г. Самара |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А55-811/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Лихоманенко О.А. и Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А., с участием:
от Государственного учреждения Самарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 5) - Денисов Д.А., доверенность от 31.12.2020,
иные участники не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции, заявление закрытого акционерного общества "Стан-Самара"
к Государственному учреждению Самарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 5),
о признании незаконными действия и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Стан-Самара" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило о признании незаконными действия ГУ Самарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в виде отказа ЗАО "Стан-Самара" установления скидки к тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и обязать его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Исковые требования, при рассмотрении дела в суде первой инстанции, представителем заявителя несколько раз уточнялись.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, закрытое акционерное общество "Стан-Самара" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционный суд решение суда от 15.04.2021 г. отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительным ненормативный правовой акт Приказ N 4652 от 06.11.2020 г. Государственного учреждения Самарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 5), которым установлена скидка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2021 году в размере 0 (ноль) процентов, и признать за заявителем право на установление скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2021 году".
В судебном заседании представитель фонда социального страхования против удовлетворения жалобы возражал, просил в удовлетворении требований заявителя отказать.
Представитель ЗАО "Стан-Самара" в заседании 26 июля 2021 года участия не принимал, в предыдущем заседании доводы изложенные в апелляционной жалобе поддерживал в полном объеме, просил удовлетворить заявление.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, судом апелляционной инстанции было установлено, что есть основания для перехода к рассмотрению настоящего спора по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. При этом апелляционный суд исходил из следующего.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, заявитель при обращении в суд просил: Признать незаконными действия Государственного учреждения Самарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в виде отказа Закрытому акционерному обществу "Стан-Самара" установления скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и обязать его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя.
Затем заявитель дважды изменял редакцию просительной части заявления. В обоих случаях изменения были сделаны в письменной форме и приобщены к материалам дела:
1. "Признать незаконными действия Государственного учреждения Самарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 5), выразившиеся в письме исх. N 05-02/05-5721 от 20.11.2020 г. и Приказе N 4652 от 06.11.2020 г., которым Закрытому акционерному обществу "Стан-Самара" установлена скидка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в размере 0 (ноль) процентов, и обязать его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя". Данная формулировка просительной части заявления судом была принята, что нашло свое подтверждение в Определении Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2021 года (л.д.63).
2. "Признать недействительным ненормативный правовой акт: Приказ N 4652 от 06.11.2020 г. Государственного учреждения Самарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 5), которым установлена скидка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2021 году в размере 0 процентов, и признать за заявителем право на установление скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2021 году". Данная формулировка просительной части заявления была направлено в суд 12.04.2021 года через канцелярию (л.д.108).
В судебном заседании 15.04.2021 года изменения были приняты судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ, что нашло свое подтверждение в протоколе судебного заседания и аудиозаписи судебного заседания.
Однако, как следует из вводной и мотивировочной части решения, судом были рассмотрены требования заявителя в редакции, отраженной в определении от 24.03.2021 года, а не в редакции, принятой судом позже на судебном заседании 15.04.2021 года.
Уточнения просительной части заявления в последней редакции исключали просьбу о признании незаконными действий, выразившихся в письме Фонда исх. N 05-02/05-5721 от 20.11.2020 г. (далее - письмо Фонда), заявитель просил о признании незаконным ненормативного правового акта - Приказа.
После направления заявителем в суд первой инстанции апелляционной жалобы, которая содержала в числе прочих доводы о том, что судом первой инстанции рассмотрены не те требования, которые были заявлены ЗАО "Стан-Самара", судом первой инстанции подготовлено определение об исправлении описки от 18 мая 2021 года, в котором содержится указание, что фактически рассматривались требования в редакции вторых уточнений (внесены исправления в описательную часть решения). Однако, кроме описательной части, весь остальной текст мотивировочной части решения содержит указания, что рассматривалось заявление о признании незаконными действий, а не ненормативного правового акта.
В частности, в десятом и одиннадцатом абзацах второй страницы мотивировочной части решения имеется ссылка на то, что фондом, в ответ на обращения заявителя 20.11.2020 г. было направлено письмо N 05-02/05-5721 с отказом в установлении скидки к страховому тарифу. Не согласившись с указанным решением фонда, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Аналогичным образом, предпоследний абзац мотивировочной части решения содержит вывод, о том, что "При таких обстоятельствах оспариваемые действия_являются правомерными_".
