28 июля 2021 г. |
Дело N А55-2430/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Веста-М" - представитель Федорова Елена Юрьевна (доверенность от 30.06.2021),
от Департамента управления имуществом г.о. Самара - представитель Маненков Евгений Витальевич (доверенность от 16.12.2020),
от Администрации г.о. Самара - представитель не явился, извещено,
от Департамента градостроительства г.о. Самара - представитель не явился, извещено,
от Министерства строительства Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июля 2021 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Веста-М" на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2021 года по делу N А55-2430/2020 (судья Медведев А.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Веста-М"
к Департаменту управления имуществом г.о. Самара,
Администрации г.о. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Департамента градостроительства г.о. Самара,
Министерства строительства Самарской области,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Веста-М" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 97кв.м государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара Промышленный район, ул.Фадеева, д.64А, в собственность ООО "Веста-М" и утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории, выраженном в письме Департамент управления имуществом от 20 декабря 2019 года исх.N 15-07-26/46882; обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Веста-М".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства г.о. Самара, Министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Веста-М" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ссылается на то, что судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о том, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие ООО "Веста-М". Также считает, что вывод суда о том, что увеличение площади объекта недвижимости произошло в результате реконструкции объекта, не подтверждается материалами дела. Полагает, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что решением об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не нарушаются права заявителя.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Веста-М" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24 октября 2019 года ООО "Веста-М" (далее - Общество) обратилось с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 97,0 кв.м, для использования под часть нежилого здания, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул.Фадеева, д. 64А, в порядке, предусмотренном п.п. 6 ч.2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно ответу Департамента управления имуществом г.о.Самара (далее - Департамент) от 28.11.2019 N 15-07-26/43891, Обществу было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок свободен от зданий, сооружений, принадлежащих заявителю на праве собственности.
05 декабря 2019 года Общество повторно обратилось с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка за плату без проведения торгов, в порядке, предусмотренном п.п. 6 ч.2 ст. 39.3 ЗК РФ, приложив к заявлению копию технического паспорта на нежилое здание, а также копию градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0714001:14 от 09.03.2004, из которых видно, что на испрашиваемом земельном участке находится часть нежилого здания по адресу: г.Самара, ул.Фадеева, д. 64А, принадлежащего Обществу на праве собственности.
20 декабря 2019 года (исх.N 15-07-26/46882) Департаментом был выдан ответ об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка на тех же основаниях, то есть в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок свободен от зданий, сооружений, принадлежащих заявителю на праве собственности.
В обоснование отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка Департаментом указывается, что на основании пункта 2.9. административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов", утвержденного постановлением Администрации г.о.Самара от 29.03.2017 N 171 (далее - административный регламент), Департаментом посредством межведомственного взаимодействия был направлен запрос в Управление Росреестра по Самарской области об объекте недвижимости, расположенном по вышеуказанному адресу. В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости на объект недвижимости от 16.12.2019 N99/2019/303032922 об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18.12.2019 N63/01/01/2019-321584, Обществу принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером 63:01:0714001:7394, а также земельный участок с кадастровым номером 63:01:0714001:14, с видом разрешенного использования "под нежилое помещение (литера XXXII), используемое под спортивно-досуговый центр", расположенные по вышеуказанному адресу. Исходя из этого, Департаментом сделан вывод, что испрашиваемый Обществом земельный участок свободен от зданий и сооружений, принадлежащих заявителю на праве собственности.
ООО "Веста-М" считает отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенный в письме Департамента управления имуществом г.о.Самара 20 декабря 2019 года исх.N 15-07-26/46882, незаконным и необоснованным.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Действующим законодательством установлен принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, а также предусмотрен исключительный характер права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения.
Поэтому согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов предоставляются в собственность земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Таким образом, необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю, для эксплуатации которого требуется земельный участок заявленной площадью; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и его площади, бремя доказывания необходимого размера которого возлагается на заявителя.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии с пунктом 5 указанной выше статьи уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 названного Кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
ООО "Веста-М" мотивирует свои требования следующими обстоятельствами.
Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0714001:14, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Россия, Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул.Фадеева, д. 64А, с видом разрешенного использования "под нежилое помещение (литера XXXII), используемое под спортивно-досуговый центр", общей площадью 1266,00 кв.м., был приобретен ООО "Веста-М" по договору купли-продажи N 000947кп от 04.09.2018.
Указанный договор был заключен с Департаментом управления имуществом г.о. Самара, на основании заявлений от 05.07.2016, 08.08.2016, 18.07.2018 и решения Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2018 по делу N А55-20649/2017, оставленного без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.08.2018 по делу N А55-20649/2017 было установлено, что ООО "Веста-М" имело право на предоставление в собственность без проведения торгов за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0714001:14, общей площадью 1266,00 кв.м., на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, поскольку Общество является собственником нежилого здания, расположенного на указанном земельном участке.
Право собственности на нежилое здание, площадью 2325,50 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, д. 64а, (кадастровый номер 63:01:0714001:7394) зарегистрировано за ООО "Веста-М" 08.12.2015, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданном на основании договора купли-продажи недвижимого имущества, заключенного 02.12.2015 между ООО "Аренда-Сервис" и ООО "Веста-М".
Пунктом 1.1. договора купли-продажи N 000947кп от 04.09.2018, заключенного между Обществом и Департаментом, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0714001:14, подлежит передаче, с учетом границ, указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, приложенной к данному договору.
Однако, по мнению заявителя, характеристики расположения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0714001:14 не соответствуют характеристикам нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0714001:7394.
Исходя из данных, содержащихся в градостроительном плане земельного участка 63:01:0714001:14 от 09.03.2004, крыльцо данного здания выходит за границу зарегистрированного земельного участка.
В соответствии с планом 1 этажа технического паспорта на объект, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, д. 64А, указанное крыльцо является конструктивной частью данного нежилого здания, при этом оно неразрывно связано с испрашиваемым земельным участком и не может перемещено без нанесения несоразмерного ущерба всему нежилому зданию.
Согласно подготовленной ООО "Топографо-геодезическая компания "Топограф" по заявлению Общества схеме расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, площадь части здания, выходящей на пределы границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0714001:14, составляет 97 кв.м. Специалистами ООО "Топографо-геодезическая компания "Топограф" осуществлялся выход на местность и было установлено фактическое нахождение, на описываемом ими земельном участке, части нежилого здания.
В судебном заседании от 14.12.2020 АО "Ростехинвертаризация" Федеральное БТИ были представлены материалы инвентарного дела на объект недвижимости по адресу: г.Самара, ул. Фадеева, д.64а.
В представленных материалах содержится копия Решения исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов Куйбышевского области от 25.02.1988 N 170, в соответствии с п.1.3, которого Куйбышевскому мотостроительному производственному объединению им. М.В.Фрунзе был предоставлен земельный участок площадью около 1,0 га. На схеме, являющейся неотъемлемой частью указанного Решения, видно, что уже на этапе проектирования строительства здания предусматривалось расположение рядом с 2-х этажным пристроем лестничной конструкции.
На плане границ земельного участка, утвержденного Постановлением Главы города Самары от 14.11.2002 N 777, также видна лестничная конструкция, прилегающая со стороны пожарного выхода из здания.
По мнению заявителя, площадь земельного участка, расположенного под лестничной конструкцией необоснованно не была учтена при межевании и выделе территории земельного участка для предоставления в аренду ООО "Аренда-Сервис" по договору N 01238з от 04.02.2003.
Возражая против заявленных требований Департамент управления имуществом г.о. Самара и Администрация г.о. Самара указывают на следующие обстоятельства.
