г. Пермь |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А60-10318/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенковой И.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бочаровой И.В.,
при участии:
от заявителя: Петрова Е.А., паспорт. Чарикова И.В., по устному ходатайству, паспорт, диплом.
от заинтересованного лица: Федорова А.О., доверенность N 219 от 15.04.2021, служебное удостоверение, диплом.
от третьих лиц - не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Петровой Екатерины Александровны
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 апреля 2021 года
по делу N А60-10318/2021
по заявлению Петровой Екатерины Александровны
к Свердловскому УФАС России (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
третьи лица: ГБУЗ СО "Городская станции скорой медицинской помощи г. Первоуральск", ГБУЗ СО "Городская станция скорой медицинской помощи город Нижний Тагил", ГБУЗ СО "Городская станции скорой медицинской помощи г. Каменск-Уральский", Департамент государственных закупок Свердловской области,
о признании незаконными решений от 09.12.2020 N 066/06/99-5148/2020, N 066/06/99-5150/2020, N 066/06/99-5101/2020,
УСТАНОВИЛ:
Петрова Екатерина Александровна обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Свердловскому УФАС России (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928) о признании незаконными решений от 09.12.2020 N 066/06/99-5148/2020, N 066/06/99-5150/2020, N 066/06/99-5101/2020.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что выводы суда первой инстанции являются противоречивыми. Поскольку в решении суда указывается на то, что объект спорных закупок предполагает оказание медицинской помощи, то из этого однозначно следует необходимость наличия у исполнителей государственных контрактов лицензии на осуществление медицинской деятельности. Вместе с тем, суд указывает, что деятельность Подрядчика не подлежит лицензированию.
Настаивает на том, что заказчиками неправильно определен код ОКПД 2 86.90.14.000 "Услуги скорой медицинской помощи"; заказчиками выбран неверный способ определения поставщика. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. N 471-р при оказании транспортных услуг, включенных в раздел 49 ОКПД2, заказчик обязан проводить электронный аукцион, а не конкурс.
Заинтересованное лицо, УФАС по Свердловской области и третье лицо, ГБУЗ СО "Городская станции скорой медицинской помощи г. Первоуральск" с жалобой не согласны по основаниям, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу. Решение суда считают законным и обоснованным, просят оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В ходе судебного разбирательства, представитель заявителя на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основания, изложенным в письменном отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судом рассмотрено заявление ГБУЗ СО "Городская станции скорой медицинской помощи г. Каменск-Уральский" о рассмотрении дела в отсутствие представителя и в порядке статьи 159 АПК РФ удовлетворено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 03.11.2020 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) опубликованы извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме:
- N 0162200011820002106 и документация на оказание услуг по обеспечению деятельности учреждений скорой медицинской помощи, а именно выездных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации, на территории городского округа Первоуральск, городского округа Староуткинск Свердловской области в действующей редакции от 06.11.2020 NИИ1 в ред. N2. Начальная (максимальная) цена контракта составила 311 748 066 руб.
- N 0162200011820002107 и документация на услуги по обеспечению деятельности медицинских учреждений скорой медицинской помощи, а именно выездных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации в действующей редакции от 06.11.2020 NИИ1 в ред. N2. Начальная (максимальная) цена контракта составила 651 463 920 руб.
-N 0162200011820002108 и документация на услуги по обеспечению деятельности медицинских учреждений скорой медицинской помощи, а именно выездных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации в действующей редакции от 06.11.2020 NИИ1 в ред. N2. Начальная (максимальная) цена контракта составила 384 215 832 руб.
