г. Санкт-Петербург |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А21-4199/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Денисюк М.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: Кальницкая А.В. по доверенности от 09.01.2021 (онлайн)
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26897/2019) ИФНС России по г. Сургуту на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.08.2019 по делу А21-4199/2019, принятое
по заявлению ООО "Авиакомпания СКОЛ"
к ИФНС России по г. Сургуту Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
об оспаривании постановлений
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "СКОЛ" (ОГРН: 1028600589214, адрес: 236040, г. Калининград, пл. Победы, д. 10, пом. 19, оф. 518А; далее - ООО "Авиакомпания "СКОЛ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (адрес: 628402, Тюменская обл., г. Сургут, ул. Геологическая, д. 2; далее - налоговый орган, Инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконными и отмене вынесенных Инспекцией в отношении Общества постановлений от 21.03.2019 N 593, от 29.03.2019 N 597, от 29.03.2019 N 595 о привлечении ООО "Авиакомпания СКОЛ" к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 10.07.2019 дела N N А21-4199/2019, А21-4625/2019, А21-4628/2019 объединены в одно производство для совместного рассмотрения в рамках дела N А21-4199/2019.
Решением от 05.08.2019 суд первой инстанции признал незаконными и отменил вынесенные Инспекцией постановления от 21.03.2019 N 593, от 29.03.2019 N 597, от 29.03.2019 N 595 по делам об административных правонарушениях.
Не согласившись с решением суда, Инспекция обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, доказательств невозможности соблюдения Обществом требований валютного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которое оно не могло предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Налоговый орган указывает на то, что оплата Организацией Объединенных Наций (далее - ООН) на счет в банке "Banca Popalare di Vicenza" транспортных услуг обусловлена положениями чартерных соглашений. По мнению подателя жалобы, содержание чартерных соглашений свидетельствует, что Общество самостоятельно предоставило банковские реквизиты для оплаты оказанных услуг и имело возможность заключения чартерных соглашений в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). В дополнении к апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие его выводов позиции, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа по делам N А21-3908/2019, А21-2027/2019.
Определением апелляционного суда от 24.08.2020 производство по делу приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Северо-Западного округа кассационной жалобы по делу N А21-2026/2019.
18.06.2021 от Общества поступило ходатайство о возобновлении производства по делу.
Определением от 18.06.2021 апелляционный суд назначил вопрос о возбуждении производства по делу на 15-00 20.07.2021, стороны поставлены в известность о том, что в случае отсутствия возражений производство по делу будет возобновлено и дело рассмотрено по существу.
В судебном заседании 20.07.2021 произведена замена состава суда на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Производство по делу возобновлено в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, и отсутствием возражений сторон.
В судебном заседании 20.07.2021 представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Инспекция составила в отношении ООО "Авиакомпания "Скол" протоколы:
- от 11.03.2019 об административном правонарушении N 862420190311000901 и вынесла постановление от 21.03.2019 N 593 о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ; заявителю назначено административное наказание в виде 11 914 244,43 руб. штрафа;
- от 20.03.2019 об административном правонарушении N 862420190320001101 и вынесла постановление от 29.03.2019 N 595 о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ; заявителю назначено административное наказание в виде 7 570 285,56 руб. штрафа;
- от 20.03.2019 об административном правонарушении N 862420190320001301 и вынесла постановление от 29.03.2019 N 597 о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ; заявителю назначено административное наказание в виде 1 051 236,26 руб. штрафа.
Основанием для привлечения ООО "Авиакомпания "Скол" к административной ответственности послужил вывод Инспекции о совершении резидентом валютных операции с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации, а именно, валютная выручка, зачисленная на счет Общества, открытый на территории иностранного государства в банке, расположенном за пределами РФ, не была использована в целях оплаты расходов соответствующих требованиям пункта 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ.
Не согласившись с постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем признал незаконными и отменил оспариваемые постановления.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В силу положений Закона N 173-ФЗ использование валютных ценностей, к которым в том числе относится иностранная валюта, в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом Российской Федерации является валютной операцией.
В соответствии со статьей 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений.
