город Ростов-на-Дону |
|
29 июля 2021 г. |
дело N А32-48825/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Рымарь Р.В.
при участии:
от ООО "Газпром добыча Надым": Махмелов Э.А. по доверенности от 31.12.2020 N 02/05/4-19; Рыжков Д.В. по доверенности от 31.12.2020 N 02/05/7-300; Соколов Ю.Л. по доверенности от 01.02.2021 N 02/05/7-340;
от СКУ Ростехнадзора: Пасенко А.А. по доверенности от 23.04.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2021 по делу N А32-48825/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" (ИНН 8903019871, ОГРН 1028900578080)
к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2310009818, ОГРН 1022301623684)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "Газпром газораспределение Краснодар" (ИНН 2308021656, ОГРН 1022301189790)
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) от 07.08.2020 N 59-671-17.
Определением от 08.02.2021 судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлёк акционерное общество "Газпром газораспределение Краснодар".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2021 заявленные требования Общества удовлетворены частично.
Решение мотивировано тем, что предписание Управления от 07.08.2020 N 59-671-17 является недействительным в части указания в пунктах 5, 6, 7, 8 надземного газопровода протяженностью 450-м. и подземного газопровода высокого и среднего давления протяженностью 644-м., поскольку данные опасные производственные объекты входят в перечень опасных производственных объектов - Сеть газоснабжения муниципального образования город-курорт Геленджик, эксплуатирующей организацией данных объектов является АО "Геленджикгоргаз". В остальной части оспариваемое предписание законно и обоснованно.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что предписание от 07.08.2020 N 59-671-17 является недействительным, так как Общество не эксплуатирует опасные производственные объекты. Указанные в предписании газорегуляторный шкафной пункт (ГРПШ), регулятор давления газа РДГД-20 и подземный газопровод низкого давления право собственности за Обществом не зарегистрировано, на балансе Общества они не состоят, что подтверждается справкой Общества ОО "Газпром добыча Надым", от 14.12.2020 N 02/24-12424 (имеется в материалах дела), согласно которой указанные объекты в перечне имущества, являющегося собственностью и учитываемого на балансе Пансионата Надым - филиала Общества, отсутствуют; договоры аренды (субаренды), лизинга, оперативного управления ООО "Газпром добыча Надым" в отношении указанных объектов не заключены, т.е. иного законного владения Обществом не имеется. Управлением в материалы дела и суду не представлено документов, свидетельствующих о принадлежности газопроводов и распределительного пункта Обществу. Следовательно и оснований для регистрации ОПО, обязанность проведения которой возложена предписанием, у Общества не имеется. Довод суда о том, что ОПО - ГРПШ находится на территории Общества, что подтверждается актом проверки, договором аренды земли от 26.12.2006 N4000001354, заключённым между Обществом и Администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик, договором на техническое обслуживание от 01.10.2020 NТО-06-30370, заключённым между Обществом и АО "Газпром газораспределение Краснодар", где в приложении N1 к данному договору определено, что ГРПШ при одной линии редуцирования находится на балансе Общества и посчитал, что ГРПШ входит в сеть газопотребления Пансионата "Надым". Отключающим устройством на границе сети газораспределения и сети газопотребления является задвижка, расположенная на выходе из ГРПШ, где происходит редуцирование (понижение) давления газа с высокого 0,3 мегапаскаля до низкого давления 0,005 мегапаскаля. Учитывая, что "Сети газопотребления" это сути от границы сетей газораспределения и газопотребления, расположенного после ГРПШ до отключающего устройства (задвижки) перед газоиспользующим оборудованием -горелками Unit-P тип VG 3 котла VIESSMANN Paromat Simplex тип PS 017. Газоиспользующие оборудование не может быть идентифицировано в составе сетей газопотребления, соответственно требование "Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 на газоиспользующие оборудование не распространяется. Согласно акту приёмке законченного строительством объекта системы газоснабжения - газификация предприятия "Надымгазпром" (переименовано в Общество) от 1996 года, согласно которому генеральным подрядчиком ТОО "ЮГС" к приёмке был предъявлен законченный строительством "распред.