город Ростов-на-Дону |
|
28 июля 2021 г. |
дело N А53-20242/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Годунко А.С.,
при участии:
от ответчика: представитель Давыдова З.Н. по доверенности от 09.07.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шахтоуправление "Садкинское"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2021 по делу N А53-20242/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727)
к обществу с ограниченной ответственностью "Шахтоуправление "Садкинское" (ОГРН 1046142001950 ИНН 6142018519)
о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, общество, ОАО "Российские железные дороги") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Шахтоуправление "Садкинское" (далее - ответчик, шахтоуправление, ООО "Шахтоуправление Садкинское") о взыскании задолженности по договору N 558/1 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования в размере 411 238 рублей 20 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.07.2019 по 07.07.2020 в размере 31 535 рублей 12 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 08.07.2020 по день фактического исполнения основного обязательства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции от 01.06.2021 отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы отзыва и сводятся к тому, что истцом не представлен анализ занятости путей ответчика, анализ использования вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования. Ответчик указывает, что перевозчиком документально не доказана обоснованность бросания поезда, поезд был задержан не по вине грузополучателя, а по причине того, что перевозчиком на промежуточной станции выполнялись работы по формированию поезда. По мнению заявителя, истцом пропущен срок исковой давности для предъявления требований.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (перевозчик) и ответчиком (пользователь) заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования при станции Чапаевка-Ростовская от 29.06.2015 N 558/1 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1 договора осуществляется эксплуатация и обслуживание ж.д. пути необщего пользования, находящегося на смешанном балансе, примыкающего стрелкой N 1 к третьему главному пути станции Чапаевка-Ростовская. Обслуживание пути необщего пользования производится локомотивом Владельца.
Указанным договором урегулирован порядок подачи и уборки вагонов, технологический срок оборота вагонов, порядок определения времени нахождения вагонов у владельца на путях необщего пользования, а также платежи, которые вносит Владелец перевозчику.
В соответствии с подпунктом б) пункта 16 договора пользователь уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от пользователя в соответствии с положениями статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Согласно пункту 12 договора в редакции дополнительного соглашения от 15.08.2016, на железнодорожном пути необщего пользования установлен технологический срок оборота вагонов - 13,3 часа.
Как следует из искового заявления, 27.06.2019 и 28.06.2019 на железнодорожных станциях Лихая, Замчалово СКВ, в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), 28.06.2019 и 07.07.2019 отправлены на станцию назначения поезд с индексом 5800-708-5891 с вагонами, адресованными ответчику (также грузополучатель).
По прибытии поезда на станцию назначения Чапаевка Ростовская в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 27.06.2019 N 5241, от 28.06.2019 N 5135, от 28.06.2019 N 5272, от 07.07.2019 N 5311.
28.06.2019 и 03.07.2019 на железнодорожных станциях Зверево, Новомихайловская СКВ, в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), 03.07.2019 и 05.07.2019 отправлены на станцию назначения поезд с индексом 5131-104-5891 с вагонами, адресованными ООО "Шахтоуправление Садкинское" (также грузополучатель).
По прибытии поезда на станцию назначения Чапаевка Ростовская в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 28.06.2019 ЖN 5255, от 03.07.2019 N 5240, от 03.07.2019 N 5375, от 05.07.2019 N 5278.
28.06.2019, 08.07.2019 на железнодорожных станциях Репная, Новомихайловская СКВ, в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), 06.07.2019, 09.07.2019 отправлены на станцию назначения поезд с индексом 5800-716-5891 с вагонами, адресованными ООО "Шахтоуправление Садкинское" (также грузополучатель).
По прибытии поезда на станцию назначения Чапаевка Ростовская в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 28.06.2019 N 5252, от 06.07.2019 N 5288, от 08.07.2019 N 5465, от 09.07.2019 N 5353.
08.07.2019 на железнодорожной станции Новомихайловская СКВ, в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), 09.07.2019 отправлены на станцию назначения поезд с индексом 5 800-715-5891 с вагонами, адресованными ООО "Шахтоуправление Садкинское" (также грузополучатель).
По прибытии поезда на станцию назначения Чапаевка Ростовская в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 08.07.2019 N 5447, от 09.07.2019 N 5343.
В июне - июле 2019 года на железнодорожных станциях Северо-Кавказской железной дороги в пути следования отставлены от движения по причине, зависящей от грузополучателя (нарушение сроков выгрузки ранее доставленных грузов) и отправлены на станцию назначения поездов Чапаевка Ростовская с вагонами, адресованными грузополучателю ООО "Шахтоуправление Садкинское".
