г. Ессентуки |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А15-1127/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 29.07.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасовым К.Б., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Министерства строительства Республики Дагестан в лице Управления государственного строительного надзора, заинтересованного лица - жилищно-строительного кооператива "Римский квартал" (ОГРН 1140572001261), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства Республики Дагестан в лице Управления государственного строительного надзора на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.05.2021 по делу N А15-1127/2021,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.05.2021 отказано в удовлетворении заявления Министерства строительства Республики Дагестан в лице Управления государственного строительного надзора (далее - министерство) о привлечении жилищно-строительного кооператива "Римский квартал" (далее - заинтересованное лицо, кооператив) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). Судебный акт мотивирован тем, что административным органом допущены существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности, выраженные в составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие доказательств надлежащего уведомления кооператива о времени и месте составления.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права. В частности, апеллянт считает, что кооператив заблаговременно был надлежащим образом извещен о времени месте составления протокола о привлечении к административной ответственности. Указывает на наличие в действиях кооператива вмененного состава правонарушения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением Госстройнадзора Министерства строительства и ЖКХ РД по результатам проверки, проведенной в отношении ЖСК "Римский квартал" по объекту капитального строительства "13-этажный многоквартирный жилой дом, позиции N 5,6,7,8 (первая очередь)", находящему по адресу: г. Махачкала, Приморский жилой район, кооперативу выдано предписание от 14.01.2021 N 000012 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений требований градостроительного законодательства в срок до 18.05.2021, а именно:
1. надстройка 14-го этажа по всем позициям жилого комплекса;
2. в нарушение п.6.4.2 СП 48.13330.2014 "Строительство в сейсмических районах" не выполнена поэтажная разрезка лестничных маршей;
3. фасад по проекту предусмотрен из керамического облицовочного кирпича, фактически комплекс облицован клинкерными фасадными панелями;
4. до 7-го этажа не предусмотрены мероприятия по железобетонному обрамлению дверных проемов внутриквартирных перегородок, также не предусмотрены железобетонные сердечники по перегородкам и самонесущим стенам (проект);
5. в некоторых местах не предусмотрены антисейсмические швы между поверхностями стен и колонн, стен и перекрытий (проект).
По распоряжению Минстроя РД от 18.02.2021 N 02-133-УГСН в отношении ЖСК "Римский квартал" 11.03.2021 проведена проверка исполнения предписания от 14.01.2021 N 000012 и устранения указанных в нем нарушений.
По результатам проверки составлен акт проверки от 11.03.2021 N 000168, из которого следует, что предписание от 14.01.2021 не исполнено. Данное обстоятельство послужило основанием для составления главным специалистом-экспертом Управления госстройнадзора Манаповым Р.М. протокола об административном правонарушении в области строительства от 11.03.2021 N 000019 и обращения министерства в арбитражный суд с заявлением о привлечении кооператива к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Повторно изучив порядок привлечения кооператива к административной ответственности, суд апелляционной инстанции не нашел достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о том, что данная процедура административным органом не соблюдена.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
В силу части 2 статьей 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из анализа вышеперечисленных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 указано, что положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу пункта 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Вместе с тем, независимо от способа извещения, на момент составления протокола у административного органа должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что привлекаемое к ответственности лицо (в настоящем случае предприниматель) было извещено о времени и месте совершения процессуального действия.
Из материалов дела следует, что проверка исполнения предписания назначена на 11.03.2021 в 11 час. 00 мин.
Результаты проверки исполнения предписания отражены в акте проверки N 000168 от 11.03.2021 и в протоколе от 11.03.2021 N 000019, составленных в отсутствие представителя кооператива. В протоколе об административном правонарушении указано, что законный представитель ЖСК "Римский квартал" на составление протокола по уведомлению N 02-155-21 от 18.02.2021 не явился.
В подтверждение направления кооперативу указанного уведомления и распоряжения от 18.02.2021 заявителем представлена почтовая квитанция от 05.03.2021 о направлении заказного письма РПО N 36701555024903, уведомление о его вручении адресату не представлено. Согласно отчету об отслеживании РПО N 36701555024903, почтовое отправление доставлено адресату 11.03.2021 в 15 час. 53 мин. Доказательства вручения кооперативу уведомления от 18.02.2021 ранее, чем 11.03.2021 в 15 час. 53 мин., заявителем не представлены и в материалах дела не имеются. Следовательно, уведомление на проверку исполнения предписания и составление протокола об административном правонарушении получено кооперативом после завершения проверки, которая началась 11.03.2021 в 11 час. 00 мин. и длилась 2 часа, и после составления протокола об административном правонарушении.
Доводы представителя заявителя о том, что распоряжение и уведомление от 18.02.2021 были направлены кооперативу по электронной почте, судом отклоняются по вышеприведенным основаниям, поскольку из представленной заявителем распечатки от 19.02.2021 страницы почтового ящика sebring-status@mail.ru пользователя "вадим упоров" невозможно определить наименование, реквизиты и содержание направленного этим письмом документа, а также невозможно установить принадлежность данного почтового адреса министерству или его должностному лицу.
Таким образом, проверка исполнения предписания от 14.02.2021 N 000012 проведена и протокол об административном правонарушении в отношении ЖСК "Римский квартал" от 11.03.2021 составлен без участия его представителя и в отсутствие доказательств надлежащего извещения кооператива или его законного представителя о времени и месте проведения проверки и составления протокола, что является существенным нарушением процессуальных требований. Возможность его устранения в ходе рассмотрения дела судом отсутствует. К тому же в акте проверки от 11.03.2021 N 000168 и в протоколе от 11.03.2021 N 000019 объективная сторона правонарушения описана как неисполнение предписания от 14.01.2021 N 000011, тогда как в данном деле заявителем ставится вопрос о привлечении к административной ответственности за невыполнение предписания от 14.01.2021 N 000012.
Следовательно, протокол об административном правонарушении от 11.03.2021 N 000019 в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не может быть признан допустимым доказательством по делу об административном правонарушении.
Доказательств того, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении заявитель извещался иными способами в материалы дела не представлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в материалах дела отсутствует подтверждение принятия административным органом достаточных и необходимых мер к извещению кооператива является обоснованным и верным.
Протокол об административном правонарушении составлен управлением в нарушение требований КоАП РФ, в отсутствие представителя кооператива и в отсутствие доказательств своевременного его уведомления.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Нарушение административным органом положений статей 25.1, 29.7 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в данном случае носит существенный характер, так как лишили предпринимателя возможности защитить свои права и законные интересы. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
В связи с этим, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования суда первой инстанций при рассмотрении дела по существу, им дана правильная оценка.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме и надлежаще оценены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.05.2021 по делу N А15-1127/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1127/2021
Истец: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД в лице Управления Государственного строительного надзора
Ответчик: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "РИМСКИЙ КВАРТАЛ"