г. Киров |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А28-11950/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Горева Л.Н.,
судей Овечкиной Е.А., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой К.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Заболотских Т.Ф. по доверенности от 12.07.2021,
представителя ответчика - Зворыгиной Н.В. по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Куприт"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.03.2021 по делу N А28-11950/2020
по иску садоводческого некоммерческого товарищества "Северянка" (ИНН: 4345495665, ОГРН: 1194350010777)
к акционерному обществу "Куприт" (ИНН: 4346049110, ОГРН: 1024301305654)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН 4345421582,ОГРН 1154350002641), Министерство охраны окружающей среды Кировской области (ИНН 4345424664, ОГРН 1154350006249),
о признании договора не заключенным, урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
садоводческое некоммерческое товарищество "Северянка" (далее - истец, СНТ "Северянка", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Куприт" (далее - ответчик, АО "Куприт", Общество, региональный оператор) о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на 2019 год на условиях типового договора между истцом и ответчиком не заключенным; об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 12180-2019/ТКО от 08.04.2020 на оказание услуг по обращению с ТКО в садовом сезоне 2020 года, по пункту 8.1 договора, редакции Приложения N 1 к договору.
В ходе рассмотрения спора истец неоднократно уточнял исковые требования, в ходатайстве от 02.03.2021 окончательно просил:
- признать договор на оказание услуг по обращению ТКО на 2019 год на условиях типового договора между истцом и ответчиком не заключенным;
- урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора от 08.04.2020 N 12180-2019/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО, и принять условия:
пункта 8.1 договора в следующей редакции: "Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.05.2020 и действует по 30.09.2020, а по финансовым обязательствам - до их полного исполнения";
пункта 8.2 договора в следующей редакции: "Настоящий договор не пролонгируется и на следующий садовый сезон заключается заново. Потребитель обязуется предоставить заявку на заключение нового договора в срок, не позднее 5-ти (пяти) рабочих дней после оформления протокола очередного общего собрания членов. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается на срок, не превышающий срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора";
Приложения N 1 к договору в следующей редакции: (столбец 3 -Наименование твердых коммунальных отходов согласно федерального классификационного каталога отходов (ФККО)) - 7 31 110 01 72 4 - Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) 0,44 куб.м.;
Приложения N 1 к договору в следующей редакции: (столбец 4 -объём принимаемых твердых коммунальных отходов, куб.м./год) 0,44. Итого: 0,44 куб.м./год;
Приложения N 1 к договору в следующей редакции: (столбец 10 - периодичность вывоза твёрдых коммунальных отходов) - в течение садового сезона согласно Уставу СНТ: май, июнь, июль, август, сентябрь - в равных долях;
Приложения N 1 к договору в следующей редакции: (столбец 12 - показатель расчетной единицы) - 3.
Уточняя исковые требования, истец также указал на свое несогласие с включенными ответчиком в спорный договор показателями объема принимаемых ТКО и расчетной единицы. Сослался, что поскольку на территории садоводства на настоящий момент зарегистрированы 3 жилых дома, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, а в соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под твёрдыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, то в расчете показателя объема ТКО должен участвовать показатель расчетной единицы - "3". Также истец считает, что в договоре данные показатели должны быть указаны с учетом сезонного характера осуществления истцом деятельности.
Изменение исковых требований не противоречит закону, не нарушает права других лиц и с учетом мнения ответчика на основании части 1 статьи 49 АПК РФ принято судом к рассмотрению.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, Министерство охраны окружающей среды Кировской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 23.03.2021 разногласия, возникшие между СНТ "Северянка" и АО "Куприт" при заключении договора на обращение с твердыми коммунальными отходамиN 12180-2019/ТКО от 08.04.2020, урегулированы. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
АО "Куприт" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 23.03.2021 по делу N А28-11950/2020 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что, исходя из анализа фактических обстоятельств дела и представленных документов, СНТ обязано как исполнитель коммунальных услуг представлять интересы членов садоводов, договор с 17.01.2019 в виду отсутствия иного волеизъявления заключен, так как имеет публичный формат. СНТ обязано организовать для членов садоводческого товарищества места накопления, в членские взносы входит плата за ТКО. Дополнительно сообщил, что согласно п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" и согласно постановлению А28-4443/2020 законным нормативно-правовым актом является распоряжение министерства охраны окружающей среды N 28 от 10.12.2020 с установлением норматива для СНТ 0,7870 м3 в год. Формула расчета платы за ТКО должна быть следующая: 229 (члены товарищества) х 0,7870 (норматив, утв. Распоряжением N 28 от 10.12.2020 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области") = 180,223 м3 в год. Соответственно в виду отмены предыдущих НПА, установивших нормативы накопления ТКО, единственно имеющее юридическую силу к применению может быть использовано распоряжение N 28, в том числе с периода 2019, 2020 года. Таким образом, заявитель считает в этой части решение суда незаконным и считает следует применять законные замеры и нормативы накопления ТКО.
