г. Пермь |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А60-58781/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балдина Р.А.,
судей Муталлиевой И.О., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полуднициным К.А.,
в отсутствие представителей сторон,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
ЗАО "Уралгоршахткомплект",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 апреля 2021 года
по делу N А60-58781/2020
по иску ООО "Трансойл" (ОГРН 1037835069986, ИНН 7816228080)
к ЗАО "Уралгоршахткомплект" (ОГРН 1026605238120, ИНН 6671115787),
третье лицо: ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727),
о взыскании неустойки по договору подряда,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Трансойл" (истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к ЗАО "Уралгоршахткомплект" (ответчик) о взыскании неустойки по договору в сумме 1 561 600 руб.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечено ОАО "Российские железные дороги" (третье лицо).
Решением суда от 02.04.2021 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 475 800 руб. убытков, а также 10 781 руб. расходов на оплату государственной пошлины. В удовлетворении иска в остальной части отказано. Истцу из федерального бюджета возвращено 14 535 руб. государственной пошлины.
Ответчик с решением суда первой инстанции не согласился, направил апелляционную жалобу, в которой обжалуемый судебный акт просит отменить в части удовлетворения требований ООО "Трансойл" в размере 475 800 руб., принять новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что представленные истцом акты ВУ-41 не являются неоспоримым доказательством вины подрядчика в некачественно произведенном плановом ремонте вагона; содержание актов-рекламаций ВУ-41 не может однозначно подтверждать причинно-следственную связь между возникшим ущербом и действием (бездействием) ответчика. Отмечает, что согласно акту-рекламации N 3539 от 23.12.2020 в разделе заключение комиссии установлено: "Просадка эластомерного поглощающего аппарата модели АПЭ 90 А N 2321 изготовления ООО "АВИАГРЕГАТ" 2017 году, неисправность возникла в результате некачественного изготовления"; ответственность отнесена за АО "Авиагрегат". Следовательно, предъявление убытков ответчику по вагону N 51431690 в размере 12 200 руб. незаконно и необоснованно. Подробно позиция ответчика со ссылками на нормы права и фактические обстоятельства дела изложена в апелляционной жалобе.
Истец направил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против ее удовлетворения.
От ответчика поступило ходатайство об участии его представителя Харитоновой Т.С. в судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел". Данное ходатайство было удовлетворено.
Представитель ответчика Харитонова Т.С. к судебному заседанию в онлайн-режиме не подключилась, иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку ответчиком в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения суда (в части удовлетворения требований ООО "Трансойл" в размере 475 800 руб.) арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части. Возражений против этого от участвующих в деле лиц не поступило.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключен договор N 5/РВ/УГШК/2018 от 18.06.2018 (далее - договор) на выполнение работ по плановым видам ремонта грузовых вагонов.
В рамках договора с мая 2019 г. по февраль 2020 г. ответчиком проведен плановый деповской ремонт 128 вагонов, указанных истцом в представленном расчете с указанием номеров вагонов, дат и времени начала и окончания ремонта.
В связи с обнаружением технологических неисправностей, вагоны были отцеплены и направлены в эксплуатационные вагонные депо для проведения текущего отцепочного ремонта.
Согласно актам-рекламациям формы ВУ-41-М виновным в обнаруженных дефектах признан ответчик.
Выявленные дефекты были устранены истцом самостоятельно за свой счет.
Согласно п. 7.3 договора подрядчик компенсирует заказчику все убытки и иные расходы, включая расходы по передислокации вагонов от места отцепки до места ремонта и обратно, понесенные заказчиком в связи с проведением гарантийного ремонта, документально подтвержденные и обоснованные.
Согласно п. 7.4 договора в случае устранения заказчиком самостоятельно либо с привлечением третьих лиц неисправностей, возникших вследствие некачественно выполненных работ по ремонту вагонов подрядчиком в пределах гарантийного срока, заказчик вправе предъявить подрядчику фиксированную сумму возмещения убытков в размере 12 200 руб. за каждую отцепку вагона в текущий отцепочный ремонт с приложением подтверждающих документов.
Согласно п. 7.5 договора заказчик предъявляет подрядчику все фактически понесенные при проведении ремонта убытки с приложением подтверждающих документов согласно п. 7.8 договора, включая оплату провозных платежей, ремонт, оплату за выполненные работы по устранению неисправностей (коммерческих), оплату провозных платежей на/из промывочно-пропарочную станцию и убытки, связанные с подготовкой вагонов в ремонт.
Согласно п. 7.9 договора ответчику истцом направлены претензии N 469-ЮД от 12.03.2020, 924-ЮД от 01.05.2020 (с учетом корректировки на сумму 195 200 руб.), 925-ЮД от 01.05.2020. Направление претензий подтверждается почтовой накладной N 80 и индивидуальным доставочным листом N 41516338 курьерской службы.