При этом Законом N 173-ФЗ предусмотрено общее правило о том, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 14 названного Закона). Иными словами, зачисление денежных средств от нерезидентов на счета в зарубежных банках может осуществляться только в случаях, прямо предусмотренных Законом N 173-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
В части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации.
Один из таких случаев определен в пункте 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ: при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество, являющееся транспортной организацией, заключило с нерезидентом - ООН долгосрочные чартерные соглашения от 14.10.2014 N PD/C0177/14 и от 01.11.2016 N PD/C0197/16, предусматривающие оказание Обществом как перевозчиком автотранспортных услуг в связи миротворческой деятельностью ООН. По условиям соглашений оплата услуг производится ООН в долларах США посредством электронного перевода в банк "Banca Popolare di Vicenza", адрес: Filiale N 6 Battaglione Framarin 18 Vicenza, Italia, номер счета IT05G0572811801ES0770001857, тип счета: расчетный.
Во исполнение контракта от 01.11.2016 N PD/C0197/16 резидентом оказаны услуги нерезиденту на общую сумму 177 013,69 долларов США, а именно:
- авиатранспортные услуги в связи с миротворческой деятельностью в Западной Сахаре, оказанные вертолетом МИ-8АМТ RA-22475, за период с 16.03.2017 по 25.03.2017 на сумму 50 575.34 долларов США, подтверждаются Актом приемки оказанных услуг от 03.05.2017 и счетом N 25-17 от 13.03.2017;
- авиатранспортные услуги в связи с миротворческой деятельностью в Западной Сахаре, оказанные вертолетом МИ-8АМТ RA-22446, за период с 01.03.2017 по 25.03.2017 на сумму 126 438.35 долларов США, подтверждаются Актом приемки оказанных услуг от 03.05.2017 и счетом N 26-17 от 13.03.2017.
Изучив выписку банка "Ваnса Popolare di Vicenza" по счету N IT77X0572811801017570690021 за период с 01.04.2017 по 30.06.2017 Инспекцией установлено, что 04.05.2017 на счет резидента N IT77X0572811801017570690021 зачислена валютная выручка по долгосрочному чартерному соглашению от 01.11.2016 N PD/C0197/16 в сумме 161 959.65 Евро (или по курсу ЦБ на день оплаты (1 Евро - 62.3224 руб.) 10 093 714.09 руб. с назначением платежа "перевод из-за рубежа REF-25-17/REF-26-17/ PD/C0197/16 Организация Объединенных наций".
Согласно информационному письму банка "Ваnса Popolare di Vicenza" от 04.05.2017 N 0017В00457001126 зарегистрирована операция по конвертации валюты 08.05.2017 со счета N IT77X0572811801017570690021 в сумме 161 959.65 Евро на счет N IT05G0572811801ES0770001857 в сумме 177 013.69 долларов США с удержанием банком расходов за перевод в размере 4.40 Евро и комиссионных сборов в размере 121.56 Евро.
Изучив выписку банка "Ваnса Popolare di Vicenza" по счету N IT05G0572811801ES0770001857 за период с 01.04.2017 по 30.06.2017 Инспекцией установлено, что 08.05.2017 на счет резидента N IT05G0572811801ES0770001857 зачислена валютная выручка в сумме 174 544 долларов США.
Инспекция пришла к выводу о том, что 04.05.2017 Общество осуществило незаконную валютную операцию на сумму 161 959,65 Евро (10093714,09 руб.) минуя банковские счета в уполномоченных банках, в связи с чем постановлением от 29.03.2019 N 595 привлекла Общество к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 7 570 285,56 руб.
Кроме того, ООО "Авиакомпания "СКОЛ" (Перевозчик), заключило долгосрочное чартерное соглашение от 14.10.2014 N PD/C0177/14 с нерезидентом - ООН. Дополнительным соглашением от 27.05.2016 N 11 внесены изменения в части исполнения обязательств по платежам - Чартерное соглашение от 14.10.2014 N PD/C0177/14 продлено по 31.05.2017.
