город Ростов-на-Дону |
|
29 июля 2021 г. |
дело N А32-50327/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Галова В.В., Абраменко Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой О.В.,
при участии:
от истца: представитель Куряева Е.М. по доверенности от 15.01.2021,
от ответчика: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2021 по делу N А32-50327/2020
по иску муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" (ИНН 2320033802, ОГРН 1022302953947)
к обществу с ограниченной ответственностью "АСКА Управляющая компания "Дом сервис" (ИНН 231904856, ОГРН 1102367003254)
о возложении обязанности совершить действия по надлежащей эксплуатации прибора учета,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие г. Сочи "Сочитеплоэнерго" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о возложении обязанности на общество с ограниченной ответственностью "АСКА Управляющая компания "Дом сервис" (далее - общество) по осуществлению действий по надлежащей эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета теплоносителя (ГВС), установленных в многоквартирных домах по адресам: г. Сочи, ул. Пасечная, д. 12, марки МКТ N 4909, г. Сочи, ул. Донская, д. 60, марки МКТС N 4275, г. Сочи, ул. Чехова, д. 7, марки МКТС N 7093, посредством ремонта и восстановления рабочего состояния приборов учета, проведения периодической поверки, в случае отсутствия возможности произвести периодическую поверку и восстановление рабочего состояния приборов учета произвести их замену на новые с последующим осуществлением ввода в эксплуатацию приборов учета по "Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, с участием ресурсоснабжающей организации в течение 10 календарных дней со дня вступления решения в законную силу, а также ежемесячно предоставлять истцу ведомости показаний приборов учета тепловой энергии и теплоносителя (ГВС) в период осуществления поставки коммунального ресурса до наступления одного из событий, поименованных в статьей 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми прекращаются обязательства по управлению многоквартирными домами, о взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2021 в иске отказано. Решение мотивировано тем, что управляющая компания несет ответственность за ненадлежащую эксплуатацию общедомовых приборов учета перед собственниками помещений МКД, но не перед истцом.
Муниципальное унитарное предприятие г. Сочи "Сочитеплоэнерго" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование апелляционной жалобы указывает следующее. Действующее законодательство обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергетические ресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ N 261 "Об энергосбережении") ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)". По условиям договора ресурсоснабжения установлен приоритет использования в расчетах показаний ОДПУ и обязанность по обеспечению установки, ввода и эксплуатации приборов учета, замены и ремонта неисправных ОДПУ ответчиком. Не представлено доказательств отсутствия вины в нарушении обязательства. Обязанность управляющей организации по выполнению мероприятий, направленных на осуществление действий по установке и вводу коллективных (общедомовых) приборов учета, их надлежащей эксплуатации посредством ремонта и восстановления рабочего состояния приборов учета, проведения периодической поверки, замены на новые исходит из буквального толкования норм действующего законодательства, а именно частей 1, 1.1. 2.2, 2.3, статьи 161, пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 статьи 2, части 4 статьи 12, пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпунктов "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктов 18-19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Из частей 9 и 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ не следует, что установка и обслуживание ОДПУ ресурсоснабжающей организацией коллективного прибора учета в принудительном порядке снимает с управляющей компании как лица, ответственного за содержание общего имущества многоквартирного дома, обязанности по надлежащей эксплуатации данного ОДПУ (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и так далее) как части общего имущества собственников помещений МКД, поскольку, исходя из данной нормы, ресурсоснабжающая организация обязана приступить к эксплуатации приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета только при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель предприятия дал суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела, просил решение суда первой инстанции отменить, иск удовлетворить полностью.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя предприятия, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Пасечная, 12, ул. Донская, 60, ул. Чехова, 7, находятся в управлении общества с ограниченной ответственностью "АСКА Управляющая компания "Дом сервис".
МУП "СТЭ" является поставщиком тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении общество с ограниченной ответственностью "АСКА Управляющая компания "Дом сервис", а также организацией, осуществившей принудительную установку общедомовых (коллективных) приборов учета в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В период с 2011 по 2012 годы МУП "СТЭ" осуществило коммерческий учет поставляемой тепловой энергии путем установки общедомовых приборов учета теплоносителя (горячее водоснабжение) с составлением акта ввода ОДПУ в эксплуатацию.
При проверке готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации в отопительном периоде 2018-2019 г.г. МУП "СТЭ" составлены акты периодической проверки готовности ОДПУ к эксплуатации, в которых указано на отсутствие надлежащей эксплуатации ОДПУ.
Предприятие указывает, что вся техническая и проектная документация на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета, в том числе, оригиналы паспортов на узлы учета, передана в адрес ответчика с целью осуществления содержания в рамках договора управления многоквартирного жилого дома.
Впоследствии ОДПУ выведены из коммерческой эксплуатации ввиду истечения срока поверки узлов учета (либо одного из узла учета) либо по причине неисправности. Управляющая компания документов о проведении периодической проверки не предоставила.
31.08.2020 в адрес управляющей компании направлена претензия с требованием осуществить действия по надлежащей эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета теплоносителя (ГВС), установленных в многоквартирных домах, проведения периодической поверки, ремонту и осуществления ввода в эксплуатацию приборов учета по "Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года N 1034 с участием ресурсоснабжающей организации в течение 10 календарных дней с момента получения претензии.
01.09.2020 претензия ответчиком получена, однако, оставлена без удовлетворения.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения предприятия в суд с настоящим исковым заявлением.
Подпунктом "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Федеральный закон N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, при этом его целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии со статьей 9 Закона N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности помимо прочего осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов; требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений; порядка исполнения обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом; иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Пункту 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Пунктом 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что до 01.01.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
По смыслу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг.
Следовательно, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Подпункт "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Таким образом, законодателем мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
В силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации.
Действующее законодательство признает, что учетный способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, безусловно, является приоритетным, расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушения сроков представления их показаний, обязанность ресурсоснабжающей организации по установке ОДПУ с последующим возмещением своих расходов за счет потребителей, установленная в пункте 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, не освобождает исполнителей коммунальных услуг, в частности, от обязанности по установке приборов учета. Обеспечение состояния внутридомовых инженерных сетей отопления на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, также является обязанностью исполнителей коммунальных услуг.
Достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.
Как указывает предприятие, после установки приборов учета периодическая поверка их управляющей организацией не проводилась, в связи с чем они были выведены из эксплуатации.
В соответствии с пп. "г" п. 34 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), приборы учета, утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
В соответствии с пп. "д" п. 34 Правил N 354 потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета.
В нарушение данных норм, а также подпункта "и", "к" пункта 11 Правил N 491 ответчик поверку общедомовых приборов учета не произвел.
Вместе с тем, в силу пункта 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления истец был обязан приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Доказательств того, что предприятие приступило к эксплуатации приборов учета, в материалы дела не представлено.
При рассмотрении дела N А63-3601/2020 Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в аналогичной правовой ситуации (коллективные приборы учета холодной воды установлены в спорных МКД, но неисправны), отменяя судебные акты суда первой и апелляционной инстанции, в постановлении от 12.02.2021 также указал на неисполнение ресурсоснабжающей организацией пункта 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ. Аналогичная позиция приведена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А63-3593/2020 от 28.01.2021.
Таким образом, в рассматриваемом случае обращение ресурсоснабжающей организации к управляющей организации о возложении обязанности установить и обеспечить ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета будет являться ненадлежащий способом защиты своего предполагаемого нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), также не установлены.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2021 по делу N А32-50327/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50327/2020
Истец: МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго"
Ответчик: ООО "АСКА УК "Дом Сервис", ООО "АСКА УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ДОМ СЕРВИС"