газопровод, ШГРП, внутри домовая разводка", эксплуатационной организацией указан Горгаз (правопреемник - АО "Газпром газораспределение Краснодар"), что в свою очередь свидетельствует о том, что эксплуатирующей организацией ОПО ГРПШ является правопреемник Горгаза - АО "Газпром газораспределение Краснодар". В материалах дела имеется схема расположения ГРПШ и газопроводов, указанных в предписании, согласно которой ГРПШ расположен между надземным газопроводом протяжённостью 450 м, подземным газопроводом высокого (среднего) давления протяжённостью 644 м, которые не находятся в пользовании Общества, входят в перечень ОПО-Сеть газоснабжения муниципального образования город-курорт Геленджик, эксплуатирующей организацией которых является АО "Геленджикгоргаз". Суд не дал оценку тому, что объекты, указанные в не отменной части предписания (за исключением ГРПШ), работают под давлением природного газа до 0,005 мегапаскаля включительно, о чем свидетельствуют представленные Обществом технические отчеты от 28.09.2020 ООО "Эксперт-Диагностика", согласно которым по результатам технического диагностирования газового оборудования вентиляторных горелок Unit-P тип VG 3 котлов VIESSMANN Paromat Simplex тип PS 017 в котельной N 1 рабочее давление перед котлом составляет 0,004 мегапаскаля, рабочее давление перед горелкой составляет 0,002 мегапаскаля при испытательном давлении 0,1 мегапаскаля, а котельной N3 рабочее давление перед котлом составляет 0,0035 мегапаскаля, рабочее давление перед горелкой составляет 0,002 мегапаскаля при испытательном давлении 0,1 мегапаскаля. В сеть газопотребления Пансионата "Надым" входит регулятор давления газа РДГД-20, котельная с 3 котлами малой мощности, водогрейно-отопительный котел Proterm 50 кВт и подземный газопровод низкого давления. Указанные объекты, учитывая приведённые в технических отчётах характеристики, работают под низким давлением газа до 0,005 мегапаскаля включительно, которые в соответствии с пунктом 6 Приложения N1 Федерального закона N116-ФЗ не относятся к ОПО. Вменение обязанности по принятию мер по исполнению нарушений, описание и характер которых приведены во всех 9 пунктах предписания, в отношении объектов, указанных в нём, основано на требованиях Федерального закона N116-ФЗ и Федерального закона N225-ФЗ, которые распространяются на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители Общества доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объёме, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Управление в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Акционерное общество "Газпром газораспределение Краснодар", извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, определение от 04.06.2021 не исполнило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие АО "Газпром газораспределение Краснодар", надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании распоряжения Управления от 31.07.2020 N РП270-1664-о должностным лицом Управления проведена внеплановая выездная проверка по контролю и надзору за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.
По результатам проверки установлено, что Обществом допущены нарушения обязательных требований Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) и иных нормативно правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности.
Результаты проверки были зафиксированы в акте от 07.08.2020 N 59-671-17.
В связи с выявленными нарушениями, 07.08.2020 Управление выдало Обществу предписание N 59-671-17, согласно которому Обществу надлежало в срок до 07.12.2020 устранить выявленные нарушения:
1) не проведена экспертиза промышленной безопасности технических устройств пункта газорегуляторного шкафного с фактическим сроком службы, превышающим 20 лет по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Октябрьская, д. 15;
2) не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства: вентиляторной газовой горелкиUnit-P тип VG III -4 СН* котла VIESSMANN Paromat Simplex тип PS 017 зав. N 751646300175 с фактическим сроком службы, превышающим 20 лет по адресу: Краснодарский край, г.Геленджик, с.Кабардинка, ул. Октябрьская, д. 15;
3) не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства: вентиляторной газовой горелки Unit-P тип VG ТТТ -4 СН* котла тип PS 017 зав. N 751646300133 с фактическим сроком службы, превышающим 20 лет по адресу: Краснодарский край, г.Геленджик, с.Кабардинка, ул. Октябрьская, д. 15;
4) на опасном производственном объекте произведена врезка в действующий газопровод и пуск газа в сеть газопотребления без проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и без участия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности - произведена замена газового оборудования котла в котельной спального корпуса;
5) на опасном производственном объекте эксплуатируются технические устройства или сооружения с отсутствием в проектной документации данных превышении их срока службы более 20 лет, не проведена экспертиза промышленной безопасности подземных газопроводов (как сооружения, состоящего из технических устройств: компенсаторы, сборники конденсата, отключающие устройства и т.д.), включающая в себя оценку фактического состояния технических устройств, выполненную на основании проведенного технического диагностирования, результаты которого прикладываются к заключению экспертизы промышленной безопасности: подземного газопровода высокого и среднего давления протяженностью 644 м, подземного газопровода низкого давления по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Октябрьская, д. 15;
6) опасный производственный объект (надземный газопровод протяженностью 450-м, подземный газопровод высокого и среднего давления протяженностью 644-м, подземный газопровод низкого давления, газорегуляторный шкафной пункт (ГРПШ), регулятор давления газа РДГД -20, котельная с 3 котлами малой мощности, водогрейно - отопительный котёл Proterm 50 кВт по адресу: Краснодарский край, г.Геленджик, с.Кабардинка, ул.Октябрьская, д.15; не зарегистрирован в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