В дополнении к апелляционной жалобе заявитель просил отменить решение арбитражного суда Кировской области от 15.03.2021 в части применения норматива 0,35 куб.м. с 1 участника (члена) товарищества, принять по делу новый судебный акт. В обоснование указал, что решение суда первой инстанции считает незаконным в части применения норматива накопления ТКО в объеме 0,35 куб.м. на 1 члена товарищества за год и подлежащим отмене. Сослался на то, что одним из последствий признания недействующим нормативного правового акта об установлении нормативов потребления коммунальных услуг является исчисление стоимости услуги, оказанной за истекший период, по нормативу, установленному заменяющим актом. Новые нормативы накопления ТКО на территории Кировской области, действующие с 01.01.2021, утверждены распоряжением министерства охраны окружающей среды от 10.12.2020 N 28, а именно: норматив накопления ТКО для садоводческих кооперативов, садово-огородных товариществ установлен - с 1 участника (члена) в размере 0,7870 куб.м/год. Решение по делу N А28-4443/2020 является преюдицией для суда и не требует проверки доказательств в части применения норматива накопления. Начисления для платы за ТКО рассчитываются по следующей формуле: 229 (члены товарищества) х 0,7870 (норматив, утв. Распоряжением N 28 от 10.12.2020 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области") = 180,223 куб.м в год. Соответственно, в виду отмены предыдущих НПА, установивших нормативы накопления ТКО, единственным имеющий юридическую силу к применению НПА является распоряжение N 28, в том числе за период 2019, 2020 года. Таким образом, заявитель считает в этой части решение Арбитражного суда Кировской области от 15.03.2021 года незаконным и подлежащим отмене с необходимостью учитывать законные замеры и нормативы накопления утвержденные Министерством охраны окружающей среды Кировской области N 28 от 10.12.2020.
Министерство охраны окружающей среды Кировской области в отзыве на апелляционную жалобу указало, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает необоснованными, жалобу не подлежащей удовлетворению. По мнению министерства, в спорные периоды подлежат применению нормативы накопления ТКО, утвержденные распоряжениями Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12.01.2018 N 1, от 20.06.2019 N 41 и Министерства охраны окружающей среды Кировской области от 26.05.2020 N 12, поскольку данные распоряжения признаны недействующими Кировским областным судом не с момента принятия, а с момента вступления в законную силу решений суда, что позволяет применять, утвержденные ими нормативы накопления ТКО, в спорный период по рассматриваемому делу. Вместе с тем, министерство считает применение норматива накопления ТКО на территории Кировской области, утвержденного распоряжением министерства от 10.12.2020 N 28, к спорному периоду невозможным, поскольку в данный период времени действовали нормативы накопления ТКО, установленные соответствующими распоряжениями. Просит суд оставить решение Арбитражного суда Кировской области 23.03.2021 по делу N А28-11950/2020 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнении к отзыву доводы заявителя отклонил, решение считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик представил возражение на дополнение к отзыву, в котором позицию истца опроверг.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 04.05.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 05.05.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Протокольным определением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 судебное разбирательство было отложено на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 21.07.2021 в 13 часов 30 минут.
Определением и.о. председателя второго судебного состава от 20.07.2021 в составе суда произведена замена судьи Малых Е.Г. (по причине нахождения в отпуске) на судью Савельева А.Б. В силу положений пункта 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение дела произведено с самого начала.
В заседании суда апелляционной инстанции стороны поддержали свои правовые позиции.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "Куприт" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Кировской области.
Деятельность по обращению с ТКО на территории Кировской области АО "Куприт" осуществляет с 01.01.2019 в соответствии с пунктом 1.3 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области от 24.04.2018, заключенного между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и АО "Куприт" и пунктом 2 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 11.12.2018 N 44/78-тко-2019 "О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества "Куприт".
Садоводческое некоммерческое товарищество "Северянка" создано путем реорганизации в форме преобразования потребительского кооператива садоводческое товарищество "Северянка", о чем в сведения Единого государственного реестра юридических лиц внесена запись государственный регистрационный номер 1194350010777.
Товариществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 43:40:021235:1, площадью 19 460 кв.м., расположенный в районе дер. Малая Гора Октябрьского района города Кирова, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - садоводство, в подтверждение чего в материалы дела представлены постановление Администрации города Кирова от 24.08.2018 N 2271-п, выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 25.09.2018, от 21.12.2019.