24.10.2019 ООО "Веста-М" обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 97 кв.м, в собственность за плату без проведения торгов, для использования под часть нежилого здания, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, 64А, на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Согласно представленному ООО "Веста-М" сообщению, а так же свидетельству о государственной регистрации права от 08.12.2015 запись регистрации 63/63/001/006/2015-3609/2 на испрашиваемом земельной участке расположена часть здания с кадастровым номером 63:01:0714001:7394, площадью 2325,5 кв.м, литера XXXII, расположенная по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, 64А.
На основании пункта 2.9 Административного регламента Департаментом посредством межведомственного взаимодействия был направлен запрос в Управление Росреестра по Самарской области об объекте недвижимости, расположенном по вышеуказанному адресу.
Согласно выпискам из ЕГРН от 19.11.2019 N 63/01/01/2019-297710, от 20.11.2019 N 63/01/01/2019-297730 заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 63:01:0714001:7394, а также земельный участок с кадастровым номером 63:01:0714001:14, с видом разрешенного использования "под нежилое здание (литера XXXII), используемое под спортивно-досуговый центр", расположенные по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, 64А.
Из анализа представленных документов и учитывая изложенное, в соответствии с частью 3 статьи 39.15 ЗК РФ, подпунктом 3 пункта 2.11 Административного регламента Департамент сделал вывод о том, что испрашиваемый земельный участок свободен от зданий, сооружений, принадлежащих Заявителю на праве собственности и документы, подтверждающие расположение объектов капитального строительства, являющихся собственностью Заявителя, на испрашиваемом земельном участке, не представлены, в связи с чем письмом от 28.11.2019 исх. N 15-07-26/43891 Департаментом был возвращен пакет документов ООО "Веста-М".
При этом указанное письмо не является решением об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ.
ООО "Веста-М" в заявлении ссылается на то, что характеристики расположения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0714001:14 не соответствуют характеристикам нежилого здания кадастровым номером 63:01:0714001:7394. Исходя из данных, содержащихся в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 63:01:0714001:14 от 09.03.2004 крыльцо нежилого здания выходит за границу зарегистрированного земельного участка.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объектами капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Следовательно, крыльцо здания не признается самостоятельным объектом капитального строительства, поскольку является отдельным конструктивным элементом здания или конструктивной его частью.
Таким образом, в соответствии с земельным законодательством Заявитель не имеет права на приобретение испрашиваемого земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно- строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Следовательно, градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 63:01:0714001:14, представленный в материалы дела Заявителем, разрабатывался уполномоченным органом, с учетом всех характеристик здания (спортивно-досугового центра) и в соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства, соответственно с учетом расположения крыльца.
Заинтересованные лица сделали вывод, что крыльцо, пристроенное к ранее возведенному нежилому зданию выходит за рамки ранее выданного разрешения на строительство, не соответствует первоначальной проектной документации, по которой выполнено строительство, работы, затрагивающие конструктивные характеристики здания и влияющие на его надежность и безопасность, является реконструкцией и, таким образом, должно признаваться самовольной постройкой (статья 222 ГК РФ).
Суд первой инстанции верно учел следующие обстоятельства.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного у без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно пункту 6 перечня документов, подтверждающих право заявителя па приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, к документам, подтверждающим право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемым к заявлению о приобретении прав на земельный участок, относятся:
- документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН;
-документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок);
- сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
Однако из материалов дела следует, что в нарушение указанных положений закона, в представленных ООО "Веста-М" в Департамент управления имуществом г.о. Самара документах, сведения о наличии у ООО "Веста-М" права собственности на объекты капитального строительства, расположенные на испрашиваемом земельном участке, отсутствуют.
Суд первой инстанции верно признал правомерным довод Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что технический паспорт к правоустанавливающим документам на крыльцо (лестничную конструкцию) не относится. Непредставление документов, подтверждающих право собственности на объекты капитального строительства, расположенные на образуемом испрашиваемом земельном участке, свидетельствуют об отсутствии у заявителя прав на его приобретение без торгов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что доказательств расположения на испрашиваемом земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности обществу, заявителем не представлено.
