город Москва |
|
28 июля 2021 г. |
дело N А40-21825/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.07.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Газпромнефть-Энергосервис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.04.2021 по делу N А40-21825/21
по заявлению "Газпромнефть-Энергосервис" (ОГРН 5167746416624)
к Департаменту экономической политики и развития г. Москвы (ОГРН 1027739830161)
о признании незаконным отказа;
при участии:
от заявителя - Сердюк Д.А. по доверенности от 26.07.2021, Дроздов А.А. по доверенности от 07.04.2021;
от заинтересованного лица - Степаненко Д.Г. по доверенности от 06.04.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.04.2021 в удовлетворении заявленных ООО "Газпромнефть-Энергосервис" требований о признании незаконным отказа Департамента экономической политики и развития г. Москвы в установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "Газпромнефть-Энергосервис", обслуживающего преимущественно одного потребителя, на 2020 год, изложенного в протоколе от 03.11.2020, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и Департамента в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ООО "Газпромнефть-Энергосервис" обратилось в Департамент с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче
электрической энергии от 15.05.2020 N 04.1-814 (вх. от 26.05.2020 N ДПР-3-4855/20).
По итогам рассмотрения заявления Департаментом отказано обществу в установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "Газпромнефть-Энергосервис", обслуживающего преимущественного одного потребителя, на 2020 год, что отражено в протоколе заседания от 03.11.2020, в котором приведены мотивы о несоответствии ООО "Газпромнефть-Энергосервис" критериям ТСО на 2020 год.
Согласно п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, под которыми понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя, одним из которых является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно ст. 3 Закона N 35-ФЗ, территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона N 35-ФЗ в электроэнергетике применяются методы государственного регулирования и контроля, том числе государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона N 35-ФЗ, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках (п. 1 ст. 23.1 Закона N 35-ФЗ).
Согласно абз. 7 п. 4 ст. 23.1 Закона N 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике установлены Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
В соответствии с п. 4 Правил N 1178 в рамках установленных Федеральной антимонопольной службой предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).
В силу п. 8 Правил N 1178 установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено данными Правилами.
Согласно п. 12 Правил N 1178, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Перечень документов, которые необходимо представить с указанным заявлением, приведен в п. 17 Правил N 1178.
В случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение семи дней со дня поступления запроса (п. 19 Правил N 1178).
В соответствии с п. 20 Правил N 1178 по результатам проведенного в течение 14 дней с даты регистрации предложения анализа документов, регулирующий орган направляет заявителю, извещение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (в случае открытия дела).
Согласно п. 22 Правил N 1178, регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Экспертное заключение регулирующего органа, а также экспертное заключение организации (в случае его представления), иных заинтересованных лиц, приобщается к делу об установлении цен (тарифов).
Из содержания подп. 8 п. 23 Правил N 1178 следует, что экспертные заключения, помимо прочего, должны содержать анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно п. 24 Правил N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Индивидуальные цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для
взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по
передаче электрической энергии устанавливаются с начала очередного расчетного
периода регулирования (абз. 2 п. 18 Правил регулирования).
В рассматриваемом случае в отношении организации ранее государственное регулирование тарифов в сфере электроэнергетики на территории г. Москвы не осуществлялось.
При этом обществом при обращении в Департамент экономической политики и развития г. Москвы (уполномоченный орган) с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии от 15.05.2020 N 04.1-814 (вх. от 26.05.2020 N ДПР-3-4855/20) не конкретизированы требования по предлагаемым параметрам регулирования - вид и размер тарифов (в нарушение требований п. 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 и п. 11 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.06.2018 N 834/18.
В размещенных обществом сведениях на 2020 год на официальном сайте организации https://energyservice.gazprom-neft.ru/raskrytie-informatsii/ информация о виде тарифа на услуги по передаче электрической энергии: индивидуальный тариф для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями или тариф для сетевой организации, обслуживающий преимущественно одного потребителя (АО "Газпромнефть-Московский НПЗ") отсутствует.