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными, указанными в приложении к настоящему иску.
Из ведомостей подачи и уборки вагонов (гр.5) следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 Договора. Согласно пункту 4.3 Правил N 26 учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности" (ОАО "Российские железные дороги" утверждена инструкция по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "Российские железные дороги" (распоряжение ОАО "Российские железные дороги" от 01.03.2007 N 333р). Нарушение сроков доставки грузов подтверждается прилагаемыми дорожными ведомостями. Приложенный к исковому заявлению расчет платы содержит обоснование исковых требований по каждому задержанному поезду, в том числе: индекс поезда, наименование промежуточной станции, на которых в пути следования был задержан поезд, N акта общей формы, составленного согласно части 5 пункту 4.7 Правил N 26, количество вагонов (гр. 6), начало и окончание, а также общая продолжительность простоя, сумма платы за 1 вагон и общая сумма платы по каждому акту исчисленная по ставкам Тарифного руководства.
В адрес ответчика были направлены претензионные письма N N 19/1523, 19/1524, 19/1528, 19/1536.
За период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ от 29.04.2015 N 127-т/1, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 411 238 рублей 20 копеек. Предъявленные перевозчиком к оплате накопительные ведомости с повагонным расчетом платы ответчиком не акцептованы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 Устава).
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Согласно пункту 4.6 Правил N 26 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
В соответствии со статьей 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Правила N 26 предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Так, факт и время простоя вагонов на путях общего пользования зафиксированы актами общей формы.
Представленные в материалы дела акты общей формы составлены в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожном транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45. В актах присутствуют номера вагонов, наименование груза.
Вышеуказанные акты были предъявлены на подпись ответственным представителям ответчика, которые от подписи отказались.
Наличие разногласий либо отказ от подписи актов общей формы не является правовым основанием для освобождения грузополучателя от взимания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Из представленных в материалы дела памяток приемосдатчика следует, что спорные вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 договора, то есть более 13,3 часов.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждена правомерность начисления истцом ответчику обусловленной статьей 39 Устава платы.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что следующие в адрес ответчика вагоны простаивали на путях общего пользования (инфраструктуры станции) по причине, зависящей от ответчика.
Факт невыполнения (нарушения) норм выгрузки за спорный период подтвержден ведомостями подачи и уборки вагонов и актами общей формы, памятками приемосдатчика. В актах общей формы указаны вагоны, задержанные на станциях, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки.
Таким образом, довод ООО "Шахтоуправление Садкинское" об отсутствии доказательств, подтверждающих занятость путей необщего пользования грузополучателя, а также железнодорожных путей общего пользования ст. Чапаевка-Ростовская по причине ожидания погрузки грузов или подачи вагонов на пути необщего пользования ответчика, опровергается вышеуказанными актами общей формы.
Иные доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном понимании норм материального права.
Довод ООО "Шахтоуправление Садкинское" об отсутствии доказательств, подтверждающих занятость путей необщего пользования грузополучателя, а также железнодорожных путей общего пользования ст. Чапаевка-Ростовская по причине ожидания погрузки грузов или подачи вагонов на пути необщего пользования ответчика опровергается представленными в материалы дела актами формы ГУ-23ВЦ.
В данном случае в результате нарушения грузополучателем технологических сроков перевозчиком принято решение о задержке спорного поезда в пути следования, внесены изменения в график движения поездов, как следствие нарушен нормативный срок доставки груза. Брошенный поезд в результате отставления от движения выбивается из графика движения поездов. Настраивание сложного процесса организации железнодорожного движения при присоединении отставленного поезда требует согласования с загруженностью железнодорожной магистрали, движением автомобильного транспорта, учета погодных условий и иное. Таким образом, именно перевозчику принадлежит право на формирование строгого логистического графика движения поездов на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе право на определение ритмичности подвоза определенных составов к местам выгрузки, учитывая многочисленные условия, влияющие на схему движения поездов.
Согласно требованиям распоряжения "О порядке временного отставления от движения ("бросания") грузовых составов поездов и документального оформления задержки вагонов в пути следования от 27.03.2020 N СКАВ-246/р исполняющего обязанности первого заместителя начальника Северо-Кавказской железной дороги Годунка А.В., на все перечисленные поезда имеются обращения начальника железнодорожной станции назначения, оперативный приказ на временное отставление от движения грузового поезда (сообщение 264 - "Приказ на временное отставление (бросание)" системы АСОУП-2, сообщение 204 - "О временной отстановке ("бросании") и других задержках в продвижении поезда" системы АСОУП-2), оперативный приказ на подъем временно отставленного от движения грузового поезда (сообщение 263 - "Приказ на подъем" системы АСОУП-2, сообщения 200 - (отправление), 203 - (расформирование), 208 - (объединение/разъединение) "О фактическом "подъеме" поезда или расформировании грузового поезда" системы АСОУП-2), акты общей формы на начало и окончание задержки грузовых отправок в составе временно отставленного от движения поезда, оформленные с использованием единого программного интерфейса ЕАСАПРМ.
