г. Чита |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А19-11961/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2021 года по делу N А19-11961/2020 по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980, адрес: 664007, Иркутская область, д. 92) к Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области (ОГРН 1043801064460, ИНН 3808114068, адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 47) о признании незаконным действий по отказу в приеме задолженности ОГАУ "Южное лесопожарное объединение" от 26.07.2019 N 06-32/015492, об обязании принять переданную задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование ОГАУ "Южное лесопожарное объединение" в размере 43 879 127 руб. 53 коп.,
третьи лица: Федеральная налоговая служба (ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152, адрес: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23); Государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации (ОГРН 1027700220624, ИНН 7706016118, адрес: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, 4); Областное государственное автономное учреждение "Южное лесопожарное объединение" (ОГРН 1023802649364, ИНН: 3833001090, адрес: 664022, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лебедева-Кумача улица, 41)
(суд первой инстанции - А.А. Пугачёв),
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области: Ступина Е.Н. - представитель по доверенности от 14.12.2020 (представлен документ, свидетельствующий о наличии высшего юридического образования);
от Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области: Баинова В.Н. - представитель по доверенности от 24.06.2021, Цивань В.Н. - представитель по доверенности от 15.04.2021(представлен документ, свидетельствующий о наличии высшего юридического образования);
от Федеральной налоговой службы: не явился, извещен;
от Государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации: не явился, извещен;
от ОГАУ "Южное лесопожарное объединение": не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - заявитель, ОПФР по Иркутской области, фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным действия Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее - ответчик, УФНС по Иркутской области, налоговый орган) по отказу в приеме задолженности Областного государственного автономного учреждения "Южное лесопожарное объединение" от 26.07.2019 N 06-32/015492 и обязании Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области принять переданную Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование ОГАУ "Южное лесопожарное объединение" в размере 43 879 127 руб. 53 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Отказ Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области по отказу в приеме от Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области задолженности Областного государственного автономного учреждения "Южное лесопожарное объединение", выраженный в письме от 26.07.2019 N 06-32/015492 признан незаконным, как не соответствующий Федеральному закону от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование". Суд обязал Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.04.2021 по делу N А19-11961/2020, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Отделением ПФР требований.
Пояснил, что
На апелляционную жалобу налогового органа поступил отзыв фонда, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.06.2021.
Представители налогового органа в судебном заседании дали пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель пенсионного фонда дала пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, как указано заявителем, в целях реализации Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" ОПФР по Иркутской области в УФНС по Иркутской области была передана информация о задолженности по страховым взносам, пени и штрафам в отношении ОГАУ "Южное лесопожарное объединение" в размере 43 879 127 руб. 53 коп.
Письмом от 26.07.2019 N 06-32/015492 УФНС по Иркутской области отказало в приеме сальдо по указанному страхователю, указав, что 22.12.2017 и 25.08.2018 заявителем и ответчиком подписаны акты приема-передачи задолженности. Также налоговым органом отказано в приеме документов, подтверждающих наличие и взыскание задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 в отношении ОГАУ "Южное лесопожарное объединение" со ссылкой на то, что данное действие приведет к искажению сводных первичных документов для ведения бюджетного учета доходов, администрируемых ФНС России.
Данные действия УФНС по Иркутской области были оспорены заявителем в судебном порядке в рамках дела N А19-26352/2019.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 06.11.2019 по делу N А19-26352/2019, оставленным без изменения постановлениями Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 и Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.02.2020, заявление ОПФР по Иркутской области возвращено заявителю на основании пункта 5 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
20.03.2020 ОПФР по Иркутской области через УФНС по Иркутской области в ФНС России подана жалоба на бездействие налогового органа, выразившегося в отказе в приеме задолженности ОГАУ "Южное лесопожарное объединение" (л.д. 214-218 т. 1).
На момент обращения в арбитражный суд (07.07.2020) ответ на жалобу получен не был, в связи с чем заявитель полагая, что отказ в приеме задолженности является неправомерным, нарушает права и законные интересы заявителя, может повлечь нарушение прав и законных интересов застрахованных лиц, обратился в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав в судебном заседании пояснения сторон, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суду первой инстанции, как и апелляционному суду, УФНС по Иркутской области, ФНС России были приведены доводы о том, что настоящий спор не подлежит рассмотрению в суде, так как не носит экономический характер и имеет место спор о компетенции между заявителем и ответчиком.
Данные доводы правильно были отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В силу статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц, осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности
Плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями); индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям плательщиков, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
Иными словами, как правильно отметил суд первой инстанции, отношения по поводу уплаты страховых взносов, пени, штрафов, безусловно связаны с осуществлением страхователями тех или иных видов экономической деятельности.
Обязанностям страхователей по уплате страховых взносов, пени и штрафов корреспондируют обязанности уполномоченных государственных органов по осуществлению контроля за их уплатой, приема, проверки, оценки, обработки и учета документов в целях установления (предоставления, выплаты) пенсий, пособий, начислению в лицевых счетах получателей сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат, проведению перерасчетов, информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов и т.д.
