г. Москва |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А40-52797/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Панорама"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.04.2021 г. по делу N А40-52797/21,
по заявлению Управления внутренних дел по Западному административному округу Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве
к ООО "Панорама"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Смирнов О.В. по доверенности от 01.01.2020; |
УСТАНОВИЛ:
УВД по ЗАО ГУ МВД России по Москве (далее - Заявитель, Административный орган) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Панорама" (далее - Ответчик, ООО "Панорама"", Общество) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2021 г. ООО "Панорама" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 000 рублей.
ООО "Панорама" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно оценены фактические обстоятельства дела.
Представитель ООО "Панорама" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
УВД по ЗАО ГУ МВД России по Москве, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что 08 октября 2020 года около 15:10 час. по адресу: г. Москва, ул. Б. Филевская, д.22, стр.25, в кафе "Усадьба" ООО "Панорама" сотрудниками ОООП совместно с ОБ ППСП УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве выявлен факт оборота (хранение, реализация) алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии и товарно-сопроводительной документации в нарушение Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В ходе проверки был организован осмотр помещений кафе "Усадьба" ООО "Панорама", в ходе которого установлено, что кафе расположено на территории парка "Фили", имеет отдельно стоящее здание, а также открытую веранду. Кафе предоставляет услуги общественного питания.
При осмотре зоны бара в холодильной установке обнаружена алкогольная и спиртосодержащая продукция. Также обнаружен уголок потребителя, на котором представлена светокопия свидетельства о регистрации, выданная ООО "Панорама".
Кассовый аппарат зарегистрирован на ООО "Панорама" и находится в зоне бара.
При осмотре подсобных помещений также обнаружена алкогольная и спиртосодержащая продукция в ассортименте.
Согласно сведениям, размещенных на официальном сайте Росалкогольрегулирования, ООО "Панорама" ИНН 7706469936 лицензии на право реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции не имеет. В кафе "Усадьба" имеется барное меню в котором значатся различные спиртные напитки с указанием цены за порцию либо за бутылку. Сертификатов соответствия, товарно-сопроводительной документации на алкогольную продукцию не представлено.
По итогам проведенной проверки было принято решение об изъятии алкогольной и спиртосодержащей продукции в количестве 348 единиц согласно протокола изъятия вещей и документов и приложения N 1, 2.
Указанная продукция помещена на ответственное хранение в ОООП УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве по адресу: г. Москва, ул. Лобачевского вл. 116.
Также в ходе проверки было вынесено определение об истребовании дополнительных материалов по делу, в котором предписывалось представить в УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве следующие документы: договор аренды, свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на учет товарно-сопроводительная документация, затребованные документы на момент составления административного протокола в административный орган не представлены.
По итогам проверки было возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
В ходе предварительной проверки направлен запрос в ИФНС N 31 по г. Москве о предоставлении выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Панорама".
15 октября 2020 года в юридический адрес ООО "Панорама" было направлено определение о вызове лица, в котором сообщалось о том, что 12 ноября 2020 года в 10:30 час. в помещении УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве по адресу: г. Москва, ул. Лобачевского, вл. 116, каб. 702, будет составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в отношении ООО "Панорама".
В назначенное определением время 12 ноября 2020 года в УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве прибыл представитель но доверенности ООО "Панорама" Смирнов О.В., предоставив Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности от 21.06.2019 г. в котором значится, что ООО "Панорама" передает ООО "Нано-Консалтинг" обязательства по подбору персонала, закупки, поставки и реализации напитков.
Представитель по доверенности ООО "Панорама" Смирнов О.В. в своем объяснении пояснил, что между ООО "Панорама" и ООО "Нано-Консалтинг" заключено Соглашение о совместной деятельности, в рамках соглашения ООО "Нано-Консалтинг" принимает обязательство по реализации алкогольной продукции, все мероприятия по хранению, реализации и перевозки алкогольной продукции отнесено по соглашению к ООО "Нано-Консалтинг", ООО "Панорама" никакого отношения к обороту алкогольной продукции не имеет.
