город Воронеж |
|
16 апреля 2024 г. |
Дело N А36-9822/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ООО "СМУ-5": Гаевский Н.М.- представитель по доверенности N 3 от 15.01.2024, сроком действия до 31.12.2024, предъявлен паспорт, диплом;
от УФАС по Липецкой области: Ролдугина Т.Н.- представитель по доверенности N 6 от 10.01.2024, сроком действия до 31.12.2024, предъявлен паспорт;
от Администрация городского поселения г.Задонска Задонского муниципального района Липецкой области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от МКУ "Центр компетенций в сфере бухгалтерского учета и муниципального заказа "Задонского муниципального района": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СМУ-5" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.01.2024 по делу N А36-9822/2023, рассмотренному по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СМУ-5" (ОГРН: 1204800003616, ИНН: 4824099443) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (ОГРН: 1024840864432, ИНН: 4826018513) N 048/10/99-851/2023 от 19.10.2023,
третьи лица: Администрация городского поселения г.Задонска Задонского муниципального района Липецкой области РФ (ИНН 4816007350), Муниципальная казенное учреждение "Центр компетенций в сфере бухгалтерского учета и муниципального заказа "Задонского муниципального района" (ИНН 4808003176),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СМУ-5" (далее - Общество, ООО "СМУ-5") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - Липецкое УФАС России, антимонопольный орган) о N 048/10/99-851/2023 от 19.10.2023.
Дело рассматривалось при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации городского поселения г.Задонска Задонского муниципального района Липецкой области (далее - Администрация) и Муниципальное казенное учреждение "Центр компетенций в сфере бухгалтерского учета и муниципального заказа "Задонского муниципального района" (далее - МКУ "ЦК БУ и МЗ").
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 17.01.2024 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "СМУ-5" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что действия комиссии УФАС в части признания заявки Общества соответствующей требованиям аукционной документации противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Считает, что незаконное бездействие комиссии и признание Общества победителем торгов повлекло за собой незаконное заключение контракта, впоследствии расторгнутого заказчиком в одностороннем порядке, что повлекло к материальному ущербу общества.
Судебное заседание проходило с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция).
К материалам дела приобщены дополнение к апелляционной жалобе, поступившие от ООО "СМУ-5", а также отзыв на апелляционную жалобу поступивший от УФАС по Липецкой области.
В судебном заседании представитель ООО "СМУ-5" поддержали апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель УФАС по Липецкой области просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация и МКУ "ЦК БУ и МЗ" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения спора извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
10.03.2023 МКУ "ЦК БУ и МЗ" проведены торги в форме электронного аукциона N 0846600001923000037.
Муниципальный заказчик - Администрация городского поселения г.Задонска.
Объект закупки: благоустройство территории вдоль русла реки Тешевка в г.Задонске.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено дополнительное требование к участникам в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 о наличии следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень документов, представляемых участниками для подтверждения соответствия установленному заказчиком дополнительному требованию определен с учетом пунктов 1,2,3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки".
На участие в аукционе было подано 3 заявки.
Для участия в рассматриваемом электронном аукционе участниками представлены следующие договоры (контракты) в качестве подтверждения соответствия установленному дополнительному требованию:
ООО "Альфа": контракт с администрацией городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района на выполнение работ по благоустройству набережной реки Матыра в городе Грязи на участке от ЦК до пляжа для нужд городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (заключен в соответствии с Законом о контрактной системе);
ООО "МФ Липецк": договор с ОАО трест "Липецкстрой" на строительство сетей водопровода и теплосети;
ООО "СМУ-5": договор с ООО "Мегаполис" на строительство индивидуального жилого дома.
Заявка с присвоенным номером 158 была отклонена решением комиссии по результатам рассмотрения. Заявки с присвоенными номерами 21 и 23 были признаны соответствующими.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.03.2023 победителем электронного аукциона признан заявитель - ООО "СМУ-5"
По результатам аукциона между Администрацией городского поселения г.Задонска и ООО "СМУ-5" был заключен муниципальный контракт 22.03.2023 N 6 на благоустройство территории вдоль русла реки Тешевка в г.Задонске.
13.10.2023 Липецким УФАС России издан приказ N 464/23 о проведении внеплановой проверки на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении Администрации городского поселения г.Задонска (заказчик) и МКУ "ЦК БУ и МЗ" (организатор торгов) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории вдоль русла реки Тешевка в г.Задонске.
Основанием для проведения проверки явилось поступление из администрации Президента Российской Федерации в ФАС России заявления ООО "СМУ-5".
В заявлении ООО "СМУ-5" указано, что комиссия организатора торгов при подведении итогов аукциона допустила нарушения пунктов 1, 2, 3, 8 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Закона о контрактной системе, поскольку не проверила достоверность представленной им самим же информации об опыте выполнения работ, в результате чего не обоснованно признала победителем аукциона ООО "СМУ-5", нарушила тем самым публичные интересы и интересы участника N 23.
Необходимые документы в отношении ООО "СМУ-5" на тот момент были размещены на электронной площадке неизвестным лицом еще до вступления действующего директора в должность. При подаче заявки на участие в торгах обществом указанные документы не представлялись в качестве приложения к заявке на участие в закупке. ООО "СМУ-5" узнало о том, что на электронной площадке были размещены недостоверные сведения, подтверждающие опыт работ.
Аукционная комиссия не проверила информацию и документы об опыте выполнения работ ООО "СМУ-5", а ограничилась только информацией и документами, которые поступили с электронной площадки.
