г. Москва |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А40-242358/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
Ж.В.Поташовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.03.2021 по делу N А40-242358/20(21-1649)
по заявлению АО "Мостранссклад"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Петухова К.А. по дов. от 16.03.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "МОСТРАНССКЛАД" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете от 09.09.2020 г. N 77-0-1-71/3149/2020-484.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель заявителя возражал по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, АО "Мостранссклад" является собственником здания с кадастровым номером 77:02:0016009:1039, расположенного по адресу: Москва, ул. Красная Сосна, д 2, корп. 1, строен. 1.
02.06.2020 года заявитель обратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 77:02:0016009:1039.
09.09.2020 Управлением принято решение N 77-0-71/3149/2020-484 об отказе в государственном кадастровом учете ввиду не устранения причин, препятствующих проведению государственного кадастрового учета изменений.
Полагая, что решение Управления нарушает законные права и интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Как усматривается из материалов дела, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0016009:1039, расположенного по адресу г. Москва, ул. Красная Сосна д. 2 корп.1 строен. 1, Заявителем проводились работы по внутренней перепланировке, без изменения площади указанного объекта и соответствовали Постановлению Правительства Москвы от 27.08.2012 г. N 432-ПП "О видах, параметрах и характеристиках объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство, и видах работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство".
Уведомлением о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости N 77-0-1-71/3149/2020-484 от 09.06.2020 Управление приостановило осуществление кадастрового учета со ссылкой на нарушение заявителем п. 12 и п. 34 Требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утв. Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
Согласно пункту 6 Приказа Минэкономразвития N 90 от 01.03.2016 г. "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" площадь здания определяется по внутренней поверхности наружных стен.
Как установлено судом, при внутренней перепланировке площадь здания не изменилась. Монтаж и демонтаж перегородок не влияет на площадь здания, что указывает на отсутствие оснований для внесения изменений в площадь спорного объекта недвижимости.
Сведения о площади здания, планы этажей до перепланировки соответствуют актуальным сведениям ЕГРН. Данное обстоятельство заявитель подтвердил проектной документацией, представленной на осуществление государственного кадастрового учета по заявлению N 77-0-1-71/3235/2018-1793 от 02.11.2018 (для регистрации договора аренды между АО "Мостранссклад" и ООО "ФИРМА ОКВ").
Согласно пункту 12 Требований в состав технического плана, подготавливаемого в результате кадастровых работ в связи с созданием или образованием здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, изменением сведений о здании, сооружении, помещении, объекте незавершенного строительства, включается в том числе раздел об описании местоположения объекта недвижимости на земельном участке (кроме случая подготовки технического плана в отношении помещения).
Согласно пункту 10 Требований Раздел "Схема геодезических построений" не включается в состав технического плана в случае использования при выполнении кадастровых работ аналитического или картометрического метода определения координат характерных точек контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, а также в иных случаях, при которых для определения координат характерных точек контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства не требуется проводить измерения.
Поскольку измерение контура спорного здания не проводилось, а координаты здания не уточнялись, данные для подготовки поэтажных планов были взяты из ЕГРН, что не противоречит действующему законодательству.
Технический план был подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений ЕГРН об объекте недвижимости, поэтому в соответствии с п. 42 Требований заполнению подлежали строки раздела "Характеристики объекта недвижимости", содержащие новые значения соответствующих характеристик объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 51 Требований если поэтажные планы, являющиеся частью проектной документации, содержат не все необходимые для оформления плана этажей обозначения, поэтажные планы дополняются кадастровым инженером необходимыми обозначениями.
В представленном для государственного кадастрового учёта техническом плане разделы "Схема расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке" и "Чертеж контура объекта недвижимости (части объекта недвижимости)" подготовлены на основании сведений ЕГРН и включены в состав технического плана согласно пунктам 12 и 11 Требований соответственно. Раздел "Описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке" не заполнен, т.к. координаты поворотных точек контура Объекта работ не уточнены (сведения о погрешности отсутствуют), а программный комплекс "Технокад Экспресс" не позволяет заполнить данный раздел без указания погрешности координат.
С учетом изложенного требованиями действующего законодательства не предусмотрено обязательное внесение изменений в координаты здания при отсутствии изменения площади здания.
Указанные сведения были предоставлены Заявителем в техническом плане от 26.06.2020 г., представленном в качестве основания для государственного кадастрового учета в разделе "Заключение кадастрового инженера", который и был направлен в Управление 29.06.2020 в ответ на уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости N 77-0-1-71/3149/2020-484 от 09.06.2020.
Пунктом 34 Требований установлены требования раздела "Описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке", который заполняется в отношении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. В технический план включаются координаты характерных точек контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, который представляет замкнутую линию, образуемую проекцией внешних границ ограждающих конструкций такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли. Согласно указанному пункту местоположение характерных точек контура определяется кадастровым инженером.
С учетом изложенного суд пришел к верному выводу, что Заявитель вместе с заявлением о государственном кадастровом учёте (с учётом дополнений) представил технический план, полностью соответствующий Требованиям и иным нормативным актам.
Заявителем представлены исчерпывающие сведения и документы для проведения государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества.
При этом технический план не содержит ошибок/недочетов, которые бы сделали государственный кадастровый учет невозможным технически и/или незаконным.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что для осуществления кадастрового учета были предоставлены надлежащим образом оформленные и достаточные документы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, решение Управления от 09.09.2020 г. N 77-0-1-71/3149/2020-484 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета не имеет под собой правового основания.
Совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.03.2021 по делу N А40-242358/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-242358/2020
Истец: АО "МОСТРАНССКЛАД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