город Омск |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А70-1288/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.
судей Воронова Т.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Зинченко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7804/2021) общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Деловой мир" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.05.2021 по делу N А70-1288/2021 (судья Маркова Н.Л.) по исковому заявлению Муниципального казенного учреждения "Комитет по рекламе" (ИНН 7202132429, ОГРН 1057200561637) к обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Деловой мир" (ИНН 7203293235, ОГРН 1137232029660) о взыскании штрафа,
при участии в судебном заседании с использованием систем веб-конференции представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Деловой мир" - Конышевой Я.М. (по доверенности от 05.05.2021),
от Муниципального казенного учреждения "Комитет по рекламе" - Орлова К.М. (по доверенности от 11.01.2021),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Комитет по рекламе" (далее - истец, Комитет, МКУ "Комитет по рекламе") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Деловой мир" (далее - ответчик, Общество, ООО "Группа компаний "Деловой мир") о взыскании 2979 рублей штрафа за нарушение обязательств по договору от 04.03.2019 N 59А/19.
Решением от 25.05.2021 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Группа компаний "Деловой мир" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.05.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на следующее: положения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) не наделяют органы местного самоуправления правом на определение или ограничение вида и содержания рекламных материалов, размещаемых на рекламных конструкциях; размещенная ответчиком информация на афишной конструкции является рекламой и соответствует выданному уполномоченным органом разрешению, требованиям Закона о рекламе; ее параметры соответствуют параметрам, установленным, в том числе, Положением о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Тюмени, утвержденным постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 36-пк (далее - Положение N 36-пк); пункт 3.2.2.8 Положения N 36-пк противоречит нормам Закона о рекламе; выступая организатором торгов, Комитет, устанавливая дополнительные требования к типу рекламной конструкции и содержанию рекламы, ограничивает установленный гражданским законодательством принцип свободы договора.
К апелляционной жалобе приложены дополнительные доказательства: копия письма от 24.05.2021, адресованного Федеральной антимонопольной службе, о предоставлении разъяснений; копия письма Федеральной антимонопольной службы от 26.05.2021 N АК/42513/21 о разъяснении статьи 19 Закона о рекламе.
МКУ "Комитет по рекламе" в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ходатайствовал о приобщении к материалам дела документов, приложенных к апелляционной жалобе; представитель Комитета поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, не представил возражений против приобщения к материалам дела дополнительных документов.
Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.
Документы, представленные ответчиком, получены (составлены) после оглашения резолютивной части оспариваемого решения суда, что свидетельствует о том, что Обществом после вынесения решения суда осуществлен сбор новых доказательств по делу.
При этом, доказательств невозможности направления в адрес Федеральной антимонопольной службы соответствующего письма и получения ответа в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, обращения к суду с ходатайством об отложении в связи с указанными обстоятельствами, Обществом не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционный считает приобщение представленных ответчиком документов к материалам дела и их оценку на стадии рассмотрения дела в апелляционном суде не соответствующим условиям применения части 2 статьи 268 АПК РФ, в связи с чем отказывает в приобщении дополнительных доказательств к материалам дела.
Заслушав представителей истца и ответчика, рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 04.03.2019 между МКУ "Комитет по рекламе" (учреждение) и ООО "Группа компаний "Деловой мир" (рекламораспространитель) заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (РК) на объекте муниципального имущества N 59А/19, согласно условиям которого, рекламораспространитель вправе установить рекламную конструкцию, осуществлять ее эксплуатацию, техническое обслуживание, а учреждение обязуется в соответствии с условиями договора совершить необходимые действия по предоставлению ему такой возможности.
