г. Киров |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А28-1428/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика Глухих Е.К., действующей на основании доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.05.2021 по делу N А28-1428/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жешартский ЛПК" (ИНН 1121022681, ОГРН 1131121001010)
к Министерству лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963)
с участием в деле третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Мурашинский фанерный завод" (ИНН 4318004484, ОГРН 1154350004181)
о признании незаконными распоряжений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жешарский ЛПК" (далее - заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Министерству лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконными распоряжений от 28.01.2021 N 52, N 53 об отказах в проведении открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков на территории Пинюгского лесничества с кадастровыми номерами 43:27:000000:164, 43:27:000000:166 и обязании провести открытые конкурсы на право заключения договоров аренды указанных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Мурашинский фанерный завод" (далее - третье лицо, ООО "Мурашинский фанерный завод").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 01.05.2021 распоряжения от 28.01.2021 N 52, N 53 признаны недействительными, на Министерство возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения по делу N А28-1428/2021 повторно в установленном действующим законодательством порядке рассмотреть по существу заявление Общества 28.12.2020 N 124 и N 125 "О проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности для заготовки древесины".
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик указывает, что на основании распоряжения Министерства от 21.01.2021 N 29 "Об отборе заявки общества с ограниченной ответственностью "Мурашинский фанерный завод" лесные участки с кадастровыми номерами 43:27:000000:164, 43:27:000000:166 предоставлены для реализации приоритетного инвестиционного проекта "Модернизация производства березовой фанеры, включающая создание переработки отходов в биоэнергетических целях на предприятии ООО "Мурашинский фанерный завод", в связи с чем считает обоснованными отказы в проведении конкурсов на право заключения договоров аренды данных лесных участков.
Более подробно позиция Министерства раскрыта в апелляционной жалобе.
ООО "Мурашинский фанерный завод" в отзыве на апелляционную жалобу поддержало доводы жалобы, просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 23.06.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 24.06.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы жалобы.
Заявитель и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, третье лицо направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Жешартский ЛПК" создано и зарегистрировано в качестве юридического лица 24.10.2013. Основным видом деятельности Общества является производство фанеры, деревянных фанерованных панелей и аналогичных слоистых материалов, древесных плит из древесины и других одревесневших материалов.
28.12.2020 Общество в соответствии со статьей 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) обратилось к Министерству с заявлениями N 124, N 125 о проведении открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, с кадастровыми номерами 43:27:000000:164, 43:27:000000:166, расположенными по адресу: Кировская область, Подосиновский район, среднее расстояние от пгт. Демьяново - 50 км, на территории Пинюгского лесничества (Щеткинское сельское участковое лесничество), сроком на 49 лет для заготовки древесины для обеспечения собственного производства (для выработки лущеного шпона), находящегося на территории Кировской области, Подосиновский район, пгт. Демьяново.
На основании пункта 3 части 8 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) Министерство отказало заявителю в проведении открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков для заготовки древесины (распоряжения от 28.01.2021 N 52, N 53), указав, что заявления поданы в отношении лесных участков, которые не могут быть предоставлены в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не согласившись с названными распоряжениями, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании их незаконными.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Федеральный закон от 29.12.2017 N 471-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков" усовершенствовал порядок организации торгов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений и аренды государственных и муниципальных лесных участков, а также определил особенности подготовки, организации и проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины.
В статье 80.1 ЛК РФ определена подготовка и организация открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины. Так, согласно части 1 статьи 80.1 ЛК РФ открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.
В Кировской области полномочия по управлению в сфере лесного хозяйства в рамках статьи 83 ЛК РФ предоставлены Министерству лесного хозяйства Кировской области.
Решение о проведении конкурса или об отказе в проведении конкурса принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения заявления о проведении конкурса (часть 7 статьи 80.1 ЛК РФ).
На основании пункта 3 части 8 статьи 80.1 ЛК РФ решение об отказе в проведении конкурса принимается в случае, если заявление подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2018 N 1475, заявление подается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ.
Применительно к рассматриваемому судом делу основанием для обращения ООО "Жешартский ЛПК" в арбитражный суд послужило издание Министерством распоряжений от 28.01.2021 N 52, N 53 об отказе в проведении открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков на территории Пинюгского лесничества с кадастровыми номерами 43:27:000000:164, 43:27:000000:166. В качестве правового обоснования отказа в оспариваемых распоряжениях Министерство сослалось на положения пункта 3 части 8 статьи 80.1 ЛК РФ. Из позиции ответчика следует, что в соответствии с распоряжением Министерства от 21.01.2021 N 29 испрашиваемые Обществом лесные участки предоставлены для реализации приоритетного инвестиционного проекта "Модернизация производства березовой фанеры, включающая создание переработки отходов в биоэнергетических целях на предприятии ООО "Мурашинский фанерный завод".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2019 году ООО "Мурашинский фанерный завод" разработало инвестиционный проект "Модернизация производства березовой фанеры, включающая создание переработки отходов в биоэнергетических целях на предприятии" и направило в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявку на реализацию инвестиционного проекта.