Петрова Екатерина Александровна обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области с жалобой (вх. N 01-32105 от 03.12.2020) "О нарушениях законодательства о контрактной системе заказчиками в лице ГБУЗ СО "Городская станции скорой медицинской помощи г. Первоуральск" (извещение N0162200011820002106), ГБУЗ СО "Городская станция скорой медицинской помощи город Нижний Тагил" (извещение N 0162200011820002107), ГБУЗ СО "Городская станции скорой медицинской помощи г. Каменск-Уральский" (извещение N 0162200011820002108) (далее - "Жалоба"), содержащей следующие требования:
осуществить проверку и установить факт нарушений в части выбора способа поставщика (подрядчика, исполнителя) при формировании следующих Закупок:
- открытого конкурса в электронной форме N 0162200011820002106;
- открытого конкурса в электронной форме N 0162200011820002107;
- открытого конкурса в электронной форме N 0162200011820002108.
09.12.2020 г. - Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе на основании поданной Заявителем Жалобы проведены внеплановые проверки.
По результатам проведенных внеплановых проверок Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области вынесены следующие решения:
- в действиях ГБУЗ СО "Городская станции скорой медицинской помощи г. Первоуральск" (извещение N 0162200011820002106) нарушений Закона о контрактной системе не выявлено;
- в действиях ГБУЗ СО "Городская станция скорой медицинской помощи город Нижний Тагил" (извещение N 0162200011820002107) нарушений Закона о контрактной системе не выявлено;
- в действиях ГБУЗ СО "Городская станции скорой медицинской помощи г. Каменск-Уральский" (извещение N 0162200011820002108) нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Не согласившись с решениями Управления, Петрова Е.А. обратилась в Арбитражный суд Свердловской области.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил оснований для признания оспариваемых решений недействительными и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на нее, исследовав представленные в материалы дела доказательства, проверив правильность применения судом норм действующего законодательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как следует из материалов дела, обращаясь в суд с исковым заявлением, заявитель обосновал свои требования следующим:
I. из наименования объекта закупки следует, что Исполнителем должны оказываться услуги по обеспечению деятельности медицинских учреждений скорой медицинской помощи, а именно выездных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации, в свою очередь, оказывается исключительно транспортная услуга, включающая в себя предоставление специализированных транспортных средств и их водителей;
II. заказчиками приобретается услуга скорой медицинской помощи, но требование наличие лицензии скорой медицинской помощи у поставщика не установлено;
III. заказчиками установлен код объекта закупки по ОКПД2 86.90.14.000 - услуги скорой медицинской помощи, в свою очередь описание объекта закупки и требования документации, в том числе положения государственного контракта, не подразумевают передачу функций и полномочий заказчика по осуществлению медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, сторонней организации, определенной по итогам открытого конкурса;
IV. заказчики, в целях создания условий для прохождения нужного участника (о котором неоднократно было заявлено в СМИ), в качестве процедуры определения исполнителя выбрали электронный конкурс, использовав код ОКПД2 86.90.14.000 - услуги скорой медицинской помощи, в то время как заказчики были обязаны установить код объекта закупки по ОКПД2 49.32.12 - услуги арендованных легковых автомобилей с водителем;
V. в документации открытых конкурсов не обозначено требование по наличию у Исполнителя площадей для хранения машин и отдыха персонала, не прописаны в конкурсах и условия передачи ГБУЗ Исполнителям в аренду собственных площадей;
VI. исходя из условий, изложенных в проекте контрактов, Исполнитель вправе привлекать к исполнению настоящего контракта соисполнителей (субподрядчиков), в том числе из числа из числа субъектов малого предпринимательства, индивидуального предпринимателя.
В отношении требований заявителя изложенных в пункте I, II, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья) для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
3) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;
10) медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно части 2 статьи 32 Закона об основах охраны здоровья к видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона об основах охраны здоровья порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний).
Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержден Приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н (Порядок).
Пунктом 2 Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, являющихся Приложением N 2 к Порядку, предусмотрено, что основной целью деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи является оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, включая ее оказание на месте вызова скорой медицинской помощи, при осуществлении медицинской эвакуации.
В соответствии с пунктом 7-11 Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, являющихся Приложением N 2 к Порядку, в состав специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи (бригада) включается водитель автомобиля скорой медицинской помощи.
