г. Москва |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А40-241866/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.
судей: |
Никифоровой Г.М., Попов В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ДЕЛЬФИН"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.05.2021 по делу N А40-241866/20
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ДЕЛЬФИН"
к 1. Центральной акцизной таможне; 2. Ростовской таможне
о признании незаконным решение и уведомление,
в присутствии:
от заявителя: |
Ситников В.А. по доверенности от 15.01.2021; |
от заинтересованных лиц: |
1. Коромыслова М.В. по доверенности от 13.10.2020; 2. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДЕЛЬФИН" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни (ответчик, таможенный орган) о классификации товара в соответствии ЕТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10009000-20/000085 от 20.04.2020, решения Центральной акцизной таможни от 17.09.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10009240/200519/0000536, уведомление (уточнение к уведомлению) Ростовской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней N 10313000/У2020/0000593 от 26.10.2020.
Решением от 06.05.2021 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель Центральной акцизной таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Ростовской таможни в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, 20.05.2019 ООО "Дельфин", выступающего в качестве декларанта согласно статье 83 ТК ЕАЭС, была подана декларация N 10009240/200519/0000536 на товар (ДТ) - "табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резаный, товарный сорт IV (NICOTIANA TABACUM L), УРОЖАЙ 2018, ВЛАЖНОСТЬ МАКС. 14%, мин. 11,5%, засоренность 0,2%" (Товар).
Товар был классифицирован заявителем в товарной подсубпозиции 2401 10 950 0 (табачное сырье: табак с неотделенной средней жилкой, прочий), ввозная пошлина - 5%, акциз - не облагается, НДС- 20%.
ДТ была проверена таможенным органом и выпущена в соответствии с заявленной таможенной процедурой 23.05.2019.
17.09.2020 Центральной акцизной таможней в адрес заявителя было выставлено Решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (Решение о внесении изменений), в соответствии с которым, от заявителя потребовали внести изменения в ДТ - скорректировать код ЕТН ВЭД ЕАЭС на 2403 19 900 0 (курительный табак, прочий), ввозная таможенная пошлина - 15%, акциз - 3050 руб/кг, НДС - 20%.
На основании Решения о внесении изменений 26.10.2020 Ростовской таможней в адрес заявителя было выставлено Уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее - Уведомление) N 10313000/У2020/0000593, в соответствии с которым таможенный орган требует заявителя дополнительно уплатить таможенные платежи в сумме: акциз - 54 900 000 руб.; НДС - 10 980 000 руб.; пеня - 5 737 965 руб., Итого: 71 617 965 руб.
Основанием для вынесения Решения о внесении изменений в ДТ и Уведомления Таможенным органом указано Решение о классификации товара в соответствии ЕТН ВЭД ЕАЭС принятое Центральной акцизной таможней (Решение о классификации, РКТ) N РКТ-10009000-20/000085 от 20.04.2020.
Не согласившись с оспариваемым решением таможенного органа, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Согласно пункта 1 статьи 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК) декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) при таможенном декларировании. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 ТК таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления неверной классификации товаров при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров.
В силу пункта 4 статьи 20 ТК коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
В соответствии с пунктом 6 статьи 21 ТК в целях обеспечения единообразного применения ТН ВЭД могут приниматься решения и даваться разъяснения о классификации отдельных видов товаров. Такие решения и разъяснения являются обязательными при классификации товаров.
Решением Совета Евразийской Экономической Комиссии от 16.07.2012 N 54 (с последующими изменениями) утверждены "Единая ТН ВЭД ЕАЭС" и "Единый таможенный тариф ЕАЭС", которым установлены Основные правила интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД. Классификационными критериями являются характеристики товаров, указанные в текстах товарных позиций, соответствующих примечаниям к разделам и группам, а также субпозициям.
Основаниями для отнесения товара к определенной товарной позиции являются его состав, область применения, свойства и технологическая функция каждого компонента.
В силу правила 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТНВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2(a), 2(6), 3(a), 3(6), 3(в), 4, 5(а), 5(б), 6 ОПИ ТН ВЭД.
Правовое значение имеет последовательность применения ОПИ ТНВЭД, что, в частности, подтверждается Положением о порядке применения единой ТН ВЭД Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение).
