г. Владивосток |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А59-421/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-3647/2021
на решение от 27.04.2021
судьи Ю.С. Учанина
по делу N А59-421/2021 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" (ОГРН 1027000862954, ИНН 7017005289)
к Агентству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (ОГРН 1206500007075, ИНН 6501312393)
третьи лица: публичное акционерное общество "Газпром" (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003), государственное казенное учреждение "Сахалинские лесничества" (ОГРН 1076504002486, ИНН 6503012451)
о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка лесного фонда, выраженного в письме от 22.01.2021 N 3.28-427/21,
при участии:
от ООО "Газпром Трансгаз Томск": Скиба М.С. по доверенности от 13.04.2018 сроком действия до 26.03.2023;
от Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, публичного акционерного общества "Газпром", государственного казенного учреждения "Сахалинские лесничества": не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным отказа Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - агентство) в выдаче разрешения на использование земельного участка лесного фонда, выраженного в письме от 22.01.2021 N 3.28-427/21. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать агентство выдать разрешение на использование земельного участка площадью 7227273 кв.м из земель лесного фонда Ногликского участкового лесничества, Катанглийского участкового лесничества в соответствии с прилагаемой схемой на срок с 18.01.2021 по 18.12.2021 для проведения капитального ремонта линейного объекта Газопровод БТК Киринское ГКМ - ГКС "Сахалин".
Определением суда от 10.02.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казённое учреждение "Сахалинские лесничества" (далее - третье лицо, ГКУ "Сахалинские лесничества") и публичное акционерное общество "Газпром" (далее - третье лицо, ПАО "Газпром").
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 27.04.2021 заявленные требования удовлетворены, и в целях восстановления нарушенного права на агентство возложена обязанность рассмотреть заявление общества с учетом содержания настоящего решения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, агентство обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. Данный порядок предоставления лесов конкретизирован вступившим в законную силу с 01.01.2021 Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434, утвердившем соответствующие правила использования лесов, по смыслу пункта 3 которых только леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда, могут быть предоставлены на основании разрешения на использование земель и земельных участков для капитального и текущего ремонта линейного объекта. Учитывая, что в спорной ситуации общество испрашивает разрешение в отношении лесного участка, агентство настаивает на законности и обоснованности оспариваемого отказа.
В судебном заседании представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.
ПАО "Газпром" по тексту представленного письменного отзыва также выразило несогласие с апелляционной жалобой уполномоченного органа, полагая, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.
Агентство и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ПАО "Газпром" письменно ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без их участия по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
ПАО "Газпром" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - газопровод БТК Киринского ГКМ-ГКС "Сахалин", назначение: нежилое, протяженность 145804 м, адрес (местонахождение) объекта: Сахалинская область, р-н Ногликский, муниципальное образование "Городской округ Ногликский", Ногликское участковое лесничество, Катанглийское участковое лесничество, кварталы 19, 33, 34, 39, 40, 46, 57, 73; Ногликское участковое лесничество, кварталы 6, 7, 23, 45, 46, 80, 81, 105, 106, 127, 128, 151, 179, 180, 190, 191, 192, 212, 231, 248, 262, 278, 289, 307, 323, 324, 339, 356, 357, 372, 373, 394, 395, 412, 433, 448, 452, 453, 467, 478, 480, 488, 489, 500, 501, 506, 512, 516, 520, 521, 524, 525, 528, 530; Чайвинское участковое лесничество кварталы 195, 196, 241, 233, 251, 277, 314, 337, 342, 346, 347, 350, 374, 375, 398, 399, 399, 400, 416, 420; Ногликский район, в четырех километрах западнее с. Вал.
Соответствующая запись о государственной регистрации N 65-65/001-65/001/065/2016-936/1 внесена в Единый государственный реестр недвижимости 27.12.2016, что подтверждается выпиской ЕГРН (том N 1 л.д. 18).
30.11.2020 между ПАО "Газпром" (арендодатель) и ООО "Газпром трансгаз Томск" (арендатор) заключен договор аренды имущества N 01/1600-Д-23/21, по условиям пункта 1.1 которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование принадлежащее ему на праве собственности имущество согласно прилагаемым перечням имущества (приложение N 1, приложение N 2 к настоящему договору) в состоянии, пригодном для его нормальной эксплуатации.
Имущество предоставляется арендатору для использования в целях обеспечения основных видов деятельности арендатора, определенных его уставом (пункт 1.2 договора).
Настоящий договор вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует по 20 октября 2021 г. (пункт 8.1 договора).