11.09.2019 по итогам предварительного рассмотрения Минпромторгом России составлен протокол N 26-ЕВ/08, которым ООО "Мурашинский фанерный завод" рекомендовано направить заявку в Министерство лесного хозяйства Кировской области, а Министерству рекомендовано рассмотреть заявку на реализацию инвестиционного проекта в установленном порядке.
25.05.2020 ООО "Мурашинский фанерный завод" подало в Министерство заявку на реализацию проекта, которая по итогам рассмотрения отобрана Министерством и направлена для дальнейшего рассмотрения и согласования в Федеральное агентство лесного хозяйства.
В соответствии с пунктом 15 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет согласование заявки, прошедшей отбор, в части лесосырьевого обеспечения инвестиционных проектов и внесения арендной платы за использование лесов.
05.06.2020 Министерством принято распоряжение N 276 "Об отборе заявки ООО "Мурашинский фанерный завод" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта "Модернизация производства березовой фанеры, включающая создание переработки отходов в биоэнергетических целях". В приложении к названному распоряжению утвержден перечень лесных участков, в том числе, и расположенных в Пинюгском участковом лесничестве.
При согласовании заявки Федеральным агентством лесного хозяйства выявлены неточности и ошибки, в связи с чем данный орган отказал ООО "Мурашинский фанерный завод" в согласовании заявки.
Устранив замечания, 27.07.2020 ООО "Мурашинский фанерный завод" повторно направило документы в Министерство. После рассмотрения данных документов Министерством 21.01.2021 издано новое распоряжение N 29 "Об отборе заявки ООО "Мурашинский фанерный завод".
Как следует из письма Федерального агентства лесного хозяйства от 04.03.2021 N АВ-06-47/4073, на момент рассмотрения заявлений Общества о проведении конкурсов от 28.12.2020 NN 124, 125, заявка ООО "Мурашинский фанерный завод" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта "Модернизация производства березовой фанеры, включающая создание переработки отходов в биоэнергетических целях на предприятии", Федеральным агентством лесного хозяйства не была согласована.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отмечает, что несмотря на то, что инвестиционный проект ООО "Мурашинский фанерный завод" разрабатывался задолго до подачи Обществом заявлений о проведении открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков (28.12.2020), на момент подачи и рассмотрения указанных заявлений положительного решения по проекту принято не было. Вопреки доводам Министерства, доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено.
Кроме этого, в судебном заседании, состоявшемся 26.04.2021 в Арбитражном суде Кировской области, лица участвующие в деле подтвердили наличие в марте 2021 года очередного отказа Федерального агентства лесного хозяйства в согласовании заявки ООО "Мурашинский фанерный завод".
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает доказанным факт того, что лесные участки с кадастровыми номерами 43:27:000000:164, 43:27:000000:166 на момент подачи Обществом заявлений от 28.12.2020 N 124 и N 125 "О проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности для заготовки древесины" были свободны, какие-либо ограничения по предоставлению земельных участков в аренду для заготовки древесины на дату рассмотрения указанных заявлений Общества отсутствовали.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемые распоряжения Министерства об отказе Обществу в проведении открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков для заготовки древесины по основанию, установленному в пункте 3 части 8 статьи 80.1 ЛК РФ, не соответствуют приведенным выше положениям действующего законодательства. Иные основания, препятствующие передаче спорных лесных участков в аренду, Министерством не указаны, в связи с чем оспариваемые распоряжения вынесены при отсутствии законных оснований и нарушают права заявителя.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя, признав недействительными распоряжения Министерства от 28.01.2021 N 52, N 53 об отказах в проведении открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков на территории Пинюгского лесничества с кадастровыми номерами 43:27:000000:164, 43:27:000000:166.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно применил в качестве восстановительной меры возложение на Министерство обязанности в течение месяца со дня вступления в законную силу решения по делу N А28-1428/2021 повторно в установленном действующим законодательством порядке рассмотреть по существу заявления Общества от 28.12.2020 N 124, N 125 "О проведении открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности для заготовки древесины".
Примененная судом первой инстанции восстановительная мера в рассматриваемом случае обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов и обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Кировской области от 01.05.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются, в связи с чем государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 01.05.2021 по делу N А28-1428/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-1428/2021
Истец: ООО "Жешартский ЛПК"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Кировской области
Третье лицо: ООО "Мурашинский фанерный завод"