Ранее контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществлял Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов, пеней и штрафов от органов пенсионного фонда к налоговым органам приняты Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ), Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее Закон N 250-ФЗ).
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что данный спор связан с осуществлением иной экономической деятельности, поскольку денежные средства, направляемые на уплату страховых взносов, неразрывно связаны с осуществлением экономической деятельности. Отказ в принятии задолженности связан не только с осуществлением бюджетного учета, но также касается и прав застрахованных лиц, работников ОГАУ "Южное лесопожарное объединение", за которых подлежат уплате страховые взносы работодателем, от чего зависят пенсионные права граждан.
Ссылка налогового органа на наличие спора о компетенции между истцом и ответчиком также правильно была отклонена судом первой инстанции, так как такой спор фактически отсутствует, в данном случае спор касается законности/незаконности отказа УФНС по Иркутской области в принятии задолженности ОГАУ "Южное лесопожарное объединение" по страховым взносам, пени и штрафам.
Суд первой инстанции правильно посчитал, что данный спор носит экономический характер и подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый отказ налогового органа в приеме задолженности датирован 26.07.2019, согласно отметке заявителя данный отказ был получен заявителем 05.08.2019.
В рамках дела N А19-26352/2019 с заявлением об оспаривании бездействия ответчика, выразившегося в отказе в принятии дебиторской (кредиторской) задолженности заявитель обратился 29.10.2019.
В соответствии с пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Учитывая, что на момент обращения заявителя в суд в рамках настоящего дела ответ ФНС России на жалобу получен не был, срок рассмотрения жалобы продлевался решением ФНС России N СД-4-89/13370 от 19.08.2020 (л.д.33 т.2), фактически ответ на жалобу датирован 08.10.2020 (л.д. 58-60 т.2), то есть жалоба заявителя рассмотрена после обращения заявителя в арбитражный суд, суд первой инстанции правильно посчитал, что срок на обращение в суд заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, поддерживая данные выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы налогового органа, также исходит из того, что, как это будет рассмотрено ниже, обязанность налогового органа по приему задолженности страхователей, работа с которой отнесена к его компетенции, является постоянной, поэтому пенсионный фонд может обратиться за защитой в судебном порядке в любой момент, если его неоднократные попытки передачи задолженности не принесли результата.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
Согласно статье 19 Закона N 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Федеральным законом от 19.12.2016 N 416-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", Федеральным законом от 14.12.2015 N 365-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год" ПФР не наделен в 2017 году полномочиями главного администратора доходов по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Согласно письму Минфина России от 01.09.2017 N 02-07-10/56402 учитывая, что до 1 января 2017 года главным администратором доходов по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, являлся ПФР данные бюджетного учета о расчетах (дебиторской и (или) кредиторской задолженности) по указанным страховым взносам, сформированные ПФР на 01.01.2017, необходимо ПФР передать новому главному администратору доходов, осуществляющему с 01.01.2017 полномочия по администрированию указанных страховых взносов (ФНС России).
ФНС России и Правлением ПФ РФ утвержден План-график мероприятий "дорожная карта" по передаче полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование органами Пенсионного фонда Российской Федерации налоговым органам" (утв. ФНС России N ММВ-23-11/10@, Правлением ПФ РФ N 2И 15.07.2016).
Пунктом 3 указанного Плана определено, что передача органами ПФР налоговым органам информации по итогам 2016 года в соответствии с порядком взаимодействия территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации должна быть осуществлена 01.02.2017, 15.03.2017, 01.04.2017, далее на постоянной основе.
Согласно совместному письму ПФ РФ N НП-30-26/13859, ФНС России N ЗН-4-22/17710@ от 06.09.2017 обмен сведениями между отделениями ПФР и управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации осуществляется в электронном виде на региональном уровне.
Согласно данному Письму передаче в налоговые органы подлежит уточненная информация о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017, переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, а также первичные сведения о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017, не поступившие в налоговые органы.
Корректировка сведений, переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, производится в случаях:
- несогласия плательщика страховых взносов (далее - плательщик) с сальдо расчетов (при обращении плательщика страховых взносов в налоговый орган или в территориальный орган ПФР);
- необходимости уточнения сведений, переданных в налоговый орган, в случае выявления территориальным органом ПФР фактов некорректного направления в налоговый орган данных по состоянию на 01.01.2017.
Представление отделением ПФР первичных сведений о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 производится в случае выявления фактов непоступления в налоговый орган первичных сведений о сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017.
В целях обеспечения передачи в налоговый орган первичных сведений о сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017 отделение ПФР принимает Решение о предоставлении первичных сведений по сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017 (по форме согласно приложению N 2 к настоящему письму).
Решение 2 принимается один раз в отношении плательщика, сведения о сальдо расчетов по которому не были переданы в налоговые органы в форматах VO_SALDORAS (VO_SALDORAS и RESH_SALDO.
Отделение ПФР направляет в УФНС России сведения из принятого Решения 2 в формате RESH_SALDO с одновременным предоставлением файла, содержащего сведения об урегулировании задолженности в формате RESH_REG_ZD.