7) осуществляется эксплуатация опасного производственного объекта -надземный газопровод протяженностью 450-м, подземный газопровод высокого и среднего давления протяженностью 644-м, подземный газопровод низкого давления, газорегуляторный шкафной пункт (ГРПШ), регулятор давления газа РДГД -20, котельная с 3 котлами малой мощности, водогрейно-отопительный котел Proterm 50 кВт по адресу: Краснодарский край, г.Геленджик, с.Кабардинка, ул.Октября, д.15, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
8) не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (надземный газопровод протяженностью 450 м, подземный газопровод высокого и среднего давления протяженностью 644 м, подземный газопровод низкого давления, газорегуляторный шкафной пункт (ГРПШ), регулятор давления газа РДГД -20, котельная с 3 котлами малой мощности, водогрейно -отопительный котел Proterm 50 кВт по адресу: Краснодарский край, г.Геленджик, с.Кабардинка, ул.Октябрьская, д.15). Не представлены подтверждающие документы;
9) не заключён с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договор на обслуживание (срок действия договора о взаимодействии на случай возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера от 15.04.2015 б/н истек 01.12.2015).
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон N 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Часть 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ устанавливает обязанности для организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ предусмотрено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона N 116-ФЗ если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьёй 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 116-ФЗ под федеральным государственным надзором в области промышленной безопасности понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.
В соответствии с Положением о Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности).
В силу подпункта "в" пункта 12 статьи 16 Федерального закона N 116-ФЗ должностные лица федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона N 116-ФЗ установлено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причинённый потерпевшим, путём заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
В отношении страхования риска наступления гражданской ответственности владельцев опасных объектов в многоквартирном доме, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, за причинение вреда потерпевшему в результате аварии на таких объектах для целей настоящего Федерального закона лицом, обязанным на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, исполнить обязанность по страхованию, признается лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме - организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию, капитальному ремонту и модернизации указанных опасных 8 объектов на основании договора, заключенного с собственниками помещений в таком доме.
В отношении страхования риска наступления гражданской ответственности владельцев опасных объектов в многоквартирном доме, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, за причинение вреда потерпевшему в результате аварии на таких объектах для целей настоящего Федерального закона лицом, обязанным на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, исполнить обязанность по страхованию, признается организация, эксплуатирующая опасный объект.
Приложением N 2 Федерального закона N 116-ФЗ установлено, что для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:
1) 2 класс опасности - для опасных производственных объектов,предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или для сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;
2) 3 класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
В соответствии с пунктами 56, 57 Постановления Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" при строительстве, реконструкции, монтаже и капитальном ремонте должно быть обеспечено соблюдение: а) технических решений, предусмотренных проектной документацией; б) требований эксплуатационной документации изготовителей газоиспользующего оборудования, технических и технологических устройств, труб, материалов и соединительных деталей; в) технологии строительства, монтажа, капитального ремонта и реконструкции в соответствии с проектом производства работ или технологическими картами. Пунктом 93 указанных правил установлено, что приемка сетей газораспределения и газопотребления осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором (далее - приемочная комиссия), в состав которой входят представители: а) застройщика; б) строительной организации; в) проектной организации; г) эксплуатационной организации; д) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды (в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации); е) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора; ж) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.
В случае если выявлены отступления от требований, указанных в пункте 56 настоящего технического регламента, факты использования материалов, не предусмотренных проектной документацией, и нарушения порядка и некачественного выполнения работ, строительно-монтажные работы должны быть приостановлены, а обнаруженные дефекты устранены.