Согласно распоряжения "Об утверждении формы внутренней статистической отчетности ДО-5ВЦ "Отчет о наличии задержанных в продвижении составов грузовых поездов и вагонов в них" от 04.09.2012 "1764 р (в редакции распоряжений ОАО "РЖД" от 14.04.2015 N 958 р, от 19.09.2008 N 2042р).
В соответствии с пунктом 2.7 договора в случае задержки в продвижении грузового поезда, из-за наличия в нем отдельной группы вагонов, прием которых станцией назначения невозможен по причинам, зависящим от конкретного грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, возможно его расформирование. Решение о расформировании состава такого поезда принимает начальник ДЦУП или старший дорожный диспетчер.
Пунктом 2.8 договора предусмотрено, что в случае поднятия состава отставленного поезда частями, моментом окончания учета поезда, в числе задержанных в продвижении, является время отправления последней группы вагонов данного поезда, либо время расформирования (в случае принятия такого решения).
Прицепка вагонов к составу временно отставленного от движения поезда не допускается.
Запрещается отцеплять от поезда вагон или группу вагонов, если в составе поезда, после отцепки, не остается грузовых вагонов восьмизначной нумерации, зарегистрированных АБД ПВ. На данный поезд должно быть передано сообщение 203 о расформировании поезда.
На основании вышеуказанных пунктов, а также пункта 3.2.2.2 распоряжения ОАО "Российские железные дороги" от 30.12.2016 N 2827р "Об утверждении Регламента взаимодействия подразделений ОАО "Российские железные дороги" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования" вагоны назначением на железнодорожную станцию Чапаевка-Ростовская были исключены из поезда (4383-486-5800) по железнодорожной станции Миллерово, для недопущения задержки вагонов невиновных грузополучателей.
Поезд (5865-771-5891) в количестве 39 вагонов, назначением на железнодорожную станцию Чапаевка-Ростовская был сформирован на железнодорожной станции Миллерово 29.08.2019 в 13 часов 45 минут, в соответствии с сетевым планом формирования (сетевая разметка железнодорожной станции Чапаевка-Ростовская 58910 в диапазоне 58690-58950) и на основании обращения начальника железнодорожной станции Чапаевка-Ростовская был отставлен от движения. Приказ от 29.08.2019 N 6238 оформлен на основании обращения от 29.08.2019 N 6165 начальника железнодорожной станции Чапаевка-Ростовская.
По железнодорожной станции Лихая, в соответствии с сетевым планом формирования, сформирован поезд (5800-783-5891) в количестве 57 вагонов и отправлен 08.09.2019 в 08 часов 10 минут. Так как на момент формирования поезда по железнодорожной станции Чапаевка-Ростовская была занятость путей общего пользования вагонами грузополучателя - шахтоуправления, то согласно "Перечню станций и путей, выделенных для длительной (более 24 часов) стоянки вагонов с уклоном, не превышающим 0,0025 и изолированных от маршрутов следования поездов" распоряжения "О порядке временного отставления от движения ("бросания") грузовых составов поездов и документального оформления задержки вагонов в пути следования" от 27.03.2020 N СКАВ-246/р исполняющего обязанности первого заместителя начальника Северо-Кавказской железной дороги Годунка А.В., поезд (5800-783-5891) был отставлен от движения по железнодорожной станции Жирнов 08.09.2019 в 11 часов 08 минут, на основании приказа от 08.09.2019 N 6452Д Петрук В.В. Приказ оформлен на основании обращения от 08.09.2019 N 6595 начальника железнодорожной станции Чапаевка-Ростовская. Вагоны, находящиеся в данном поезде, прибыли на железнодорожную станцию назначения Чапаевка-Ростовская 18.09.2019 в 04 часа 15 минут, о чем составлены итоговые акты общей формы с увеличением на время задержки на железнодорожных станциях Миллерово и Жирнов, согласно пункта 4.1 "Оформление задержек доставки вагонов, контейнеров" распоряжения ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р "Об утверждении Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования.
Вышеуказанные акты содержат количество и номера вагонов, находящихся на пути станции в ожидании их приема ответчиком и создающих причины, по которым станция лишена возможности к приему находящихся в пути вагонов.