В связи с устранением истцом за свой счет неисправностей, возникших вследствие некачественно выполненных ответчиком работ по ремонту вагонов в пределах гарантийного срока, истец обратился с настоящим иском о взыскании неустойки в связи с отцепкой 54 вагонов в размере 658 800 руб. (с учетом частичного отказа от иска в отношении 74 вагонов), исходя из расчета 12 200 руб. за каждую отцепку вагона в текущий отцепочный ремонт.
По результатам рассмотрения материалов дела, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований частично на сумму 475 800 руб. убытков.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, а также поступившие в суд апелляционной инстанции возражения, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не находит.
Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 721 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
По смыслу ст. 722 ГК РФ в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве. Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все, составляющее результат работы. Заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока (ст. 724 ГК РФ).
Под гарантийным сроком в договорах подряда понимается период времени, в течение которого подрядчик гарантирует стабильность показателей качества результата произведенных работ в процессе его использования по назначению при условии соблюдения заказчиком установленных правил использования. Содержание гарантийного обязательства включает право заказчика требовать от подрядчика обеспечения надлежащего качества результата выполненных работ и корреспондирующую ему обязанность подрядчика обеспечивать его с момента приемки и до окончания действия гарантийного срока.
Распространяя свое действие на период после приемки выполненных работ, гарантийное обязательство превращает отношения сторон по договору подряда в длящиеся. Презюмируется, что при обычной надлежащей эксплуатации предмета, явившегося результатом работ, недостаток, появившийся в течение гарантийного срока, возникает ввиду ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по выполнению работ.
Таким образом, при разрешении споров, связанных с применением последствий нарушения требований о качестве выполненных работ в гарантийный срок, заказчик обязан доказать возникновение недостатка в работе подрядчика в пределах этого срока и размер понесенных расходов, а последний в свою очередь обязан возместить эти расходы, если не докажет, что недостатки произошли вследствие неправильной эксплуатации либо нормального износа объекта или его частей, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
При выполнении подрядчиком работ с недостатками заказчик вправе потребовать от подрядчика выполнения действий, указанных в п. 1 ст. 723 ГК РФ, если иное не установлено законом или договором, в частности, возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда.
На основании п. 1, 2 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ.
Пунктом 2 ст. 307 ГК РФ установлено, что обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 ГК РФ).
Для взыскания убытков, связанных с ненадлежащим исполнением или неисполнением договорных обязательств, лицо, требующее их возмещения, должно доказать: возникновение убытков с обоснованием их размера; факт нарушения установленного договором обязательства (совершения противоправных действий или бездействия); наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками.
Из материалов дела усматривается, что в данном случае в спорных вагонах недостатки обнаружены в пределах гарантийного срока, поэтому бремя доказывания причин их возникновения, исключающих ответственность подрядчика за дефекты, возлагается на последнего.
Между тем, ответчиком не опровергнут факт выявления технологических неисправностей вагонов в течение гарантийного срока, не представлены доказательства, освобождающие его от гарантийной ответственности по договорам.
Понесенные истцом убытки находятся в прямой причинной связи с ненадлежащим исполнением ответчиком принятых по договору обязательств в части выполнения качественного ремонта вагонов. Некачественный плановый ремонт повлек необходимость текущего отцепочного ремонта по обязательствам, возникшим у ответчика согласно договору. Если бы не была проведена отцепка вагонов по вине ответчика в текущий отцепочный ремонт, то у истца не возникли бы расходы на их ремонт.
Факт причинения истцу убытков по вине ответчика в результате ненадлежащего исполнения им обязательств по ремонту вагонов документально подтвержден актами-рекламациями, документами, подтверждающими оплату ремонта. В актах-рекламациях в отношении спорных вагонов указано, что вагоны отцеплены по технологической неисправности, указаны код неисправности, конкретная причина неисправности со ссылкой на соответствующие руководящие нормативные документы, инструкции, принятые Министерством путей сообщения Российской Федерации и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", а также указано виновное лицо.
Условиями договоров предусмотрено, что документами, необходимыми и достаточными для оплаты стоимости ремонта вагонов и связанных с ними услуг, являются, в том числе акт-рекламация формы ВУ-41-М, и документы, подтверждающие оплату выполненных работ.
Поскольку стороны договорились, что вина подрядчика в отказе вагона или его составной части определяется актами формы ВУ-41-М, в составлении которых представители подрядчика, несмотря на надлежащее извещение, не участвовали, и содержащиеся в которых выводы в установленном законом порядке не опровергнуты, подрядчик по смыслу вышеприведенных положений договоров при отказе от возмещения понесенных заказчиком расходов на устранение выявленных в течение гарантийного срока дефектов должен доказать, что такие дефекты возникли не по его вине.