Кроме того, при классификации товара по ТН ВЭД применяются Пояснения, которые базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе, которые представляют собой официальное толкование Совета таможенного сотрудничества содержания всех товарных позиций и субпозиций Гармонизированной системы, причем, это толкование имеет международно-правовое значение.
Данные Пояснения одобрены рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - Пояснения).
Пояснения содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
При декларировании товаров классификационный код ТН ВЭД определяется на основании указываемых в декларации сведениях о товарах (наименование, описание, необходимое для идентификации, отнесения к одному 10-значному коду ТН ВЭД) в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС. При этом, в соответствии с положениями пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС, с момента регистрации декларации сведения о товарах являются фактами, имеющими юридическое значение.
В целях обеспечения единообразия интерпретации и применения ТНВЭД подготовлены Пояснения, которые содержат толкования позиций номенклатуры, термин, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Согласно правила 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Для определения кода ТН ВЭД товара в первую очередь определяется код четырехзначной товарной позиции.
Декларантом и таможенным органом рассматриваемый товар отнесен к товарной позиции
В настоящем случае спор между заявителем и иаможней происходит на уровне первых четырех знаков кода ТН ВЭД ЕАЭС (на уровне товарной позиции):
- 2401 "Табачное сырье; табачные отходы"
- 2403 "Прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак "гомогенизированный" или "восстановленный"; табачные экстракты и эссенции".
Судом первой инстанции верно установлено, что пояснениями к товарной позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС (код заявителя) определено, что в эту товарную позицию включается "табачное сырье в виде целых растений или листьев в естественном состоянии или в виде сушеных или ферментированных листьев, целых или с отделенной средней жилкой, обрезанных или необрезанных, раздавленных или разрубленных (включая кусочки определенной формы, но не табак, готовый для курения).
В данную товарную позицию включаются также табачные листья, купажированные, с отделенной средней жилкой и увлажненные ("соусированные") жидкостью соответствующего состава главным образом для того, чтобы препятствовать плесневению и высыханию, а также для сохранения аромата".
Таким образом, товар (табак, сырье), который не соответствует характеристикам, указанным в Пояснениях к товарной позиции 2401 ТН ВЭД, не является "табачным сырьем" в понимании терминов ТН ВЭД.
Спорный товар представляет собой "табак ферментированный, резаный, IV сорт".
То есть товар представлен не в виде целых растений или листьев в естественном состоянии, не в виде сушеных или ферментированных листьев, целых или с отделенной средней жилкой, обрезанных или необрезанных, раздавленных или разрубленных (товар не обрезан, не раздавлен, не разрублен).
В группе 24 ТН ВЭД всего три товарные позиции:
- 2401 "Табачное сырье; табачные отходы";
- 2402 "Сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы и сигареты из табака или его заменителей";
- 2403 "Прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак "гомогенизированный" или "восстановленный"; табачные экстракты и эссенции".
Как указано выше, ввезенный Обществом товар по своим характеристикам не относится к товарной позиции 2401 ТН ВЭД, так как не является табачным сырьем в понимании Товарной номенклатуры.
По своим характеристикам не относится к товарной позиции 2402 ТН ВЭД, так как не является ни сигарами, ни сигарами с обрезанными концами, ни сигариллами, ни сигаретами из табака или его заменителей.
При этом, относительно товарной позиции 2403 ТН ВЭД (код таможенного органа), суд отмечает следующее.
В товарную позицию 2403 ТН ВЭД включается "прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак "гомогенизированный" или "восстановленный"; табачные экстракты и эссенции", т.е. те товары, которые по своим характеристикам не являются "табачным сырьем" товарной позиции 2401.
В тексте товарной позиции 2403 наименования товаров отделены знаком ";", означающий, что сведения о товаре, его характеристики, которые поименованы до указанного знака, не распространяются на товар, следующий после данного знака.
Спорный товар по своим характеристикам не может быть отнесен ни к табаку "гомогенизированному" или "восстановленному", ни к табачным экстрактам и эссенциям.
Следовательно, рассматривается товар "прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака".
Согласно Пояснениям к товарной позиции 2403 ТН ВЭД в данную товарную позицию включаются: (1) Курительный табак, содержащий или не содержащий заменителей табака в любой пропорции, например, промышленный трубочный табак или табак для производства сигарет.