Департаментом письмом от 02.06.2020 N ДПР-3-4855/20 сообщено ООО "Газпромнефть-Энергосервис" об указанных обстоятельствах.
ООО "Газпромнефть-Энергосервис" письмом от 15.07.2020 N 04.1/001299 (вх. От 16.07.2020 N ДПР-3-4855/20) представлены уточнения и просило повторно рассмотреть заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год как для территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии преимущественно одному потребителю АО "Газпромнефть-Московский НПЗ" (то есть указав вид устанавливаемого тарифа).
В установленный срок приказом Департамента от 03.08.2020 N 414-тд открыто дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "Газпромнефть-Энергосервис", обслуживающего преимущественно одного потребителя на 2020 год.
Извещение об открытии дела направлено в адрес организации письмом Департамента от 03.08.2020 N ДПР-44-404/20.
Согласно ст. 3 Закона об электроэнергетике, территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом об электроэнергетике, с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с п. 24 Правил регулирования основанием для установления (пересмотра) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (критерии ТСО).
По запросам Департамента (от 05.08.2020, от 02.09.2020 N ДПР-3-4855/20) организацией представлены дополнительные обосновывающие материалы письмами от 19.08.2020 N 04.1/001552 (вх. от 19.08.2020 N ДПР-40-3465/20), от 10.09.2020 N 04.1/001709 (вх. от 11.09.2020 N ДПР-3-4855/20).
Приказом Департамента от 07.10.2020 N 495-тд срок рассмотрения дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "Газпромнефть-Энергосервис" продлен до 09.11.2020.
Извещение о продлении срока рассмотрения дела направлено в адрес организации письмом Департамента от 08.10.2020 N ДПР-3-4855/20.
По результатам рассмотрения представленных документов и материалов Департаментом установлено не соответствие ООО "Газпромнефть-Энергосервис" п. п. 1 и 2 критериев ТСО: владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА; владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок
не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в п. 1 критериев ТСО, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км., не менее 2 из проектных номинальных классов напряжения:110 кВ и выше, 35 кВ, 1 - 20 кВ, ниже 1 кВ -трехфазных участков линий электропередачи.
Департаментом установлена недостаточность представленных документов для подтверждения соответствия заявителя п. п. 1 и 2 критериев ТСО.
Доводы ООО "Газпромнефть-Энергосервис" о том, что общество соответствует критериям ТСО с учетом зарегистрированного в установленном порядке права по представленному договору аренды недвижимого имущества от 27.12.2019 N ГНЭ-19/04000/00469/Р/04.1 и с учетом имущества, отнесенного к случаю согласно постановлению Правительства г. Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП, когда получение разрешения на строительство не требуется, не подтверждают соответствие организации критериям ТСО.
В соответствии с п. 22 Правил регулирования к делу об установлении цен (тарифов) приобщается экспертное заключение, но не предусмотрена обязанность регулирующих органов направлять в адрес организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, экспертное заключение по результатам рассмотрения материалов об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Общество не обратилось в Департамент с заявлением с целью ознакомления с экспертным заключением.
В связи с несоответствием организации критериям ТСО согласно п. 30 Регламента, Департаментом прекращено рассмотрение дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "Газпромнефть-Энергосервис", обслуживающего преимущественно одного потребителя, на 2020 год, что отражено в протоколе от 03.11.2020.
Таким образом, Департаментом соблюден порядок рассмотрения заявления и протокол от 03.11.2020 действующему законодательству не противоречит.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Департамента экономической политики и развития г. Москвы правовых оснований для установления ООО "Газпромнефть-Энергосервис" тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии, поскольку обществом не подтвержден факт соответствия его критериям территориальной сетевой организации (критерии ТСО).
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела при правильном применении норм материального права, нормы процессуального законодательства соблюдены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.04.2021 по делу N А40-21825/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-21825/2021
Истец: АО "ГАЗПРОМНЕФТЬ - МОСКОВСКИЙ НПЗ", ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ - ЭНЕРГОСЕРВИС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