Согласно пункту 15 Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, являющихся Приложением N 2 к Порядку, выездная бригада скорой медицинской помощи выполняет следующие функции:
а) осуществляет незамедлительный выезд (вылет) на место вызова скорой медицинской помощи;
б) оказывает скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, включая установление ведущего синдрома и предварительного диагноза заболевания (состояния), осуществление мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению клинического состояния пациента;
в) осуществляет медицинскую эвакуацию пациента при наличии медицинских показаний.
По ее завершении медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады, передает пациента и соответствующую медицинскую документацию под подпись о приеме уполномоченному медицинскому работнику приемного отделения или стационарного отделения скорой медицинской помощи или травматологического пункта медицинской организации, который вносит в карту вызова скорой медицинской помощи отметку о времени и дате приема пациента. Старший медицинский работник информирует фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи или медицинскую сестру по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи о завершении медицинской эвакуации пациента;
г) обеспечивает медицинскую сортировку пациентов и устанавливает последовательность оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи при массовых заболеваниях, травмах или иных состояниях.
На основании части 4 статьи 35 Закона об основах охраны здоровья при оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Для реализации указанных норм на территории Российской Федерации созданы и функционируют станции скорой медицинской помощи.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 11 главы 2 устава ГБУЗ СО "Городская станции скорой медицинской помощи г. Первоуральск", утверждённого приказом Министра здравоохранения Свердловской области от 15.12.2011 N 1438-П, основным видом деятельности учреждения является скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь (включая медицинскую эвакуацию), не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях (в действующей редакции).
Для обеспечения выполнения основных видов деятельности учреждение осуществляет, в том числе оказание доврачебной помощи больным и пострадавшим и транспортировку больных и пострадавших в лечебные учреждения (пп. 1 - 2 п. 12 устава).
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей (ч. 1 ст. 12. Закона о контрактной системе), а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными статьей 33 Закона о контрактной системе.
Например, согласно извещению N 0162200011820002106 и п. 3.3 Части I. "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" конкурсной документации объектом закупки являются оказание услуг по обеспечению деятельности учреждений скорой медицинской помощи, а именно выездных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации, на территории городского округа Первоуральск, городского округа Староуткинск Свердловской области.
В силу п. 1 Части I.I "ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ" конкурсной документации детальное описание объекта закупки содержится в Части II "Описание объекта закупки" конкурсной документации.
В п. 1 Части II "Описание объекта закупки" конкурсной документации указано, что для комплекса оказываемых услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи для нужд ГБУЗ СО "Городская станции скорой медицинской помощи г. Первоуральск" (в городских округах Первоуральск Староуткинск):
Количество автотранспорта для обслуживания выездных бригад скорой медицинской помощи |
Начало оказания услуг |
Окончание оказания услуг |
14 автомобилей класса "В" Тип 1 |
с 00 часов 00 минут 01.02.2020 года |
|
1 автомобиль класса "С" Тип 1 |
до 23 часов 59 минут |
|
Резервные автомобили - 3, класс "В" Тип 1 |
31.12.2023 года |
Условия предоставления автомобилей с водителями приведены в 2 п. Части II "Описание объекта закупки" конкурсной документации, в том числе:
2.1. Обеспечение деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи на автомобильном транспорте соответствующем Техническому регламенту Таможенного союза TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877), требованиям "ГОСТ Р 50574-2002. Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования (с Изменениями)", с характеристиками, согласно Приложению N 3 к Описанию объекта закупки..
2.2. Обеспечение бесперебойной, круглосуточной деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи по оказанию скорой медицинской помощи населению на месте вызова, в пути следования, по вызову и направлению Заказчика, в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Минздрава России от 20 июня 2013 г. N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи", Приказом ФФОМС от 1 декабря 2010 г. N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию".
