г. Красноярск |
|
28 июля 2021 г. |
Дело N А33-12052/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" июля 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.
судей: Шелега Д.И., Юдина Д.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.
при участии:
от заявителя (Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Метревели Виталия Цицикоевича): Ковалева А.Г., представителя по доверенности от 09.09.2019 серии 24 АА 3703180, паспорт, диплом;
от ответчика (Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края): Неткачевой Н.А., представителя по доверенности от 30.12.2020 N Д-313, паспорт, диплом;
от третьего лица (Министерства лесного хозяйства Красноярского края): Черновой Ж.Ю., представителя по доверенности от 10.02.2021 N 86-01504, паспорт;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства Метревели Виталия Цицикоевича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "02" февраля 2021 года по делу N А33-12052/2020
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Метревели Виталий Цицикоевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее - ответчик):
- о признании незаконным отказа министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, выраженного в приказе от 30.12.2019 N 77-2091-од;
- об обязании министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края согласовать предоставление в пользование главе КФХ Метревели В.Ц. земельных участков в Большемуртинском районе: с кадастровым номером 24:08:0000000:371 площадью 1 641 000 кв.м.; с кадастровым номером 24:08:0000000:373 площадью 3 396 300 кв.м.; с кадастровым номером 24:08:0000000:378 площадью 287 000 кв.м.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.
От ответчика в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что к апелляционной жалобе приложены дополнительные доказательства, а именно копии: постановления администрации Большемуртинского района от 16.11.2000 N 500; проекта перераспределения земель в границах колхоза "Рассвет" Большемуртинского района Красноярского края 2000 года; чертежа перераспределения земель СПК "Рассвет"; заключения директора межхозяйственного лесхоза; заключения кадастрового инженера от 13.02.2021 с планом-схемой границ; плана лесонасаждений колхоза "Рассвет" 1986 года.
Представитель заявителя заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 268 в удовлетворении заявленного ходатайства отказал, поскольку указанные документы являются новыми доказательствам, заявителем не обоснована невозможность их представления при рассмотрении дела в суд первой инстанции.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Большемуртинского районного суда Красноярского края от 03.09.2010 по делу N 2-191/2010 за Красноярским краем признано право собственности, в том числе на земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273, 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373, 24:08:0000000:378, образованные путем выделения невостребованных земельных долей из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:08:000000:0052, расположенного по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район.
На основании указанного решения 26.10.2010 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), именуемый в настоящее время Единым государственным реестром недвижимости (далее - ЕГРН), внесена запись о государственной регистрации права собственности Красноярского края на указанные земельные участки. Впоследствии Правительство Красноярского края передало указанные земельные участки в собственность муниципального образования Большемуртинский район Красноярского края.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.05.2019 на земельный участок с кадастровым номером 24:08:0000000:371 зарегистрировано 21.10.2010 право собственности субъекта Российской Федерации - Красноярского края, в последующем 01.12.2016 право собственности муниципального образования Большемуртинский район Красноярского края.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 23.05.2019 на земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:373 и 24:08:0000000:378 зарегистрировано 26.10.2010 право собственности субъекта Российской Федерации - Красноярского края, в последующем 01.12.2016 право собственности муниципального образования Большемуртинский район Красноярского края.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.04.2016 внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 24:00:0000000:6051, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - предназначенный для использования лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственным регламентом Большемуртинского лесничества, площадь 973 399 369 кв.м. Адрес объекта включает в себя СПК "Рассвет" в кварталах 1-22.
В материалы дела представлен план лесонасаждений зоны затопления колхоза "Рассвет" Большемуртинского межхозяйственного лесхоза 1983 года, а также план лесонасаждений колхоза "Рассвет" Большемуртинского межхозяйственного лесхоза 1986 года.
