г. Москва |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А40-64392/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Марковой Т.Т., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Роскомнадзора по ЦФО
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.05.2021 по делу N А40-64392/21
по заявлению Управления Роскомнадзора по ЦФО
к Некоммерческой организации фонда православного телевидения
о привлечении к административной ответственности
в присутствии:
от заявителя: |
Соломоненко В.А. по дов. от 11.01.2021; |
от заинтересованного лица: |
Кравченко Р.С. по дов. от 29.03.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Управление Роскомнадзора по ЦФО (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении Некоммерческой организации Фонда православного телевидения (далее - ответчик) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ на основании протокола от 25.02.2021 N АП-77/17/775.
Решением от 04.05.2021 Арбитражный суд г. Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с принятым судом решением, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу на основании Положения об Управлении, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 N 38, и Плана деятельности Управления, утвержденного приказом руководителя Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 01.12.2020 N 213, в период с 25.01.2021 по 12.02.2021 было проведено плановое систематическое наблюдение в отношении Некоммерческой организации Фонда православного телевидения.
Некоммерческая организация Фонда православного телевидения (Фонд православного телевидения), адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности: Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр.1, является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по телевизионному вещанию телеканала на основании лицензии от 25.01.2019 серия ТВ N 29650.
В ходе проведения планового мероприятия систематического наблюдения административным органом в отношении Фонда православного телевидения (выписка из реестра лицензии N 29650), проведенного на основании плана деятельности Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу в 2021 году, утвержденного приказом руководителя Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 01.12.2020 N 213, размещенного на Интернет - странице Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу Интернет-портала Роскомнадзора (http:77.rkn.gov.ru), были выявлены нарушения требований ст. 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ), пп. "а" п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1529 (далее - Положение N 1529) в части нарушения программной направленности телеканала или радиоканала.
В соответствии с п. "а" п. 4 Положения N 1529 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, является в том числе, соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала.
Согласно лицензии на осуществление телевизионного вещания от 25.01.2019 серия ТВ N 29650 Некоммерческая организация Фонд православного телевидения осуществляет вещание средства массовой информации - телеканала "Первый общественный православный телеканал "СПАС" (запись о регистрации от 11.01.2019 Эл N ФС 77-74808).
В обоснование заявления, Управление ссылается на то, что в ходе анализа записи эфира телеканала "Первый общественный православный телеканал "СПАС" за период с 25.01.2021 по 31.01.2021 выявлено нарушение лицензионного условия - соблюдение программной направленности телеканала: вещание общественно - просветительского направления (новости, репортажи о текущих событиях, спецрепортажи, программы о традициях, духовных и культурных ценностях, телеспектакли, документальные и художественные фильмы, программы разных жанров для детей, в том числе образовательные, передачи, освещающие спортивные события страны), в соответствии с приложением к Выписке из реестра по лицензии N 29650 (раздел I), должно составлять 61% от общего объема вещания.
По результатам мероприятия установлено, что вещание данного направления фактически составило 79,61%.
Вещание религиозного направления, (передача богослужений, специальные теологические беседы) в соответствии с приложением к Выписке из реестра по лицензии N 29650 (раздел I), должно составлять 39% от общего объема вещания, фактически по результатам мероприятия установлено, что вещание данного направления фактически составило 20,39%.
Учитывая изложенное, Управление считает, что ответчик не соблюдает программную концепцию вещания телеканала, чем допустил нарушение требований ст. 31 Закона о СМИ и пп. "а" п. 4 Положения N 1529, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В связи с вышеизложенным и на основании ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу в отношении Некоммерческой организации Фонда православного телевидения 25.02.2021 был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно отказал в привлечении к административной ответственности, ввиду непредставления административным органом надлежащих доказательств, подтверждающих вину ответчика.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образует осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Как верно установлено судом первой инстанции, административный орган указывает, что, вещатель за период с 25.01.2021 по 31.01.2021 не соблюдал программную концепцию вещания, указанную в Приложении N 1 к Лицензии Серия ТВ N 29650 от 25 января 2019 года, в части превышения необходимого процентного соотношения Общественно-просветительского направления вещания (79,61% вместо требуемого порогового значения 61%) и, соответственно, уменьшения необходимого процентного соотношения Религиозного направления вещания (20,39% вместо требуемого порогового значения 39%), то есть, по существу Президенту Фонда вменяется в вину отклонение от заявленной в лицензии нормы религиозной направленности вещания Телеканала "СПАС" в сторону уменьшения на 18,61% (разница между 79,61% и 61%, а также - между 20,39% и 39%).
Между тем, из материалов дела, не усматриваются четкие критерии (принципы) на основании которых было произведено разграничение вышедших в эфир в период проверки программ Телеканала "СПАС" на общественно-просветительские и религиозные.
Ссылка административного органа на акт систематического наблюдения от 12.02.21, запись эфиров с 25.01.2021 по 31.01.21, справка по результатам анализа записи эфиров с 25.01.2021 по 31.01.21 обоснованно отклонена судом перовой инстанции, поскольку из указанных документов очевидно не следует то каким образом произведен подсчет программ той или иной направленности.
При этом, вопреки доводам административного органа, ориентирующегося исключительно на название программ канала "СПАС", такой подход в полной мере не может свидетельствовать о нарушении направленности таких программ.
Иного какого-либо исследования административный орган не проводил, каких-либо доказательств не представил.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В данном случае факт административного правонарушения нельзя считать установленным, поскольку в материалах дела не содержится и Заявителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих вину Ответчика в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Отсутствие вины, равно как ее недоказанность, является одним из обстоятельств, исключающих возможность привлечения лица к административной ответственности ввиду отсутствия одного из элементов состава административного правонарушения, а именно - субъективной стороны.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих вину ответчика.
Таким образом, материалами дела в действиях ответчика не доказан состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола от 25.02.2021 N АП-77/17/775.
Доводы апелляционной жалобы суд исследовал, оценил, по мнению суда, они не могут повлиять на результат его рассмотрения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.05.2021 по делу N А40-64392/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-64392/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФОНД ПРАВОСЛАВНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