Согласно пункту 76 указанных правил продолжительность эксплуатации газопроводов, технических и технологических устройств устанавливается при проектировании исходя из условия обеспечения безопасности объектов технического 9 регулирования при прогнозируемых изменениях их характеристик и гарантий изготовителя технических и технологических устройств. Для установления возможности эксплуатации газопроводов, зданий и сооружений и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления после сроков, указанных в проектной документации, должно проводиться их техническое диагностирование. Предельные сроки дальнейшей эксплуатации объектов технического регулирования настоящего технического регламента должны устанавливаться по результатам технического диагностирования.
В соответствии с пунктом 9 "Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утверждённых Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542 (в актуальной на дату проведния проверки редакции), организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом N 116-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны: - выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; - выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийнодиспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления; - обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; - организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления; - хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия её хранения определяются приказом руководителя эксплуатационной организации.
В случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ.
Как следует из материалов дела, предписание от 07.08.2020 N 59-671-17 выдано уполномоченным должностным лицом Управления в соответствии с подпунктом "в" пункта 12 статьи 16 Федерального закона N 116-ФЗ в связи с выявлением в ходе проведенной в отношении общества плановой выездной целевой проверки нарушений обязательных требований промышленной безопасности.
Оспаривая обоснованность выполнения требований возложенных пунктом 1 предписания, согласно которому Обществом не была проведена экспертиза промышленной безопасности технических устройств пункта газорегуляторного шкафного с фактическим сроком службы, превышающим 20 лет по адресу: Краснодарский край, г.Геленджик, с.Кабардинка, ул.Октябрьская, д.15, чем нарушены требования части 2 статьи 7, части 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ, пункт 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утверждённые приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее ФНП N 542), пункт 76 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870, Общество ссылается на то, что газорегуляторный шкафной пункт (ГРПШ) не учитывается на балансе общества, право собственности в отношении данного объекта не зарегистрировано.
В обоснование неправомерности указанного пункта Общество представило письмо филиала N 10 АО "Газпром газораспределение Краснодар", в котором указано, что надземный газопровод протяжённостью 450-м., подземный газопровод высокого (среднего) давления протяженностью 655-м. от ул. Мира, с. Кабардинка к пансионату "Надым" по ул. Добской с. Кабардинка входит в перечень ОПО-Сеть газоснабжения муниципального образования город-курорт Геленджик, эксплуатирующей организацией которого является АО "Геленджикгоргаз".
В материалы дела представлены доказательства местоположение спорного ГРПШ, согласно которым указанный объект расположен на стене здания, находящегося на территории Общества.
В пользовании Общества на основании договора аренды от 26.12.2006 N 4000001354 находится земельный участок с кадастровым номером: 23:40:02:020:0018, адрес: Краснодарский край, г.Геленджик, с.Кабардинка, ул.Октябрьская, д. 15.
В силу договора от 01.01.2020 N ТО-06-30370 Общество признаёт, что спорный ГРПШ находится у Общества в пользовании и является объектом сети газопотребления Общества (т.2 л.д.62-65).
Актом разграничения балансовой принадлежности к названному договору также разграничена эксплуатационная ответственность Общества и установлена от АО "Газпром газораспределение Геленджик" (т.2 л.д. 74)
В силу части 2 статьи 7, части 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ, пункта 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности N 542, пункта 76 Технического регламента N 870, апелляционный суд считает, что указания пункта 1 предписания Управления от 07.08.2020 N 59-671-17 соответствуют названным нормам и не нарушает прав и законных интересов Общества.
По требования Общества о недействительности пункта 2 предписания Управления, согласно которому Управлением установлен факт не проведения экспертизы промышленной безопасности вентиляторной газовой горелки Unit-P тип VG III -4 СН* котла VIESSMANN Paromat Simplex тип PS 017 зав. N 751646300175 с фактическим сроком службы, превышающим 20 лет.
Довод Общества о том, что к опасным производственным объектам не относятся сети газораспределения/газопотребления, работающее под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 Мпа включительно, судом первой инстанции верно признан не обоснованным.
Согласно техническому отчёту от 28.09.2020, составленному ООО "ЭкспертДиагностика" (лицензия 04.06.2007 N ДЭ-00-007457), рабочее давление перед котлом составляет 0,004 Мпа, рабочее давление перед горелкой составляет 0,002 Мпа при испытательном давлении 0,1 Мпа.
Испытание газопроводов и оборудования газопроводов, и газового оборудования горелки и котла на герметичность проводилась под давлением 0,1 Мпа в течение 1 часа. Видимого падения давления по манометру не установлено, утечки не обнаружены, деформации не выявлено.