В то время как последнее уточнение заявителя (принятое судом согласно протоколу судебного заседания) свидетельствует об оспаривании им не письма от 20.11.2020 г., а Приказа от 06.11.2020 г.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд пришел к выводу, что суд первой инстанции рассматривал не те требования, которые фактически были заявлены ООО "Стан-Самара" и определением от 30 июня 2021 года перешел к рассмотрению дела по правилам установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции.
В материалы дела поступил отзыв (письменные пояснения) фонда социального страхования на апелляционную жалобу, в котором он просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев по правилам суда первой инстанции требования ООО "Стан-Самара" суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что они подлежат удовлетворению и исходит при этом из следующего.
05.10.2020 Заявитель обратился в Филиал N 5 с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год (далее - заявление об установлении скидки к страховому тарифу).
06.11.2020 приказом N 4652 Обществу была установлена скидка к страховому тарифу в размере 0 процентов.
10.11.2020 Обществом в адрес Фонда были представлены уточненные сведения, отраженные в отчетах по форме 4-ФСС периоды 03, 06, 09.
16.11.2020 заявитель обратился с письмом от 13.11.2020 N 46-5-399 в котором просил произвести перерасчет скидки по страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
20.11.2020 Фондом в адрес Общества было направлено письмо N 05-02/05-5721 с отказом в установлении скидки к страховому тарифу, в связи с нарушением срока обращения за скидкой на 2021 г.
Не согласившись с решением фонда об установлении скидки 0%, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Указанные скидки и надбавки устанавливаются страховщиком в пределах страховых взносов, установленных соответствующим разделом доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого федеральным законом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2018 N 477-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Закон N 179-ФЗ).
В соответствии с Законом N 179-ФЗ страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска. Законом установлены 32 страховых тарифа (от 0.2 до 8.5%), дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска.
Отнесение видов деятельности к классам профессионального риска установлены Приказом Минтруда России от 30.12.2016 N 851н "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска".
Установление скидки либо надбавки к страховому тарифу регулируется следующими нормативными актами:
- Постановление Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Правила N 524);
- Приказ Минтруда России от 01.08.2012 N 39н "Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее -Методика N 39н);
- Приказ ФСС РФ от 25.04.2019 N 231 "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по установлению скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Регламент N 231);
- Постановление ФСС РФ от 23.05.2019 N 64 "Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2020 год" (далее -Постановление N 64).
Скидки и надбавки к страховому тарифу, соответствующему основному виду экономической деятельности страхователя, устанавливаются Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с Правилами N 524.
Согласно п. 7 Правил N 524 для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь обращается с заявлением к страховщику по месту своей регистрации после утверждения страховщиком значений основных показателей по видам экономической деятельности на очередной финансовый год в соответствии с пунктом 6 Правил, но не позднее 1 ноября текущего календарного года.
Значения основных показателей по видам экономической деятельности на 2020 год утверждены Постановлением N 64.
В соответствии с п. 3 Правил N 524 размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с Методикой N 39н расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году:
а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов (а);
б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих (Ь);
в) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом (с).
Приказом от 06.11.2020 N 4652 заявителю установлена ставка к страховому тарифу в размере 0%. Размер скидки произведен из сведений, предоставленных заявителем из расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (Форма 4-ФСС) за 2020 г. Согласно расчетам заявителя в таблице 5 в графе "Общее число работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам (чел)" проставлено - 4 человека, в графе "количество работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошедших обязательные предварительные медицинские осмотры на начало года (чел.)" проставлено - 0 человек.
16.11.2020 заявитель обратился с письмом от 13.11.2020 N 46-5-399 в котором просил произвести перерасчет скидки по страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
20.11.2020 Фондом в адрес Общества было направлено письмо N 05-02/05-5721 с отказом в установлении скидки к страховому тарифу, в связи с нарушением срока обращения за скидкой на 2021 г.
Ссылки Заявителя на п. 1. 2. ст. 24 Закона N 125-ФЗ предоставить уточненные сведения по форме 4-ФСС и обязанность Фонда произвести расчет скидки к страховому тарифу на основании уточненных данных по мнению суда первой инстанции являются несостоятельными, так как данная норма предусматривает право страхователя внести необходимые изменения в расчет 4-ФСС после истечения установленного срока подачи расчета в случае самостоятельного обнаружения ошибок либо недостоверных сведений, в данном случае уточненный расчет не будет считается представленным с нарушением срока. Также в указанной норме речь идет о сроках предоставления страхователями ежеквартальной отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам, а не о сроках подачи этой же отчетности для установления скидок к страховым тарифам.
