г. Ессентуки |
|
28 июля 2021 г. |
Дело N А18-836/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 28.07.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Правительства Республики Ингушетия - Плиева М.С. (доверенность от 02.11.2020), в отсутствие - заявителя - Главы крестьянско-фермерского хозяйства Евлоева Магомеда Хаджи-Муратовича (ОГРНИП306060810400020), заинтересованного лица - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (ОГРН: 1020600987571, ИНН: 0602012733), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 26.04.2021 по делу N А18-336/2021,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Евлоев Магомед Хаджи-Муратович (далее - Глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (далее - министерство), Правительству Республики Ингушетия (далее - Правительство РИ) о признании бездействия незаконным и устранении нарушений права в виде обязания правительтсва издать акт о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 06:04:0000003:106 и 06:04:0000003:1354 из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Решением суда от 26.04.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, так как факт незаконного бездействия установлен.
Не согласившись с принятым решением, правительтсво обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. Жалоба мотивирована тем, что перевод земельных участков из одной категории в другую необходим для строительства плодохранилища, а значит не подпадает под условия статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Глава КФХ является арендатором земельного участка с кадастровым номером: 06:04:0000003:106, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование- для ведения личного подсобного хозяйства, площадь: 378590 кв.м.
В результате раздела данного земельного участка дополнительно образовалось два новых земельных участка:
1) с кадастровым номером: 06:04:0000003:1168, категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь: 2839 кв.м., расположенного по адресу: Республика Ингушетия, р-н Назрановский муниципальный, с.п. Яндаре, автомобильная дорога.
2) с кадастровым номером: 06:04:0000003:1354, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для иных видов сельскохозяйственного использования, площадь: 10000 кв.м., расположенного по адресу: Республика Ингушетия, Назрановский муниципальный район, с.п. Яндаре.
Земельный участок с кадастровым номером 06:04:0000003:106 используется Главой КФХ для сельскохозяйственного производства, и в связи с отсутствием на данном земельном участке места для хранения и переработки произведенной продукции, им было принято решение об изменении категорий земельных участков с кадастровыми номерами: 06:04:0000003:1168 и 06:04:0000003:1354 в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - земли промышленности).
26 августа 2020 г. Глава КФХ соответствующее заявление в Министерство имущественных и земельных отношений РИ (далее - Министерство), которое вместе с сопроводительным письмом и проектом распоряжения Правительства РИ о переводе земельного участка из одной категории в другую направило данные документы в Правительство Республики Ингушетия.
По данному заявлению поступил ответ от Министерства от 28.01.2021 г., согласно которому перевод земельного участка в категорию земель промышленности не представляется возможным.
Полагая, что данное действие (бездействие) Правительства РИ нарушает часть 4 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а также пункт 2 той же части (в части нарушения сроков на вынесение акта), Глава КФХ обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Основанием для удовлетворения таких требований является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение им прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 Кодекса).
В статье 7 Земельного кодекса закреплено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности выделены в самостоятельные категории земель (пункты 1 и 3 части 1 статьи 7).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 Земельного кодекса).
Землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач (пункт 1 статьи 87 Земельного кодекса).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса перевод из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую предусмотрены в статье 2 Закона о переводе земель. В ней, в частности, указано, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1). Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации (пункт 1 части 2).
Часть 3 статьи 2 Закона о переводе земель предусматривает, что в ходатайстве указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы: выписка из государственного кадастра недвижимости или кадастровый паспорт такого земельного участка; выписка из единого государственного реестра юридических лиц; выписка из ЕГРП о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (часть 4 статьи 2 Закона о переводе земель).
При этом сведения из регистрирующих органов запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления самостоятельно.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о переводе земель ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на его рассмотрение.
В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо, либо к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства (часть 2 статьи 3 Закона о переводе земель). Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения (часть 3 статьи 3 Закона о переводе земель).
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4 статьи 3 Закона о переводе земель).
Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую изложены в статье 4 Закона. Перевод земель не допускается в случае установления ограничения перевода земель либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что при обращении с ходатайством заявителем были представлены все необходимые документы, поименованные в п. 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ.
Акт о переводе земельного участка либо акт об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую уполномоченным органом до настоящего времени не принят и в адрес заявителя не направлен, что не оспаривалось сторонами по делу.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие заинтересованного лица противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя на осуществление предпринимательской деятельности.
С учетом вышеизложенного, на основе правового анализа всех представленных доказательств и пояснений представителей сторон, суд пришел к верному выводу, что заявленные требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 26.04.2021 по делу N А18-336/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-836/2021
Истец: Глава КФХ Евлоев Магомед-Хаджи Муратович
Ответчик: Правительство Рреспублики Ингушетия
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ, Яндиев Ислам Хамзатович