Акты-рекламации являются документами установленной формы, порядок составления и оформления которых содержится в Регламенте расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы (далее - регламент). При несогласии с заключением рекламационного акта регламентом предусмотрено обжалование акта вагоноремонтным предприятием в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Достоверность содержащихся в актах-рекламациях сведений, в том числе информация о категории неисправности (технологическая неисправность), ответчиком в установленном порядке не опровергнута, контрдоказательств также не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что при расследовании причин возникновения дефектов были допущены нарушения требований Регламента (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
Независимая экспертиза, которая бы опровергала выводы, изложенные в актах-рекламациях, и на основании которой суды могли бы сделать вывод о наличии именно эксплуатационной, а не технологической неисправности, ответчиком не представлена.
Поэтому основания критически относиться к содержанию представленных истцом документов у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Таким образом, акты-рекламации являются надлежащим доказательством нарушения гарантийных обязательств, так как они составлены с участием специализированной организации - эксплуатационного вагонного депо, которым выявлен дефект вагона. Акт-рекламация оформляется в соответствии с Регламентами и подтверждает неисправность вагона и причину ее возникновения.
Во всех случаях виновным в обнаруженных дефектах, признан ответчик, а отцепка спорных вагонов произошла ввиду выполнения перевозчиком обязанности, возложенной на него законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами ОАО "РЖД", по выявлению технически неисправных вагонов и принятия к перевозке только годных в отношении безопасности эксплуатации на железной дороге вагонов.
Акт-рекламация является допустимым и достоверным доказательством противоправности, вины и причинно-следственной связи между проведенным подрядчиком ремонтом и выявленными технологическими неисправностями вагона, обусловленными некачественно выполненным ремонтом.
При этом само по себе одностороннее расследование случая отцепки вагона в связи с неисправностью, обнаруженной работниками железной дороги, не лишает доказательственной силы документы о выявленном дефекте и причине его образования, поскольку они составлены с участием специализированной организации - эксплуатационного вагонного депо железнодорожной станции, на которой выявлен дефект вагона.
Таким образом, поскольку выявленные случаи по ремонту спорных вагонов являются гарантийными, а со стороны ответчика имело место ненадлежащее исполнение договорных обязательств (некачественное выполнение деповского ремонта грузовых вагонов), истец в силу ст. 15 ГК РФ вправе требовать возмещения в полном объеме своих расходов на оплату проведенных текущих ремонтов вагонов.
Доводы заявителя жалобы о том, что он был лишен возможности участвовать в расследовании случаев отцепки вагонов, или, что телеграммы направлены с нарушением правил, признаются судом необоснованными, поскольку из материалов дела следует, что ответчик был надлежащим образом уведомлен телеграммами о проведении расследования причины отцепки вагона и имел возможность принять участие в совместном расследовании, о чем имеется указание в актах-рекламациях, в материалы дела представлены копии телеграмм. В материалы дела истцом помимо телеграмм также представлены уведомления об отцепке вагона, направленные истцом в адрес ответчика.
При этом доказательств уведомления ответчиком руководителей эксплуатационного вагонного депо о выезде своего представителя или об отказе в участии в расследовании не позднее суток со дня получения сообщения об отцепке вагонов в ремонт материалы дела не содержат. Ссылки заявителя жалобы на то, что телеграммы по спорным вагонам не занесены в журнал регистрации не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие записи в журнале не может подтверждать, что телеграммы не были получены.
Кроме того, сам факт не уведомления об отцепке вагона не свидетельствует о том, что выводы по результатам проведенного расследования являются неверными.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что ответственность за отцепку вагона N 51431690 лежит на АО "Авиагрегат" из-за некачественного изготовления поглощающего агрегата (352). Данные доводы судом первой инстанции были рассмотрены и обоснованно отклонены. В данном случае судом верно учтено, что в отношении указанного вагона по одной отцепке составлено два акта-рекламации от 23.12.2019 - N 3538, N3539 (т. 5, л.д. 63, 168). При этом в акте-рекламации от 23.12.2019 N 3538 указано на отцепку вагона по основаниям 603 + 912 (наличие трещины в узлах сочленения хребтовой и шкворневой балок), за которые отвечает ответчик. Указанная неисправность (603+912) носит технологический характер, и согласно акту-рекламации N 3538 виновным лицом признан ответчик, проводивший деповской ремонт вагона.
Учитывая изложенное, требование истца о взыскании убытков в сумме 475 800 руб. удовлетворено судом первой инстанции обоснованно.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Они были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных ст. 270 АПК РФ оснований для отмены или изменения судебного акта. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 апреля 2021 года по делу N А60-58781/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Р.А. Балдин |
Судьи |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-58781/2020
Истец: ЗАО ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ, ООО ТРАНСОЙЛ
Ответчик: ЗАО "Уралгоршахткомплект"