Дополнительным соглашением от 02.02.2015 N 1/1 внесены изменения, оплата ООН в соответствии с данным Контрактом должна производится в долларах США по средствам электронного перевода в Банк, указанный ниже: Наименование банка: Banca Popolare di Vicenza; Адрес банка: Filiale N .6 Battaglione FramariN 18 Vicenza, Italia; Наименование счета: ООО "Авиакомпания "Скол"; Номер счета: IT05G0572811801ES0770001857; Тип счета: расчетный.
Вышеуказанный контракт принят на расчетное обслуживание Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации, где открыт паспорт сделки от 31.10.2014 N 14100002/0000/GU71/3/1, оформленный и представленный в срок осуществления первой операции (05.02.2015), согласно требованиям Инструкции Центрального банка Российской Федерации N 138-И. Сумма по контракту составляет - 45106126,00, код валюты 840 (доллар США), дата завершения использования обязательств по контракту 31.01.2018.
Во исполнение контракта от 01.11.2016 N PD/C0197/16 резидентом оказаны услуги нерезиденту на общую сумму 20 112,00 долларов США, а именно:
- авиатранспортные услуги в связи с миротворческой деятельностью в Западной Сахаре, оказанные вертолетом МИ-8АМТ RA-22440, за период с 01.02.2017 по 28.02.2017 на сумму 2 937,00 долларов США, подтверждаются Актом приемки оказанных услуг от 07.04.2017 и счетом N 21-17 от 13.03.2017;
- авиатранспортные услуги в связи с миротворческой деятельностью в Западной Сахаре, оказанные вертолетом МИ-8АМТ RA-22446, за период с 01.02.2017 по 28.02.2017 на сумму 15 225,00 долларов США, подтверждаются Актом приемки оказанных услуг от 07.04.2017 и счетом N 22-17 от 13.03.2017;
- авиатранспортные услуги в связи с миротворческой деятельностью в Западной Сахаре, оказанные вертолетом МИ-8АМТ RA-22475, за период с 01.02.2017 по 28.02.2017 на сумму 1 950,00 долларов США, подтверждаются Актом приемки оказанных услуг от 07.04.2017 и счетом N 23-17 от 13.03.2017.
Во исполнение контракта от 14.10.2014 N PD/C0177/14 резидентом оказаны услуги нерезиденту на общую сумму 4 536,00 долларов США, а именно:
- авиатранспортные услуги в связи с миротворческой деятельностью в Южном Судане, оказанные вертолетом МИ-8АМТ RA-22475, за период с 1 февраля 2017 года по 28 февраля 2017 года на сумму 4 536,00 долларов США, подтверждаются Актом приемки оказанных услуг от 07.04.2017 и счетом N 20-17 от 13.03.2017.
Согласно информационному письму банка "Ваnса Popolare di Vicenza" от 10.04.2017 по счету резидента N IT05G0572811801ES0770001857 совершена операция по зачислению 10.04.2017 от "Организации Объединенных Наций" платежа в размере 24 624.84 долларов США с назначением платежа "REF-20-17 PD/C0177/14 REF-21-17/ REF-22-17/ REF-23-17 PD/C0197/16" с удержанием банком расходов за перевод в размере 4,67 долларов США и комиссионных сборов в размере 18.49 долларов США.
Изучив выписку банка "Ваnса Popolare di Vicenza" за период с 01.04.2017 по 30.06.2017 Инспекцией установлено, что 10.04.2017 на счет резидента IT05G0572811801ES0770001857 зачислена валютная выручка по долгосрочному чартерному соглашению от 01.11.2016 N PD/C0197/16 и от 14.10.2014 N PD/C0177/14 в сумме 24 624.84 долларов США (или по курсу ЦБ на день оплаты (1 доллар США -56.9201) 1 401 648.35 руб.
Инспекция пришла к выводу о том, что 10.04.2017 Общество осуществило незаконную валютную операцию на сумму 24 624,84 долларов США (1401648,35 руб.) минуя банковские счета в уполномоченных банках, в связи с чем постановлением Инспекции от 21.03.2019 N 593 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1051236,26 руб.
