г. Санкт-Петербург |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А56-67905/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Тимухиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смирновой В.С.,
при участии:
от истца: представитель Васильев И.В., на основании доверенности от 18.12.2020,
от ответчиков: 1. представитель Гуль-Балановская Н.А., на основании доверенности, 2. представитель не явился, извещен,
от 3-их лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер13АП-15694/2021) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2021 по делу N А56-67905/2020, принятое по иску:
истец: Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (адрес: Россия, 190000, Санкт-Петербург, улица Малая Морская, дом 12, литера А, ОГРН: 1027810310274, Дата присвоения ОГРН: 11.12.2002, ИНН: 7830001028)
ответчики: 1. Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (адрес: Россия, 195027, Санкт-Петербург, улица Тарасова, 8, 1, ОГРН: 1037816003917, Дата присвоения ОГРН: 21.01.2003, ИНН: 7806051469); 2. Местная Администрация внутригородского МО Санкт-Петербурга муниципальный округ Большая Охта (адрес: Россия, 195027, Санкт-Петербург, улица Тарасова, 9, ОГРН: 1057813202765, Дата присвоения ОГРН: 19.12.2005, ИНН: 7806328287)
третьи лица: 1. Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга (адрес: Россия, 195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, дом 50, литер А, ОГРН: 1027804200236, Дата присвоения ОГРН: 24.12.2002, ИНН: 7806042263); 2. Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга (адрес: Россия, 191144, Санкт-Петербург, улица Новгородская, дом 20, литер А, помещение 2-Н, кабинет 6074, ОГРН: 1037843011931, Дата присвоения ОГРН: 21.01.2003, ИНН: 7825363978); 3. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (адрес: Россия, 191144, Санкт-Петербург, улица Новгородская, дом 20, литер А, помещение 2-Н, ОГРН: 1027809244561, Дата присвоения ОГРН: 17.12.2002, ИНН: 7832000076)
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (далее - Агентство) об обязании устранить препятствия в осуществлении права хозяйственного ведения тепловой сети с кадастровым номером 78:11:0000000:3327 путем выноса/демонтажа контейнерной площадки и бетонных ограждений, расположенных на земельном участке N 6 (юго-западнее дома 26, литера А по Синявинской улице) с кадастровым номером 78:11:0006057:5705 из границ охранной зоны тепловой сети.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Местная администрация внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Большая Охта (далее - Администрация).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга и Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Решением от 28.03.2021 суд обязал Агентство устранить препятствия в осуществлении права хозяйственного ведения тепловой сети (кадастровый номер 78:11:0000000:3327) путем выноса/демонтажа контейнерной площадки и бетонных ограждений, расположенных на земельном участке N 6 (юго-западнее дома 26, литера А по Синявинской улице) с кадастровым номером 78:11:0006057:5705 из границ охранной зоны тепловой сети; в удовлетворении исковых требований к Администрации отказал.
Агентство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, считая решение незаконным, принятым с нарушением норм материального права.
В судебном заседании Агентство поддержало доводы апелляционной жалобы, а Предприятие просило в ее удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Администрация направила отзыв, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, также заявила ходатайство об отложении судебного заседания.
Рассмотрев указанное ходатайство, апелляционный суд считает его не подлежащим удовлетворению, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 158 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в хозяйственное ведение Предприятия на основании распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 25.09.2018 N 1933-рз передан объект - тепловая сеть протяженностью 31 484 м по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Большая Охта (далее - тепловая сеть). Тепловая сеть была учтена в бухгалтерском учете Предприятия приказом от 29.12.2019 N 973.
Тепловая сеть проходит, в том числе по земельному участку N 6 (юго-западнее дома 26, литера А по Синявинской улице) с кадастровым номером 78:11:0006057:5705 (далее также участок).
Тепловая сеть поставлена на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 78:11:0000000:3327.
Проведенным 15.08.2018 обследованием земельного участка Предприятием установлен факт нарушения охранной зоны тепловых сетей, зафиксированный актом осмотра территории от 15.08.2018, согласно которому в границах охранной зоны тепловой сети находится контейнерная площадка и бетонные ограждения.
Агентству направлено предписание от 15.08.2019 об освобождении охранной зоны тепловой сети, неисполнение которого явилось основанием для обращения с настоящим исковым заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, письменных пояснений сторон, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из разъяснений, приведенных в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение, либо имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Таким образом, правом на негаторный иск обладает собственник, который владеет вещью, но лишен возможности пользоваться и (или) распоряжаться ею.
Негаторный иск может быть удовлетворен при доказанности совокупности следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности или иного права, предусмотренного статьей 305 ГК РФ, наличие препятствий в осуществлении этого права, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно ответчиком чинятся препятствия в осуществлении истцом правомочий по пользованию и распоряжению имуществом. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
К зонам с особыми условиями использования территорий, среди прочих, отнесены охранные зоны тепловых сетей (статья 105 ЗК РФ).
При этом, основными целями установления зон с особыми условиями использования территории являются защита жизни и здоровья граждан, безопасная эксплуатация объектов энергетики (статья 104 ЗК РФ).
Пунктом 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-3.2000, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92, предусмотрено, что для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Согласно пунктам 1 - 3 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей" (далее - Правила N 197) охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики.
В силу пункта 4 Правил N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3-х метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети".
Пунктом 5 Правил N 197 предусмотрено, что в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие их ремонту, в том числе не допускается загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, возводить временные строения и заборы, устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.
Исходя из положений пункта 17 Правил N 197 работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.
Согласно пункту 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), в местах прокладки теплопроводов возведение строений, складирование не допускается. Расстояние от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети до сооружения определяется в соответствии со строительными нормами и правилами.
Указанный пункт Правил N 115 содержит общее правило, необходимое для соблюдения всеми организациями безотносительно к их статусу.
Приняв во внимание изложенные нормы права, установив, что размещение спорных объектов нарушает положения законодательства, регулирующего деятельность в зоне с особыми условиями использования территорий, суд пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, заявленного к Агентству.
Вопреки доводам подателя жалобы, оснований для удовлетворения требований, заявленных к Администрации, не имелось, поскольку контейнерная площадка до настоящего времени не входит в состав муниципального имущества, правовые основания по распоряжению указанным в исковом заявлении имуществом у органов местного самоуправления отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих указанные выводы суда первой инстанции, при таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2021 по делу N А56-67905/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-67905/2020
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: Местная Администрация внутригородского МО Санкт-Петербурга муниципальный округ Большая Охта, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛИЩНОЕ АГЕНТСТВО КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Третье лицо: Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Админитсрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, КОМИТЕТ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ И ИНЖЕНЕРНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