В соответствии с Пояснениями к подсубпозициям 2403 19 100 0 и 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС (том VI Пояснений) в эти под субпозиции включаются курительный табак, который представляет собой резаный табак, который порезан или иным образом расщиплен, скручен в виде жгута или спрессован в блоки, готовый для курения без дальнейшей промышленной обработки. В эти подсубпозиции также включается скрошенный сигаретный табак, который представляет собой готовую табачную смесь для производства сигарет.
Разделом 2.2. ГОСТ определено понятие табачное сырье - это табачные листья, прошедшие послеуборочную обработку и предназначенные для производства табачных изделий.
В соответствии с разделом 2.6. ГОСТ Послеуборочная обработка включает сушку, ферментацию, редраинг-обработку, хранение, сортировку, упаковку, старение.
Разделом 2.10. ГОСТ определены следующие понятия:
- сырье для производства табачных изделий
- табак, прошедший послеуборочную и (или) иную промышленную обработку; - резаный табак
- сырье для производства табачных изделий и другие компоненты рецептуры, входящие в мешку, прошедшие все стадии промышленной подготовки к изготовлению курительных изделий;
- резаная табачная смесь - резаный табак, предназначенный для изготовления табачных изделий, расфасованный массой более 500 г. и упакованный в транспортную тару.
Таким образом, термин "сырье" используется на различных стадиях производства табачных изделий и не всегда означает сырой, необработанный, не подготовленный для использования потребителем товар.
При этом, резание сырья - это одна из операций раздела 2.13. ГОСТ "Производство курительных изделий", в котором приводятся все стадии производства курительных смесей.
В соответствии с пунктом 319 ГОСТ "резание сырья" - операция отделения от топа срезов равной ширины на табакорезальной машине.
Рассматриваемый товар ("Табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резаный...") прошел стадию послеуборочной обработки - ферментацию, а также такую стадию промышленной обработки, как резание сырья, следовательно, не является табачным сырьем в терминах, приведенных в Пояснениях к товарной позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС.
Учитывая положения ГОСТ и Пояснения таможенным органом верно установлено, что ключевым классификационным признаком товаров в товарной позиции 2403 ТН ВЭД ЕАЭС является промышленная переработка, в том числе, резание сырья, поскольку здесь классифицируется прочий промышленно изготовленный табак, но не табачное сырье в понимании позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС.
Разделом 2.11. ГОСТ определено понятие "табачное изделие - это изделие, полностью или частично изготовленное из табачного сырья, предназначенное для курения или для жевания, сосания, нюхания", а также виды табачных изделий, такие как "курительный тонкорезаный табак", "трубочный табак", "жевательный табак" и так далее.
Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" табак курительный тонкорезаный - вид курительного табачного изделия, предназначенного для ручного изготовления сигарет или папирос и состоящего из резаного, рваного, скрученного или спрессованного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья, соусов и ароматизаторов, в котором не менее 25 процентов веса нетто продукта составляют волокна шириной 1 мм или менее.
Аналогичное определение табака курительного тонкорезаного приводится в ст. 4 Технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (035/2014), утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 N 107.
Согласно TP ТС 035/2014, обязательному к применению на территории ЕАЭС:
- "табачное изделие" - продукт, полностью или частично изготовленный из табачного листа и (или) других частей табачного растения в качестве сырья, приготовленный таким образом, чтобы использовать его для курения;
- "табачная продукция" - табачное изделие, упакованное в потребительскую упаковку.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в ряде случаев достаточно товар "резаная табачная смесь" расфасовать в потребительскую упаковку для получения готовой продукции.
Учитывая изложенное, товар, прошедший такие стадии обработки, как сушка, ферментация и резание, и представляющий собой резаный ферментированный табак в соответствии с ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД подлежит классификации в подсубпозиции 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак "гомогенизированный" или "восстановленный"; табачные экстракты и эссенции: курительный табак, содержащий или не содержащий заменители табака в любой пропорции: -- прочий: --- прочий"
В соответствии с приказом ФТС России от 24.12.2018 N 2095 "Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" (далее - Приказ N 2095) и Порядком использования автоматизированной подсистемы учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов должностными лицами отделов таможенных платежей таможен, утвержденным распоряжением ФТС России от 08.05.2019 N 82-р (далее - Порядок) Центральной акцизной таможней как таможней декларирования в автоматизированной подсистеме учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - АПС "Задолженность") создана электронная форма учета подлежащих уплате сумм таможенных, иных платежей (далее - паспорт задолженности) N 10009000/12333 по корректировке декларации на товары к ДТ N 10009240/200519/0000536.
