г. Москва |
|
28 июля 2021 г. |
Дело N А40-205940/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Акционерного общества "Транспортное машиностроение"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 января 2021 года
по делу N А40-205940/20, принятое судьей Бушкаревым А.Н.,
в порядке упрощенного производства
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Трансойл"
(ОГРН: 1037835069986; юр. адрес: 197046, г. Санкт-Петербург, Петроградская наб., 18, лит. А, пом. 309)
к Акционерному обществу "Транспортное машиностроение"
(ОГРН: 1026401977007; юр. адрес: 413117, Саратовская обл., г.Энгельс, ул.Заводская,1)
о взыскании 45 577 рублей 43 копеек
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - ООО "Трансойл", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Акционерному обществу "Транспортное машиностроение" (далее - АО "Транспортное машиностроение", ответчик) о взыскании убытков в размере 45 577 рублей 43 копеек.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.01.2021 исковые требования удовлетворены в заявленном объёме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт.
Заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 18.01.2021 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, между ООО "Трансойл" (Покупатель) и ОАО "Трансмаш" (Поставщик) был заключен договор поставки N 69OPW17 от 25.12.2017 (далее - Договор).
По условиям которого, Поставщик принимает на себя обязательство поставить в адрес Покупателя новые, не бывшие в эксплуатации платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров и контейнеров-цистерн модели 13-9744-06, соответствующие ТУЗ 182-002-47766175-2004. проект 112-00.00.000-01 2018 г. изготовления.
В соответствии с п. 4.5 Гарантийный срок на Вагоны и комплектующие изделия устанавливается действующими стандартами, техническими условиями, паспортами поставщиков изделий, начиная с даты подписания акта приёма-передачи, если иное не предусмотрено настоящим договором.
Расследование случаев отцепок вагонов проводится согласно Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утверждённого НП "ОПЖТ" В.А, Гапановичем от 26.07.2016, действующего на момент отцепки.
Гарантийные сроки и условия выполнения гарантийных обязательств Поставщиком, который является заводом-изготовителем, на Вагоны устанавливаются согласно действующим техническим условиями при соблюдении Покупателем правил эксплуатации и технического обслуживания.
Сроки гарантии составляют:
- на вагоны после постройки - до первого деповского ремонта, но не более трёх лет;
- на литые детали (боковые рамы и надрессорные балки) - 5 лет;
- на эластомерные поглощающие аппараты - 8 лет;
- па колёсные пары - 3 года.
В течение гарантийного срока по выбору Покупателя Поставщик обязуется за свой счёт устранять технологические неисправности и дефекты Вагона, указанные в классификаторе "Основные неисправности грузовых вагонов" (КЖА 2005 05), далее - Классификатор, утверждённом Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций (протокол от 23-25 марта 2004 г., Комиссией специалистов по информатизации железнодорожного транспорта (протокол от 22-24 августа 2006 г.), или возместить документально подтверждённые убытки Покупателя, или третьего лица, владеющее.
Вагоном на любом законном основании по договору с Покупателем согласно п.4.19, понесенные последним в связи с устранением технологических неисправностей и дефектов, если не докажет, что они возникли вследствие нарушения Покупателем или третьим лицом, владеющим Вагоном на любом законном основании по договору с Покупателем согласно п.4.19, правил эксплуатации и технического обслуживания Вагонов, противоправных действий третьих лиц в отношении Вагонов.
В период январь 2020 года по март 2020 года вагоны N N 94452661, 94415114. 94412533, 94416427, 94415080 были отцеплены в текущий отцепочный ремонт в связи с обнаружением технологических неисправностей.
В рамках договора N ТОР-ЦВ-00-32 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов от 14.06.2013, ОАО "Российские железные дороги" произвело текущий отцепочный ремонт вагона, что подтверждается актами выполненных работ, ВУ-23, ВУ-36, дефектной ведомостью, расчетно-дефектной ведомостью, актом браковки, актом - рекламации (ВУ-4Г), первичными актами, фотоотчётами, платёжными поручениями.
Стоимость текущего отцепочного ремонта вагона (расчётно-дефектная ведомость) и стоимость услуг по оформлению рекламационно-претензионной документации, согласно прилагаемым документам, составили 45 577 рублей 43 копейки.
В адрес ответчика была направлена претензия N 747/2020/01-05.20/Трансмаш (исх. N 1596-юд от 05.08.2020) на сумму 45 577 рублей 43 копейки.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу об обоснованности заявленных требований истца.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению на основании нижеследующего.
