г. Москва |
|
28 июля 2021 г. |
Дело N А41-76000/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Коновалова С.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Архиповым М.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Центр управления жилищным фондом": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от ГЖИ МО: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от ООО "Управляющая компания Комфорт Лыткарино": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр управления жилищным фондом"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 12 марта 2021 года по делу N А41-76000/20,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр управления жилищным фондом"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
при участии в деле третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комфорт Лыткарино"
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр управления жилищным фондом" (далее - ООО "Центр управления жилищным фондом", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, административный орган, ГЖИ МО), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать недействительными решения ГЖИ МО об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области от 21.08.2020 N Р001-9562309720-33376204, от 18.08.2020 N Р001-9562309720-33376035;
- обязать ГЖИ МО включить в реестр лицензий Московской области сведения об управлении ООО "Центр управления жилищным фондом" многоквартирными домами по адресу: Московская обл., г. Лыткарино, ул. Степана Степанова, д. 6, Московская обл., г. Лыткарино, ул. Песчаная, д. 8.
Определением Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2020 года по делу N А41-76000/20 требование ООО "Центр управления жилищным фондом" о признании незаконным решения ГЖИ МО от 21.08.2020 N Р001-9562309720-33376204 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области выделено в отдельное производство с присвоением отдельного номера арбитражного дела.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комфорт Лыткарино".
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 марта 2021 года по делу N А41-76000/20 в удовлетворении заявления отказано (т. 3 л. д. 30-35).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Центр управления жилищным фондом" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Центр управления жилищным фондом" осуществляет управление многоквартирными домами на основании лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 30.04.2015 N 567.
24 января 2020 года по результатам внеочередного общего собрания, проведенного в период с 15.12.2019 по 15.01.2020 собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская обл., г. Лыткарино, ул. Песчаная, д. 8, в форме очно-заочного голосования, оформленного протоколом N 1, принято решение о выборе в качестве управляющей компании ООО "Центр управления жилищным фондом"; также утвержден договор управления многоквартирным домом.
05 февраля 2020 года ООО "Центр управления жилищным фондом" обратилось к ГЖИ МО с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области.
18 августа 2020 года в результате рассмотрения заявления ООО "Центр управления жилищным фондом" от 05.02.2020 N Р001-9562309720-33376035 ГЖИ МО принято решение N Р001-9562309720-33376035 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "в" пункта 3, подпункта "г" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок).
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Центр управления жилищным фондом" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Частью 1 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Часть 3 статьи 198 ЖК РФ предусматривает, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Пунктами 2 и 3 Порядка определены требования к заявлению и прилагаемым документам, необходимым для внесения изменений в реестр лицензий по заявлению управляющей организации.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6 Порядка).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.
Пунктом 9 Порядка в качестве оснований для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются:
- несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка;
- отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Согласно подпункта "а" пункта 3 Порядка, к заявлению о внесении изменений в реестр должна прилагаться копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания.
Требования к оформлению протокола общего собрания собственников утверждены приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (далее - Приказ).
В силу части 5.1 статьи 48 ЖК РФ при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны:
- сведения о лице, участвующем в голосовании;
- сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
- решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
В соответствии с пунктом 20 Приказа обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме является инициатор общего собрания.
К протоколу общего собрания могут быть приложены иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания.
В данном случае при проверке ГЖИ МО документов, представленных обществом при подаче заявления о внесении изменений в реестр лицензий Московской области, было установлено нарушение процедуры организации и проведения общего собрания, а именно: отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителей юридических лиц, принявших участие в общем собрании, а именно: документы, подтверждающие полномочия представителей ООО "САТЕН", ООО "Славянское подворье Л", ООО "Гарантстрой-Сервис + М", принявших участие в общем собрании.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, из решения собственников помещения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме не следует, что данное решение подписано генеральными директорами ООО "САТЕН", ООО "Славянское подворье Л", ООО "Гарантстрой-Сервис + М", поскольку в графах "подпись, фамилия, инициалы собственника" указаны лишь фамилия и инициалы лица, подписавшего от имени организации решение, его должность (генеральный директор) не указана, в связи с чем у административного органа отсутствовала возможность самостоятельно установить полномочия лица, действующего от имени организации, в том числе самостоятельно запросить сведения из выписки из ЕГРЮЛ.
Подпункт "в" пункта 3 Порядка предусматривает включение в пакет документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий, копии договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем.
Частью 1 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
В силу части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
В данном случае, к заявлению ООО "Центр управления жилищным фондом" представлен договор управления многоквартирным домом от 24.01.2020 N Д8, заключенный с собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская обл., г. Лыткарино, ул. Песчаная, д. 8, в котором порядок изменения перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в представленном договоре управления указан.
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Подпунктом "г" пункта 5 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения, в том числе выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя.
В данном случае в нарушение указанных требований заявителем в системе ГИС ЖКХ не размещен реестр собственников помещений в спорном многоквартирном доме, подписавших договор управления; документы, необходимые для внесения изменений в реестр лицензий, не были представлены заявителем в полном объеме.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что сведения в системе ГИС ЖКХ размещены в полном объеме обоснованно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
Согласно распечатке с сайта ГИС ЖКХ окончательно документы размещены обществом в системе и в полном объеме только 23.10.2020, то есть после принятия ГЖИ МО обжалуемого решения.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о том, что решение ГЖИ МО от 27.02.2020 N Р001-1961327126-33036578 о внесении в реестр лицензий Московской области сведений об осуществлении "Управляющая компания Комфорт Лыткарино" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом N 8 по улице Песчаная в городе Лыткарино Московской области признано недействительным в связи с принятием в феврале 2021 года решения Лыткаринского городского суда Московской области о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Московская обл., г. Лыткарино, ул. Песчаная, д. 8, обоснованно отклонена судом первой инстанции в связи со следующим.
На момент принятия оспариваемого обществом решения от 27.02.2020 N Р001-1961327126-33036578 у административного органа отсутствовали основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Московской области ООО "Управляющая компания Комфорт Лыткарино", решение общего собрания собственников спорного дома являлось действующим, что также отражено в решении Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2020 года по делу N А41-14777/20.
Кроме того, указанное решение Лыткаринского городского суда Московской области в законную силу не вступило.
При изложенных обстоятельствах административный орган действовал в рамках предусмотренной ЖК РФ и Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр процедуры внесения изменений в реестр лицензий Московской области..
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое решение ГЖИ МО является законным и отмене не подлежит.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 марта 2021 года по делу N А41-76000/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-76000/2020
Истец: ООО "ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛЫМ ФОНДОМ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"