город Омск |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А46-21973/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5581/2021) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Полет" на решение Арбитражного суда Омской области от 05.04.2021 по делу N А46-21973/2020 (судья Чулков Ю.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Полет" (ИНН 5507245303, ОГРН 1145543004793, адрес: 644033, Омская область, город Омск, улица Красный путь, дом 105, корпус 1, квартира 3) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503036669, ОГРН 1025500747161, адрес: 644043, Омская область, город Омск, улица Булатова 68), при участии в деле в качестве заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "Трест N 4" (ИНН 5503233000, ОГРН 1125543002881, адрес: 644043, Омская область, город Омск, улица Тарская, дом 13 а, помещение 55п офис 416/3), о признании предписания от 08.09.2020 N 05-02-11/3 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю, недействительным в части: "восстановление проектных условий их эксплуатации и его выполнения; обеспечения исправного состояния стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность) и устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития, причины и методы ремонта вышеуказанных конструкций установить с привлечением специализированной организации, предупредить дальнейшее развитие деформации",
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Полет" - Мартыновой Елены Викторовны по доверенности от 16.05.2021 сроком действия до 15.06.2022;
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Мерзлых Татьяны Сергеевны по доверенности от 14.04.2021 N 117ю сроком действия до 31.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Полет" (далее -заявитель, ООО "УК "Полет", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - Госжилинспекция Омской области, Инспекция) о признании незаконным предписания от 08.09.2020 N 05-02-11/3 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю в части следующих требований:
- восстановление проектных условий их эксплуатации и его выполнения;
-обеспечения исправного состояния стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность) и устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития,
- причины и методы ремонта вышеуказанных конструкций установить с привлечением специализированной организации,
- предупредить дальнейшее развитие деформации.
Определением от 28.01.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "Трест N 4" (далее - ООО ПСК "Трест N 4").
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.04.2021 по делу N А46-21973/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "Полет" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что общество не является лицом, на которое можно возложить обязанность по восстановлению проектных условий дома, установлению причин и методов ремонта строительных конструкций и устранению нарушения разрушения конструктивных элементов многоквартирного дома в пределах гарантийного срока и действующих обязательств застройщика, технического заказчика. Минимальный перечень работ и услуг, утвержденный постановлением Правительства N 290, не возлагает на управляющую организацию обязанности по обеспечению исправного состояния стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность) и устранение повреждения стен, которое выявилось в период гарантийных обязательств застройщика, технического заказчика и является следствием недостатков, допущенных при строительстве дома. Указанные в оспариваемом предписании мероприятия не могут быть исполнены в рамках текущего ремонта спорного многоквартирного дома.
Податель жалобы считает, что оспариваемое предписание является невыполнимым, поскольку на управляющую организацию не может быть возложена обязанность по проведению работ, которые возможно провести только в рамках капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников дома. Кроме того, мероприятия по устранению недостатков качества строительства, связанные с обеспечением исправного состояния стен, и устранение повреждения стен могут быть выполнены только строительной организацией, имеющей специальное разрешение - лицензию. ООО "УК "Полет" не является специализированной организацией, имеющей специальное разрешение на проведение работ в области строительства по обеспечению исправного состояния стен для восприятия нагрузок и устранение повреждения стен.
Госжилинспекцией Омской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ООО "УК "Полет" поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель Госжилинспекции Омской области возразила на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "ПСК "Трест N 4", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Госжилинспекцией Омской области на основании распоряжения от 28.08.2020 N 000000734 в отношении ООО "УК "Полет" проведена выездная внеплановая проверка, по итогам которой 08.09.2020 составлен акт N 05-03-11/26.
В указанном акте проверки зафиксировано, что в ходе осмотра многоквартирного дома 14 корпус 2 по ул. Крупской в г. Омске (далее - МКД) обнаружены;
- трещины на внутренних поверхностях стен в квартирах N N 361, 371;
- в техническом подвале и техническом этаже подъезда N 6 на внутренних поверхностях обнаружены трещины.
Согласно акту осмотра от 05.07.2020 имеются трещины в вентиляционной камере и техническом подвале МКД на внутренних поверхностях.
ООО "УК "Полет" Госжилинспекцией Омской области выдано предписание от 11.12.2020 N 05-02-11/3 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю, в котором обществу в срок до 31.01.2021 предписано устранить в том числе нарушения пункта 3 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", пунктов "а", "б", "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), путем:
- обеспечения составления плана по восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнения;
- обеспечения исправного состояния стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность) и устранения повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- установления причин и методов ремонта вышеуказанных конструкций с привлечением специализированной организации;
- предупреждения дальнейшего развития деформации.