В отсутствие объектов недвижимого имущества, принадлежащих заявителю на праве собственности на испрашиваемом земельном участке, предоставление земельного участка в собственность без проведения торгов законодателем не предусмотрено.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.11. Административного регламента основаниями для возврата заявления о предварительном согласовании и представленных заявителем документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги в части предварительного согласования предоставления земельного участка, является: к заявлению о предварительном согласовании не приложены документы, предусмотренные подпунктами 2-7 пункта 2.6 Административного регламента, а именно документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно части 3 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи (документы, подтверждающие право заявителя на приобретения земельного участка без проведения торгов).
Поскольку испрашиваемый земельный участок свободен от зданий, сооружений, принадлежащих заявителю на праве собственности и документы, подтверждающие расположение объектов капитального строительства являющихся собственностью заявителя, на испрашиваемом земельном участке, не представлены, суд приходит к выводу о том, что Департаментом управления имуществом городского округа Самара правомерно возвращен пакет документов заявителю.
Заявитель ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок прилегает к зданию (КН 63:01:0714001:7394) и необходим для его эксплуатации. При этом на момент формирования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0714001:14 под зданием, который впоследствии предоставлен в собственность, не учтено наличие на крыльца (лестничной конструкции). Данные доводы заявителя судом первой инстанции верно признаны несостоятельными, так как заявителем уже реализовано исключительное право на предоставление в собственность земельного участка под данным объектом недвижимости без проведения торгов. При этом неоднократная реализация данного права действующим законодательством не предусмотрена.
Кроме того, суд первой инстанции верно отметил, что в данном случае ООО "Веста-М" не лишено возможности для реализации права на приобретение испрашиваемого земельного участка в рамках действующего земельного законодательства.
Также судом первой инстанции установлено, что ООО "Веста-М" обратилось в суд с заявлением (дело N А55-20649/2017), в котором просило:
- признать незаконным бездействие Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка и несовершении юридически значимых действий, направленных на передачу имущества в собственность заявителю;
- обязать Администрацию городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара в рамках своих полномочий в 30-дневный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении ООО "Веста-М" в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0714001:14, находящегося по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, 64а, и заключения договора купли-продажи указанного земельного участка;
- признать незаконным действие Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившееся в вынесении постановления Администрации городского округа Самара N 642 от 24.07.2017 "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Веста-М" в предоставлении в собственность за плату, без проведения торгов, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, 64А";
- обязать Администрацию городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара в рамках своих полномочий в 30-дневный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем решения о предоставлении ООО "Веста-М" в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0714001:14, находящегося по адресу: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, 64А, и заключения договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением суда от 20 февраля 2018 года отказ Общества с ограниченной ответственностью "Веста-М" от заявленных требований в части признания незаконным бездействия Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка и несовершении юридически значимых действий, направленных на передачу имущества в собственность заявителю, принят; производство по делу в этой части прекращено; заявленные требования удовлетворены; признано незаконным постановление Администрации г.о. Самара N 642 от 24.07.2017 "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Веста-М" в предоставлении в собственность за плату, без проведения торгов, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, 64А"; возложена обязанность на Администрацию городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0714001:14, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, 64А.
Судом при рассмотрении дела N А55-20649/2017 дана оценка доводам Администрации о том, что земельный участок фактически используется для размещения объекта незавершенного строительства, технические характеристики которого не соответствуют техническим характеристикам нежилого здания, принадлежащего ООО "Веста-М", судом признается необоснованным.
Суд указал на то, что Здание с кадастровым номером 63:01:0714001:7394, принадлежащее ООО "Веста-М", было реконструировано. То есть заявителем не был построен новый объект капитального строительства, а было реконструировано здание, принадлежащее заявителю на праве собственности, объект права в данном случае остается неизменным, следовательно, ООО "Веста-М" является собственником здания, расположенного на истребуемом земельном участке.