2.3. Обеспечение деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи при медицинской эвакуации, в рамках транспортировки пациента в целях спасения жизни и здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовый период и новорожденных, лиц пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
В рамках исполнения контракта медицинская эвакуация включает в себя санитарную эвакуацию, осуществляемую автотранспортом. Организация обеспечения деятельности выездных бригад при медицинской эвакуации может осуществляться вне медицинской организации - транспортировка с места происшествия или нахождения пациента в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи, а также из медицинской организации - транспортировка пациента из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи, в медицинскую организацию с наличием возможности оказания необходимой медицинской помощи, по направлению Заказчика, по территориям обслуживания согласно Приложению N 2 к Описанию объекта закупки.
2.7. Предоставление водительского состава, входящего в состав выездной бригады скорой медицинской помощи соответствующего требованиям, определенным в Приложении N 4 к Описанию объекта закупки.
Из положений конкурсной документации следует, что водитель исполнителя включается в состав специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи, формируемой заказчиком в соответствии со спецификой выезда.
При этом, бремя оказания медицинской помощи в рамках скорой помощи возложено на заказчика и его сотрудников в соответствии с действующим законодательством.
Так, согласно части 1 статьи 35 Закона об основах охраны здоровья скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
В соответствии с частью 5 статьи 35 Закона об основах охраны здоровья медицинская эвакуация включает в себя:
1) санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными судами;
2) санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.
На основании изложенного, установлено, что санитарная эвакуация является разновидностью медицинской эвакуации, которая в свою очередь является составной частью скорой медицинской помощи.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции сделан законный и обоснованный вывод о том, что скорая медицинская помощь оказывается медицинской бригадой, в которую входит, в том числе водитель, осуществляющий медицинскую эвакуацию. В связи с чем, такой водитель осуществляет медицинскую помощь, в рамках возложенных на него по контракту обязанностей и функций (п. 15 Правил), которые в свою очередь, входят в объем оказания услуг скорой медицинской помощи.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Скорая медицинская помощь входит в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, указанных в Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.
Таким образом, в силу действующего законодательства у организации, оказывающей скорую медицинскую помощь, должна быть соответствующая лицензия.
При этом, предоставление 18 автомобилей с водителями для выполнения основного вида деятельности заказчика третьим лицом, не обязывает данное лицо иметь лицензию на медицинскую деятельность.
Скорая медицинская помощь осуществляется медицинской организацией (ее специалистами), у которой есть соответствующая лицензия. Как указывалось ранее, водитель входит в состав медицинской бригады, и в его обязанности входит - осуществление медицинской эвакуации. Предметом рассматриваемой закупки является предоставление заказчику транспортных средств с водителем, необходимых для создания и функционирования бригады, которая в свою очередь и оказывает медицинскую помощь.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что заказчиком в конкурсной документации правомерно не установлено требование к участнику закупки о наличии действующей лицензии на медицинскую деятельность.
В отношении доводов заявителя о неверном определении кода ОКПД 2 судом правомерно указано следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В извещении N 0162200011820002106 указана, в том числе следующая информация:
код позиции |
наименование товара, работы, услуги по КТРУ |
<...> |
86.90.14.000 |
Услуги скорой медицинской помощи |
<...> |
86.90.14.000 |
Услуги скорой медицинской помощи |
<...> |
86.90.14.000 |
Услуги скорой медицинской помощи |
<...> |
Итого (3 записей): 311 748 066,00 Р |
Согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, ОКПД 2 предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных с:
- классификацией и кодированием продукции (услуг, работ) для целей государственной статистики;
- разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
- реализацией комплекса учетных функций в рамках работ по государственной статистике, связанных с обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о продукции по видам экономической деятельности при решении аналитических задач;
- обеспечением системы государственной контрактации и оптовой торговли на внутреннем рынке;
- подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;
- размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд;
- налогообложением;
- обеспечением классификации основных фондов, используемой в Общероссийском классификаторе основных фондов;
- стандартизацией и обязательным подтверждением соответствия продукции;
- классификацией и кодированием услуг, оказываемых населению хозяйствующими субъектами.