Приложениями N 1, N 2 к указанному договору его сторонами был определен перечень передаваемого в аренду имущества, введенного в эксплуатацию до 01.01.2002, и перечень передаваемого в аренду имущества, введенного в эксплуатацию после 01.01.2002 и реконструированного (модернизированного) после 01.01.2002.
14.01.2021 общество обратилось в агентство с заявлением о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной собственности, в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Цель использования лесного участка: проведение текущего ремонта линейного объекта "Газопровод БТК Киринского ГКМ - ГКС "Сахалин", площадь испрашиваемого земельного участка - 7227273 кв.м, местоположение: Сахалинская область, Ногликский р-н, Ногликское лесничество, Катанглийское участковое лесничество (часть 1), Ногликское участковое лесничество (часть 1), Чайвинское участковое лесничество. Категория земель: земли лесного фонда, срок использования: 18.01.2021 по 18.12.2021.
К заявлению общество приложило схему границ предполагаемой к использованию части земельного участка лесного фонда со списком координат характерных точек границ, выписку из ЕГРН в отношении объекта недвижимости и договор аренды имущества.
По результатам рассмотрения указанного обращения агентство пришло к выводу о наличии оснований для его возвращения заявителю, посчитав, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на основании разрешения без предоставления лесного участка на землях лесного фонда действующим законодательством не допускается. Данное решение было оформлено письмом от 22.01.2021 N 3.28-427/21.
Расценив указанное письмо в качестве отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка лесного фонда, и, полагая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое обжалуемым решением суда было удовлетворено.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции на основании следующего.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
При этом в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли лесного фонда входят в состав земель Российской Федерации.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (часть 1 статьи 45 ЛК РФ).
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 ЛК РФ).
В развитие указанной нормы права Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила N 434) и Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (далее - Перечень N 434).
Как установлено подпунктом "в" пункта 3 названного Перечня, вступившего в действие с 01.01.2021, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации, в том числе при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута в случаях капитального или текущего ремонта линейного объекта.
Аналогичные положения закреплены в статье 39.33 ЗК РФ, в силу подпункта 2 пункта 1 которой использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях капитального или текущего ремонта линейного объекта.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (пункт 2 статьи 39.33 ЗК РФ).
Указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства (пункт 4 статьи 39.33 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года.
Пунктом 2 Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 (далее - Правила N 1244), установлено, что заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 9 Правил N 1244 решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил;
б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации;
в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Таким образом, из системного толкования положений лесного и земельного законодательства следует возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе земель лесного фонда, без предоставления земельных участков и установления сервитута в целях капитального или текущего ремонта линейного объекта.
Из материалов дела усматривается, что общество, будучи арендатором линейного объекта (газопровода), обратилось в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка лесного фонда площадью 7227273 кв.м для проведения работ по текущему ремонту линейного объекта сроком с 18.01.2021 по 18.12.2021.
Принимая во внимание, что использование лесных участков (земельных участков лесного фонда) в целях капитального или текущего ремонта линейного объекта осуществляется без предоставления лесных участков на основании разрешений уполномоченного органа, а представленное заявление содержало все необходимые сведения и документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для выдачи испрашиваемого разрешения.
Соответственно оспариваемый отказ был принят агентством при отсутствии на то правовых оснований и в противоречие с действующим правовым регулированием.
Делая указанный вывод, апелляционная коллегия отмечает, что в соответствии с подпунктом 1.1.1 пункта 1.1 Положения об агентстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 08.12.2020 N 565, агентство является уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим на территории Сахалинской области предоставление государственных услуг и правоприменительные функции использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесных отношений).
Наряду с этим агентство является уполномоченным органом государственной власти Сахалинской области по осуществлению переданных функций Российской Федерации в области лесных отношений (подпункт 1.3.1 пункта 1.3 Положения).
К числу полномочий агентства, как органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений, отнесено владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Сахалинской области (подпункт 3.2.1.1 пункта 3.2.1 Положения).
Таким образом, агентство, осуществляя делегированную ему функцию по разрешению вопросов об использовании лесов и предоставлению прав на лесные участки, обладает достаточными полномочиями для выдачи испрашиваемого разрешения на использование лесного участка без его предоставления и установления сервитута в целях капитального (текущего) ремонта линейного объекта.
Между тем, как подтверждается материалами дела, оснований для реализации указанных полномочий уполномоченный орган не усмотрел, посчитав, что по смыслу пункта 3 Правил N 434 использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка на землях лесного фонда на основании разрешения не допускается.