Таким образом, испытание на герметичность указанных объектов проведено. Материалами дела подтверждается, что сеть газопотребления пансионата "Надым" является опасным производственным объектом. В 2009 году проводилось техническое перевооружение котельных N 1, N 2, N 3 и N 4, Обществу на момент указанного перевооружения было выдано заключение экспертизы промышленной безопасности на указанные объекты.
Обществом в нарушение пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 116-ФЗ не проводилась экспертиза промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов - вентиляторной газовой горелки Unit-P тип VG III -4 СН* котла VIESSMANN Paromat Simplex тип PS 017 зав. N 751646300175.
С учётом изложенного, указание Управления в пункте 2 предписания является законным и обоснованным.
Согласно пункту 3 предписания Управление указало Обществу на не проведение экспертизы промышленной безопасности технического устройства: вентиляторной газовой горелки Unit-P тип VG ТТТ -4 СН котла тип PS 017 зав. N 751646300133 с фактическим сроком службы, превышающим 20 лет.
Довод Общества о том, что данный объект к опасным производственным объектам не относятся, поскольку работают под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно, верно признан судом необоснованным.
Согласно техническому отчёту от 28.09.2020, составленному ООО "ЭкспертДиагностика" (лицензия 04.06.2007 N ДЭ-00-007457), по результатам технического диагностирования газового оборудования вентиляционной горелки Unit-P тип VG 3 котла тип PS 017 зав. N 751646300133 рабочее давление перед котлом составляет 0,0035 Мпа, рабочее давление перед горелкой составляет 0,002 Мпа при испытательном давлении 0,1 Мпа.
Испытание газопроводов и оборудования газопроводов, и газового оборудования горелки и котла на герметичность проводилась под давлением 0,1 Мпа в течение 1 часа. Видимого падения давления по манометру не установлено, утечки не обнаружены, деформации не выявлено.
Таким образом, испытание на герметичность указанных объектов проведено.
С учётом изложенного сеть газопотребления пансионата "Надым" является опасным производственным объектом. В 2009 году проводилось техническое перевооружение котельных N 1, N 2, N 3 и 4, обществу на момент указанного перевооружения было выдано заключение экспертизы промышленной безопасности на указанные объекты. Обществом в нарушение требований пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 116-ФЗ не проводилась экспертиза промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов - вентиляторной газовой горелки Unit-P тип VG III -4 СН* котла VIESSMANN Paromat Simplex тип PS 017 зав. N 751646300175.
С учётом изложенного, указание Управления в пункте 3 предписания является законным и обоснованным.
С учётом требований пункта 4 оспариваемого предписания, Управление установило факт осуществления Обществом врезки в действующий газопровод и пуск газа в сеть газопотребления без проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и без участия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности - произведена замена газового оборудования котла в котельной спального корпуса.
Довод Общества о том, что замена котла производилась при надлежащем уведомлении филиала N 10 АО "Газпром газораспределение Краснодар", измерение технологических условий газопроводов не производилась, не производилась врезка и огневые работы. Установление нового устройства производилась в присутствии специалиста филиала, что подтверждается отчётом.
При проведении данных работ сотрудником филиала N 10 АО "Газпром газораспределение Краснодар" была перекрыта задвижка до газораспределительного оборудования, до осуществления замены оборудования.
При этом, согласно материалам дела, на опасном производственном объекте произведена врезка в действующий газопровод и пуск газа в сеть газопотребления без проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и без участия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ, пунктов 56, 57, 93 Технического регламента N 870.
Согласно позиции филиала N 10 АО "Газпром газораспределение Краснодар", Общество фактически осуществило врезку в действующий газопровод и пуск газа в сеть газопотребления без проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и без участия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности, что является нарушение технических условий на реконструкцию сети газопотребления от 03.05.2018 N ТУ ДА01/1-04-28/297.
С учётом изложенного, доводы Общества судом первой инстанции в отношении указания пункта 4 предписания Управления, верно отклонён, как не основанный на нормах права.
Согласно пункту 5 предписания Управления на опасном производственном объекте эксплуатируются технические устройства или сооружения с отсутствием в проектной документации данных превышении их срока службы более 20 лет не проведена экспертиза промышленной безопасности подземных газопроводов (как сооружения, состоящего из технических устройств: компенсаторы, сборники конденсата, отключающие устройства и т.д.), включающая в себя оценку фактического состояния технических устройств, выполненную на основании проведенного технического диагностирования, результаты которого прикладываются к заключению экспертизы промышленной безопасности: подземного газопровода высокого и среднего давления протяженностью 644 м, подземного газопровода низкого давления.