Решением общего собрания членов потребительского кооператива садоводческого товарищества "Северянка" от 12.05.2019 принят устав Товарищества (далее - Устав), пунктом 5.5.3 которого установлено, что для сбора и вывозки ТКО предусматривается заключение договора на вывоз ТКО с организацией, имеющей право осуществлять данный вид деятельности.
Согласно пункту 5.4 Устава местами временного накопления ТКО для погрузки в мусоросборочную технику является территория, прилежащая к верхним и нижним воротам, через которые осуществляется въезд на территорию Товарищества (если общим собранием членов не будет установлено иное). Решением общего собрания членов может быть избран иной порядок, место накопления и утилизации ТКО.
Истец обратился к ответчику с письмом от 30.04.2019 N 6, сообщив об отсутствии возможности обустройства на территории садоводства контейнерных площадок для складирования ТКО, и указал на объем образующихся за садовый сезон (с мая по сентябрь) ТКО - 33,4 куб. м. В письме истец также просил ответчика рассмотреть возможность вывоза ТКО с территории садоводства в удобное время сигнальным методом (днем в выходные дни) и возможность присоединения (привязки) вывоза объемов ТКО Товарищества с существующих площадок третьих лиц, находящихся вблизи территории истца.
Истцом составлена справка от 09.09.2020 N 25, в которой указано на направление 30.04.2019 Товариществом в адрес ответчика письма (заявки) от 30.04.2019 N 6 с просьбой заключения договора на вывоз ТКО с территории Товарищества в садовом сезоне 2019 года (с мая по сентябрь 20 включительно). Поскольку от ответчика в адрес истца официального ответа с проектом договора не поступало, Товарищество вынуждено заключить договор на вывоз ТКО с ООО "СпецАвтоТранс". За садовый сезон 2019 года указанной организацией фактически вывезено 40 куб.м. ТКО за 4 рейса, истцом за услуги оплачено 40 000 рублей.
Истцом составлен комиссионный акт от 16.05.2019 о нарушении региональным оператором (АО "Куприт") обязательств по заключению договора на вывозку ТКО с территории ПКСТ "Северянка", в котором указано на неоказание услуг по вывозу ТКО со стороны регионального оператора и принятие 12.05.2019 общим собранием членов Товарищества решения об организации вывозки ТКО сигнальным методом для обеспечения хозяйственной деятельности Товарищества, организации субботника 19.05.2019 и дальнейшего вывоза ТКО в садовом сезоне 2019 года.
В комиссионном акте от 19.09.2019 о нарушении региональным оператором (АО "Куприт") обязательств по заключению договора на вывозку ТКО с территории ПКСТ "Северянка" и отсутствии фактической вывозки ТКО силами регионального оператора, также указано на отсутствие оказания услуг по вывозу ТКО со стороны регионального оператора в 2019 году.
В материалы дела представлен договор на оказание услуг по организации вывоза ТКО от 17.05.2019 N 01 (далее - договор от 17.05.2019), подписанный между истцом (заказчик) и ООО "СпецТрансАвто" (исполнитель), согласно которому заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства по организации вывоза ТКО с последующей их утилизацией с территории заказчика; заказчик обязался своевременно производить оплату услуг исполнителя, в соответствии с условиями договора.
Расчеты между заказчиком и исполнителем производятся на основании условий и цен, утвержденных графиком; оплата за выполненные услуги производится путём внесения денежных средств в кассу исполнителя по факту выполнения работ за каждый рейс (либо в 3-х дневный срок на расчётный счёт исполнителя с даты выполнения рейса); в стоимость услуг по вывозу мусора включены все расходы по их утилизации (пункты 4.1-4.4 договора от 17.05.2019).
Согласно пункту 8.1 договора от 17.05.2019 договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до 30 сентября 2019 года.
Согласно представленным в материалы дела путевым листам N 1370 от 19.05.2019, N 1969 от 23.06.2019, N 3039 от 25.08.2019, актам от 21.05.2019 N 450, от 24.06.2019 N 565, от 28.08.2019 N 892, счетам на оплату, платежным поручениям от 21.05.2019 N 2, от 24.06.2019 N 5, от 26.08.2019 N 11 ООО "СпецТрансАвто" оказал истцу услуги по вывозу мусора с утилизацией на общую сумму 40 000 рублей 00 копеек.