Положениями ст. 470 ГК РФ предусмотрено, что в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
В соответствии со ст. 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
Согласно ст. 475 ГК РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В соответствии с условиями п.4.5 Договора, гарантийный срок на Вагоны и комплектующие изделия устанавливается действующими стандартами, техническими условиями, паспортами поставщиков изделий, начиная с даты подписания акта приёма-передачи, если иное не предусмотрено настоящим договором.
Расследование случаев отцепок вагонов проводится согласно Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утверждённого НП "ОПЖТ" В.А. Гапановичем от 26.07.2016, действующего на момент отцепки.
Гарантийные сроки и условия выполнения гарантийных обязательств Поставщиком, который является заводом-изготовителем, на Вагоны устанавливаются согласно действующим техническим условиями при соблюдении Покупателем правил эксплуатации и технического обслуживания.
Сроки гарантии составляют:- на вагоны после постройки - до первого деповского ремонта, но не более трёх лет;- на литые детали (боковые рамы и надрессорные балки) - 5 лет;- на эластомерные поглощающие аппараты -8 лет;- на колёсные пары - 3 года.
В течение гарантийного срока по выбору Покупателя Поставщик обязуется за свой счёт устранять технологические неисправности и дефекты Вагона, указанные в классификаторе "Основные неисправности грузовых вагонов" (КЖА 2005 05), далее -Классификатор, утверждённом Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций (протокол от 23-25 марта 2004 г., Комиссией специалистов по информатизации железнодорожного транспорта (протокол от 22-24 августа 2006 года), или возместить документально подтверждённые убытки Покупателя, или третьего лица, владеющее Вагоном на любом законном основании по договору с Покупателем согласно п.4.19, понесенные последним в связи с устранением технологических неисправностей и дефектов, если не докажет, что они возникли вследствие нарушения Покупателем или третьим лицом, владеющим Вагоном на любом законном основании по договору с Покупателем согласно п.4.19, правил эксплуатации и технического обслуживания Вагонов, противоправных действий третьих лиц в отношении Вагонов.
В рамках договора на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов от 14.06.2013, ОАО "Российские железные дороги" произвело текущий отцепочный ремонт спорных вагонов, что подтверждается актами выполненных работ, ВУ-23, ВУ-36, дефектной ведомостью, расчетно-дефектной ведомостью, актом браковки, актом - рекламации (ВУ-41), первичными актами, фотоотчётами, платёжными поручениями.
Пунктом 2.4 Руководства установлено, что при текущем отцепочном ремонте (ТОР) должны быть выявлены и устранены неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар, рам и надрессорных балок тележек, буксового узла, пружинно-фрикционного рессорного комплекта, тормозного оборудования, автосцепного устройства вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт.
В соответствии с п. 2.6 Руководства текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов производится по способу замены неисправных узлов и деталей новыми или заранее отремонтированными, то есть ТОР является единым технологическим процессом, в ходе которого производятся обязательные работы по проверке и замене в случае обнаружения неисправностей ЭПА, тормозного оборудования, тележек, буксового узла, колесных пар, кузова, рамы вагона. (Определение Высшего арбитражного суда от 31 октября 2012 г. N ВАС-13733/12).
Порядок удостоверения факта неисправности узлов и деталей вагонов, не выдержавших гарантийного срока после их изготовления, установлен Указанием МПС РФ от 13.10.1998 N Б-1190у "Об изменении учетных и отчетных форм по вагонному хозяйству" Пунктом 1.1 приложения N 8 данного Указания установлено, что на вагоны всех типов, допущенные к обращению на сети железных дорог России, их узлы и детали, не выдержавшие гарантийного срока, составляется акт формы ВУ-41-М, который является доказательством ненадлежащего качества изготовления и ремонта вагона, а также его узлов и деталей.
Таким образом, характер неисправности и степень требуемого ремонта определяется структурными подразделениями перевозчика - ОАО "РЖД".
Рекламационные акты (по форме ВУ-41-М) являются допустимыми доказательствами выявленных неисправностей (дефектов) и определения причин их возникновения (определения Верховного Суда РФ от 04.02.2016 и 21.03.2016 N 305-ЭЯ15-19207). Согласно актам и уведомлениям ВУ-22, ВУ-36 обнаруженные неисправности устранены путем замены неисправного узла (детали) в соответствии с руководящим документом МПС РФ от 02.09.1997 N РД 32 ЦВ-056-97 "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по текущему отцепочному ремонту" и условиями договора подряда на выполнение ТОР грузовых вагонов, принадлежащих ООО "Трансойл".