Между главой крестьянского (фермерского) хозяйства Мышкиным Сергеем Евгеньевичем (арендатор) и агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края (арендодатель) заключен договор аренды от 22.08.2016 N 08-АЗ-1588 находящихся в государственной собственности Красноярского края земельных участков (далее - договор), согласно пункту 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенным использованием: сельскохозяйственное производство, со следующими характеристиками:
кадастровый номер 24:08:0000000:371, площадь 1641000 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Пакуль. Участок находится: примерно в 2,5 км от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Большемуртинский район, участок N 19;
кадастровый номер 24:08:0000000:272, площадь 457000 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Пакуль, Участок находится примерно в 3 км от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Россия. Красноярский край. Большемуртинскии район, участок N 14;
кадастровый номер 24:08:0000000:273, площадь 142900 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Пакуль. Участок, находится примерно в 3,4 км от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Большемуртинскии район, участок N 15;
кадастровый номер 24:08:0000000:373, площадь 3396300 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Пакуль. Участок находится примерно в 3,01 км от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Большемуртинскии район, участок N 21.
кадастровый номер 24:08:0000000:378, площадь 287000 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Пакуль. Участок находится примерно в 3,1 км от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Большемуртинскии район, участок N 18.
В соответствии с пунктом 1.2 договора срок действия договора 49 лет с даты его подписания. Договор зарегистрирован, о чем свидетельствует запись от 22.09.2016.
Между главой крестьянского (фермерского) хозяйства Мышкиным Сергеем Евгеньевичем (цедент) и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Федоровым Виктором Александровичем (цессионарий) подписан договор уступки прав и обязанностей (цессии) от 25.10.2018, согласно пункту 1.1 которого цедент уступает, а цессионарий принимает права (требования) в полном объеме по договору аренды от 22.08.2016 N 08-АЗ-1588 земельных участков, находящихся на момент заключения договора уступки прав и обязанностей (цессии) в муниципальной собственности Красноярского края, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное производство, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Характеристики земельных участков аналогичны указанным в договоре.
В силу пункта 1.2 договора уступки прав и обязанностей (цессии) от 25.10.2018 настоящий договор имеет силу передаточного акта вышеуказанных земельных участков.
Договор уступки прав и обязанностей (цессии) от 25.10.2018 зарегистрирован 08.11.2018, о чем свидетельствует соответствующая запись.
Между главой крестьянского (фермерского) хозяйства Федоровым Виктором Александровичем (цедент) и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Федоровым Виктором Александровичем Метревели Виталием Цицикоевичем (цессионарий) подписан договор уступки прав и обязанностей (цессии) по договору аренды земельных участков от 02.08.2019, согласно пункту 1.1 которого цедент уступил (все права и обязанности), а цессионарий принял права (требования) в полном объеме по договору аренды от 22.08.2016 N 08-АЗ-1588 земельных участков, находящихся на момент заключения договора уступки прав и обязанностей в муниципальной собственности, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное производство, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, со следующими характеристиками (с учетом договора уступки прав и обязанностей (цессии) от 25.10.2018 по договору аренды от 22.08.2016 N08-АЗ-1588). Характеристики земельных участков аналогичны указанным в договоре.
В силу пункта 1.3 договора уступки прав и обязанностей (цессии) по договору аренды земельных участков от 02.08.2019 настоящий договор имеет силу передаточного акта вышеуказанных земельных участков.
Договор уступки прав и обязанностей (цессии) по договору аренды земельных участков от 02.08.2019 зарегистрирован 15.08.2019, о чем свидетельствует соответствующая запись.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Метревели Виталий Цицикоевич обратился с заявлением о согласовании предоставления в пользование особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях, указав, что на испрашиваемой площади 5 324 300 кв.м. планируется ведение животноводства - разведение овец и коз в количестве 300 голов. Заявитель планирует на испрашиваемой территории сенокошение, выпас для животных, разведение овец и коз. Планируется рубка лесных насаждений 8 820 +- 10% куб.м., площадь рубок лесных насаждений - 472,9 га. Планируются к размещению три одноэтажных временных сборно-разборных сооружения - загонов для овец (2 сооружения по 300 кв.м.), овчарни (1 сооружение 600 кв.м.), выполненных из деревянных и металлических конструкций.
В ходе подготовки по заказу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Метревели Виталия Цицикоевича проекта восстановления земель сельскохозяйственного назначения от Министерства поступила информация о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373, 24:08:0000000:378 расположены на землях государственного лесного фонда, в границах государственного биологического заказника краевого значения "Большемуртинский". Расположение участков определено на основании кадастровых выписок, материалов лесоустройства (План лесонасаждений Большемуртинского лесничества, Большемуртинского сельского участкового лесничества, СПК "Рассвет", масштаб 1:25 000, год лесоустройства 1986).
Приказом от 30.12.2019 N 77-2094-од министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, учитывая заключение КГКУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края" от 13.12.2019 N 77-26547 о невозможности согласования предоставления особо охраняемой природной территории краевого значения в пользование, отказало в согласовании предоставления в пользование главе крестьянского (фермерского) хозяйства Метревели Виталию Цицикоевичу земельных участков в Большемуртинском районе: с кадастровым номером 24:08:0000000:371, площадью 1 641 000 кв.м; с кадастровым номером 24:08:0000000:373, площадью 3 396 300 кв.м; с кадастровым номером 24:08:0000000:378, площадью 287 000 кв.м, для осуществления сельскохозяйственной деятельности (сенокошение, выпас животных, разведение овец и коз), не связанной с размещением объектов строительства, в связи с несоответствием планируемой деятельности установленным целям создания и режиму государственного биологического заказника краевого значения "Большемуртинский", связанной с планируемой расчисткой территории от лесных насаждений в местах концентрации и на путях миграции основного объекта охраны заказника "Большемуртинский" - сибирской косули бузимо-кантатско-кемской субпопуляции, занесенной в Красную книгу Красноярского края, в местах обитания серого журавля, занесенного в Красную книгу Красноярского края, произрастания редкого вида растения, занесенного в Красную книгу Красноярского края - венерин башмачок настоящий, размещения глухариных токов, расположенных в границах государственного биологического заказника краевого значения "Большемуртинский".
Полагая, что указанные участки не относятся к землям лесного фонда, а оспариваемое решение уполномоченного органа нарушает права заявителя, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Метревели Виталий Цицикоевич обратился в суд с заявлением к министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края:
- о признании незаконным отказа министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, выраженного в приказе от 30.12.2019 N 77-2091-од;
- об обязании министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края согласовать предоставление в пользование главе КФХ Метревели В.Ц. земельных участков в Большемуртинском районе: с кадастровым номером 24:08:0000000:371 площадью 1 641 000 кв.м.; с кадастровым номером 24:08:0000000:373 площадью 3 396 300 кв.м.; с кадастровым номером 24:08:0000000:378 площадью 287 000 кв.м.
Ответчик в отзыве указал на материалы лесоустройства, лесохозяйственный регламент Большемуртинского лесничества, утвержденный приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 26.09.2018 N 1430-од, и Положение о государственном биологическом заказнике краевого значения "Большемуртинский", утвержденное постановлением Совета администрации Красноярского края от 22.10.2004 N 261-п, указанные земельные участки расположены в границах лесного фонда и входят в утвержденные названным постановлением Совета администрации Красноярского края границы особо охраняемой природной территории - заказника "Большемуртинский", в связи с чем согласование предоставления в пользование земельных участков не представляется возможным.
Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края представило в материалы дела отзыв, указало на передачу земельных участков в муниципальную собственность в декабре 2016 года.
КГКУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края" представило в материалы дела отзыв, полагает, что на испрашиваемых земельных участках сельскохозяйственная деятельность невозможна.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судом первой инстанции верно установлено, что оспариваемый отказ выдан должностным лицом уполномоченного органа в пределах его компетенции.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр (далее - ГЛР), признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
В силу части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется, в частности, на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Как следует из материалов лесоустройства, Плана лесонасаждений Большемуртинского лесничества, Большемуртинского сельского участкового лесничества, СПК "Рассвет", масштаб 1:25000, год лесоустройства 1986, испрашиваемые земельные участки находятся в границах участка лесного фонда и расположены в границах особо охраняемой природной территории - биологического заказника краевого значения "Большемуртинский", решение об организации которого, было принято в 1974 году.
Положение о заказнике утверждено в 2004 году постановлением Совета администрации Красноярского края от 22.10.2004 N 261-п. Сведения о заказнике внесены в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.
Согласно разделу 2 указанного Положения заказник организован с целью охраны и воспроизводства охотничьих видов животных, сохранения и восстановления численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов зверей и птиц, охраны мест их обитания, сохранения биоразнообразия уникального природного ландшафта подтайги Красноярского края.
В Положении о заказнике определены его местоположение, площадь и границы.
Так, в пункте 3.1 Положения о заказнике указано, что заказник расположен на территории Большемуртинского и Сухобузимского районов Красноярского края на землях лесного фонда Большемуртинского и Сухобузимского лесничеств и землях сельскохозяйственного назначения. В положении приведены номера кварталов участковых лесничеств и кварталов лесов сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК), в том числе кварталы N 1 - 9, 10 ч, 11 ч, 12, 14 - 17, 19 ч, 22 СПК "Рассвет", входящих в состав Большемуртинского и Сухобузимского лесничеств.
Согласно пункту 3.5 Положения о заказнике на территории заказника установлены две зоны сельскохозяйственного использования, расположенные в 1 км южнее п. Большая Мурта и д. Комарово на землях сельскохозяйственного назначения: зона N 1 площадью 4294,6 га расположена на землях, занятых сельскохозяйственными угодьями; зона N 2 площадью 107,7 га расположена в границах участка 1 зоны N 1 и предназначена для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, для разведки и добычи подземных вод. В этом же пункте приведены координаты угловых точек внешних границ зон N 1 и 2.
В разделе 4 Положения о заказнике установлен режим охраны и природопользования заказника, предусмотрен запрет на осуществление видов деятельности, которые противоречат целям создания заказника или причиняют вред охраняемым природным комплексам и их компонентам, в том числе запрещена вырубка (сплошная и выборочная) лесных насаждений для заготовки древесины.
Спорные участки, полностью расположенные в границах заказника, согласно выпискам из ЕГРН образованы и поставлены на кадастровый учет в качестве земель сельскохозяйственного назначения в 2009 году, то есть после принятия в 2004 году Положения о заказнике и утверждения его границ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона Красноярского края от 28.09.1995 N 7-175 "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае" предоставление особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях в пользование осуществляется в соответствии с действующим законодательством по согласованию с органом исполнительной власти края, уполномоченным в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения.
Порядком согласования предоставления в пользование особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 14.09.2009 N 477-п предусмотрено, что решение о согласовании или об отказе в согласовании предоставления в пользование особо охраняемых природных территорий или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях, не связанных с размещением объектов строительства, принимается Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Аналогичное правило закреплено в пункте 4.4 Положения о заказнике.
По информации уполномоченных органов, участки на 80% покрыты древесной растительностью. Согласно представленному в материалы дела проекту освоения земель на спорных земельных участках предусмотрено использование в целях сенокошения, выпаса для животных, разведения овец и коз, для чего заявитель планирует рубку лесных насаждений 8 820 +- 10% куб.м., площадь рубок лесных насаждений - 472,9 га. Планируются к размещению три одноэтажных временных сборно-разборных сооружения - загонов для овец (2 сооружения по 300 кв.м.), овчарни (1 сооружение 600 кв.м.), выполненных из деревянных и металлических конструкций.
В ходе подготовки по заказу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Метревели Виталия Цицикоевича проекта восстановления земель сельскохозяйственного назначения от Министерства поступила информация о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373, 24:08:0000000:378 расположены на землях государственного лесного фонда, в границах государственного биологического заказника краевого значения "Большемуртинский", в кварталах СПК "Рассвет" Большемуртинского сельского участкового лесничества, что сторонами не оспаривается.
Как указал заявитель, спорные земельные участки образованы путем выделения из земель СПК "Рассвет". При этом, как следует из материалов дела, участки учитывались в качестве лесных земель, доказательств их перевода в состав земель сельскохозяйственного назначения не представлено.
Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Верховного Совета 06.03.1993 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 ЛК РФ 2006 года).
В материалах дела отсутствуют документы, касающиеся формирования спорных земельных участков в качестве земель сельскохозяйственного назначения. По сведениям ГЛР спорные участки входят в границы лесничества и природного заказника.
Проведение кадастровых работ в отношении лесоустроенных участков без учета лесоустроительной документации, в том числе в отношении лесных участков, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, недопустимо. Указанный правовой подход нашел отражение в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 302-ЭС20-13098 по делу N А33-16250/2019.
Решением Большемуртинского районного суда Красноярского края от 03.09.2010 по делу N 2-191/2010 за Красноярским краем признано право собственности, в том числе на земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273, 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373, 24:08:0000000:378, образованные путем выделения невостребованных земельных долей из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:08:000000:0052, расположенного по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район.
Однако при рассмотрении в Большемуртинском районном суде Красноярского края заявленного к гражданам - членам бывшего колхоза "Рассвет" иска о признании права собственности Красноярского края на земельные участки, образованные путем выделения невостребованных земельных долей из участка земель колхоза "Рассвет", ни Министерство, ни уполномоченные федеральные органы власти, в том числе предприятие "Рослесинфорг", Департамент лесного хозяйства, не были привлечены.
При этом на основании указанного решения 26.10.2010 в ЕГРП (в настоящее время - ЕГРН) внесена запись о государственной регистрации права собственности Красноярского края на указанные земельные участки. Впоследствии Правительство Красноярского края передало указанные земельные участки в собственность муниципального образования Большемуртинский район Красноярского края.
С учетом изложенного, учитывая отсутствия доказательств перевода спорных земель в состав земель сельскохозяйственного назначения и положения части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, в связи с чем, положения части 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в части изменения границ лесных участков в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 данного Федерального закона, не подлежат применению.
Доводы заявителя о том, что право на участки сельскохозяйственного назначения оформлено ранее, в 2010 году, был оценен и обосновано отклонен судом первой инстанции с учетом отсутствия доказательств перевода спорных земель в состав земель сельскохозяйственного назначения и недопустимости проведения кадастровых работ в отношении лесоустроенных участков без учета лесоустроительной документации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.04.2016 внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 24:00:0000000:6051, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - предназначенный для использования лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственным регламентом Большемуртинского лесничества, площадь 973 399 369 кв.м. Адрес объекта включает в себя СПК "Рассвет" в кварталах 1-22.
Однако лесоустроительной документация, представленная в материалы настоящего дела, датирована 1986 годом, что предшествовало постановке спорных земельных участков на кадастровый учет в 2010 году.
Доказательств наличия оснований, предусмотренных частью 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусматривающей основания исключения сведений в отношении спорных участков из ГЛР не представлено.
Спорные земельные участки расположены на территории государственного биологического заказника краевого значения "Большемуртинский", в связи с чем, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Метревели Виталий Цицикоевич обратился с заявлением о согласовании предоставления в пользование особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях, указав, что на испрашиваемой площади 5 324 300 кв.м. планируется ведение животноводства - разведение овец и коз в количестве 300 голов. Заявитель планирует на испрашиваемой территории сенокошение, выпас для животных, разведение овец и коз. Планируется рубка лесных насаждений 8 820 +- 10% куб.м., площадь рубок лесных насаждений - 472,9 га. Планируются к размещению три одноэтажных временных сборно-разборных сооружения - загонов для овец (2 сооружения по 300 кв.м.), овчарни (1 сооружение 600 кв.м.), выполненных из деревянных и металлических конструкций.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 22 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.
Согласно части 5 статьи 6 Закона Красноярского края от 28.09.1995 N 7-175 "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае" предоставление особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях в пользование осуществляется в соответствии с действующим законодательством по согласованию с органом исполнительной власти края, уполномоченным в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения. Порядок согласования предоставления в пользование особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях утверждается Правительством края.
Виды пользования, разрешенные на ООПТ (особо охраняемые природные территории краевого значения), определяются положениями о них. Пользование ООПТ осуществляется в соответствии с установленными приоритетами охраны природных комплексов и объектов и не должны противоречить целям создания ООПТ (пункт 1.2 Порядка согласования предоставления в пользование особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 14.09.2009 N 477-п, далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка министерство природных ресурсов проверяет поступившие документы на комплектность и правильность оформления.
