г. Вологда |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А05-14309/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 июля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Мурахиной Н.В. и Селивановой Ю.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Никольский" Селяниновой В.В. по доверенности от 01.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 апреля 2021 года по делу N А05-14309/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Никольский" (ОГРН 1112932005207, ИНН 2902071885; адрес: 164500, Архангельская область, город Северодвинск, улица Серго Орджоникидзе, дом 12, квартира 46; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; далее - администрация) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 17.12.2020 N 043/81-17/14028 по объекту "Здание торгово-офисного назначения", расположенного на земельном участке по адресу: г.Архангельск, пр.Никольский, дом 32; об обязании администрации в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о выдаче заявителю разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Здание торгово-офисного назначения", расположенного на земельном участке по адресу: г. Архангельск, пр.Никольский, дом 32, строительство которого осуществлялось на основании выданного администрацией разрешения на строительство N RU 29301000-331-2018 (взамен разрешения на строительство N RU 29301000-310-2016).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01 апреля 2021 года заявленные требования удовлетворены, на администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - в 10-дневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу повторно рассмотреть вопрос о выдаче обществу разрешение на ввод в эксплуатацию объекта "Здание торгово-офисного назначения", а также с администрации в пользу общества взыскано 3 000 руб. расходов по государственной пошлине.
Администрация с таким решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, указывает на правомерность отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по указанным в администрацией основаниям.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается в материалах дела, 11.04.2013 на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Архангельской области от 08.04.2013 N 447-р обществом заключен договор аренды земельного участка N 4/136с с Министерством имущественных отношений Архангельской области для строительства здания торгово-офисного назначения на пересечении пр.Никольского и ул.Краснофлотской сроком на три года.
23.04.2014 распоряжением мэра города Архангельска N 1224р утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного в Соломбальском территориальном округе г.Архангельска на пересечении пр.Никольского и ул.Краснофлотской, для размещения здания торгово-офисного назначения.
19.05.2016 земельный участок площадью 1323 кв.м с кадастровым номером 29:22:022546:38, категория земель - земли населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, в Соломбальском территориальном округе г. Архангельска, по пр. Никольскому и ул. Краснофлотской предоставлен в аренду заявителю по договору аренды от 19.05.2016 N 4/159(с) на три года с даты его подписания для завершения строительства здания торгово-офисного назначения.
17.05.2018 администрацией заявителю выдано разрешение на строительство N RU29301000-331-2018 (взамен разрешения на строительство от 14.03.2016 N RU29301000-310-2016) объекта - "Здание торгово-офисного назначения" на земельном участке с кадастровым номером 29:22:022546:38 в кадастровом квартале 29:22:022546 со сроком действия до 21.05.2020.
01.02.2019 постановлением администрации N 152 объекту присвоен адрес: проспект Никольский, дом 32.
27.03.2019 обществом с ограниченной ответственностью "Базис" (подрядчик, далее - ООО "Базис") и заявителем подписан акт КС-11 приемки законченного строительством объекта.
15.05.2019 приказом директора департамента градостроительства администрации N 64 в разрешение на строительство от 17.05.2018 NN RU29301000-331-2018 внесены изменения в части технико-экономических показателей общей площади объекта (356,2 кв.м), в части объема (2192,0 куб.м), в части площади застройки (217,5 кв.м).
27.03.2020 ООО "Базис" и заявитель подписали акт о соответствии параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
20.04.2020 рабочей комиссией в составе представителей администрации Соломбальского территориального округа г.Архангельска, общества и подрядчика подписан акт приемки благоустройства здания в Соломбальском территориальном округе, пересечение пр.Никольский и ул.Краснофлотская после подписания главным архитектором муниципального образования "Город Архангельск" справки о выполнении работ по благоустройству и озеленению территории сдаваемого объекта и обязательств застройщика, предусмотренных решением об отводе участка и выдано заключение о полном выполнении работ по благоустройству и озеленению территории в объеме, предусмотренном проектно-сметной документацией, выполнении обязательств в соответствии с условиями об отводе земельного участка без замечаний и предложений.
Общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Здание торгово-офисного назначения".
Уведомлением от 17.12.2020 N 043/81-17/14028 администрация отказала в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Не согласившись с указанным отказом в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме, признав отказ администрации не соответствующим закону и нарушающим права общества.