Из материалов дела следует, что согласно схемам газопровода пансионата "Надым" и письменным пояснениям филиала N 10 АО "Газпром газораспределение Краснодар", часть подземного газопровода не находится на балансе заявителя. Так согласно материалам дела подземный газопровод высокого (среднего) давления протяженностью 644 м. от улицы Мира с. Кабардинка к пансионату "Надым" по ул. Дообской с. Кабардинка входит в перечень ОПО - Сеть газоснабжения муниципального образования город-курорт Геленджик, эксплуатирующей организацией является АО "Геленджикгоргаз".
Согласно выводам из технического отчета от 28.09.2020 ООО "Эксперт-Диагностика" по результатам обследования подземного газопровода низкого давления Общества длиной 134 м., фактическое рабочее давление в газопроводе составляет 0,004 Мпа, газопровод предназначен для транспортирования и подачи природного газа давлением 0,004 Мпа к котельной N 1 пансионата "Надым". Состояние газопровода исправное.
Таким образом, вывод Управления в пункте 5 оспариваемого предписания в части указания подземного газопровода высокого (среднего) давления протяженностью 644 м., не основан на норме закона, поскольку указанная часть газопровода не находится в пользовании Общества. В отношении остальной части производственно-технологического комплекса, установленная законом обязанность по проведению экспертизы промышленной безопасности Обществом не исполнена.
Ссылка общества на проведение технического диагностирования не является основанием для не проведения в установленном порядке экспертизы, ввиду того что газорегуляторный шкафной пункт, регулятор давления газа, подземный газопровод низкого давления, котельная с 3 котлами малой мощности, водогрейно-отопительный котел Proterm 50 кВт., относятся к опасным производственным объектам 3 класса опасности.
С учётом изложенного, доводы Общества в части недействительности требований пункта 5 предписания Управления являются обоснованным, за исключением указания в данном пункте подземного газопровода высокого (среднего) давления протяженностью 644 м.
Пунктом 6 предписания установлено, что опасный производственный объект (надземный газопровод протяженностью 450 м, подземный газопровод высокого и среднего давления протяженностью 644 м, подземный газопровод низкого давления, газорегуляторный шкафной пункт (ГРПШ), регулятор давления газа РДГД -20, котельная с 3 котлами малой мощности, водогрейно - отопительный котел Proterm 50 не зарегистрированы в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно позиции Общества надземный газопровод протяженностью 450 м., подземный газопровод низкого давления протяженностью 644 м, входят в перечень ОПО - Сеть газоснабжения муниципального образования город-курорт Геленджик, эксплуатирующей организацией является АО "Геленджикгоргаз" в связи с чем, у Общества отсутствует обязанность по осуществлению регистрации указанных объектов в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подземный газопровод низкого давления, регулятор давления газа РДГД -20, котельная с 3 котлами малой мощности, водонагрейноотопительный котел Proterm 50 кВт не относятся к опасным производственным объектам и регистрации в государственном реестре не подлежат.
Таким образом, указывая в пункте 6 предписания Управление не учтено, что надземный газопровод протяжённостью 450 м., подземный газопровод низкого давления протяжённостью 644 м. не находятся в пользовании Общества и входят в перечень ОПО - Сеть газоснабжения муниципального образования город-курорт Геленджик, эксплуатирующей организацией является АО "Геленджикгоргаз".
В отношении остальной части производственно-технологического комплекса, в который входят опасные производственные объекты 3 класса опасности, в установленном законом порядке не зарегистрированы Обществом в государственном реестре опасных производственных объектов.
Таким образом, суд считает доводы Общества являются необоснованными в части нарушений, указанных в пункте 6 предписания является законным и обоснованным, за исключением указания в данном пункте надземного газопровода протяжённостью 450 м. от улицы Мира с. Кабардинка к пансионату "Надым" по ул. Дообской с. Кабардинка, подземного газопровода низкого давления протяжённостью 644 м.