В ОК 034-2014 (КПЕС 2008) включены в том числе следующие позиции:
49.32.11 |
Услуги легкового такси Эта группировка включает: - услуги легкового такси, в том числе в городском, пригородном и междугородном сообщении; - услуги, связанные с предварительным заказом легкового такси Данные услуги обычно осуществляются с оплатой в зависимости от пройденного расстояния и предоставляются до конкретного пункта назначения Эта группировка не включает: - услуги транспортных средств с живой тягой, см. 49.39.35; - услуги водных и воздушных такси, см. 50.30.19 и 51.10.12; - услуги машин скорой медицинской помощи, см. 86.90.14 |
49.32.12 |
Услуги арендованных легковых автомобилей с водителем Эта группировка включает: - услуги взятого напрокат автомобиля с водителем, где бы они ни предоставлялись, кроме услуг легкового такси Данные услуги обычно предоставляются ограниченному числу пассажиров с оплатой в зависимости от времени и часто включают перевозку более чем в одно место назначения |
86.90.14 |
Услуги скорой медицинской помощи Эта группировка включает: - услуги по перевозке больных санитарно - транспортными средствами с наличием или без реанимационного оборудования или медицинского персонала |
Таким образом, группировка "86.90.14" включает в себя услуги по перевозке больных санитарно-транспортными средствами с наличием или без реанимационного оборудования или медицинского персонала. Данный код услуги относится к подгруппе 86.90.1, группе 86.90, подклассу 86.9 "Услуги в области медицины прочие".
Код ОКПД 2 "86.90.14.000" соответствует закупаемой услуге, так как заказчиком ГБУЗ СО "Городская станции скорой медицинской помощи г. Первоуральск" (в городских округах Первоуральск Староуткинск) приобретается 18 автомобилей скорой медицинской помощи с водителями.
Заявитель жалобы повторно настаивает на том, что заказчиком должен использоваться код ОКПД 2 49.32.12. "Услуги по аренде легковых автомобилей с водителем".
Вместе с тем, указанный код не отражает специфику закупаемой услуги, так как в ОК 034-2014 (КПЕС 2008) указано, что данная группировка включает: услуги взятого напрокат автомобиля с водителем, где бы они ни предоставлялись, кроме услуг легкового такси. Данные услуги обычно предоставляются ограниченному числу пассажиров с оплатой в зависимости от времени и часто включают перевозку более чем в одно место назначения. Кроме того, исполнитель в соответствии с условиями документации должен при исполнении контракта руководствоваться обязательными требованиями Приказа N 388н.
С учетом этого, суд пришел к обоснованному выводу о том, что код объекта закупки был определен правильно.
Доводы заявителя жалобы о том, что суд ошибочно сослался на код 49.32.11, подлежат отклонению, поскольку судом сделан правильный вывод о том, что из содержания данного кода следует, что законодатель услуги машин скорой медицинской помощи однозначно отнес к коду - 86.90.14.
В отношении позиции заявителя о том, что заказчиком выбран неверный способ определения поставщика, который, по мнению заявителя, должен быть в виде проведения аукциона, а не конкурса, суд так же правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" утверждён перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
В перечне отсутствуют услуги по обеспечению деятельности учреждений скорой медицинской помощи с кодом ОКПД 2 "86.90.14.000". Таким образом, заказчик правомерно выбрал способ определения исполнителя как открытый конкурс в электронной форме.
В отношении доводов заявителя о том, что в конкурсной документации не установлено требование по наличию у исполнителя площадей для хранения машин и отдыха персонала, не прописаны условия передачи заказчиком исполнителя в аренду собственных площадей Комиссией, судом правомерно установлено следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Требование к наличию у исполнителя площадей для хранения машин и отдыха персонала является по своей сути требованием к производственным мощностям исполнителя. Вместе с тем, в силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установление требования о наличии у исполнителя производственных мощностей является неправомерным.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 1 статьи 748 "Гражданского кодекса Российской Федерации" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (далее - ГК РФ) заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Таким образом, в конкурсной документации заказчик не может указывать каким именно образом исполнитель обязан вести свою хозяйственную деятельность для оказания услуг.