Для расчета размера скидки к страховому тарифу в соответствии с п. 17 Регламента N 231 используются сведения, содержащиеся в формах 4-ФСС, имеющиеся у Фонда на момент подачи Обществом заявления об установлении скидки к страховому тарифу.
Поскольку Административный регламент N 231 не предусматривает предоставление помимо расчетов по форме 4-ФСС иных документов для принятия решения по установлению страхователю скидки, то страхователь самостоятельно несет ответственность за достоверность представленных сведений, влекущих установление ему скидки либо надбавки к страховому тарифу и их размер.
По мнению суда первой инстанции, уточненные сведения по форме 4-ФСС и обращение об установлении скидки к страховому тарифу, поступившие в Фонд 16.11.2020, исключают рассмотрение заявления и принятие Фондом соответствующего решения в сроки, установленные п. 11 и п. 63 Регламента N 231, кроме того, в соответствии с п. 6 Правил N 524 решение об установлении страхователю скидки на очередной финансовый год принимается Фондом не позднее 1 ноября текущего календарного года.
Суд первой инстанции сослался также на то, что для предоставления государственной услуги по установлению скидки к страховому тарифу заявители предоставляют заявление по форме, утвержденной Регламентом N 231. Письменное обращение Общества от 16.11.2020 не является заявлением о предоставлении государственной услуги по форме, утвержденной Регламентом.
В соответствии с п. 21 Регламента N 231 несоответствие представленного заявления об установлении скидки форме, установленной приложением к Регламенту, а также направление его позднее 1 ноября текущего года служат основанием для отказа в приеме документов для предоставления государственной услуги.
Кроме того, суд первой инстанции сослался на то, что в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ установление страхователям надбавки и скидки к страховому тарифу является правом, а не обязанностью страховщика.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для суда первой инстанции отказать в удовлетворении требований, заявленных обществом.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - "Федеральный закон N 125-ФЗ") страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. П. 1 ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что надбавки и скидки к страховому тарифу страховщик (Фонд) устанавливает в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В пункте 8 Правил определены следующие условия рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки:
а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
б) отсутствие у страхователя на день подачи заявления выявленной недоимки, в том числе в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленных пеней и штрафов по итогам камеральной или выездной проверки.
Таким образом, исходя из буквального содержания Правил, следует, что скидка должна устанавливаться по заявлению страхователя при выполнении условий, предусмотренных пунктом 8 Правил. Заявитель выполнил все установленные законодательством условия, поэтому у Фонда не было оснований для отказа Заявителю в предоставлении скидки.
Довод суда первой инстанции о том, что предоставление скидки является правом, а не обязанностью фонда является ошибочным. Получение скидки не может быть поставлено на усмотрение какого-либо должностного лица государственного органа. Если лицо попадает под условия её предоставления, скидка должна быть установлена.
Отказ в удовлетворении требований заявителя суд первой инстанции обосновывает тем, что заявитель несвоевременно и не по установленной форме обратился за получением государственной услуги. Суд первой инстанции пришел к выводу, что обращением за получением скидки следует считать письмо Заявителя от 13.11.2020 года N 46-5-399, полученное Фондом 16.11.2020 года, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
После получения заявления был издан Приказ, в котором не указывались основания, по которым было принято такое решение. Фактически, заявителю было отказано в предоставлении скидки, поскольку скидка в размере 0% скидкой не является. Такой отказ должен содержать основания, по которым государственный орган пришел к своим выводам.
В отзыве на заявление ответчик указывает, что скидка в размере 0% (ноль) процентов установлена в связи с не прохождением работниками организации обязательного предварительного и периодического медицинского осмотра до 01.01.2020. Оспаривая указанный довод, общество ссылается на то, что все работники заявителя регулярно проходят медицинские осмотры, в 2020 году медосмотры были проведены до 01.01.2020.
Предоставление скидки является государственной услугой, порядок осуществления которой определен административным регламентом, в данном случае - Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по установлению скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.04.2019 N 231 (далее - "Административный регламент").
В пункте 22 Административного регламента перечислены исчерпывающие основания для отказа в предоставлении указанной государственной услуги, а именно:
а) осуществление заявителем финансово-экономической деятельности менее 3 лет с даты его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
б) наличие у заявителя на день подачи заявления выявленной недоимки, в том числе в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленных пеней и штрафов по итогам камеральной или выездной проверки;
в) наличие у заявителя в предшествующем финансовом году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц;
г) если получен результат расчета скидки, при котором один из рассчитанных основных показателей, указанных в пункте 3 Правил, больше аналогичного показателя по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности заявителя.