Также во исполнение контракта от 01.11.2016 N PD/C0197/16 резидентом оказаны услуги нерезиденту на общую сумму 269 985 долларов США, а именно:
- позиционирование Ми-8АМТ RA-22446 на сумму 70 000,00 долларов США, подтверждается счетом N 33-17 от 10.04.2017;
- позиционирование Ми-8АМТ RA-22475 на сумму 70 000,00 долларов США, подтверждается счетом N 34-17 от 10.04.2017;
- авиатранспортные услуги в связи с миротворческой деятельностью в Западной Сахаре, оказанные вертолетом МИ-8АМТ RA-22475, за период с 1 марта 2017 года по 25 марта 2017 года на сумму 1 912,50 долларов США, подтверждаются Актом приемки оказанных услуг от 27.06.2017 и счетом N 31-17 от 10.04.2017;
- авиатранспортные услуги в связи с миротворческой деятельностью в Западной Сахаре, оказанные вертолетом МИ-8АМТ RA-22446, за период с 1 марта 2017 года по 25 марта 2017 года на сумму 1 300,50 долларов США, подтверждаются Актом приемки оказанных услуг от 27.06.2017 и счетом N 32-17 от 10.04.2017;
- авиатранспортные услуги в связи с миротворческой деятельностью в Южном Судане, оказанные вертолетом Ми-26Т RA-06086, за период с 1 февраля 2017 года по 31 марта 2017 года на сумму 26 772 долларов США, подтверждается актом приемки оказанных услуг от 27.06.2017 и счетом N 37-17 от 10.04.2017;
- установка TCAS на Ми-8АМТ RA-22446 на сумму 100 000,00 долларов США, подтверждается счетом N 35-17 от 10.04.2017.
Во исполнение контракта от 14.10.2014 N PD/C0177/14 резидентом оказаны услуги нерезиденту на общую сумму 26 772,00 долларов США, а именно:
- авиатранспортные услуги в связи с миротворческой деятельностью в Западной Сахаре, оказанные вертолетом МИ-26Т RA-06086, за период с 1 февраля 2017 года по 31 марта 2017 года на сумму 26 772,00 долларов США, подтверждаются Актом приемки оказанных услуг от 27.06.2017 и счетом N 37-17 от 10.04.2017.
Согласно информационному письму банка "Ваnса Popolare di Vicenza" от 28.06.2017 по счету резидента N IT05G0572811801ES0770001857 совершена операция по зачислению 28.06.2017 от "Организации объединенных наций" платежа в размере 269 777,50 долларов США с назначением платежа "REF-37-17 PD/C0177/14 REF-31-17/ REF-32-17/ REF-33-17 REF-34-17/ REF-35-17 PD/C0197/16" с удержанием банком расходов за перевод в размере 5,01 долларов США и комиссионных сборов в размере 202,49 долларов США.
Изучив выписку банка "Ваnса Popolare di Vicenza" за период с 01.04.2017 по 30.06.2017 Инспекцией установлено, что 28.06.2017 на счет резидента IT05G0572811801ES0770001857 зачислена валютная выручка по долгосрочному чартерному соглашению от 01.11.2016 N PD/C0197/16 и от 14.10.2014 N PD/C0177/14 в сумме 269 777,50 долларов США (или по курсу ЦБ на день оплаты (1 доллар США -58.8843) 15 885 659,24 руб.
Инспекция пришла к выводу о том, что 28.06.2017 Общество осуществило незаконную валютную операцию на сумму 269 777,50 долларов США (15 885 659,24 руб.) минуя банковские счета в уполномоченных банках, в связи с чем постановлением от 29.03.2019 N 597 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 11914244,43 руб.
Таким образом, Инспекция, придя к выводу о том, что валютная выручка, зачисленная на счет Общества, открытый на территории иностранного государства в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, была использована в целях оплаты возникающих расходов, не соответствующих условиям пункта 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, Инспекция указала, что Общество обязано было зачислить всю сумму денежных средств от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках. На основании данного обстоятельства налоговый орган признал, что Общество совершило административное правонарушение, выразившееся в осуществлении незаконной валютной операции, минуя банковские счета в уполномоченных банках.