Апелляционный суд не может согласиться с обжалуемым судебным актом по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 55 ГрК РФ).
В силу части 4.1 статьи 55 названного Кодекса для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 названной статьи документы.
В пункте 1 части 3 статьи 55 ГрК РФ в числе обязательных документов необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, указаны правоустанавливающие документы на земельный участок.
Частью 5 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что орган, выдавший разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 6 статьи 55 данного Кодекса предусмотрены основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к которым относятся:
1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства;
5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка градостроительным регламентом.
Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке (часть 8 статьи 55 ГрК РФ).
В данном случае общество в качестве правоустанавливающих документов ссылается на договор аренды земельного участка от 19.05.2016 N 4/159(с), который прекратил свое действие 19.05.2019.
В уведомлении администрации от 17.12.2020 N 043/81-17/14028 в качестве основания для отказа в выдаче заявителю разрешения на ввод спорного объекта в эксплуатацию указано на истечение срока действия названного договора.
Вопреки доводам заявителя и суда первой инстанции, отсутствие у общества правоустанавливающего документа на земельный участок является с учетом положений пункта 1 части 3 статьи 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Анализ судом первой инстанции первоначально заключенного обществом (арендатор) и администрацией (арендодатель) в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:22:022546:38 договора аренды земельного участка от 11.04.2013 N 4/136с не свидетельствует об обоснованности требований заявителя.
Так, по условиям указанного договора обществу в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 29:22:022546:38 в целях строительства здания торгово-офисного назначения на срок 3 года, то есть до 11.04.2016.
В связи с истечением срока действия данного договора аренды и на основании пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 21.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) обществом с министерством имущественных отношений Архангельской области заключен договор от 19.05.2016 N 4/159(с) для завершения строительства здания торгово-офисного назначения на срок 3 года с даты подписания договора.
Срок действия указанного договора на момент обращения общества в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта истек.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российский Федерации (далее - ЗК РФ) по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах. Исключительные случаи, при которых договор аренды публичного земельного участка может быть заключен без проведения торгов, приведены в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ, а также в пункте 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
В частности, согласно пункту 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Таким образом, правило, закрепленное в пункте 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, предполагает однократность заключения договора аренды земельного участка для завершения строительства и предоставление в аренду земельного участка сроком не более чем на три года. Повторное предоставление земельного участка в аренду для завершения строительства, либо продление срока действия договора аренды земельного участка положения пункта 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ не предусматривают.
В данном случае обществом указанное право реализовано при заключении договора от 19.05.2016.
Апелляционный суд считает, что в рамках рассматриваемого дела не имеет правового значения факт использования обществом земельного участка после истечения срока договора аренды.
В силу пункта 610 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается.
Кроме того, нормы статьи 39.6 ЗК РФ в редакции, вступившей в силу с 01.03.2015, не предусматривают возможности продления договора аренды земельного участка, а указывают на возможность заключения нового договора, и предусмотренные названной нормой основания для заключения нового договора без торгов отсутствуют.
Вопреки доводам заявителя, достаточных доказательств фактического завершения строительства в период действия договора от 19.05.2016 в материалах дела не имеется. Так, в частности, акт приемки благоустройства объекта составлен 20.04.2020, при этом акт содержит указание на выполнение работ с 16.03.2020 по 20.04.2020.
Таким образом, поскольку на момент обращения общества за выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию у заявителя отсутствовали правоустанавливающие документы на земельный участок под объектом, отказ администрации в выдаче такого разрешения соответствует ГрК РФ.
Ввиду изложенного сама по себе недоказанность администрацией представленными в материалы дела документами второго примененного ею основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию: несоответствие места расположения объекта капитального строительства градостроительному плану RU29301000-1159, утвержденному распоряжением мэра города Архангельска от 23.04.2014 N 1224р, не является достаточным мотивом удовлетворения требований заявителя.
Ссылки общества на судебную практику подлежат отклонению, поскольку по соответствующему спору судами установлены иные фактические обстоятельства, не соответствующие настоящему делу.
При таких обстоятельствах совокупность установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований общества у суда первой инстанции не имелось.
Ввиду изложенного, обжалуемое решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 апреля 2021 года по делу N А05-14309/2020 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Никольский" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-14309/2020
Истец: ООО "Никольский"
Ответчик: администрация муниципального образования "Город Архангельск"