Из указанного, по мнению апелляционного суда, следует, что законодатель точно определил полномочия органов пенсионного фонда и налогового органа, соответственно, точно определил какие сведения подлежат передаче налоговому органу. При этом в законе не установлено оснований, по которым налоговый орган может отказать в принятии сведений, как не установил и предельных сроков передачи таких сведений. Следовательно, последующие подзаконные акты не могут устанавливать таких оснований и сроков, а могут устанавливать, как это и указано в статье 19 Закона N 250-ФЗ, только порядок передачи таких сведений. Соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются по указанным мотивам. Апелляционный суд полагает, что законодатель четко определил предмет деятельности для органов пенсионного фонда и для налоговых органов, что соответствует интересам страхователей. Каждый орган должен заниматься своим предметом деятельности, не уклоняясь от него по формальным мотивам, поскольку это сказывается на интересах страхователей в виде искажения их действительных обязательств по уплате страховых взносов.
Как правильно установлено судом первой инстанции, заявителем неоднократно предпринимались попытки передать задолженность ОГАУ "Южное лесопожарное объединение", что подтверждается письмами ОПФР по Иркутской области N ЕА-30/7785 от 26.06.2019, N НК-30/837, N НК- 30/853,N НК-30/855 от 31.01.2017, N ОГ-10/01/4641 от 19.04.2017, N ЕА-30/1315 от 05.02.2019, N06-32/005393@ от 18.03.2019, NЕА-30/7785 от 26.06.2019.
Сальдо расчетов было передано заявителем налоговому органу, что подтверждено материалами дела в частности письмом ОПФР по Иркутской областиN ОГ-10/01/4641 от 19.04.2017 (получено налоговым органом 21.04.2017 согласно оттиску штемпеля).
Довод налогового органа о том, что процедура передачи задолженности завершена и не может быть принята налоговым органом, правильно отклонен судом первой инстанции, так как Планом - графиком мероприятий "дорожная карта" по передаче полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование органами Пенсионного фонда Российской Федерации налоговым органам" (утв. ФНС России N ММВ-23-11/10@, Правлением ПФ РФ N 2И 15.07.2016) не предусмотрено каких-либо конечных сроков на передачу задолженности, напротив, в данном Плане-графике предусмотрена возможность дальнейшей передачи задолженности путем указания фразы в пункте 3.1 "на постоянной основе".
Следовательно, имеется и возможность корректировки сведений, на что прямо указано в вышеуказанных письмах. Поэтому довод ответчика о том, что в случае принятия задолженности будут искажены данные документов бюджетного учета доходов, администрируемых ФНС России, правильно признан судом первой инстанции несостоятельным, так как вышеуказанными актами предусмотрена возможность корректировки сведений.
Ссылка ответчика на то, что письмом ФНС России и ПФ РФ N КЧ-4-8/7688@/НП-3024/7753 предусмотрено, что сведения из числа ранее не переданных рассмотрению не подлежат, судом первой инстанции также правильно отклонена, так как сведения о задолженности были переданы заявителем.
Судом первой инстанции правильно установлено, что задолженность ОГАУ "Южное лесопожарное объединение" в форматах VO_SALDORAS_ (сальдо расчетов), VO_REGZD (информация о мерах по взысканию задолженности) передавались заявителем в налоговый орган, в связи с поступлением оплаты страхователя заявителем был передан файл VO-OPERLS. Органом пенсионного фонда как в электронном, так и на бумажном носителе предпринимались попытки передачи задолженности, в том числе о принятых мерах взыскания, налоговому органу. В судебном заседании 19.04.2021 представитель налогового органа пояснил, что сальдо расчетов в отношении ОГАУ "Южное лесопожарное объединение" фактически было принято налоговым органом.
Кроме того, суд первой инстанции также правильно посчитал обоснованным довод органа Пенсионного фонда о том, что с момента передачи полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам у ОПФР по Иркутской области отсутствуют какие-либо законные основания удерживать у себя на балансе (на забалансовых счетах) задолженность страхователя, а также, что у ответчика имеется обязанность по принятию задолженности в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам.
Апелляционный суд, отклоняя доводы налогового органа о том, что фактически пенсионный фонд отражает в учете данную задолженность, исходит из того, что отражение задолженности на счетах бухгалтерского учета осуществляется до того момента, пока задолженность в установленном порядке не передана, иных действий пенсионный фонд совершить не может, поскольку это приведет к утрате сведений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у налогового органа отсутствовали основания для отказа в приеме задолженности ОГАУ "Южное лесопожарное объединение", и им представлено убедительных и достаточных доказательств того, что отказ в приеме задолженности был правомерным.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что отказ УФНС по Иркутской области в приеме от ОПФР по Иркутской области задолженности ОГАУ "Южное лесопожарное объединение", выраженный в письме от 26.07.2019 N 06-32/015492, является незаконным, как не соответствующий Федеральному закону от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и нарушает права и законные интересы заявителя, а заявленные требования подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2021 года по делу N А19-11961/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Н.В.Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11961/2020
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области