В соответствии с Приказом N 2095 и Порядком на основании созданных Центральной акцизной таможней в АПС "Задолженность" паспортов задолженности Ростовской таможней как таможней взыскания сформированы и направлены в электронном виде через личный кабинет декларанта ООО "Дельфин" ИНН 6154154650 уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 26.10.2020 N 1031300/У2020/0000593 в размере 71 617 965 руб., в том числе таможенные платежи - 65 880 000 руб., пени - 5 737 965 руб.
В силу части 1 статьи 55 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с данным Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В силу подпункта 1 пункта 1 Приказа N 2095 взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее - таможенные, иные платежи) в отношении товаров с плательщика таможенных пошлин, налогов, плательщика специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, плательщика таможенных сборов (далее - плательщик), если таможенные и иные платежи подлежат уплате в Российской Федерации и плательщик является российским юридическим лицом (организацией), индивидуальным предпринимателем, осуществляется таможней, в регионе деятельности которой плательщик имеет место нахождения или место жительства, за исключением таможни, регионом деятельности которой является Российская Федерация, и региональной электронной таможни - если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 3 пункта 1 Приказа N 2095.
Основанием для формирования в рамках Приказа N 2095 Ростовской таможней уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее - уведомление) является поступивший, исходя из места нахождения декларанта, в АПС "Задолженность" паспорт задолженности, сформированный Центральной акцизной таможней, по результатам проведения таможенного контроля.
Указанный паспорт задолженности поступил из Центральной акцизной таможни в таможню взыскания (Ростовская таможня) с указанными в разделе "Плательщики" лицами: декларант ООО "Дельфин" ИНН 6154154650.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон N 289-ФЗ) уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В силу части 15 статьи 73 Федерального закона N 289-ФЗ уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Уведомление составляется в виде электронного документа или на бумажном носителе.
Уведомление в виде электронного документа направляется плательщику и (или) лицу, несущему солидарную обязанность, через личный кабинет (статья 73 Федерального закона N 289-ФЗ).
Приказом ФТС России от 03.06.2019 N 901 утвержден Порядок использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными лицами, а также Порядка получения доступа декларантов, перевозчиков, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, правообладателей и иных лиц к личному кабинету.
В случае направления уведомления таможенным органом в виде электронного документа днем его получения считается день, следующий за днем его направления установленный частью 3 статьи 282 Федерального закона N 289-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 68 ТК ЕАЭС, меры по взысканию таможенных платежей не принимаются, если срок взыскания, установленный законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных платежей, истек.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 71 Федерального закона N 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей не применяются, если уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты платежей.
Уведомление Ростовской таможни направлено обществу с соблюдением установленных сроков, а также на основании законного решения таможенного органа.
Довод апелляционной жалобы о том, что в случае наличия сомнений для выяснения классификационных признаков спорного товара, недостаточно описания товара, а необходимы специальные познания, в том числе экспертиза, позволяющая определить степень его переработки и готовность к употреблению, необоснован.
Как правомерно установлено судом первой инстанции документы и сведения, представленные обществом при декларировании, позволяют сделать однозначный вывод о том, ввезенный табак прошел такую стадию промышленной обработки как резка, что, как указывалось, выше исключает его классификацию в товарной позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС:
- графа 31 ДТ: "Табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резаный...";
-уведомление о прибытии товарной партии от 23.05.2019: "Табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резаный...";
-контракт от 13.05.2019 N 033: "ферментированное табачное сырье, табак резаный";
- инвойс от 17.05.2019 N 33: "ферментированное табачное сырье, табак резаный";
- счет фактура от 17.05.2019 N 33: "ферментированный табак резаный";
- международная товарно-транспортная накладная от 17.05.2019:
"Ферментированный табак резаный";
- удостоверение о качестве N 33, выданное производителем - Корпорацией АЗЕРИ: "ферментированные табак резаный";
- сертификат о происхождении товара формы СТ-1 от26.04.2019 AZ RU 19 002477 SK: "ферментированный табак резаный".