Кроме того, в пункте 2.3.7. проекта контракта указано, что заказчик обязан при необходимости обеспечить Исполнителя на правах пользования на срок контракта стоянками и помещениями для персонала путем заключения договора аренды между Исполнителем и Заказчиком, в соответствии с законодательством РФ.
В указанном пункте проекта контракта содержится условие, что договор аренды будет заключен в соответствии с действующим законодательством только в случае необходимости.
Оснований для переоценки выводов суда в указанной части с учетом доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Отклоняя позицию заявителя о том, что исходя из условий, изложенных в проекте контрактов, Исполнитель вправе привлекать к исполнению настоящего контракта соисполнителей (субподрядчиков), в том числе из числа субъектов малого предпринимательства, индивидуального предпринимателя, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии со статьей 782 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (ст. 706 ГК).
В п. 2.33. раздела 2 Части II "Описание объекта закупки" конкурсной документации указано, что исполнитель обязан выполнить весь объем услуг своими силами, без привлечения субподрядчиков, за исключением случаев, когда это согласовано с Заказчиком и не противоречит законодательству,
В соответствии с п. 2.1.1. проекта контракта исполнитель обязан оказать услуги, предусмотренные настоящим контрактом, в соответствии с Описанием объекта закупки. Исполнитель вправе привлекать к исполнению настоящего контракта соисполнителей (субподрядчиков), кроме выполнения основных функций по оказанию скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации на территории городского округа Первоуральск и городского округа Староуткинск Свердловской области, согласно Приказу от 20 июня 2013 г. N 388н Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи".
Указанные положения конкурсной документации не противоречат действующему законодательству.
Аналогичные доводы касаются и заказчиков ГБУЗ СО "Городская станция скорой медицинской помощи город Нижний Тагил", ГБУЗ СО "Городская станции скорой медицинской помощи г. Каменск-Уральский".
Оснований для переоценки выводов суда в указанной части с учетом доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции. В связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого определения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Ссылки заявителей на судебную практику судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, поскольку обстоятельства настоящего дела не равнозначны приведенным апеллянтами делам, поскольку судебные акты были вынесены при иных фактических обстоятельствах.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа является законным и обоснованным.
Законное решение антимонопольного органа прав заявителя не нарушает.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд не установил совокупности оснований, установленных частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимых для признания недействительным решения заинтересованного лица.
Необходимо также отметить, что приведенные в жалобе доводы полностью воспроизводят позицию, изложенную Администрацией в заявлении о признании незаконным решения антимонопольного органа, которая была оценена судом первой инстанции и признана ошибочной.
По существу, доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены все существенные обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы права правильно применены к обстоятельствам дела.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В ходе рассмотрения настоящего дела, судом апелляционной инстанции допущена оговорка в составе суда - оглашено, что дело будет рассматриваться в составе судей: Председательствующего: Савельевой Н.М., судей: Риб Л.Х., Борзенковой И.В., в то время, как фактически дело рассматривалось в составе судей: Председательствующего: Савельевой Н.М., судей: Муравьевой Е.Ю., Борзенковой И.В.), что подтверждается резолютивной частью постановления от 29.07.2021, протоколом судебного заседания от 29.07.2021. Указанная оговорка не изменяет содержание постановления и подлежит исправлению судом.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Излишне уплаченная при подаче жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 апреля 2021 года по делу N А60-10318/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Петровой Екатерине Александровне из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 300 (триста) рублей, излишне уплаченные по чеку-ордеру от 22.07.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-10318/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Петрова Екатерина Александровна
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГБУЗ СО "Городская станция скорой медецинской помощи г Каменск-Уральский", ГБУЗ СО "Городская станция скорой медецинской помощи г. Нижний Тагил", ГБУЗ СО "Городская станция скорой медицинской помощи г. Первоуральск"