Пунктом 7 предписания установлено, что осуществляется эксплуатация опасного производственного объекта (надземный газопровод протяженностью 450 м, подземный газопровод высокого и среднего давления протяженностью 644 м, подземный газопровод низкого давления, газорегуляторный шкафной пункт (ГРПШ), регулятор давления газа РДГД -20, котельная с 3 котлами малой мощности, водогрейно-отопительный котел Proterm 50 кВт по адресу: Краснодарский край, г.Геленджик, с.Кабардинка, ул.Октября, д. 15, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Поскольку надземный газопровод протяжённостью 450 м., подземный газопровод высокого и среднего давления протяжённостью 644 м., подземный газопровод низкого давления входят в перечень опасных производственных объектов - Сеть газоснабжения муниципального образования город-курорт Геленджик, эксплуатирующей организацией является АО "Геленджикгоргаз", данная часть оспариваемого предписания судом первой инстанции обоснованно признана не соответствующей закону и нарушающей интересы Общества, в остальной части нарушения, указанные в пункте 7 являются обоснованными, поскольку шкафной пункт, регулятор давления газа, подземный газопровод низкого давления, котельная с 3 котлами малой мощности, водогрейноотопительный котел Proterm 50 кВт., относятся к опасным производственным объектам 3 класса опасности.
Пунктом 8 предписания установлено, что Обществом не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (надземный газопровод протяжённостью 450 м., подземный газопровод высокого и среднего давления протяжённостью 644 м., подземный газопровод низкого давления, газорегуляторный шкафной пункт (ГРПШ), регулятор давления газа РДГД -20, котельная с 3 котлами малой мощности, водогрейно -отопительный котел Proterm 50 кВт по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Октябрьская, д. 15). Не представлены подтверждающие документы.
Согласно материалам дела Общество эксплуатирует следующие опасные производственные объекты: шкафной пункт, регулятор давления газа, подземный газопровод низкого давления, котельная с 3 котлами малой мощности, водогрейно-отопительный котел Proterm 50 кВт., которые относятся к опасным производственным объектам 3 класса опасности.
При этом, надземный газопровод протяжённостью 450 м., подземный газопровод высокого и среднего давления протяженностью 644 м., подземный газопровод низкого давления входят в перечень опасных производственных объектов - Сеть газоснабжения муниципального образования город-курорт Геленджик, эксплуатирующей организацией является АО "Геленджикгоргаз", что указывает на необоснованность требований Управления.
С учетом изложенного, судом первой инстанции признаны обоснованными требования Управления, изложенные в пункте 8 предписания в части касаемой подземного газопровод низкого давления, газорегуляторного шкафного пункта (ГРПШ), регулятора давления газа РДГД -20, котельной с 3 котлами малой мощности, водогрейно-отопительный котёл Proterm 50 кВт по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Октябрьская, д. 15).
Пунктом 9 предписания установлено, что Обществом не был заключён с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договор на обслуживание (срок действия договора о взаимодействии на случай возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера от 15.04.2015 б/н истёк 01.12.2015).
Согласно материалам дела Общество эксплуатирует следующие опасные производственные объекты: шкафной пункт, регулятор давления газа, подземный газопровод низкого давления, котельная с 3 котлами малой мощности, водогрейно-отопительный котел Proterm 50 кВт., которые относятся к опасным производственным объектам 3 класса опасности.
С учётом изложенного, требования пункта 9 предписания Управления соответствуют положениям Федерального закона N 116-ФЗ и не нарушают прав и законных интересов Общества.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно указано, что предписание Управления от 07.08.2020 N 59-671-17 не соответствует закону и нарушает прав Общества в части указания в пунктах 5, 6, 7, 8 надземного газопровода протяжённостью 450-м. и подземного газопровода высокого и среднего давления протяжённостью 644-м., поскольку данные опасные производственные объекты входят в перечень опасных производственных объектов - Сеть газоснабжения муниципального образования город-курорт Геленджик, эксплуатирующей организацией данных объектов является АО "Геленджикгоргаз". В остальной части оспариваемое предписание вынесено законно и обоснованно.
Доводы Общества о том, что на его балансе не находятся опасные производственные объекты, апелляционный суд находит не основанных на материалах дела.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о том, что требования Общества подлежат удовлетворению в части.
Доводы апелляционной жалобы Общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
С учётом изложенного, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб., подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2021 по делу N А32-48825/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48825/2020
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАР", ООО "Газпром добыча Надым"
Ответчик: Северо-Кавказское управление Ростехнадзора, Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Северо-Кавказское управление