Действительно, в соответствии с абзацем первым пункта 3 названных Правил лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статей 9 Лесного кодекса для строительства линейных объектов.
Указанное положение соотносится с нормой части 2 статьи 45 ЛК РФ, которая содержит аналогичное правило относительно предоставления лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства линейных объектов.
В тоже время, учитывая, что цель использования спорного лесного участка направлена на текущий ремонт газопровода, но никак не на его строительство, приведенное нормативное регулирование не относится к спорным отношениям.
С учетом изложенного следует признать, что оформление прав на лесные участки, необходимые для проведения капитального или текущего ремонта линейных объектов, не регулируется положениями статьи 9 ЛК РФ и, как следствие, не требует оформления соответствующих прав владения и пользования лесными участками.
В свою очередь абзацем вторым пункта 3 Правил N 434 определено, что леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда, предоставляются гражданам, юридическим лицам на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;
- в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции.
Данное положение имеет ссылки на требования Правил N 1244 и подпункты 1, 2 пункта 1 статьи 39.34 ЗК РФ, определяя правила предоставления лесов на землях нелесного фонда (земли населенных пунктов, земли обороны и безопасности, земли сельскохозяйственного назначения). То есть названным положением установлен упрощенный порядок использования лесов, находящихся на иных землях.
При таких обстоятельствах, учитывая, что общество испрашивает разрешение на использование лесных участков (земельных участков лесного фонда) в целях текущего ремонта линейного объекта, положения абзаца второго пункта 3 Правил N 434 к спорным отношениям также неприменимы.
В этой связи, следуя нормативным требованиям указанных Правил, суд апелляционной инстанции отклоняет утверждение заявителя жалобы о том, что пункт 3 Правил N 434, как самостоятельная структурная единица нормативного правового акта, устанавливает иное регулирование предоставления лесов для капитального и текущего ремонта линейного объекта в виде ограничения в предоставлении земель лесного фонда в испрашиваемых целях на основании разрешения.
В данном случае коллегия суда отмечает, что отсутствие в пункте 3 Правил N 434 положения о том, что использование лесов для капитального или текущего ремонта линейного объекта осуществляется на основании разрешений уполномоченных органов, а равно прямой ссылки на статьи 39.33, 39.34 ЗК РФ, не свидетельствует о том, что указанное использование действующим законодательством не допускается, поскольку такой вывод напрямую противоречит и статье 39.33 ЗК РФ, и пункту 3 Перечня N 434.
Таким образом, вопреки доводам жалобы действие пункта 3 Правил N 434 не ограничивает действие пункта 3 Перечня N 434, учитывая, что указанные нормативные правовые акты регулирует различные вопросы использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Указание заявителя жалобы в обоснование своей правовой позиции на разъяснения Минприроды России, изложенные в письме от 22.03.2021 N 16-29/7531, названных выводов апелляционной коллегии не отменяет.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда о том, что вопрос использования лесных участков при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, не требующего предоставления лесных участков и установления сервитута, публичного сервитута, напрямую урегулированный пунктом 3 Перечня N 434, не устанавливает иного регулирования, отличного от положений статьи 39.33 ЗК РФ.
Кроме того, учитывая, что в подпункт "в" пункта 3 названного Перечня включен непосредственно капитальный и текущий ремонт линейного объекта, что соотносится с положениями статей 39.33, 39.34 ЗК РФ, предусматривающих аналогичные правила использования земельных участков для капитального и текущего ремонта линейных объектов без их предоставления заинтересованным лицам и установления сервитута, судебная коллегия не усматривает оснований согласиться с утверждением заявителя жалобы о том, что действующим законодательством не допускается использование лесов в указанных целях на основании разрешения.
Доказательств наличия иных обстоятельств, препятствующих выдачи обществу испрашиваемого разрешения, агентство не представило, и судом при рассмотрении дела не установлено.
Принимая во внимание изложенное, коллегия суда считает, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Кроме того, учитывая обстоятельства настоящего спора и предмет заявленных требований, коллегия считает соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание агентства рассмотреть заявление общества о выдаче спорного разрешения с учетом выводов суда по настоящему делу.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Соответственно решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 33.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на агентство судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 27.04.2021 по делу N А59-421/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-421/2021
Истец: ООО "Газпром трансгаз Томск"
Ответчик: Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САХАЛИНСКИЕ ЛЕСНИЧЕСТВА", ПАО "ГАЗПРОМ"