г. Вологда |
|
28 июля 2021 г. |
Дело N А44-1947/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 июля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вирячевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 апреля 2021 года по делу N А44-1947/2021,
УСТАНОВИЛ:
администрация Ракомского сельского поселения (адрес: 173512, Новгородская область, район Новгородский, деревня Старое Ракомо, улица Школьная, дом 17; ОГРН 1065321001107, ИНН 5310012703; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (адрес: 107078, Москва, Орликов переулок, дом 10, строение 1; ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее - Учреждение) в лице филиала по Новгородской области о признании незаконным бездействия по не установлению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 53:11:1400104:389, 53:11:1400104:391, 53:11:1400104:392, 53:11:1400104:393, 53:11:1400104:394, 53:11:1400104:197, 53:11:1400104:201, 53:11:1400104:211, 53:11:1400104:207, 53:11:1400104:206, 53:11:1400104:395, 53:11:1400104:396,53:11:0000000:6775, 53:11:1400104:113, 53:11:1400104:111, 53:11:1400104:114, 53:11:1400104:115, 53:11:1400104:94, 53:11:1400104:97, 53:11:1400104:96, 53:11:1400104:122, 53:11:1400104:124, 53:11:1400104:123, 53:11:1400104:199, 53:11:1400104:200, 53:11:1400104:203, 53:11:1400104:209, 53:11:1400104:205, 53:11:1400104:390, 53:11:1400104:397, 53:11:1400104:412, 53:11:1400104:109, 53:11:1400104:208, 53:11:1400104:210, 53:11:1400104:204, 53:11:1400104:198, 53:11:1400104:118, расположенных в дер. Юрьево Ракомского сельского поселения Новгородского района Новгородской области, с кадастровыми номерами 53:11:1400114:385, 53:11:1400114:383, 53:11:1400114:384, 53:11:1400114:381, 53:11:1400114:386, 53:11:1400114:382, расположенных в дер. Медвежья Голова Ракомского сельского поселения Новгородского района Новгородской области, а также об обязании заинтересованного лица определить кадастровую стоимость данных земельных участков (с учетом уточнения иска).
Решением суда от 29 апреля 2021 года заявленные требования Администрации удовлетворены.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и вынести новое судебное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к следующему. К участию в деле не привлечены заинтересованные лица, в том числе уполномоченный орган, утвердивший результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. В силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) аналогия закона к административным отношениям не применима. Решение суда не содержит способа устранения допущенного нарушения, а также даты, на которую должна быть определена кадастровая стоимость земельных участков, в связи с чем, исполнить решение суда не представляется возможным. Принятое судом решение затрагивает интересы собственников спорных земельных участков.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом первой инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, Четырнадцатый арбитражный апелляционный установил следующее.
Администрация 11.12.2020 обратилась в филиал Учреждения по Новгородской области с заявлением (исх. N 1240) об определении кадастровой стоимости спорных земельных участков, расположенных в дер. Юрьево и Медвежья Голова Ракомского сельского поселения Новгородского района Новгородской области.
Письмом от 21.12.2020 за N 4319 Учреждение отказало в определении кадастровой стоимости земельных участков, указав, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 53:11:1400104:93, 53:11:1400104:91, 53:11:1400104:92, 53:11:1400114:385, 53:11:1400114:383, 53:11:1400114:384, 53:11:1400114:381, 53:11:1400114:386, 53:11:1400114:382 на момент их постановки на государственный кадастровый учет должна быть определена с учетом пункта 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 (далее по тексту - Методические указания), а именно в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости (далее - УПКС) земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В связи с отсутствием УПКС земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположены вышеуказанные земельные участки, рассчитать их кадастровую стоимость не представляется возможным.
