г. Хабаровск |
|
27 июля 2021 г. |
А73-2793/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Компас": представитель не явился;
от Администрации города Комсомольска-на-Амуре: представитель не явился;
от прокуратуры Хабаровского края: представитель не явился;
от индивидуального предпринимателя Еременко Анастасии Викторовны: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрация города Комсомольска-на-Амуре
на решение от 18.05.2021
по делу N А73-2793/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компас" (ОГРН 1162724057572, ИНН 2703088926)
к Администрации города Комсомольска-на-Амуре (ОГРН 1032700030373, ИНН 2703000150)
о признании незаконными действий по прекращению действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 31/1 сообщением "Бульвар Юности" - ул. Уральская"
третьи лица: Прокуратура Хабаровского края, индивидуальный предприниматель Еременко Анастасия Викторовна
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компас" (далее - ООО "Компас", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Комсомольска-на-Амуре (далее - администрация) по прекращению действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 31/1 сообщением "Бульвар Юности - ул. Уральская".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены прокуратура Хабаровского края (далее - прокуратура), индивидуальный предприниматель Еременко Анастасия Викторовна (далее - ИП Еременко А.В.).
Решением от 18.05.2021 суд удовлетворил требование общества, признал незаконными действия администрации по прекращению действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 31/1 сообщением "Бульвар Юности - ул. Уральская", оформленные письмом от 19.02.2021 N 1-1-31/1789; также взыскал с администрации в пользу общества 3000 руб. судебных расходов, понесенных при уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
Заявитель жалобы утверждает следующее: принимая во внимание, что общество зарегистрировано 09.03.2016, согласно пунктов 1-4 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), у должностных лиц отдела транспорта и связи администрации города Комсомольска-на-Амуре не имелось оснований принять решение и выдать обществу свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту N31/1 без проведения открытого конкурса.
В представленных в суд возражениях на апелляционную жалобу, общество отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
ИП Еременко А.В. в своем отзыве на апелляционную жалобу, поддерживает позицию заявителя жалобы, просит решение суда отменить.
Представители лиц, участвующих в деле извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле согласно положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, общество, имеющее лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами N АК 27-000198, выданную 06.06.2019, на основании свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 05 N 000045 (срок действия с 14.06.2016 по 14.06.2021) осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа по нерегулируемому тарифу по маршруту N 31/1 "Бульвар Юности - ул. Уральская" в г. Комсомольске-на-Амуре с 2016 года.
Письмом администрации от 19.02.2021 N 1-1-31/1789 ООО "Компас" извещено об аннулировании вышеуказанного свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту N 31/1 с 14.03.2021 как незаконно выданного.
В обоснование принятого решения администрация сослалась на представление заместителя прокурора города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 22.01.2021 N Прдр-20080003-1-21/20080003 об устранении нарушений Закона N 220-ФЗ, выразившихся в выдаче обществу без проведения открытого конкурса свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальному маршруту N 31/1 и включении информации об ООО "Компас" в реестр маршрутов регулярных перевозок города Комсомольска-на-Амуре, и указала обществу на необходимость в срок до 15.03.2021 направить в отдел транспорта управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации оригинал ранее полученного свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок на муниципальный маршрут N 31/1 и оригиналы карт маршрута регулярных перевозок муниципального маршрута N 31/1.
Не согласившись с действиями администрации по прекращению действия свидетельства об осуществлении перевозок по вышеуказанному маршруту, утверждая об их незаконности, ООО "Компас" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Закон N 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1 Закона N 220-ФЗ).
На основании положений статьи 2 Закона N 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, данного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации; отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные законодательством Российской Федерации, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу положений части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно положений статьи 19 Закона N 220-ФЗ, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты; данные свидетельства выдаются как по результатам открытого конкурса, так и без проведения открытого конкурса.
Соответствующие условия, от которых зависит способ выдачи свидетельств, приведены в данных нормах.
Судом установлено, что на основании Решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 29.07.2015 N 71 "Об органе местного самоуправления муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", уполномоченном на осуществление функций по организации регулярных перевозок" администрация уполномочена на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Законом N 220-ФЗ на органы местного самоуправления.
То есть, в полномочия администрации по смыслу норм Закона N 220-ФЗ входит как выдача свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, так и прекращение действий этих свидетельств в порядке статьи 29 Закона N 220-ФЗ.
В свою очередь, в части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ приведен перечень обстоятельств, при которых уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращает действие данного свидетельства.
К их числу относится: вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство; вступление в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства; обращение юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, с заявлением о прекращении действия свидетельства; окончание срока действия данного свидетельства; вступление в силу предусмотренного статьей 18 Закона N 220-ФЗ решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам; принятие уполномоченным органом местного самоуправления решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд.
Как верно указал суд, в части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ определен исчерпывающий перечень оснований для прекращения действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок уполномоченным органом местного самоуправления; расширительное толкование данного перечня недопустимо.
Частью 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ обозначен перечень обстоятельств, при которых уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Данными обстоятельствами являются: неоднократное в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 Закона N 220-ФЗ, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок; неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; расторжение договора простого товарищества (в случае, если данное свидетельство выдано участникам договора простого товарищества); непредставление в случаях и в сроки, которые предусмотрены частью 15 статьи 4 Закона N 220-ФЗ, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества заявления об изменении маршрута регулярных перевозок; наличие обоснованной жалобы на выполнение в течение одного месяца двух и более рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок с отправлением транспортных средств из остановочных пунктов ранее времени, предусмотренного установленным расписанием; иные обстоятельства, предусмотренные или законом субъекта Российской Федерации (в отношении муниципального маршрута регулярных перевозок).
Между тем, администрация, прекратив действие выданного ООО "Компас" свидетельства об осуществлении перевозок, на какое-либо основание из числа обозначенных в части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ не сослалось.
Поскольку со стороны общества суд таких оснований также не выявил и из материалов дела наличие подобного рода оснований не усматривается, указанные действия администрации, выразившиеся в прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок, правомерно расценены судом как не соответствующие положениям части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ, и нарушающие права и законные интересы ООО "Компас".
Учитывая изложенное, поскольку администрация, применительно к рассматриваемому случаю самостоятельно прекратив действие выданного обществу свидетельства об осуществлении перевозок, фактически превысила свои полномочия, определенные статьей 29 Закона N 220-ФЗ, оспариваемые ООО "Компас" действия администрации, оформленные письмом от 19.02.2021 N 1-1-31/1789, по прекращению действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 31/1 сообщением "Бульвар Юности - ул. Уральская" обоснованно признаны судом незаконными.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 мая 2021 года по делу N А73-2793/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2793/2021
Истец: ООО "Компас"
Ответчик: Администрация города Комсомольска-на-Амуре
Третье лицо: Прокуратура города Комсомольска-на-Амуре, Прокуратура Хабаровского края, ИП Еременко А.В