26 июля 2021 г. |
А11-11883/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ковбасюка А.Н., судей Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Ленина-44" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.03.2021 по делу N А11-11883/2020,
по иску акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" (ОГРН 1033301818659, ИНН 3327329166; адрес: 600017, г. Владимир, ул. Батурина, д. 30, этаж 5, пом. 11) к товариществу собственников жилья "Ленина-44" (ОГРН 1053301265170, ИНН 3327821963, адрес: 600000, Владимирская обл., г. Владимир, пр-кт Ленина, 44, 1А) об обязании освободить охранную зону тепловых сетей,
при участии представителей: от истца - Гутикова А.М. по доверенности от 27.12.2019 сроком до 08.09.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
от ответчика (заявителя) - председателя правления Гусева В.Е. на основании выписки ЕГРЮЛ, Лимоновой Н.Н. по доверенности от 01.04.2021 сроком до 31.12.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
установил.
Акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - АО "ВКС", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Ленина-44" (далее - ТСЖ "Ленина-44", Товарищество, ответчик) с требованием об обязании освободить охранную зону тепловых сетей путем полного ограничения парковки в пределах охранной зоны в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Решением от 24.03.2021 Арбитражный суд Владимирской области иск удовлетворил. Обязал ТСЖ "Ленина-44" в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда освободить охранную зону тепловых сетей, расположенных по адресу: г. Владимир, проспект Ленина, д. 44, на земельном участке с кадастровым номером 33:22:011196:6, путем полного ограничения автомобильной парковки в пределах охранной зоны. Взыскать с ТСЖ "Ленина-44" в пользу АО "ВКС" расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Не согласившись с принятым по делу решением, ТСЖ "Ленина-44" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области на основании положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции не в полной мере оценил все документы и доказательства по делу.
Указал, что истцом не представлено документов, подтверждающих право собственности или пользования истцом спорными тепловыми сетями. Договор аренды от 27.11.2014 между АО "ВСК" и ОАО "ТГК-6" является незаключенным, поскольку не зарегистрирован в ЕГРН. Свидетельство о право собственности на тепловые сети не представлено в материалы дела. Собственник тепловых сетей ОАО "ТГК-6" ликвидирован, документов о правопреемстве материалы дела не содержат.
Заявитель обратил внимание, что планировка земельного участка при сдаче дома соответствовала всем требованиям и нормам законодательства. Дом введен в эксплуатацию в период с 1999 по 2001 года. Планировка территории двора дома соответствует ГПЗУ и была согласована со всеми контролирующими органами. Учитывая, что право собственности на тепловую сеть Юго-западного района зарегистрировано только в 2007 году, то установление охранной зоны влечет нарушение прав собственников, так как лишает их возможностью использовать по назначению часть земельного участка, а также ухудшает положения собственников, заставляя их перемещать стоянку и менять план планировки территории земельного участка, который согласован Управлением Архитектуры города Владимира. В материалы дела не предоставлены документы, подтверждающие согласие собственников на регистрацию на их земельном участке теплосети. Также не предоставлены документы, подтверждающие уведомление или какое-либо согласование с собственниками земельного участка устанавливаемых на нём ограничений.
Кроме того заявитель указал, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что трубы тепловой сети Юго-Западная проходят именно под спорным земельным участком. При отсутствии схемы пролегания труб невозможно определить границы охранной зоны. По информации ТСЖ "Ленина-44" охранная зона теплопровода может занимать около 1650 кв.м, что отличается от площади, указанной истцом.
Также заявитель обратил внимание на то, что документов по установлению охранной зоны в материалы дела не предоставлено.
При этом заявитель указал, что с 2021 года запрашиваемая территория была освобождена и истец производит на ней ремонтные работы. Ответчик исполняет требования законодательства и никогда не препятствовал проведению каких-либо работ, готово освобождать территорию на временной основе на период проведения работ.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Представили заявителя апелляционной жалобы в судебном заседании поддержали доводы жалобы.
Представитель истца в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу указал на законность принятого судебного акта.
Результаты рассмотрения заявлений и ходатайств сторон отражены в протоколах судебных заседаний.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, АО "ВКС" является теплоснабжающей организацией в городе Владимире, которая осуществляет обслуживание тепловых сетей.