При этом судебным актом были установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 02.12.2015 между ООО "Аренда-Сервис" и ООО "Веста-М" заключен договор купли-продажи недвижимого имущества: нежилое здание, площадь 2325,50 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, д. 64а, кадастровый номер 63:01:0714001:7394 (т.1 л.д.66-67).
Право собственности на указанное здание зарегистрировано за ООО "Веста-М" 08.12.2015, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т.1 л.д.39).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 26.07.2017 следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0714001:14, общей площадью 1266 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, 64А, поставлен на государственный кадастровый учет 09.03.2004. Разрешенное использование - под нежилое помещение, используемое под спортивно-досуговый центр (т.1 л.д.32-38).
05.07.2016 ООО "Веста-М" обратилось с заявлением на имя Главы городского округа Самара через Департамент градостроительства г.о.Самара о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1266 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, 64А (т.1 л.д.51-53).
Постановлением N 642 от 24.07.2017 Администрация г.о.Самара отказала заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность (т.1 л.д. 70).
Таким образом, ООО "Веста-М" просило Главу городского округа Самара о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, 64А, площадью 1266 кв.м.
Оспаривая отказ, ООО "Веста-М" просило суд обязать Администрацию городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара в рамках своих полномочий в 30-дневный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем решения о предоставлении ООО "Веста-М" в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0714001:14, находящегося по адресу: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, 64А, и заключения договора купли-продажи указанного земельного участка.
При этом при рассмотрении дела N А55-20649/2017 обществом не заявлялись доводы о недостаточной площади испрашиваемого земельного участка.
Судом установлено, что в настоящее время объект недвижимости, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0714001:7394 (площадью 2325,5 кв.м.) имеет прежние технические характеристики, что подтверждается представленными в материалы дела выпиской ЕГРН от 16.12.2019 (т.1 л.д.178).
Во исполнение определения Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2020 по делу N А55- 2430/2020 Самарское областное отделение Средне- Волжского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" сообщило, что в архивном фонде, находящимся на хранении (далее - архивный фонд), имеется инвентарное дело (инв. N 1- 47250) на объект недвижимости по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, д. 64а, в материалах которого имеются не заверенные надлежащим образом следующие документы:
- копия, выполненная на множительной технике Решения N 121 от 06.02.1986 Куйбышевского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области Исполнительного Комитета г. Куйбышева "О разрешении предприятиям и организациям города проектирования застройки участков, об отводе земельных участков для капитального строительства";
- копия, выполненная на множительной технике Акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 22.12.1995 (2-х этажный пристрой к жилому дому N 64 по ул. Фадеева);
- копия, выполненная на множительной технике Постановления Главы города Самары от 16.01.1996 N 47 "Об утверждении акта Государственной приемочной комиссии";
- копия, выполненная на множительной технике АКТА государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 22.05.1998 (встроено-пристроенных помещений спортивно - досугового центра в жилом доме N 64 по ул. Фадеева в Промышленном районе (кафе, Сбербанк),
- копия, выполненная на множительной технике Распоряжения Главы Администрации города Самары N 694-р от 20.08.1998 "Об утверждении акта Государственной приемочной комиссии",
- копия, выполненная на множительной технике Решения от 25.02.1988 N 170 Куйбышевского городского Совета Народных депутатов Куйбышевской области Исполнительного Комитета "Об отводе земельных участков предприятиям и организациям города для капитального строительства и разрешении строительства отдельных объектов" (т.2 л.д.19-41).
Из представленного Акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 22.12.1995 (2-х этажный пристрой к жилому дому N 64 по ул. Фадеева) следует, что общая площадь двухэтажного пристроя к жилому дому составила 1 294 кв.м.
Из представленного Акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 22.05.1998 (встроено-пристроенных помещений спортивно - досугового центра в жилом доме N 64 по ул. Фадеева в Промышленном районе (кафе, Сбербанк) следует, что площадь встроено-пристроенных помещений составила 188,9 кв.м. (кафе) и 161,2 кв.м. (Сбербанк).