По отношению к заявителю ни одного основания для отказа в предоставлении скидки, перечисленного в пункте 22 Административного регламента, не имеется. Заинтересованное лицо в Дополнениях к отзыву (стр. 4-5) указало, что обжалуемый Приказ не может расцениваться как решение Фонда об отказе в предоставлении государственной услуги, т.к. не соответствует по своему содержанию и форме, действующему порядку. Фонд полагает, что Приказ следует считать не отказом в предоставлении заявителю скидки, а в установлении скидки в размере 0 (ноль) процентов.
Как было указано выше, такая позиция является ошибочной, поскольку скидка 0% является фактическим отказом в её предоставлении.
Согласно п. 64 Административного регламента результатом административной процедуры является решение территориального органа Фонда об установлении скидки или об отказе в предоставлении государственной услуги. Пунктом 65 Административного регламента закреплены способы фиксации результата административной процедуры, которыми является приказ территориального органа Фонда об установлении скидки или об отказе в предоставлении государственной услуги (с обоснованием причин), подписанный руководителем территориального органа Фонда.
Административный регламент, таким образом, предусматривает только две формы принимаемого Фондом решения, которые выражаются в издании приказа об установлении скидки либо отказе с указанием причин. Обжалуемый Приказ не подходит ни к одному из вариантов принимаемых Фондом решений, так как им скидка не установлена, т.к. она равна нулю, и так как Приказом не было отказано в предоставлении скидки с указанием причин отказа.
В рассматриваемом случае, заявителем была допущена ошибка при заполнении формы Расчетов 4-ФСС по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (далее - "Расчет по Форме 4-ФСС") за отчетные периоды 03, 06, 09 месяцев.
Ошибка заключалась в том, что на странице 004 (Таблица 5) графа 5 строки 1 и графа 8 строки 2 оказались не заполненными, в то время, как в них должна стоять цифра "4", что соответствует количеству рабочих мест, в отношении условий труда на которых проведена специальная оценка условий труда на начало года и отнесенных к вредным или опасным условиям труда.
Однако на странице 001 в графах "Численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" стояла цифра "4", что соответствует действительности. Указанная ошибка по сути дела являлась опиской (опечаткой), так как никаким образом не влияла на правильность начисления и уплаты заявителем страховых взносов в 2020 году, тем более, что заявителем (10.11.2020 года, т.е. до окончания финансового года) были представлены уточненные Расчеты по Форме 4-ФСС за отчетные периоды 03, 06, 09 месяцы, которые были приняты Фондом, и в которых ошибки были устранены.
Страховщик, обнаружив противоречие в Расчетах по Форме 4-ФСС за отчетные периоды, имел возможность запросить уточнения сведений у заявителя.
В соответствии с п. 3 Правил размер скидки рассчитывается страховщиком в соответствии с Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Приказом Минтруда России от 01.08.2021 г. N 39н (далее - Методика), исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году:
а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих;
в) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.
Все перечисленные показатели были известны Фонду, что не могло препятствовать произвести расчет скидки. Более того, страхователь самостоятельно выявив ошибку, реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные периоды, откорректировав их путем представления в уполномоченный орган уточненные расчеты. При этом ни первоначальный расчеты по Форме 4-ФСС, ни уточненные расчеты, не повлияли на правильность исчисления и уплаты страховых взносов, а также расчета скидки на период 2021 года.
В статье 4 Федерального закона N 125-ФЗ содержатся основные принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, одним из которых является экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Данный принцип реализуется, в том числе и в установлении страховщиком скидок к страховому тарифу.
С учетом вышеизложенного, а также допущенных судом первой инстанции нарушений процессуального права, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение как искового заявления, так и апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на ответчика по делу.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2021 года по делу N А55-811/2021 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным Приказ N 4652 от 06.11.2020 г. Государственного учреждения Самарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 5), которым установлена скидка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2021 году в размере 0 процентов.
Обязать Государственное учреждение Самарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 5) устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Стан-Самара", путем установления скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2021 году, в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.1998 г. N125-ФЗ "Об обязательном е социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Взыскать с Государственного учреждения Самарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 5) в пользу ЗАО "Стан-Самара" 4500 руб. - возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-811/2021
Истец: ЗАО "Стан-Самара"
Ответчик: ГУ Самарское региональное отделение фонда социального страхования РФ