Письмом от 06.03.2020 N 2 истец повторно просил ответчика заключить договор на оказание услуг по вывозу ТКО с указанием в нем согласованного графика и метода вывода ввиду отсутствия технической и санитарной возможности устройства площадок для сбора ТКО на территории садоводства; сообщил о фактическом количестве образующихся ТКО в течение садового сезона, просил заключить с ним договор с учетом указанных в письме условий.
08.04.2020 ответчик направил в адрес Товарищества договор N 12180-2019/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 08.04.2020 (далее - договор от 08.04.2020), согласно предмету которого ответчик (региональный оператор) обязуется оказывать услугу по обращению с ТКО в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а истец (потребитель) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 1.2 договора от 08.04.2020 предусмотрено, что объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению N 1 к настоящему договору.
Способ складирования ТКО определяется с учетом имеющихся технологических возможностей, и может осуществляется следующим способом: в контейнеры (пункт 1.3 договора от 08.04.2020).
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определяется датой начала действия, утвержденного Региональной службой по тарифам Кировской области единого тарифа на услугу регионального оператора, но не позднее 01.01.2019, в случае если право собственности на помещение возникло после 01.01.2019 - датой начала оказания услуг является дата возникновения права собственности или иного владения (пункт 1.4 договора от 08.04.2020).
Пунктом 8.1 договора от 08.04.2020 предусмотрено, что настоящий договор вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.05.2019 и действует по 30.09.2019, а по финансовым обязательствам - до их полного исполнения.
Согласно пункту 8.2 договора настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается на срок, не превышающий срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.
Приложением N 1 к договору от 08.04.2020 является Информация по предмету договора "I. Объем и место накопления ТКО", где указано:
- в столбце 2 "Наименование объекта (адрес потребителя)": СНТ "Северянка" д. Малая Гора;
- в столбце 3 "Наименование твердых коммунальных отходов согласно федерального классификационного каталога отходов (ФККО)": 7 33 100 01 72 4 мусор от офисных и бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный) - 80,15000 куб.м;
- в столбце 4 "Объем принимаемых твердых коммунальных отходов, куб.м./год": 80,15;
- в столбце 5 "Место накопления твердых коммунальных отходов": 16А, д. Малая Гора, Киров, Кировская область, Россия, 610047;
- в столбце 6 "Место накопления крупногабаритных отходов": 16А, д. Малая Гора, Киров, Кировская область, Россия, 610047;
- в столбце 7 "Способ учета объема твердых коммунальных отходов": нормативов накопления ТКО, установленных в соответствии с действующим законодательством;
- в столбце 8 "Количество контейнеров, шт.": 1;
- в столбце 9 "Объем контейнера, куб.м.": 1.1;
- в столбце 10 "Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов": в соответствии с действующим законодательством;
- в столбце 11 "Расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив": 1 участник;
- в столбце 12 "Показатель расчетной единицы": 549,6;
- в столбце 13 "Норматив накопления твердых коммунальных отходов, куб.м. в год": 0,35000.
Истец подписал договор от 08.04.2020 с протоколом разногласий от 10.04.2020 в следующей редакции:
- пункт 8.1 договора от 08.04.2020: "Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует по 30.09.2019, а по финансовым обязательствам - до их полного исполнения";
- столбец 3 Приложения N 1 к договору от 08.04.2020: "7 33 100 01 72 4 мусор от офисных и бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный) - площадка N 12145: 16,70000 куб.м";
- столбец 3 Приложения N 1 к договору от 08.04.2020: _"33,40 куб. м.";
- столбцы 5, 6 Приложения N 1 к договору от 08.04.2020: "16А, д. Малая Гора, Киров, Кировская область, Россия, 610047; площадка N 12145"; "д.11, ул. Причальная, сл. Санниковы, Кировская область, Россия, 610047; площадка N 12144";
- столбец 10 Приложения N 1 к договору от 08.04.2020: "в течение садового сезона согласно Уставу СНТ: май, июнь, июль, август, сентябрь, - в равных долях".
Письмом от 10.04.2020 N 10 протокол разногласий и пояснительная записка направлены истцом в адрес ответчика.
Письмом от 19.05.2020 N 299611 ответчик сообщил истцу, что заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в письменной форме должна быть подана в период с 18.12.2018 по 16.01.2019. В случае непоступления от потребителя заявки в указанный срок договор с региональным оператором считается заключенным на условиях типового договора. Поскольку заявка от истца в срок до 16.01.2019 в адрес ответчика не поступила, то договор с Товариществом был заключен по типовой форме. Относительно возражений истца по отсутствию фактического оказания услуг ответчиком в 2019 году, региональный оператор пояснил, что услуга истцу ответчиком в 2019 году оказывалась на созданных администрацией муниципального образования общих контейнерных площадках г. Кирова, пользоваться которыми могло неограниченное число лиц. Относительно протокола разногласий истца ответчик сообщил, что данный протокол ответчиком рассмотрен и последним не согласован. С письмом ответчик направил в адрес истца счета и акты об оказанных услугах за период с января 20219 года по апрель 2020 года, просил оплатить задолженность.