Рекламораспространитель имеет право установить и эксплуатировать РК на условиях договора на объекте муниципального имущества: место размещения - ул. Республики, д. 252, ост "ЖБИ", тип и вид рекламной конструкции - отдельно стоящая рекламная конструкция - афишная конструкция, технические характеристики рекламной конструкции - тип поверхности информационного поля, статический, количество сторон - 1, освещение отсутствует, размеры информационного поля - 1,8 х 2,4, общая площадь информационного порядка РК - 4,32, номер РК на схеме размещения рекламных конструкций - 1112, координаты РК на схеме размещения рекламных конструкций - х - 1472495,63, y - 443786,34. РК должна быть установлена в точном соответствии с проектом рекламной конструкции и выданным разрешением на установку и эксплуатацию РК в месте ее установки в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций, утвержденной муниципальным правовым актом администрации города Тюмени (пункты 1.1, 1.2 договора).
Срок действия договора установлен сторонами на пять лет с 04.03.2019 по 03.03.2024 (пункт 1.4 договора).
В соответствии с пунктами 2.2, 2.2.1 договоров при установке РК рекламораспространитель обязан: обеспечить соблюдение требований Закона о рекламе, других федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и нормативных правовых актов Тюменской области, муниципальных правовых актов города Тюмени, а также требований Государственного стандарта Российской Федерации Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст, условий Договоров.
За нарушение обязанностей предусмотренных договором, в том числе пункта 2.2.1 договора, рекламораспространитель уплачивает неустойку в форме штрафа в размере трех месячных платежей на текущую дату по договору, рассчитанную в соответствии с положениями раздела 3 настоящего договора в течение десяти календарных дней со дня получения претензии об оплате (пункт 5.3 договора).
Из акта осмотра рекламной конструкции и (или) места ее территориального размещения от 11.12.2020 N 321, расположенной по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 252, остановка "ЖБИ", следует, что ответчик нарушил условия пункта 2.2.1 договора в части размещения на афишной конструкции информации, не соответствующей положениям N 36-ПК, утвержденной Администрацией города Тюмени, а именно - ответчик разместил на рекламной конструкции рекламу информационного сервиса "Хочу".
Указанные обстоятельства послужили основанием для начисления штрафа в сумме 2979 рублей.
17.12.2020 Комитет направил в адрес Общества претензию с требованием об уплате штрафных санкций в сумме 2979 рублей.
Письмом от 29.12.2020 Общество указало на отсутствие оснований для начисления штрафа, в связи с чем отказало в его возмещении.
Отсутствие действий со стороны Общества, направленных на оплату начисленного штрафа, послужило основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 307, 309 - 328, 425 ГК РФ, специальными нормами Закона о рекламе, исходя из доказанности того обстоятельства, что информация, размещенная на рекламной конструкции не соответствует условиям договора, а именно - не является афишной, пришел к выводу о нарушении ответчиком положений договора, признав размер штрафа соответствующим условиям договор, исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Поскольку материалами дела подтверждено заключение между сторонами договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, на ответчике лежит обязанность по соблюдению принятых на себя обязательств, от которых общество не может отказаться в одностороннем порядке.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
За нарушение обязанностей предусмотренных договором, в том числе пункта 2.2.1 договора, рекламораспространитель уплачивает неустойку в форме штрафа в размере трех месячных платежей на текущую дату по договору, рассчитанную в соответствии с положениями раздела 3 настоящего договора в течение десяти календарных дней со дня получения претензии об оплате (пункт 5.3 договора).
Из фотографий, приложенных к акту осмотра рекламной конструкции от 11.12.2020 N 321 (л.д. 41-42), следует, что на рекламной конструкции размещена следующая информация "хочу! Сервис исполняющий желания!" с указанием номера телефона и сайта в сети Интернет.
По мнению ответчика, размещение указанной информации на рекламной конструкции не является нарушением ни пункта 2.2.1 договора, ни норм действующего законодательства, соответствует выданному уполномоченным органом разрешению, требованиям Закона о рекламе и, следовательно, не является основанием для взыскания штрафа.
Признавая данную позицию Общества необоснованной, суд апелляционной инстанции исходит из следующего
Правовые основы в сфере рекламной деятельности на территории Российской Федерации определяются Законом о рекламе и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы права в сфере рекламной деятельности.