Таким образом, довод ответчика об отсутствии доказательств, подтверждающих занятость путей необщего пользования грузополучателя, а также железнодорожных путей общего пользования ст. Чапаевка-Ростовская по причине ожидания погрузки грузов или подачи вагонов на пути необщего пользования ответчика опровергается представленными в материалы дела актами формы ГУ-23ВЦ.
В данном случае в результате нарушения грузополучателем технологических сроков перевозчиком принято решение о задержке спорного поезда в пути следования, внесены изменения в график движения поездов, как следствие нарушен нормативный срок доставки груза. Брошенный поезд в результате отставления от движения выбивается из графика движения поездов. Настраивание сложного процесса организации железнодорожного движения при присоединении отставленного поезда требует согласования с загруженностью железнодорожной магистрали, движением автомобильного транспорта, учета погодных условий и иное. Таким образом, именно перевозчику принадлежит право на формирование строгого логистического графика движения поездов на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе право на определение ритмичности подвоза определенных составов к местам выгрузки, учитывая многочисленные условия, влияющие на схему движения поездов.
Согласно прилагаемому расчету на основании актов общей формы по ставкам Тарифного руководства сумма платы составила 411 238 рублей 20 копеек.
Истцом представлены все необходимые доказательства, подтверждающие и соблюдение установленного порядка оформления задержки поезда, и надлежащее уведомление ответчика о задержке, и факт нарушения срока доставки груза, а также факт нарушения ответчиком срока оборота вагонов и занятость путей общего пользования станции назначения в спорный период.
Поскольку сумма начисленной платы подтверждена материалами дела, а доказательств ее оплаты ответчиком не представлено, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в части взыскания основной задолженности в размере 411 238 рублей 20 копеек.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.05.2021 по делу N А53-29127/2020, от 02.06.2021 по делу N А53-29125/2020, от 02.07.2021 по делу N А53-37088/2020, от 14.07.2021 по делу N А53-31687/2020, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 по делу N А53-40480/2020.
Ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой в один год, предусмотренного пунктом 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Рассматриваемый спор возник в связи с невнесением ответчиком платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в ожидании их подачи на пути необщего пользования.
Устав железнодорожного транспорта регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования (статья 1 Устава).
Согласно определению, содержащемуся в статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", перевозочный процесс - это совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
По смыслу изложенных норм отношения контрагентов, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей и сборов, являются неотъемлемой частью процесса по организации перевозок, а плательщики, имеющие единые лицевые счета в Центре фирменного транспортного обслуживания, являются участниками отношений, предусмотренных статьей 1 Устава.
Таким образом, обязательственные отношения сторон, вытекающие из договоров по организации расчетов и уплате провозных платежей, а также по предоставлению вагонов для перевозки грузов, подпадают под действие законодательства о перевозках.
Поскольку истцом заявлены требования о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования (использование инфраструктуры истца), постольку в силу статьи 126 Устава срок исковой давности должен исчисляться со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий - со дня составления актов общей формы на окончание простоя вагонов, следовавших в адрес ответчика, на путях общего пользования.
Так как истцом заявлены требования о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях необщего пользования, в силу статьи 126 Устава срок исковой давности должен исчисляться со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий - со дня составления актов общей формы на окончание простоя вагонов, следовавших в адрес ответчика. Данная правовая позиция подтверждена Определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2015 N 309-ЭС15-5423 при оценке судебных актов по делу N А76-1061/2014, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2016 N 307-ЭС16-10983 по делу N А56-8864/2015 при оценке судебных актов по делу N А56-8864/2015.
Днем предъявления иска следует считать дату поступления искового заявления в суд. Исковое заявление подано 10.07.2020, о чем свидетельствует штамп (т. 1, л.д. 6).
С учетом даты подачи искового заявления, срок исковой давности истцом не пропущен.
Согласно части 3 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству арбитражного суда.
С учетом изложенного, доводы ответчика о том, что иск был оставлен без движения, в связи с чем срок исковой давности истцом пропущен, отклоняется как основанный на неверном понимании норм процессуального права.
Истцом также заявлены требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.07.2019 по 07.07.2020 в размере 31 535 рублей 12 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 08.07.2020 по день фактического исполнения основного обязательства, исходя из размера процентов, определяемых ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, а также положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" пришел к выводу о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 31 535 рублей 12 копеек.
Также удовлетворено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 08.07.2020 по день фактического исполнения основного обязательства, исходя из размера процентов.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2021 по делу N А53-20242/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20242/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "ШАХТОУПРАВЛЕНИЕ "САДКИНСКОЕ"