По результатам проведения внеплановой проверки комиссией Липецкого УФАС России принято решение N 048/10/99-851/2023 от 23.10.2023, которым в действиях Администрации городского поселения г.Задонска и МКУ "ЦК БУ и МЗ" не установлено нарушений Закона о контрактной системе.
ООО "СМУ-5", считая, незаконным решение комиссии Липецкого УФАС России N 048/10/99-851/2023 от 19.10.2023, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено названным Законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, если иное не предусмотрено этим Законом.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного Закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Закона.
В силу пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно п.8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе заявка отклоняется в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (пункт 3 части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
В силу ст.10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Сторона лишается права ссылаться на возражения в отношении ранее совершенных действий и сделок, а также принятых решений, если поведение свидетельствовало о его действительности.
В извещении о проведении электронного аукциона определен перечень документов, представляемых участниками для подтверждения соответствия установленному заказчиком дополнительному требованию.
ООО "СМУ-5" представило для участия в закупке документацию подтверждающую опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства: копию договора от 10.11.2021 на строительство индивидуального жилого дома (коттеджа), заключенного с ООО "Мегаполис"; копию акта приемки объекта капитального строительства; копию акта о приемке выполненных работ; копию справки о стоимости выполненных работ и затрат; копия локальной сметы; письмо ООО "СМУ-5" о том, что разрешение на ввод объекта капитальною строительства в эксплуатацию не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства.
Комиссия Управления обосновано пришла к выводу, о том что при проведении аукциона Администрацией не были нарушены нормы Закона о контрактной системы.
Поскольку документы для участия в электронном аукционе были представлены самим Обществом, основания полагать, что указанные документы были составлены формально, без фактических подрядных правоотношений, у антимонопольного органа отсутствовали.
УФАС по Липецкой области пришел к правомерному выводу о том, что на момент рассмотрения заявок у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали основания усомниться в достоверности представленных самим ООО "СМУ-5" сведений.
Электронная площадка - сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме), а также закупки, осуществляемые в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона ( п. 17 ч. 1 ст. 3 Закона о контактной системе).
Оператор электронной площадки - непубличное хозяйственное общество, которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов электронных площадок (п. 18 ч. 1 ст. 3 Закона о контактной системе).
Оператор специализированной электронной площадки - российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов специализированных электронных площадок (п. 20 ч. 1 ст. 3 Закона о контактной системе).
Согласно статье 4 Закона о контактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи обеспечивает:
формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;
использование усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - усиленная электронная подпись) для подписания электронных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
иные информацию и документы, формирование и размещение которых в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Как следует из статьи 5 Закона о контактной системе в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Указанные заявки и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при исполнении контрактов, должны быть подписаны усиленной электронной подписью. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, обмен электронными документами осуществляется с использованием единой информационной системы.
При формировании и размещении информации и документов в единой информационной системе, на электронной площадке, специализированной электронной площадке, а также при составлении документов в соответствии с настоящим Федеральным законом применяются единые формы документов. Требования к указанным формам, порядок формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе, на электронной площадке, специализированной электронной площадке устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о контактной системе)
В силу ст. 24.2 Закона о контактной системе регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок.
Операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в единой информационной системе, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке. Данная аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия электронной площадки с единой информационной системой и иными государственными информационными системами в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с частью 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона. При аккредитации оператор электронной площадки не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию.
Оператор электронной площадки осуществляет ведение реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Участие участника закупки в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, подписание участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с использованием единой информационной системы, электронной площадки, специализированной электронной площадки предусмотренных настоящим Федеральным законом информации и документов допускаются после регистрации в единой информационной системе и аккредитации соответственно на электронной площадке, специализированной электронной площадке в соответствии с настоящей статьей.
В целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частями 12 и 12.1 настоящей статьи информации и документов, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие информация и документы, принимает решение.
Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляет участнику закупки уведомление о размещении или об отказе в размещении информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в течение одного часа с момента принятия решения, предусмотренного частью 13 настоящей статьи. В случае, если принято решение об отказе в размещении, такое уведомление должно содержать обоснование принятого решения.
Ответственность за недостоверность информации и (или) документов, направленных оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки в соответствии с настоящей статьей, за несоответствие указанных информации и (или) документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, за действия, совершенные на основании указанных информации и (или) документов, несет участник закупки.
Принимая во внимание приведенные нормы права, устанавливающие принципы, требования и ответственность, суд критически оценивает доводы о том, что документы и информация оператору электронной площадки предоставлены неизвестным лицом, а не лицом, имеющим право подписи соответствующих документов от имени и в интересах СМУ-5. Надлежащих доказательств этому не представлено.
Таким образом, оснований полагать, что Общество помимо его воли оказалось участником торгов, у суда не имеется.
Кроме того, применительно к Закону N 44-ФЗ, законным интересом участия в торгах может быть признана единственная цель - признание победителем и заключение контракта.
В связи с чем, ни решение УФАС по Липецкой области, ни решение комиссии не противоречат Закону и не нарушают интересов ООО "СМУ-5".
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.01.2024 по делу N А36-9822/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "СМУ-5" (ОГРН: 1204800003616, ИНН: 4824099443) справку на возврат из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, уплаченной по платежному поручению N 54 от 14.02.2024.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-9822/2023
Истец: ООО "СМУ-5"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
Третье лицо: Администрация городского поселения г. Задонска Задонского муниципального района Липецкой области, Муниципальное казенное учреждение "Центр компетенций в сфере бухгалтерского учета и муниципального заказа" Задонского муниципального района