Указанные Акты утверждены Постановлением Главы города Самары от 16.01.1996 N 47 и Распоряжением Главы Администрации города Самары от 20.08.1998.
Как указывает в своем отзыве Министерство строительства Самарской области, ООО "Веста-М" обращалось в Министерство с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Реконструкция нежилого здания в г. Самара, ул. Фадеева, 64 "А". По результатам рассмотрения заявления общества и представленных документов в предоставлении государственной услуги было отказано уведомлением от 22.11.2018 N 3/5523.
ООО "Аренда-Сервис" (продавец по договору купли-продажи недвижимого имущества от 02.12.2015) обратилось в арбитражный суд с иском, которым просило признать право собственности на нежилое здание спортивно-досугового центра по адресу: г.Самара, ул.Фадеева, 64 А, Литер XXXII площадью 2325,50 кв.м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2021 года по делу N А55-5697/2005 иск удовлетворен; признано за ООО "Аренда-Сервис" право собственности на нежилое здание спортивно-досугового центра по адресу: г.Самара, ул.Фадеева, 64 А, Литер XXXII общей площадью 2325,50 кв.м., а также установлены следующие обстоятельства.
В 2004 г. истцом (ООО "Аренда-Сервис") была совершена самовольная постройка путем возведения ограждающих конструкций на несущих конструкциях крыльца на первом этаже, не выступающая за пределы здания, оборудованы нежилые помещения в подвальной части под крыльцом, а также выполнены самовольные перепланировки на первом и втором этаже.
Реконструкция вышеуказанного объекта недвижимости была проведена без согласования с органом местного самоуправления (в лице Департамента строительства и архитектуры Администрации города Самары).
Статьей 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Арбитражный суд, рассматривая настоящий спор, исходил из того, что обстоятельства, связанные с характеристиками объекта недвижимости с кадастровым номером 63:01:0714001:7394 и земельного участка с кадастровым номером 63:01:0714001:14, находящегося по адресу: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, ул. Фадеева, 64А, исследованы и установлены судами.
Поэтому суд исходил из того, что уполномоченным органом принят в эксплуатацию объект площадью 1 294 кв.м. + 188,9 кв.м. + 161,2 кв.м. (1644,1 кв.м.); впоследствии без согласования с органом местного самоуправления была проведена реконструкция вышеуказанного объекта недвижимости; общая площадь нежилого здания спортивно-досугового центра по адресу: г.Самара, ул.Фадеева, 64 А, Литер XXXII, после реконструкции составила 2325,50 кв.м.
Между тем, ООО "Веста-М" ссылается на технический паспорт Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по городу Самаре от 12.11.2004, согласно которому общая площадь нежилого здания спортивно-досугового центра по адресу: г.Самара, ул.Фадеева, 64 А, составила 3 291,6 кв.м.
Указанная в техническом паспорте общая площадь нежилого здания 3 291,6 кв.м. превышает общую площадь нежилого здания, установленную судом по делу N А55-5697/2005 - 2325,50 кв.м.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно критически отнесся и к другим количественным показателям, указанным в техническом паспорте, в том числе, Sз=1326,4, а также площади крыльца 223,8 кв.м.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае ООО "Веста-М" не представлено доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым решением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 20 декабря 2019 года исх.N 15-07-26/46882 прав и законных интересов заявителя и несоответствия его требованиям закона.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2021 года по делу N А55-2430/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2430/2020
Истец: ООО "Веста-М"
Ответчик: Департамент управления имуществом г.о. Самара
Третье лицо: Администрация внутригородского Промышленного района г.о. Самара, Администрация г.о. Самара, АО "РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИИ" ФЕДЕРАЛЬНОЕ БТИ, Департамент градостроительства г.о. Самара, Министерство строительства Самарской области, ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области