Земельные участки с кадастровыми номерами 53:11:1400104:389, 53:11:1400104:390, 53:11:1400104:412, 53:11:1400104:391, 53:11:1400104:392, 53:11:1400104:393, 53:11:1400104:394, 53:11:1400104:197, 53:11:1400104:201, 53:11:1400104:211, 53:11:1400104:207, 53:11:1400104:206, 53:11:1400104:395, 53:11:1400104:396, 53:11:0000000:6775, 53:11:1400104:113, 53:11:1400104: 111, 53:11:1400104: 114, 53:11:1400104: 115, 53:11:1400104:118, 53:11:1400104: 198, 53:11:1400104:204, 53:11:1400104:210, 53:11:1400104:208, 53:11:1400104:109, 53:11:1400104:94, 53:11:1400104:97, 53:11:1400104:96, 53:11:1400104:122, 53:11:1400104:124, 53:11:1400104:123, 53:11:1400104:199, 53:11:1400104:200, 53:11:1400104:203, 53:11:1400104:209, 53:11:1400104:205 образовались путем разделов исходных земельных участков, в связи с чем, кадастровая стоимость указанных земельных участков на момент их постановки на государственный кадастровый учет должна быть определена с учетом пункта 2.1.7 Методических указаний, а именно в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения пощади указанных земельных участков на УПКС преобразуемого земельного участка. В случае отсутствия кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка кадастровые стоимости образуемых земельных участков определяются согласно пунктам 2.1.1 - 2.1.16 Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках соответствующих категорий и видов разрешенного использования. В связи с отсутствием УПКС земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположены вышеуказанные земельные участки, рассчитать их кадастровую стоимость не представляется возможным.
Не согласившись с бездействием по не определению кадастровой стоимости земельных участков, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции правомерно учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Согласно статье 10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре.
Согласно пункту 3 статьи 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются: собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ государственная кадастровая оценка земель проводится для установления кадастровой стоимости земельных участков.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) (абзац восьмой статьи 3 Закона N 135-ФЗ).
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (глава III.1 Закона N 135-ФЗ).
Согласно статье 24.19 Закона N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли в период возникновения правоотношений сторон утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее по тексту - Правила N 316), документ утратил силу с 01.01.2019. В настоящее время действует приказ Минэкономразвития России от 24.09.2018 N 514 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" (далее - Приказ N 514).
Исходя из взаимосвязи положений пунктов 5, 8 Правил N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил N 316).
В пункте 11 Правил N 316 указано, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с указанными положениями Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации разработаны и утверждены приказом от 12.08.2006 N 222 Методические указания (документ утратил силу с 01.03.2019 в связи с изданием Приказа N 514). Вместе с тем, данные Методические указания подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку земельные участки поставлены на кадастровый учет в 2017-2018 гг.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
В силу пункта 1.3 Методических указаний, кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
В соответствии с действующим законодательством данными полномочиями наделен филиал Учреждения по Новгородской области.
Кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктам 2.1.1 - 2.1.16 Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков.
Согласно пункту 2.1.3 Методических указаний в случае образования нового земельного участка в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2.1.3 Методических указаний, в случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае, если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов.
Принимая во внимание изложенное, нормативно-правовыми актами определен орган, который уполномочен устанавливать кадастровую стоимость вновь образованных земельных участков, и предусмотрена методика исчисления такой стоимости.
При невозможности определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с порядком, предусмотренным в абзаце первом пункта 2.1.3 Методических указаний N 222, уполномоченный орган вправе установить кадастровую стоимость в порядке, предусмотренном абзацем вторым названного пункта Методических указаний для случаев перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории по аналогии (пункт 1 статьи 6 ГК РФ).
Как верно указал суд, отсутствие УПКС земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастровых кварталов 53:11:1400104 и 53:11:1400114, в которых расположены спорные земельные участки, не должно являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельных участков.
В связи с невозможностью определить кадастровую стоимость земельных участков в соответствии с порядком, прописанным в пункте 2.3.2 Методических указаний в виду отсутствия УПКС, заинтересованному лицу необходимо было определить кадастровую стоимость по аналогии закона на основании пункта 1 статьи 6 ГК РФ, то есть применить тот пункт Методических указаний, который обеспечит определение кадастровой стоимости земельных участков.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Вопреки доводам жалобы о том, что принятое судом решение затрагивает интересы собственников спорных земельных участков, обжалуемое решение не содержит выводов о правах и не возлагает каких-либо обязанностей на собственников земельных участков, в силу чего оснований для привлечения их к участию в деле не имеется.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 апреля 2021 года по делу N А44-1947/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-1947/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ РАКОМСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Ответчик: ФГБУ "Федеальная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала "ФКП Росреестра" по Новгородской области
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"