Общество в апелляционной жалобе указывает, что суд не дал оценку содержанию письма от производителя Корпорации "АЗЕРИ", указанный довод не соответствует действительности. Из материалов дела следует, что, что ввезенный товар представляет собой резаные табачные листы, что в свою очередь подтверждает отсутствие необходимости проведения экспертизы.
Довод общества о том, что судом первой инстанции не применен подлежащий применению приказ ФТС России от 07.12.2020 N 1068 (Приказ), основан на искажении его положений.
Приказ, которым внесены изменения в Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров (далее - Разъяснения), не содержит закрытый перечень товаров, подлежащих классификации в товарной позиции 2403. "В субпозиции 2403 19 классифицируются следующие товары:" в приложении к Приказу отсутствует. Разъяснения содержат лишь рекомендации о том, в какой товарной субпозиции (подсубпозиции) надлежит классифицировать конкретные товары (табак для кальяна, табак трубочный, табак курительный тонкорезанный).
Как следует из пункта 2 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 года), международной основой Товарной номенклатуры Внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) выступает Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее - Гармонизированная система), функционирующая на основании Международной конвенции по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (совершена в Брюсселе 14 июня 1983 г.).
Осуществляемая в соответствии с Гармонизированной системой классификация товаров, имеющая значение, в том числе, для определения размера таможенных платежей, должна носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер, унифицированный в большинстве государств мира, и не должна зависеть от субъективного мнения декларанта, что недопустимо в публичных правоотношениях.
При рассмотрении споров о классификации ввозимых товаров для таможенных целей могут учитываться рекомендации по классификации, данные Всемирной таможенной организацией, и международная практика классификации таких товаров (аналогичная позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 27.12.2017 по делу N А40-163774/2016).
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" в обоснование правильности избранного варианта классификации товаров таможенные органы вправе ссылаться на международную практику классификации ввезенных товаров в странах, использующих Гармонизированную систему.
Так, в электронной базе данных предварительных решений Евросоюза (BTI, Binding Tariff Information) размещены решения о классификации аналогичных товаров, с ключевым словом в наименовании - "CUT" - резаный, в субпозиции 2403 19, как табак пригодный для курения без дальнейшей промышленной обработки, а также решения в субпозиции 2401 10 с ключевыми словами: цельные листья, необработанный табак, не поддается курению.
Помимо указанного позицию о необходимости декларирования подобных товаров в товарной позиции 2403 ТН ВЭД ЕАЭС поддерживает и Комитет государственных доходов Республики Армения, указывая, что промышленная обработка товаров исключает их отнесение к товарной позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) табачная продукция признается подакцизным товаром.
Частью 1 ст. 193 НК РФ ставка акциза установлена в отношении товара табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) подлежит уплате акциз.
Как отмечалось выше, в соответствии с разделом 2.10. ГОСТ:
* резаный табак - сырье для производства табачных изделий и другие компоненты рецептуры, входящие в мешку, прошедшие все стадии промышленной подготовки к изготовлению курительных изделий;
* резаная табачная смесь - резаный табак, предназначенный для изготовления табачных изделий, расфасованный массой более 500 г. и упакованный в транспортную тару.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" табак курительный тонкорезаный - вид курительного табачного изделия, предназначенного для ручного изготовления сигарет или папирос и состоящего из резаного, рваного, скрученного или спрессованного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья, соусов и ароматизаторов, в котором не менее 25 процентов веса нетто продукта составляют волокна шириной 1 мм или менее.
Требования к резанному табаку для производства сигарет, а также критерии, позволяющие однозначно отнести товар к резанному табаку для производства сигарет либо к табаку курительному тонкорезанному законодателем не установлены, следовательно определяющим фактором при рассмотрении вопроса о взимании акциза в отношении таких товаров является их целевое назначение.
