г. Чита |
|
28 июля 2021 г. |
дело N А10-231/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2021года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу финансового управляющего Чиковани Ирины Владимировны - Короля Алексея Андреевича на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 марта 2021 года по делу N А10-231/2021 по заявлению финансового управляющего Чиковани Ирины Владимировны - Короля Алексея Андреевича (ИНН 032314770902) к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Бурятия (ОГРН 1160327063126, ИНН 0323396832; 670031, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, улица Трубачеева, дом 67) о признании незаконным отказа в предоставлении сведений в отношении Чиковани И.В., выраженный в письме от 29.12.2020 N 80200-1601, об обязании предоставить сведения о том является ли Чиковани И.В. владельцем оружия в период с 01.01.2017 до настоящего времени,
при участии в судебном заседании:
от финансового управляющего Чиковани Ирины Владимировны - Короля Алексея Андреевича - Михайлова П.И. - представителя по доверенности от 12.04.2019,
от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Бурятия - Бородиной Л.Н. - представителя по доверенности от 14.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
финансовый управляющий Чиковани Ирины Владимировны - Король Алексей Андреевич (далее - заявитель, финансовый управляющий Король А.А.) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - Управление, Управление Росгвардии по Республике Бурятия) о признании незаконным отказа в предоставлении сведений в отношении Чиковани И.В., выраженный в письме от 29.12.2020 N 80200-1601, об обязании предоставить сведения о том является ли Чиковани И.В. владельцем оружия в период с 01.01.2017 до настоящего времени.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, финансовый управляющий Король А.А. обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним, по доводам, изложенным в жалобе и дополнениях к ней.
В частности заявитель апелляционной жалобы отмечает, что управляющий и так владеет всеми персональными данными Должника, необходимыми для идентификации (ФИО, дата рождения, ИНН, СНИЛС и т.д.). Эти персональные данные указаны в запросе управляющего, в удовлетворении которого отказал ответчик. Эти персональные данные и так обязательно публикуются в открытом доступе.
Также управляющий указывает, что сведения о наличии у гражданина оружия сами по себе не являются персональными данными, поскольку никак не идентифицируют конкретного гражданина. Запрос управляющего о наличии у конкретного должника оружия (в котором уже указаны все персональные данные, идентифицирующие должника) - это не выяснение персональных данных, а запрос о наличии имущества у должника.
Финансовый управляющий Король А.А. полагает, что вопреки указанию суда нормы Закона о банкротстве являются приоритетными. Эти нормы регулируют порядок получения сведений именно управляющим при банкротстве гражданина. Поэтому факт того, что управляющий не указан в части 5 статьи 14 ФЗ "О войсках национальной гвардии РФ" в качестве лица, который может запросить сведения об оружии, не имеет правового значения. Эта норма, по мнению управляющего, имеет общий характер и не учитывает особый статус управляющего, установленный законом о банкротстве.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что управляющий является представителем должника, действующим от его имени в силу прямого указания Закона о банкротстве, то есть законным представителем.
В возражениях Управление Росгвардии по Республике Бурятия возражает относительно доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель финансового управляющего Короля А.А. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Управления в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласилась и просила отказать в ее удовлетворении.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, возражений на апелляционную жалобу, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24.12.2020 по делу N А10- 5423/2020 Чиковани Ирина Владимировна признана несостоятельной (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества должника сроком на шесть месяцев, финансовым управляющим утвержден Король А.А.
Финансовый управляющий Король А.А. 21.12.2020 обратился с запросом в Управление Росгвардии по Республике Бурятия о предоставлении сведений о том, является ли Чиковани И.В. владельцем оружия в период с 01.01.2017 до настоящего времени (л.д. 9).
Письмом от 29.12.2020 N 80200-1601 Управление Росгвардии по Республике Бурятия отказало в предоставлении запрашиваемой информации со ссылкой на статью 14 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
Финансовый управляющий, полагая такой отказ незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Вместе с тем отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются главой X Закона о банкротстве, в пункте 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве которой предусмотрен специальный порядок получения сведений о должнике.
Согласно пункту 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.
При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке арбитражный суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.