По итогам рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях Общества вмененного ему налоговым органом состава административного правонарушения.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая:
- куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки,
- осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации,
- осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В оспариваемых постановлениях Инспекция вменила Обществу осуществление незаконных валютных операций ввиду зачисления валютной выручки, минуя счета Общества в уполномоченных банках. В качестве доказательства вмененного правонарушения Инспекция сослалась на проведенный анализ осуществленных Обществом расходных операций, которые признаны налоговым органом нецелевыми (осуществленными не в целях, указанных в пункте 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ).
Однако Общество, как транспортная организация вправе была не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
Сделав вывод, что валютная выручка, зачисленная на счет Общества, открытый на территории иностранного государства в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, не была использована в целях оплаты возникающих расходов, соответствующих условиям пункта 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, Инспекция в то же время не привлекла заявителя к ответственности за осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
ООО "Авиакомпания "СКОЛ", действуя добросовестно и исполняя обязанности по репатриации оставшихся средств, не использованных от валютной выручки зачисленных на счет, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации в последующем в течение месяца репатриировало денежные средства в Российскую Федерацию на свои счета в уполномоченных банках.
Более того, судом первой инстанции установлено и из оспариваемых постановлений следует сумма, зачисленная на счет банка в Италии:
- 04.05.2017 - 161 959,65 Евро (постановление N 595)
- 10.04.2017 - 24 624,84 долларов США (постановление N 593);
- 28.06.2017 - 269 777,50 долларов США (постановление N 597).
Вместе с тем, налоговым органом установлено, что за период с 03.04.2017 по 11.05.2017 на сумму 695 791 долларов США ООО "Авиакомпания "СКОЛ" произвела перевод со счета открытого на территории в Италии в банке "Ваnса Popolare di Vicenza" на счет, открытый на территории Российской Федерации в АО "СУРГУТНЕФТЕГАЗБАНК" в г. Сургут.
Таким образом, в ситуации, если налоговый орган заявляет, что Общество как транспортная организация - резидент зачислила выручку, поступившую от нерезидента (ООН), минуя счет в уполномоченном банке не в целях оплаты расходов, предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, Инспекция должна была определить размер штрафа исходя из той суммы, которая израсходована нецелевым образом и не поступила на счет в уполномоченном банке.
Поскольку в ходе проверки Инспекцией не определена сумма валютной выручки, не зачисленной Обществом на счет в уполномоченном банке, апелляционный суд считает необходимым указать на отсутствие у суда возможности восполнить данный пробел и самостоятельно определить размер подлежащего уплате штрафа.
Апелляционный суд считает необходимым отметить также то, что оспариваемые постановления вынесены по результатам анализа выписок банка "Banca Popolare di Vicenza" за период с 01.04.2017 по 30.06.2017. Однако в указанном периоде Общество неоднократно получало валютные платежи от ООН, большая часть которых перечислялась на расчетный счет в российском уполномоченном банке. В отношении каждой поступившей от ООН суммы платежей Инспекцией возбуждено самостоятельное административное дело и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, без учета периодов зачисления.
При этом следует также отметить добросовестное поведение Общества, которое полагало, что им надлежащим образом соблюдается законодательство о валютном регулировании и контроле, ежеквартально представляло в уполномоченный орган отчеты о движении денежных средств по счетам, открытым в иностранном банке, подтверждало совершение валютных операций также выпиской банка, что позволяло органам и агентам валютного контроля осуществлять надлежащий контроль за совершением Обществом валютных операций.
Проанализировав действующее валютное законодательство, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что совершенные Обществом валютные операции, указанные в оспариваемых постановлениях, не отнесены действующим валютным законодательством к запрещенным валютным операциям или к операциям, в отношении которых установлены какие-либо ограничения.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества субъективной стороны вмененных ему правонарушений и недоказанностью размеров назначенных административных штрафов.
Указанная правовая позиция также подтверждена Определением ВС РФ от 11.05.2021 N 307-ЭС21-1231, которым Инспекции отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 147, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу N А21-4199/2019 возобновить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05 августа 2019 года по делу N А21-4199/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сургуту Ханты - Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4199/2019
Истец: ООО "Авиакомпания СКОЛ"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Сургуту Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Третье лицо: ИФНС по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры