город Ростов-на-Дону |
|
27 июля 2021 г. |
дело N А32-24952/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва в судебном заседании секретарем судебного заседания Матвейчук А.Д., после перерыва в судебном заседании секретарем судебного заседания Годунко А.С.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2021 по делу N А32-24952/2020 по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ОГРН 1102308008330 ИНН 2308171570)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510 ИНН 2309090540)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального образования город Краснодар, Министерства природных ресурсов Краснодарского края, акционерного общества строительная фирма "ССМУ-5" (ОГРН 1022301975002 ИНН 2312015704), Гетьман Валерия Васильевича, общества с ограниченной ответственностью "ЭКСПОРТ ИМПОРТ-М" (ОГРН 1032304153859 ИНН 2308091332)
о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права, и обязании зарегистрировать право собственности Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, г. Краснодар (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Росреестр) об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:43:0134001:370, 23:43:0134001:372, 23:43:0134001:943, 23:43:0432041:25, 23:43:0134001:1005, 23:43:0134001:1006, 23:43:0134001:1008, 23:43:0432041:27, 23:43:0134001:1135, 23:43:0134001:1142, 23:43:0134001:1143, 23:43:0134001:1145, выраженные в уведомлениях на основании заявления N 23/999/001/2020-382439, на основании заявления N 23/999/001/2020-382437, N 23/999/001/2020-382435, на основании заявления N 23/999/001/2020-382302, на основании заявления N 23/999/001/2020-382431, на основании заявления N 23/999/001/2020-382442, на основании заявления N 23/999/001/2020-382422 на основании заявления N 23/999/001/2020-2425, на основании заявления 23/999/001/2020-382330 на основании заявления N 23/999/001/2020-382333, незаконными; об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:43:0134001:370, 23:43:0134001:372, 23:43:0134001:943, 23:43:0432041:25, 23:43:0134001:1005, 23:43:0134001:1006, 23:43:0134001:1008, 23:43:0432041:27, 23:43:0134001:1135, 23:43:0134001:1142, 23:43:0134001:1143, 23:43:0134001:1145 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования город Краснодар, Министерство природных ресурсов Краснодарского края, акционерное общество строительная фирма "ССМУ-5", Гетьман Валерий Васильевич, общество с ограниченной ответственностью "ЭКСПОРТ ИМПОРТ-М".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2021 заявление удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, Росреестр обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Росреестр просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает на то, что ранее право собственности Российской Федерации на земельные участки не было зарегистрировано, документов на регистрацию не представлено, земельные участки не входят в Елизаветинское участковое лесничество, они относятся к землям населенных пунктов, на некоторых земельных участках расположены объекты недвижимости, вид разрешенного использования не установлен.
Определением председателя второго судебного состава от 12.07.2021 в составе суда произведена замена судьи Ковалевой Н.В. на судью Новик В.Л., в связи с нахождением судьи Ковалевой Н.В. в отпуске.
В соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ после замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании, начатом 13.07.2021, объявлен перерыв до 20.07.2021 до 11 часов 10 минут.
Информация об объявленном перерыве размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда - http://15aas.arbitr.ru.
После перерыва судебное заседание продолжено 20.07.2021 в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель обратился в Росреестр с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки.
Уведомлениями от 10.07.2020 на основании заявления N 23/999/001/2020-382439, на основании заявления N 23/999/001/2020-382437, от 10.07.2020 на основании заявления N 23/999/001/2020-382435, от 10.04.2020 на основании заявления N 23/999/001/2020- 382302, от 13.04.2020 на основании заявления N 23/999/001/2020-382431, от 13.04.2020 на основании заявления N 23/999/001/2020-382442, от 13.04.2020 на основании заявления N 23/999/001/2020-382422, от 13.04.2020 на основании заявления N 23/999/001/2020-2425, от 17.04.2020 на основании заявления 23/999/001/2020-382330, от 17.04.2020 на основании заявления N 23/999/001/2020-382333, Росреестр приостановил государственную регистрацию в связи тем, что в ходе проведения правовой экспертизы выявлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0134001:370, 23:43:0134001:372, 23:43:0134001:943, 23:43:0432041:25, 23:43:0134001:1005, 23:43:0134001:1006, 23:43:0134001:1008, 23:43:0432041:27, 23:43:0134001:1135, 23:43:0134001:1142, 23:43:0134001:1143, 23:43:0134001:1145, имеют категорию земель - земли населенных пунктов, и на них земельном участке с кадастровым номером 23:43:0134001:370 расположены объекты недвижимости, право собственности на которые Российской Федерации не зарегистрированы, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0134001:372 находится многоквартирный жилой дом.
В соответствии с актуальными записями Единого государственного реестра недвижимости право собственности на указанные земельные участки за Российской Федерацией не зарегистрировано.
Уведомлениями Росреестра от 10.07.2020 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0134001:370, 23:43:0134001:372, 23:43:0134001:943, 23:43:0432041:25, 23:43:0134001:1005, 23:43:0134001:1006, 23:43:0134001:1008, 23:43:0432041:27, 23:43:0134001:1135, 23:43:0134001:1142, 23:43:0134001:1143, 23:43:0134001:1145 отказано.
Ссылаясь на то, данные уведомления являются незаконными, управление обратилось в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки не имелось.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
На основании статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В силу статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Из статьи 6.1 ЛК РФ следует, что к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В соответствии с частью 2 статьи 23 ЛК РФ лесничества создаются, в том числе на землях лесного фонда, населенных пунктов, на которых расположены леса.
Частью 3 статьи 70.1 ЛК РФ установлено, что местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество определена как юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого 5 имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения, в том числе актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. В государственной регистрации может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Отказ в государственной регистрации либо уклонения соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона N 218-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона. При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьей 29 Закона N 218-ФЗ осуществляет правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных указанным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Удовлетворяя заявление управления, суд первой инстанции верно определил, что земельные участки входят в состав земель лесного фонда, в связи с чем Росреестр обязан был зарегистрировать право собственности на них за Российской Федерацией.
Из материалов дела усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0134001:370, 23:43:0134001:372, 23:43:0134001:943, 23:43:0432041:25, 23:43:0134001:1005, 23:43:0134001:1006, 23:43:0134001:1008, 23:43:0432041:27, 23:43:0134001:1135, 23:43:0134001:1142, 23:43:0134001:1143, 23:43:0134001:1145 входят в границы Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского лесничества, на которое зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством от 1008.2011 23-АК N 101482.
В результате визуального анализа при сопоставлении материалов лесоустройства и публичной кадастровой карты видно, что спорные земельные участки пересекают земли лесного фонда Краснодарского лесничества, Елизаветинского участкового поселения, что не опровергнуто заинтересованным лицом. Границы земель данного лесничества содержатся в графических материалах в виде лесоустроительных планшетов в документированном виде, которые входят в состав государственного лесного реестра.
Пунктом 15 решения городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 "Об утверждении генерального плана муниципального образования г. Краснодар" в границы муниципального образования г. Краснодар включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда Краснодарского лесничества Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского края.
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Краснодарский краевой суд с административным иском об оспаривании указанного нормативного правового акта, в части включения лесных участков из состава земель лесного фонда в границы муниципального образования, что препятствовало осуществлению собственником - Российской Федерации управления землями лесного фонда
Решением Краснодарского краевого суда от 11.04.2018 по делу N 3а-551/2018 пункт 15 решения городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 "Об утверждении 7 генерального плана муниципального образования г. Краснодар" в части включения в границы муниципального образования г. Краснодар лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Краснодарского лесничества Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского края признан не действующим со дня принятия указанного решения.
Согласно письму Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 13.01.2021 N 220/29 земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0134001:370, 23:43:0134001:372, 23:43:0134001:943, 23:43:0432041:25, 23:43:0134001:1005, 23:43:0134001:1006, 23:43:0134001:1008, 23:43:0432041:27, 23:43:0134001:1135, 23:43:0134001:1142, 23:43:0134001:1143, 23:43:0134001:1145 в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. расположены вне границ населенных пунктов.
Следовательно, земельные участки входят в состав земель лесного фонда, в связи с чем на них должно быть зарегистрировано право собственности Российской Федерации в силу закона, а поэтому требование о предоставлении правоустанавливающих документов либо наличия записи о регистрации права собственности от Росреестра является избыточным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что участки отнесены к землям населенных пунктов, противоречат представленным заявителем доказательствам.
Ссылка апеллянта на то, что вид разрешенного использования для земельных участков не установлен, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, так как не является препятствием для осуществления государственной регистрации права собственности.
Указание заинтересованным лицом на то, что на некоторых земельных участках расположены объекты недвижимости не является основанием для отмены решения ввиду того, что в силу норм ЛК РФ земельные участки из земель лесного фонда могут находиться только в федеральной собственности.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил незаконность отказа Росреестра в государственной регистрации права собственности, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт освобожден от ее уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2021 по делу N А32-24952/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24952/2020
Истец: Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея, Министерство природных ресурсов, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Ответчик: Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация муниципального образования город Краснодар, АО СТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА "ССМУ-5", Гетьман В В, Министерство природных ресурсов Краснодарского края, ООО "ЭКСПОРТ ИМПОРТ-М"