16.06.2020 истец в присутствии представителя ТСЖ "Ленина-44" выявлено наличие объекта (автомобильная парковка), который располагается в границах охранной зоны тепловой сети по адресу: г. Владимир, проспект Ленина, д. 44, составлен акт осмотра от 16.06.2020.
По мнению истца, расположение объекта в охранной зоне тепловой сети нарушает требования Типовых правил, создает препятствия для исполнения истцом возложенных на него обязанностей по содержанию и безопасной эксплуатации тепловых сетей, обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, которое достигается, в том числе, возможностью своевременного принятия оперативных мер по устранению аварий на тепловых сетях. В случае возникновения аварийной ситуации на тепловой сети, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, имуществу.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 13.08.2020, которой АО "ВКС" предложило ТСЖ "Ленина-44" в течение 30 календарных дней принять меры по устранению вышеуказанных нарушений, путем полного ограничения парковки в пределах охранной зоны. Указанная претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Указанные выше обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных Администрацией исковых требований.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Первый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы заявителя коллегией судей рассмотрены и отклоняются, поскольку иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Вопреки доводам апелляционной жалобы право истца на спорные тепловые сети подтверждено материалами дела, в том числе договором аренды от 27.11.2014 N 6300-FA041/01-005/0001-2015 (т.1 л.д.20-22), его регистрация подтверждена выпиской из ЕГРН (т.1 л.д.45-46).
В материалы дела были приобщены соответствующие копии свидетельств о государственной регистрации права собственности содержится в томе 1 листах дела 43-46, в которых в том числе отражено правопреемство ОАО "ТГК-6".
Согласно паспорту тепловой сети юго-западного района (т. 1 л.д. 61-69), год ввода в эксплуатацию спорной тепловой сети 1987 год.
Доводы об отсутствии документов, подтверждающих, что трубы тепловой сети Юго-Западная проходят именно под спорным земельным участком противоречат материалам дела, в том числе акту осмотра от 16.06.2020, подписанным со стороны ответчика представителем, плану БТИ, которые включает в себя указание на границы охранной зоны, границы земельного участка и ту часть парковки дома, которая попадает в охранную зону, в том числе и позиции ответчика изложенной в уточнении апелляционной жалобы, в котором Общество выразило согласие на временное, в случае необходимости освобождение спорного участка для ремонтных работ.
Доводы о нарушении прав собственников, об отсутствии их согласия на установление охранной зоны подлежат отклонению, в силу следующего.
Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) предусмотрены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в числе которых: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения (пункты 1, 9 части 1).
В силу пункта 1 статьи 23.2 Закона N 190-ФЗ под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
Согласно пункту 5 статьи 20 Закона N 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Одним из ограничений права на земельный участок пункт 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации называет особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Из условий пункта 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС41-3.2000, утвержденных приказом Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92, для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Пунктом 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, также установлен запрет на возведение каких-либо строений в местах прокладки теплопроводов.
В пунктах 1 - 3 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 (далее - Типовые правила N 197), определено, что охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики. Охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы. Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
В силу пункта 5 Типовых правил N 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.
Таким образом, действующее нормативное регулирование спорных правоотношений содержит прямой запрет на размещение каких-либо объектов в охраной зоне тепловых сетей.
Частями 1, 1.1, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей. При управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.
ТСЖ "Ленина-44" является управляющей организацией, на которую действующим законодательством возлагаются обязанности по надлежащему содержанию общего имущества, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и на этом земельном участке расположена спорная автомобильная парковка.
Существующее в настоящее время расположение автомобильной парковки создает препятствие для обслуживания и ремонта теплотрассы, а также способствует возникновению риска угрозы жизни и здоровью людей, повреждению имущества в случае прорыва теплотрассы, что нарушает требования Приказа Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей".
При условии, что тепловые сети возведены и сданы в эксплуатацию задолго до возведения и введения в эксплантацию многоквартирного дома, собственники и ТСЖ "Ленина-44" должны были знать об спорных теплосетях проходящих на территории земельного участка многоквартирного дома.
Иные доводы заявителя подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции ответчика, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции ответчика.
Оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.03.2021 по делу N А11-11883/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Ленина-44" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ковбасюк |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-11883/2020
Истец: АО "ВЛАДИМИРСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ТСЖ " Ленина-44"