Пунктом 10 указанной статьи установлено, что сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.
Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.
В соответствии со статьей 2 Закона N 152-ФЗ целью является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 152-ФЗ персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая распространение персональных данных (пункт 3 статьи 3 Закона N 152-ФЗ).
Правительство Российской Федерации с учетом возможного вреда субъекту персональных данных, объема и содержания обрабатываемых персональных данных, вида деятельности, при осуществлении которого обрабатываются персональные данные, актуальности угроз безопасности персональных данных устанавливает требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных (статья 3 Закона N 152-ФЗ).
Согласно статье 7 Закона N 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 19 Закона N 152-ФЗ на оператора возложена обязанность при обработке персональных данных принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
Оружие - это специфический предмет собственности, владение которым предполагает выполнение особых требований, предусмотренных Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" и другими нормативными актами Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оружие является ограниченно обороноспособной вещью, которая может принадлежать лишь определенным участникам оборота и совершение сделок с которым допускается по специальному разрешению.
В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 226-ФЗ) полномочия по формированию и ведению банков данных, о лицах владеющих оружием, а также защите информации, содержащейся в банках данных, возложены на войска национальной гвардии Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 226-ФЗ формирование и ведение банков данных осуществляются войсками национальной гвардии в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 данного Закона войска национальной гвардии обеспечивают защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.
Таким образом, законодателем введены нормы, согласно которым войска национальной гвардии вправе обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на войска национальной гвардии задач, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах, а также порядок ведения, обработки, сохранения и использования данных.
Согласно части 5 статьи 14 Закона N 226-ФЗ информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется органам внутренних дел (полиции) и их должностным лицам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственным органам и их должностным лицам; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Данный перечень является исчерпывающим, финансовые (арбитражные) управляющие к должностным лицам, указанным в части 5 статьи 14 Закона N 226-ФЗ не отнесены.
Поскольку сведения об имеющемся оружии у гражданина - физического лица являются персональными данными, то, как верно отметил суд первой инстанции, они в силу части 5 статьи 14 Закона N 226-ФЗ не подлежат предоставлению по запросу финансового управляющего.
В тоже время Законом о банкротстве предусмотрен порядок получения необходимой информации путем направления в арбитражный суд ходатайств об истребовании сведений, на основании которых суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки, что способствует безопасности общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
Согласно пункту 4 статьи 66 АПК РФ, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
Таким образом, указанные нормы устанавливают специальный порядок получения финансовым управляющим сведений относительно гражданина-банкрота - через арбитражный суд, рассматривающий дело о несостоятельности (банкротстве) должника.
В силу указанного суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции полагает ошибочным мнение финансового управляющего о специальном характере Закона о банкротстве над нормами Закона N 226-ФЗ в вопросе получения сведений из органов войск национальной гвардии.
На основании изложенного суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что Управление Росгвардии по Республике Бурятия в силу норм действующего законодательства не имело правовых оснований для предоставления сведений о том, является ли Чиковани И.В. владельцем оружия в период с 01.01.2017 до настоящего времени, по запросу финансового управляющего Короля А.А.
Как верно отметил суд первой инстанции, финансовый управляющий Король А.А может обратиться в арбитражный суд в деле о банкротстве должника с ходатайством о выдаче запроса о получении сведений из Управления Росгвардии по Республике Бурятия (определения суда об истребовании сведений в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку предоставление уполномоченными государственными органами сведений на основании запроса финансового управляющего законом не предусмотрено, суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции приходит к выводу, что Управление обоснованно отказало заявителю в предоставлении сведений о должнике.
В соответствии частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом установленных обстоятельств по делу суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу, что требование финансового управляющего Чиковани И.В. - Короля А.А. о признании незаконным отказа в предоставлении сведений в отношении Чиковани И.В., выраженный в письме от 29.12.2020 N 80200-1601, не подлежащим удовлетворению.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе и дополнениям к ней доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 марта 2021 года по делу N А10-231/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-231/2021
Истец: Король Алексей Андреевич
Ответчик: Управление Федеральной Службы войск национальной гвардии РФ по Республике Бурятия
Третье лицо: Чиковани Ирина Владимировна