Следовательно, лицу, ввозящему товар, который по своим физическим показателям может быть предназначен как для непосредственного употребления, так и для использования при производстве табачных изделий, надлежит представлять документы, подтверждающие целевое назначение товара, к таким документам могут относиться: учредительные документы, в которых одним из основных видов деятельности определено производство табачной продукции, договор о реализации ввезенного товара предприятию - производителю табачной продукции и др.
ООО "ДЕЛЬФИН" при декларировании рассматриваемого товара документы, подтверждающие назначение табака в качестве сырья для производства табачной продукции, не представлялись (графы 44 ДТ). Документальное подтверждение целевого назначения табака, задекларированного по вышеперечисленным ДТ, иными предприятиями - производителями табачной продукции, либо наличия производственных мощностей у ООО "ДЕЛЬФИН" отсутствует.
В рамках проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров письмом от 09.06.2020 N 13-12/09966 Центральная акцизная таможня направила обществу запрос о подтверждении использования товара, заявленного в вышеуказанных ДТ, в качестве сырья для производства табачной продукции.
Согласно уведомлению о вручении и сведениям с официального Интернет-сайта Почты России письмо Центральной акцизной таможни от 09.06.2020 N 13-12/09966 в адрес ООО "ДЕЛЬФИН" получено лично адресатом 14.08.2020.
В соответствии с пунктом 6 статьи 340 ТК ЕАЭС декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля в срок не позднее 10 календарных дней с момента получения данного запроса.
В случае невозможности представления каких-либо документов и сведений необходимо представить письменные пояснения с обоснованием конкретных причин, которые не позволили представить запрошенную информацию.
Информация от ООО "ДЕЛЬФИН" до настоящего времени в адрес Центральной акцизной таможни не поступала.
Между тем, согласно информации, содержащейся в письме ИФНС по г. Таганрогу от 02.11.2020 N 08-44/31490, в результате проведенных контрольных мероприятий установлено, что ООО "ДЕЛЬФИН" не имеет технической и физической возможности для производства табачных изделий (сигарет):
- отсутствует оборудование, необходимое для производства табачных изделий (сигарет);
- минимальная численность (2 человека);
- отсутствуют квалифицированные работники для производства табачных изделий (сигарет);
- отсутствуют лаборатории для осуществления технического контроля.
Согласно информации изложенной в письме ИФНС по г. Таганрогу от 28.07.202 N 08-46/21600 установлены покупатели, которым предположительно реализован ввезенный обществом товар. Между тем, установить номенклатуру и количество товара невозможно из-за отсутствия документов, истребованных у ООО "ДЕЛЬФИН" или покупателей.
Необходимо отметить, что выписки из ЕГРЮЛ организаций, поименованных в указанном письме, не содержат сведений об осуществлении ими деятельности по производству табачных изделий, напротив, в качестве дополнительных видов деятельности содержат сведения о торговле табачными изделиями, табачной продукцией, либо вообще не содержат информации о видах деятельности, связанных с реализацией или производством табачных изделий.
Как указано выше, требования к резаному табаку для производства сигарет, а также критерии, позволяющие однозначно отнести товар к резаному табаку для производства сигарет либо к табаку курительному тонкорезаному законодателем не установлены, доказательств обратного Заявителем не приводится.
Резаный табак в зависимости от применяемой предприятием-изготовителем табачной продукции технологической схемы производства, при производстве, к примеру сигарет с фильтром, может не проходить никакой дополнительной промышленной обработки.
Очевидно, что резаный табак, обертываемый на предприятии в сигарную бумагу, может быть также использован при ручном изготовлении сигарет и папирос, следовательно является готовым для употребления без дальнейшей промышленной обработки.
Следовательно, при ввозе табака, который по своим физическим показателям может быть предназначен как для непосредственного употребления, так и для использования при производстве табачных изделий, определяющим фактором при рассмотрении вопроса о взимании акциза является его целевое назначение.
ООО "ДЕЛЬФИН" ни при декларировании, ни впоследствии, при проведении проверки документов и сведений после выпуска товаров не представило в таможню документов, подтверждающий целевое назначение ввезенных товаров.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение таможенного органа является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.05.2021 по делу N А40-241866/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-241866/2020
Истец: ООО "ДЕЛЬФИН"
Ответчик: РОСТОВСКАЯ ТАМОЖНЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