Претензией от 19.05.2020 N 882-ОВЗ ответчик сообщил истцу об имеющейся у последнего задолженности по договору от 08.04.2020 перед ответчиком за период с мая 2019 года по сентябрь 2019 года в размере 74 215 рублей 77 копеек, просил ее оплатить.
В ответ на претензию истец не согласился с условиями договора от 08.04.2020, настаивает на отсутствии факта оказания ответчиком услуг в пользу истца в 2019 году, и, соответственно, не согласен с пунктом 8.1 договора от 08.04.2020 в редакции ответчика; не согласен с условиями оказания услуги, изложенными в приложении N 1 к спорному договору (столбцы 3, 4, 10), настаивал на своей редакции спорного договора.
Неурегулирование разногласий сторонами при заключении спорного договора послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований в части послужило основанием для принесения апелляционной жалобы.
Из текста апелляционной жалобы следует, что заявитель обжалует решение суда в части применения норматива накопления ТКО в объеме 0,35 куб.м. на 1 члена товарищества за год, относительно несогласия с решением в иных частях жалоба, дополнение к жалобе ответчика и отзывы истца, третьего лица, Министерство охраны окружающей среды Кировской области, доводов не содержат.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в абзаце третьем пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывы на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В пункте 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Истец и ответчик обратились в суд относительно урегулирования разногласий по спорным условиям договора от 08.04.2020 (пункты 8.1, 8.2 договора и приложение N 1 к нему).
Судом первой инстанции разногласия по условиям договора урегулированы, о чем вынесено решение.
Ответчик обжалует решение суда в части применения норматива накопления ТКО в объеме 0,35 куб.м. на 1 члена товарищества за год.
Суд апелляционной инстанции полагает жалобу заявителя необоснованной, при этом исходит из следующего.
Подпунктом "а" пункта 5, пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, предусмотрено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Таким образом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, применение нормативов накопления ТКО является одним из способов коммерческого учета ТКО, образуемых у потребителя.
Согласно пунктам 2, 4, 5 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченные органы).
Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении, в частности, категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом.
Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
Распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 20.06.2019 N 41 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов и установлении порядка осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области", распоряжением Министерства охраны окружающей среды Кировской области от 26.05.2020 N 12 "О нормативах накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области", действие которых распространялось регулирующими органами на период действия спорного договора, были утверждены нормативы для категории объектов "Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества", исходя из расчетной единицы - члена товарищества - в количестве 0,35 куб. метров в год.
Решениями Кировского областного суда от 17.02.2020 по делу N 3а-12/2020, от 09.10.2020 по делу N 3а-99/2020 нормативы, утвержденные распоряжением Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 20.06.2019 N 41, распоряжением Министерства охраны окружающей среды Кировской области от 26.05.2020 N 12, признаны недействующими со дня вступления решений суда в законную силу.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 4-8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", установил, что заменяющие нормативы накопления ТКО после признания вышеуказанных нормативно-правовых актов недействующими на территории Кировской области приняты не были. Распоряжением министерства охраны окружающей среды Кировской области от 10.12.2020 N 28 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области с 01.01.2021, в том числе для садоводческих кооперативов, садово-огородные товариществ - 0,787 куб. метров в год на 1 члена (участника). В материалах дела отсутствуют доказательства того, что норматив в указанном размере не был основан на Правилах определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269.
Принимая во внимание, что в период действия спорного договора для данной категории потребителей вопреки требованиям закона был установлен норматив, не основанный на замерах действительного количества образующихся отходов, но в заниженном размере (на 1 члена 0,35 куб. метров в год против 0,787 куб. метров по нормативу 2021 года), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик как региональный оператор не вправе требовать внесения платы за обращение с ТКО, исходя из вновь утвержденных нормативов, а также урегулировать разногласия в указанной части, поскольку компенсация его имущественных потерь должна осуществляться иными способами применительно к пункту 7 Постановления.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального, а также процессуального права.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 23.03.2021 по делу N А28-11950/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Куприт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.Н. Горев |
Судьи |
Е.А. Овечкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-11950/2020
Истец: СНТ "Северянка"
Ответчик: АО "Куприт"
Третье лицо: Министерство окружающей среды Кировской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области