Согласно пункту 4.4 Порядка министерство природных ресурсов по результатам рассмотрения поступивших документов принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании предоставления в пользование ООПТ или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях, не связанных с размещением объектов строительства.
Абзацем 3 пункта 5.1 Порядка предусмотрено, что основанием для отказа в согласовании является несоответствие планируемой деятельности установленным целям создания и режиму ООПТ, что подтверждается заключением Учреждения.
Согласно заключению от 10.12.2019 N 2103 КГКУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края" указало на невозможность согласования испрашиваемых участков.
На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Как следует из пункта 2 Положения о заказнике, заказник организован с целью охраны и воспроизводства охотничьих видов животных, сохранения и восстановления численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов зверей и птиц, охраны мест их обитания, сохранения биоразнообразия уникального природного ландшафта подтайги Красноярского края.
Доказательств наличия заявочных материалов о согласовании предоставления в пользование особо охраняемой природной территории краевого значения в отношении спорных земельных участков не представлено.
Доказательств того, что спорные участки образованы в границах зон N 1 и 2 сельскохозяйственного использования, указанных в Положении о заказнике, не представлено. К тому же согласно Положению о заказнике зона N 1 - это сельскохозяйственные угодья, зона N 2 предназначена для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства.
Согласно установленному режиму охраны и природопользования Заказника на его территории сельскохозяйственная деятельность не запрещена.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель не представил доказательств использования участков для сельскохозяйственного производства и размещения на них каких-либо объектов недвижимости. В заявлении указано лишь на намерение заявителя такую деятельность организовать.
В соответствии с пунктом 4.2 Положения хозяйственная деятельность, не запрещенная на территории заказника, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и режимом Заказника, исходя из приоритетности охраняемых природных комплексов и объектов на этих территориях, и не должна противоречить целям образования Заказника.
Планируемое заявителем место расположения рубок лесных насаждений находится в местах концентрации и на путях миграции основного охраняемого объекта на территории Заказника - косули сибирской (Capreolus pygargus Pall.) бузимо-кантатско-кемской субпопуляции.
Также рубки леса являются фактором беспокойства для серого журавля (Grus grus L.), область распространения которого включает рассматриваемые земельные участки.
Указанные выше виды животных занесены в Красную книгу Красноярского края и являются основными объектами охраны Заказника.
Кроме того, будут утрачены находящиеся в границах рассматриваемых земельных участков глухариные тока и объекты растительного мира, в том числе занесенный в Красную книгу Российской Федерации вид - венерин башмачок настоящий.
Таким образом, в случае проведения рубок лесных насаждений будет нарушен подпункт 16 пункта 4.1 Положения, а именно осуществление видов деятельности, которые противоречат целям создания Заказника или причиняют вред охраняемым природным комплексам и их компонентам.
Согласно заявочным материалам, проезд сельскохозяйственной техники будет осуществляться вне дорог общего пользования, а также вне установленной зоны сельскохозяйственного использования, что противоречит пунктам 4.1 и 4.11 Положения и является нарушением режима Заказника.
Кроме того, согласно пункту 3.5 Положения о заказнике на территории Заказника устанавливаются две зоны сельскохозяйственного использования, расположенные в 1 км южнее п. Большая Мурта и д. Комарово, на землях сельскохозяйственного назначения:
зона N 1 площадью 4294,6 га расположена на землях, занятых сельскохозяйственными угодьями;
зона N 2 площадью 107,7 га расположена в границах участка 1 зоны N 1 и предназначена для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, для разведки и добычи подземных вод.
В этом же пункте приведены координаты угловых точек внешних границ зон N 1 и N 2.
В разделе 4 Положения о Заказнике установлен режим охраны и природопользования Заказника, предусмотрен запрет на осуществление видов деятельности, которые противоречат целям создания Заказника или причиняют вред охраняемым природным комплексам и их компонентам.
Земельные участки полностью расположены в границах Заказника, но за пределами зон N 1 и N 2.
Кроме того, земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:371 и 24:08:0000000:373, заявленные как земли сельхозяйственного назначения, накладываются на земли лесного фонда СПК Рассвет Большемуртинского сельского участкового лесничества Болыпемуртинского лесничества (главным образом, защитные леса).
Согласно спутниковым снимкам на испрашиваемых лесных участках наблюдается высокая плотность лесных насаждений (подтверждается актом обследования земельных участков Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 06-08.08.2019 - залесенность более 80%).
Заявителем также не были представлены в министерство материалы и информация, позволяющие сделать вывод о том, что при осуществлении им сельскохозяйственной деятельности будут проводиться мероприятия по обеспечению режима особо охраняемой природной территории, в том числе мероприятия, предусматривающие исключение негативного воздействия на охраняемые объекты Заказника, включая виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Красноярского края и Красную книгу Российской Федерации.
Более того, то обстоятельство, что Положением о заказнике предусмотрено расположение его на землях лесного фонда и сельскохозяйственного назначения, правового значения в настоящем случае не имеет, поскольку, как уже было отмечено выше, кварталы СПК "Рассвет" отнесены указанным положением к участкам лесного фонда.
Приказом от 30.12.2019 N 77-2094-од министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, учитывая заключение КГКУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края" от 13.12.2019 N 77-26547 о невозможности согласования предоставления особо охраняемой природной территории краевого значения в пользование, отказало в согласовании предоставления в пользование главе крестьянского (фермерского) хозяйства Метревели Виталию Цицикоевичу земельных участков в Большемуртинском районе: с кадастровым номером 24:08:0000000:371, площадью 1 641 000 кв.м; с кадастровым номером 24:08:0000000:373, площадью 3 396 300 кв.м; с кадастровым номером 24:08:0000000:378, площадью 287 000 кв.м, для осуществления сельскохозяйственной деятельности (сенокошение, выпас животных, разведение овец и коз), не связанной с размещением объектов строительства, в связи с несоответствием планируемой деятельности установленным целям создания и режиму государственного биологического заказника краевого значения "Большемуртинский", связанной с планируемой расчисткой территории от лесных насаждений в местах концентрации и на путях миграции основного объекта охраны заказника "Большемуртинский" - сибирской косули бузимо-кантатско-кемской субпопуляции, занесенной в Красную книгу Красноярского края, в местах обитания серого журавля, занесенного в Красную книгу Красноярского края, произрастания редкого вида растения, занесенного в Красную книгу Красноярского края - венерин башмачок настоящий, размещения глухариных токов, расположенных в границах государственного биологического заказника краевого значения "Большемуртинский".
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что цель использования спорных участков заявителем противоречит целям создания государственных природных заказников, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение не противоречит вышеприведенным нормам и законных интересов заявителя не нарушает, в связи с чем, обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта по делу АЗЗ-16250/2019.
Указанный довод рассмотрен и отклонен по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
При этом, рассмотрение одного дела до разрешения другого дела следует признать невозможным, если обстоятельства, исследуемые судом в ином деле, либо результат рассмотрения иного дела имеют значение для данного дела, то есть могут повлиять на результат его рассмотрения по существу (имеют существенное значение).
В рамках дела N АЗЗ-16250/2019 рассматриваются требования главы крестьянского (фермерского) хозяйства Федорова Виктора Александровича к министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании отказа, выраженного в письме от 12.04.2019 N МХЛ/5-4156, незаконным; об обязании исключить сведения из государствененного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:371,24:08:0000000:373.
Несмотря на указание в оспариваемых ненормативных правовых актах на земельные участки с одинаковыми кадастровыми номерами 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373, как правильно указал суд первой инстанции, решение по делу N АЗЗ-16250/2019 не будет иметь преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку вышепланируемая заявителем деятельность на рассматриваемых участках, независимо от того, относятся они к участками лесного фонда или землям сельскохозяйственного назначения, будет противоречить режиму Заказника.
Более того, судом апелляционной инстанции установлено, что на дату рассмотрения апелляционной жалобы решением по делу АЗЗ-16250/2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" февраля 2021 года по делу N А33-12052/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12052/2020
Истец: Метревели Виталий Цицикоевич
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Администрация Большемуртинского района, краевое государственное бюджетное учреждение "Большемуртинское лесничество", краевое государственное казенное учреждение "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края", Красноярский край в лице АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, министерство лесного хозяйства Красноярского края