Работы и расходы подрядчика в полном объеме оплачены истцом, что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела.
В соответствии со статьей 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
Порядок проведения текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов определен Руководящим документом МПС РФ N РД 32 ЦВ-056-97(утвержден МПС РФ от 02.09.1997). Отцепка вагонов по неисправности не зависит от волеизъявления ни собственника вагона, ни иного лица, а направлено на устранение выявленной неисправности с целью обеспечения безопасности движения вагонов.
В данном случае, покупатель некачественного товара не обладает выбором способа устранения этих неисправностей, определение которого полностью возложено на специализированную ремонтную организацию железнодорожного транспорта.
Неисправность вагона устанавливается работниками инфраструктуры/железнодорожной администрации или другими работниками, на которых в соответствие с законодательством РФ, возложены обязанности но техническому обслуживанию и контролю технического состояния вагонов.
Таким образом, нормы действующего законодательства предписывают ОАО "РЖД" производить отцепку неисправных вагонов в текущий ремонт для устранения неисправностей.
Согласно п. 1.3 Регламента организации работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов от 09.01.2004 N 667-2004 ПКБ ЦВ при производстве текущего ремонта устранению подлежат неисправности вагонов, независимо от характера их возникновения: естественный износ деталей и узлов вагонов, нарушения правил эксплуатации и производства погрузочно-выгрузочных и маневровых работ, нарушения требований правил и руководств по изготовлению и ремонту вагонов, их узлов и деталей, возникновение форс-мажорных обстоятельств. Пунктом 6.2 указанного Регламента предусмотрено, что при выявлении дефектов узлов и деталей вагонов, возникших в период гарантийных сроков ответственности по причине низкого качества изготовления, ремонта или модернизации составляются акты-рекламации формы ВУ-41-М.
Акт-рекламация формы ВУ-41, составленный комиссионно в установленном порядке компетентной комиссией ОАО "РЖД", является итоговым документом, определяющим причины возникновения дефектов, а также предприятие, виновное в возникновении дефектов. Акты-рекламации являются допустимым и достоверным доказательством противоправности, вины ответчика и причинно-следственной связи между проведенными им ремонтами вагонов и понесенными истцом убытками (Определение Верховного Суда РФ от 26.06.2015 N 304-ЭС15-9073).
По факту отцепки вагонов в текущий отцепочный ремонт составлены акты-рекламации по форме ВУ-41, в которых указаны: характер дефекта, код неисправности, в графе "причина неисправности" - конкретная причина неисправности со ссылкой на соответствующие руководящие нормативные документы и инструкции принятые, а также виновное лицо по случаю отцепки.
Таким образом, представленные истцом в материалы дела документы содержат все сведения о проведенном ремонте вышеуказанных вагонов в гарантийный период.
Так, во всех имеющихся в материалах дела актах-рекламации (ВУ-41), виновником указан ответчик, кроме того в актах - рекламации причиной появления дефектов указано: "..Нарушение ТУ 3182-002-47766175-2004 при постройке вагона".
Кроме того, ответчик, согласно представленным актам-рекламации, содержащим дату и номер телеграммы, вызывался для участия в расследовании причин отцепки вагонов. Однако ответчик своих представителей для участия в расследовании не направил, возражения не представил.
Номера вызывных телеграмм указаны в актах-рекламации (ВУ-41), а также представлены в материалы дела.
ООО "Трансойл" обоснованно требует расходы на устранение недостатков товаров с их продавца в том же размере, в каком им уплачены эти расходы третьему лицу.
Классификатор основных неисправностей грузовых вагонов (КЖА 2005 04) предназначен для кодирования данных неисправностей, содержит цифровые коды, характеризующие причину возникновения. В представленных в материалах дела рекламационных актах излагается полная информация по каждому случаю неисправности и присутствует причинно-следственная связь.
Общая сумма расходов, понесенных истцом по устранению недостатков товара, выявленных в период гарантийного срока, подтверждается расчетно-дефектными ведомостями и актами выполненных работ и составляет 45 477 рублей 43 копейки.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 января 2021 года по делу N А40-205940/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-205940/2020
Истец: ООО "ТРАНСОЙЛ"
Ответчик: АО "ТРАНСПОРТНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ"