласно подпункту "б" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" плата за аварийно-диспетчерское обеспечение включается в тариф на услуги газораспределительных организаций по транспортировке газа.
Ссылка ООО "Покровсктрансгаз" на то, что у ООО "Управление домами" имеется не расторгнутый договор ВДГО с ООО "Трансгазсервис", а Правила N 410 не предусматривают наличие и одновременное исполнение двух договоров на одни и те же объекты разными специализированными организациями, основана на ошибочном понимании норм права.
Вопреки данным доводам, Правила N 410 не содержат такого законодательного запрета.
Учитывая вышеизложенное, а также совокупность представленных в материалы дела доказательств, суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы арбитражный суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо мотивированных возражений относительно выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, а лишь выражают ничем немотивированное несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Представленные в материалы дела доказательства судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, мотивированы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
В апелляционной жалобе отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять на правильность принятого судебного акта.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 мая 2021 года по делу N А57-18184/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Савенкова |
Судьи |
Т. Н. Телегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-18184/2020
Истец: ООО Комфорт Строй Дом
Ответчик: ООО "Покровсктрансгаз"
Третье лицо: Администрация Энгельского муниципального образования, АО " Газпром газораспределение Саратовской области", Комитет ЖКХ, топливно- энергетического комплекса , транспорта и свзяи Администрации Энгельсского МО, ООО " Трансгазсервис", ООО " Управление домами"