Представитель по доверенности ООО "Нано-Консалтинг" Драп P.M. в своем объяснении пояснил, что работает менеджером в ООО "Нано-Консалтинг", которое заключило соглашение с ООО "Панорама" на ведение совместной деятельности. 08.10.2020 г. прибыли на проверку сотрудники полиции. В результате проверки выявлены нарушения в сфере оборота алкогольной продукции. Согласно заключенному соглашению о совместной деятельности, закупка и реализация отнесена к ООО "Нано-Консалтинг". К деятельности ООО "Панорама" алкогольная продукция не относится. Вину в совершении правонарушения не отрицает, лицензию оформить не успели.
12.11.2020 г. представителю по доверенности ООО "Панорама" вручено определение об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, а именно о предоставлении договора на осуществление трудовой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте.
При этом в ходе изучения представленного договора Административным органом установлено, что ООО "Панорама" обязуется не допускать передачу прав по данному договору третьим лицам, осуществление третьими лицами торговой и иной деятельности с использованием объекта.
26 января 2021 года в юридический адрес ООО "Панорама" было направлено определение о вызове лица, в котором сообщалось о том, что 09 марта 2021 года в 10:00 час. в помещении УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве по адресу: г. Москва, ул. Лобачевского, вл. 116, каб. 702, будет составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ в отношении ООО "Панорама".
В назначенное определением время представители ООО "Панорама" в УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве не явились. Ходатайств в административный орган не поступало.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (11951755050504) письмо возвращено отправителю 02 марта 2021 года из-за истечения срока хранения.
09 марта 2021 года в служебном помещении УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве старшим инспектором 1 отделения отдела охраны общественного порядка УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве майором полиции Колдовской Е.В. в отношении ООО "Панорама" ОГРН П97746284944, ИНН 7706469936, КПП 772801001, составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Привлекая Общество к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Процессуальных нарушений, допущенных Административным органом при составлении протокола об административном правонарушении, судом первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено. Нарушений, влекущих невозможность использования доказательств в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проведении проверки Административным органом не допущено.
Административным органом был соблюден установленный законом порядок уведомления общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении от 09.03.2021 г.
В представленных административным органом материалах об административном правонарушении имеются доказательства извещения по юридическому адресу Общества о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении (л.д. 39-42).
Довод апелляционной жалобы о том, что Административный орган не известил представителя Общества по доверенности о дате составления протокола об административном правонарушении, отклоняется судом апелляционной инстанции, т.к. не опровергает вывод суда о надлежащем извещении законного представителя Общества о дате составлении протокола.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
В соответствии с частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ выражается в действиях по производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Согласно пункту 2 статьи 129 ГК РФ нахождение в обороте отдельных видов объектов гражданских прав, определяемых в порядке, установленном законом, допускается по специальному разрешению.
Пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ предусматривает виды деятельности, подлежащие лицензированию. Указанной нормой предусмотрено, что лицензии выдаются, в том числе, на право розничной продажи алкогольной продукции.
Абзацем 7 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа алкогольной продукции (пункт 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 23 Федерального закона N 171-ФЗ региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:
1) лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
2) государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 настоящего Федерального закона, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;
3) государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции.
Событие правонарушения в действиях предпринимателя, а именно: реализация Обществом алкогольной продукции без лицензии подтверждается представленными в материалы дела протоколом об административном правонарушении, фотоматериалами и др. доказательствами, представленными в материалы дела.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Оснований для освобождения Общества от ответственности судом не установлено, последнее не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в то время, как возможность для соблюдения этих норм у предпринимателя имелась.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях Ответчика имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, суд считает возможным назначить ООО "Панорама" наказание, в минимальном размере предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, то есть в размере 3 000 000 рублей с конфискацией, изъятой алкогольной продукцией, хранящейся по адресу: 119361, г. Москва, ул. Лобачевского, вл. 116 (УВД по ЗАО ГУ МВД России по Москве).
Довод Общества о неправильном определении Административным органом субъекта административной ответственности ввиду наличия Соглашения о совместной деятельности, заключенного ООО "Панорама" с ООО "Нано-Консалтинг" судом апелляционной инстанции отклоняется, так как доказательств фактического исполнения данного Соглашения Заявителем Административному органу, а также в материалы дела не представлено.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.04.2021 по делу N А40-52797/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-52797/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ЗАПАДНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ
Ответчик: ООО "ПАНОРАМА"