г. Пермь |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А50-2164/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Савельевой Н.М.
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу заинтересованного лица, Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 20 мая 2021 года, принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-2164/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рекламно-производственное предприятие "Новая волна" (ОГРН 1075904021346, ИНН 5904175148)
к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537)
о признании недействительным решения от 23.11.2020 N 4006 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рекламно-производственное предприятие "Новая волна" (далее - заявитель, Общество, общество "Рекламно-производственное предприятие "Новая волна", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение фонда, фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 23.11.2020 N 4006 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20 мая 2021 года (резолютивная часть от 11 мая 2021 года) заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным вынесенное Государственным учреждением - Пермским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации решение от 23.11.2020 N 4006 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части отказа в принятии к зачету расходов страхователя на выплату страхового обеспечения на основании неправомерных выводов о том, что размер пособие по уходу за ребенком подлежит исчислению с применением минимального размера оплаты труда, пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица (работника), а также предложения произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения непринятых к зачету расходов в бухгалтерском учете. На фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Фонд настаивает на том, что исходя из положений части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, ежемесячное пособие по уходу за ребенком работнику, осуществляющему трудовую деятельность на условиях неполного рабочего времени, средний заработок которого в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда на день наступления страхового случая, должно рассчитываться исходя из МРОТ пропорционально продолжительности рабочего времени.
Заявитель в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован 08.11.2007 в регистрирующем (налоговом) органе по месту учета и, исходя из положений статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пункта 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее также - Закон N 255-ФЗ) является страхователем и плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Общество обратилось в фонд с заявлением о возмещении задолженности за территориальным органом фонда в сумме 33 903,37 руб. на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ежемесячное пособие уходу за ребенком).
По итогам проведенной должностным лицом Отделения фонда камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составлен акт проверки от 05.10.2020 N 122084о, фиксирующий выявленные нарушения нормативных требований.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки уполномоченным должностным лицом Отделения фонда вынесены решение от 23.11.2020 N 4006 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с которым Отделением фонда не приняты к зачету расходы страхователя в сумме 8 134,08 руб., заявителю предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения непринятых к зачету расходов в сумме 8 134,08 руб. бухгалтерском учете (л.д.25-27, файл "решение о непринятии о выделении реестр.pdf"), а также решение от 23.11.2020 N 122084 о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя, исходя из которого страхователю выделены средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения, в сумме 25 769,29 руб., отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя, произведенных на выплату страхового обеспечения, в сумме 8 134,08 руб. в связи с нарушением части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (файл "решение о непринятии о выделении реестр.pdf")
Как следует из содержания оспариваемого решения Отделения фонда 23.11.2020 N 4006, основанием для отказа в принятии к зачету расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством послужили выводы фонда о несоблюдении Обществом положений части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пункта 11 (1) Положения N 375, в частности: работнику Зоновой (Ягодинцевой) Т.С., работающей на условиях неполного рабочего времени, средний заработок, исходя из которого исчислено ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принят равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая с учетом действующего районного коэффициента, а не пропорционально продолжительности рабочего времени.
Общество, не согласившись с указанным решением Отделения фонда от 23.11.2020 N 4006, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Фонда правовых оснований для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть, для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьей 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ).
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются, в том числе, пособие по временной нетрудоспособности, страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию, пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ, а также пункту 5 части 1 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию является, в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В силу пункта 4 части 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Статьей 11.1 Закона N 255-ФЗ определены условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а статьей 11.2 Закона N 255-ФЗ - размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В соответствии с частью 1 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен непосредственно в статье 14 Закона N 255-ФЗ, а также в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из действующего Постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 02.07.1987 N 403/20-155 "О размерах и порядке применения районных коэффициентов в заработном плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях Северных и - Восточных районах Казахской ССР", в Пермской области (в настоящее время Пермский край) введен коэффициент к заработной плате в размере 1,15.
Частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 этого Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Как устанавливалось частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ,в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ, в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 этой статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Исходя из части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, в редакции Федерального закона от 08.06.2020 N 175-ФЗ, в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, установленного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, равным минимальному размеру оплаты труда, установленному с учетом этих коэффициентов. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Согласно частям 4 и 5.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 Закона N 255-ФЗ.
Исходя из пункта 11.1 Положения N 375, в редакции, действовавшей в спорный период, в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения), размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Исходя из пункта 16 Положения N 375, в редакции, действовавшей в спорный период, в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15(1) - 15(3) настоящего Положения.
Как установлено пунктом 15 Положения N 375, во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения.
Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления заработка, начисленного за расчетный период, на 730 (пункт 15(1) Положения N 375).
На основании пункта 15(2) Положения N 375 средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды: - периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком; - период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не начислялись. Средний дневной заработок, определенный в соответствии с настоящим пунктом, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
В случаях, указанных в пункте 11(1) Положения N 375, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730 (пункт 15(3) Положения N 375, в редакции, действовавшей в спорный период).
На основании пункта 23 Положения N 375, в редакции, действовавшей в спорный период, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, за исключением случаев исчисления указанного пособия, предусмотренных пунктом 11.1 этого Положения, исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, рассчитываемого в соответствии с пунктом 15(2) этого Положения, на 30,4. В случаях, указанных в пункте 11(1) Положения N 375, а также лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ежемесячное пособие по уходу за ребенком определяется исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая (для лиц, работающих на момент наступления страхового случая на условиях неполного рабочего времени, - пропорционально продолжительности рабочего времени). При этом средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2007 N 4-П выражены правовые позиции, исходя из которых в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 38, часть 1; статья 39, часть 1).
Принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять охрану труда и здоровья людей, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2; статьи 37 и 41 Конституции Российской Федерации), в том числе в отношении такой особой категории, как беременные женщины, на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Зонова (Ягодинцева) Т.С. в спорный период работала в Обществе на основании трудового договора от 23.09.2016 в должности помощника директора по административной части, Зоновой (Ягодинцевой) Т.С. установлен режим неполного рабочего времени: работнику установлен неполный рабочий день при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями в субботу и воскресенье; время начала рабочего дня: 09 час. 00 мин., время окончания рабочего дня: 14 час. 00 мин; время перерыва на обед: с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.
На основании заявления Зоновой (Ягодинцевой) Т.С. от 09.01.2020 ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком и назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет в размере 33 903,37 рубля.
Факты трудовых отношений между заявителем и Зоновой (Ягодинцевой) Т.С., наступления страхового случая, предопределяющие выплату в нормативно установленном порядке пособия, а также представление заявителем документов в обоснование его расходов как страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе в спорной сумме 8 134,08 руб. подтверждаются материалами дела и фондом по существу не оспариваются.
Спорным, применительно к доводам сторон, является вопрос методики (способа) расчета пособия.
Поскольку средний заработок Зоновой (Ягодинцевой) Т.С. в спорные периоды был ниже МРОТ, с учетом вышеизложенных норм расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком Зоновой (Ягодинцевой) Т.С. был правомерно произведен страхователем из среднего заработка, приравненного к МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, с учетом районного коэффициента, что соответствует буквальному смыслу нормы, закрепленной частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, нормам пунктов 11 (1), 15 (1)-15 (3) Положения N 375, в редакции, действовавшей в спорный период.
Аргументы Отделения фонда о том, что расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком должен производиться пропорционально продолжительности рабочего времени работника, поскольку на момент наступления страхового случая Зоновой (Ягодинцевой) Т.С. осуществляла трудовую деятельность у заявителя на условиях неполного рабочего времени (четырехчасовой рабочий день при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями) правомерно отслонен судом первой инстанции.
Исходя из правил расчета среднего заработка, предусмотренных в части 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пунктах 15, 15(2), 16 Положения N 375, в редакции, действовавшей в спорный период, средний дневной заработок, определенный в соответствии с пунктом 15(2), не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 г. включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, независимо от того, сколько дней или часов работает работник в течение недели.
В рассматриваемом случае средний заработок работника был ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, соответственно, в силу прямого указания части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пункта 11(1) Положения N 375, в редакции, действовавшей в спорный период, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Положения части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, предусматривающие, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица, не исключают применение правил о том, что в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Фондом не учтено, что в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке как и в случае когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
Названный правовой поход сформирован существующей судебной практикой, поддерживаемой Верховным Судом Российской Федерации (в частности определения Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2015 N 309-КГ15-4727, от 05.06.2018 N 309-КГ18-6206, от 05.10.2018 N 309-КГ18-16194, от 11.04.2019 N 307-ЭС19-3390, от 16.07.2020 N 301-ЭС20-9094).
Таким образом, принимая во внимание приведенные нормативные установления, у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по выводам о том, что размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком подлежит исчислению с применением минимального размера оплаты труда, пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица (работника).
Довод фонда о необходимости при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком применять пункт 23 Положения N 375, исходя из МРОТ на дату наступления отпуска по уходу за ребенком, пропорционально установленной продолжительности рабочего времени, отклоняется как основанный на неверном толковании действующего законодательства, на основании вышеизложенных норм права.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт Отделения фонда от 23.11.2020 N 4006 не соответствует нормативным требованиям и нарушает права и законные интересы заявителя, и как следствие, подлежит признанию недействительным в части отказа в принятии к зачету расходов страхователя на выплату страхового обеспечения на основании неправомерных выводов о том, что размер пособие по уходу за ребенком подлежит исчислению с применением минимального размера оплаты труда, пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица (работника), а также предложения произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения непринятых к зачету расходов в бухгалтерском учете (пункты 1, 2 итоговой (резолютивной) части решения от 23.11.2020 N 4006).
На заинтересованное лицо следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В остальной части - в отношении отраженных в мотивировочной части решения от 23.11.2020 N 4006 выводов фонда о возможности принятия части расходов страхователя, при том, что решением Отделения фонда от 23.11.2020 N 122084 страхователю выделены средства на осуществление (возмещение) расходов страхователя, произведенных на выплату страхового обеспечения, в сумме 25 769,29 руб. - оспоренное решение Отделения фонда от 23.11.2020 N 4006 не нарушает права и законные интересы заявителя, и при недоказанности Обществом совокупных условий для признания его недействительным - не подлежит признанию (в этой части) недействительным (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно применены положения пунктов 15(1), 15(3), 15(4) Положения N 375, которые не регулируют порядок исчисления страхователями ежемесячного пособия по уходу за ребенком, и не применены положения пунктов 15 и 23 Положения N 375, согласно которым данное пособие для лиц, работающих на момент наступления страхового случая на условиях неполного рабочего времени, определяется исходя из МРОТ, пропорционально продолжительности рабочего времени, отклоняются, поскольку во всех случаях исчисленное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.
Оснований не согласиться с вышеизложенной оценкой фактических обстоятельств дела апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по существу, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, им дана надлежащая оценка.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 мая 2021 года (резолютивная часть от 11 мая 2021 года), принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А50-2164/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-2164/2021
Истец: ООО "РЕКЛАМНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "НОВАЯ ВОЛНА"
Ответчик: ГУ ПЕРМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