Не согласившись с предписанием от 11.12.2020 N 05-02-11/3 в указанной выше части, общество обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание выдано обществу на законных основаниях и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По мнению заявителя, оспариваемым предписанием на него фактически возложена обязанность по устранению нарушений, выявленных в течение гарантийного срока и допущенных при строительстве МКД застройщиком, техническим заказчиком, которым в настоящем случае является ООО ПСК "Трест N 4"; выявленные нарушения могут быть устранены только при проведении капитального ремонта спорного МКД, осуществление которого возможно только на основании решения общего собрания собственников жилья спорного МКД..
Суд апелляционной инстанции, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, не может согласиться с позицией подателя жалобы по следующим основаниям.
Анализ положений части 1 статьи 4, статьи 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) позволяет сделать вывод о том, что Законом N 214-ФЗ установлена обязанность застройщика устранить выявленные в течение гарантийного срока недостатки (дефекты), однако из буквального толкования части 6 статьи 7 Закона N 214-ФЗ следует вывод о возникновении у застройщика такой обязанности только после предъявления застройщику соответствующего требования участником долевого строительства или после принятия судом соответствующего решения.
В рассматриваемом случае участниками долевого строительства требований к
ООО ПСК "Трест N 4" не предъявлялось, решение суда об устранении выявленных в течение гарантийного срока недостатков (дефектов) строительства спорного МКД в отношении ООО ПСК "Трест N 4" не принималось.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ )надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Из содержания части 2 статьи 162 ЖК РФ следует, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
ООО "УК "Полет" на основании договора управления многоквартирным домом от 09.08.2016 является управляющей организацией многоквартирного дома N 14 корпус 2 по ул. Крупской в г. Омске.
Содержание и обслуживание жилого фонда осуществляется в соответствии Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
В силу пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Приведенный в названном пункте перечень общего имущества не является исчерпывающим.
Как следует из пункта 10 указанных Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
На основании пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованной позицию заявителя о том, что выявленные Инспекцией нарушения не связаны с исполнением обществом обязанности по содержанию и текущему ремонту общего имущества спорного многоквартирного дома, а являются основанием только для проведения капитального ремонта, что не входит в обязанности управляющей организации.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее -Минимальный перечень).
Согласно пункту 1 Минимального перечня к числу работ, выполняемых в отношении всех видов фундаментов, относятся проверка технического состояния видимых частей конструкций с выявлением: признаков неравномерных осадок фундаментов всех типов; коррозии арматуры, расслаивания, трещин, выпучивания, отклонения от вертикали в домах с бетонными, железобетонными и каменными фундаментами; поражения гнилью и частичного разрушения деревянного основания в домах со столбчатыми или свайными деревянными фундаментами; при выявлении нарушений - разработка контрольных шурфов в местах обнаружения дефектов, детальное обследование и составление плана мероприятий по устранению причин нарушения и восстановлению эксплуатационных свойств конструкций; проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента. При выявлении нарушений - восстановление их работоспособности.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий.
Согласно пункту. 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития:
В соответствии с пунктом 4.2.1.14 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
Пунктом 3 Перечня N 290 определены работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, которые включают:
- выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств;
- выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков;
- выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней;
- в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
В силу пункта 11 Перечня N 290 работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Поскольку ООО "УК "Полет" осуществляет управление МКД на основании договора управления от 09.08.2016 N 2, в силу процитированных норм права оно как управляющая организация обязано выполнять работы, направленные на приведение стен МКД в соответствие с технической документацией и обеспечить тем самым исправное их состояние.
Выявленные нарушения охватываются Минимальным перечнем работ по содержанию общего имущества и в силу приведенных пунктов правил N 170 должны выполняться организацией, обслуживающий многоквартирный дом. То, есть в данном случае заявителем.
Суд апелляционной не соглашается с доводами подателя жалобы о том, что, с учетом выявленных органом муниципального контроля в ходе проверки нарушений, на него возложена обязанность произвести капитальный ремонт.
Так, пунктом 2.4.2 Правил о норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, определено, что при капитальном ремонте жилого здания следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Из оспариваемого предписания этого не следует.
При этом даже если многоквартирный дом нуждается в капитальном ремонте, данное обстоятельство не освобождает управляющую организацию от содержания общего имущества до проведения капитального ремонта.
Как следует из Минимального перечня и Правил N 170, выявив разрушение и повреждение общего имущества многоквартирного дома, управляющая организация обязана устранять их по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития, привлекая при этом специализированные организации по договорам возмездного оказании услуг.
С учетом установленных и подтвержденных фактов ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у органа муниципального контроля достаточных оснований для выдачи обществу предписания в целях устранения выявленных нарушений.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы, то есть на общество.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 05.04.2021 по делу N А46-21973/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Полет" (ИНН 5507245303, ОГРН 1145543004793, адрес: 644033, Омская область, город Омск, улица Красный путь, дом 105, корпус 1, квартира 3) из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 728 от 28.04.2021 государственную пошлину 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-21973/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПОЛЕТ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Производственно-строительная компания "Трест N 4"