Статья 3 Закона о рекламе закрепляет понятие рекламы, под которой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником (часть 1 статьи 19 Закона о рекламе).
Положениями части 5 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Закона и гражданского законодательства.
Частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций должна соответствовать документам сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат правильному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 36-пк утверждено Положение о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Тюмени.
Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что на территории г. Тюмени разрешается размещение исключительно указанных в настоящем разделе видов и типов рекламных конструкции.
В пункте 3.2 Положения N 36-пк закреплены типы рекламных конструкций.
Согласно пункту 3.2.2.8 Положения N 36-пк афишные конструкции - рекламные конструкции, предназначенные для размещения наружной рекламы репертуаров театров, кинотеатров, спортивных и иных массовых мероприятий, событие общественного, культурно-развлекательного, образовательного, спортивно-оздоровительного характера с одним или двумя информационными полями. Афишная конструкция располагается на тротуарах или прилегающих к тротуарам газонах, параллельно проезжей (пешеходной) части дороги. Размер одной стороны информационного поля афишной конструкции составляет 1,8 х 2,4 м. Количество сторон афишной конструкции не может быть более двух. Фундамент афишной конструкции должен быть заглублен и не должен выступать над уровнем дорожного покрытия или земли. Площадь информационного поля афишных конструкции определяется общей площадью всех его сторон.
Из изложенного следует, что рекламная конструкция афишного типа имеет определенное целевое использование, которое заключается в размещении исключительно репертуаров театров, кинотеатров, рекламы спортивных и иных массовых мероприятий, событий общественного, культурно-развлекательного, образовательного, спортивно-оздоровительного характера.
Применительно к рассматриваемому случаю императивные правила, ограничивающие Комитет в определении условий договора и порядка его заключения, содержатся в Законе о рекламе, Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также Положении N 36-пк.
Ни один из названных нормативных актов не ограничивает право Комитета как представителя собственника недвижимого имущества, на котором предполагается размещение рекламы, определить вид и содержание рекламы, которая предполагается к размещению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о несоответствии пункта 3.2.2.8 Положения N 36-пк нормам Закона о рекламе.
При этом оснований для вывода о том, что информация о репертуарах театров, кинотеатров, спортивных и иных массовых мероприятиях, событиях общественного, культурно-развлекательного, образовательного, спортивно-оздоровительного характера, не является рекламой, не имеется, в связи с чем соответствующие доводы Общества судом апелляционной инстанции отклоняются.
Кроме того, согласно статье 448 ГК РФ условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.
То есть, закон предусматривает, что условия договора, включая его предмет, определяются именно организатором торгов.
При этом по общему правилу, установленному статьей 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как указано выше, договор от 04.03.2019 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте муниципального имущества заключен на основании протокола от 21.02.2019 рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте муниципального имущества N 06/2019, лот 1.
Пунктом 1.2 указанного договора предусмотрен тип и вид рекламной конструкции в виде отдельно стоящей рекламной конструкции - афишная конструкция.
В выданном Обществу разрешении на установку рекламной конструкции от 05.04.2019 также указан тип рекламной конструкции - афишная конструкция.
Как верно указал суд первой инстанции, заключая договор от 04.03.2019 N 59/А19, получая разрешение на установку рекламной конструкции, ответчик согласился с условиями о типе рекламной конструкции, которая предусматривает определенное целевое использование, заключающееся в размещении исключительно репертуаров театров, кинотеатров, рекламы спортивных и иных массовых мероприятиях, событиях общественного, культурно-развлекательного, образовательного, спортивно-оздоровительного характера.
Соответственно, размещение рекламы иного характера, не связанного с репертуарами театров, кинотеатров, спортивными и иных массовыми мероприятиями, событиями общественного, культурно-развлекательного, образовательного, спортивно-оздоровительного характера, является нарушением условий договора и положений N 36-ПК о типе рекламной.
Факт размещения на рекламной конструкции рекламы информационного сервиса подтверждается актом осмотра рекламной конструкции и (или) места ее территориального размещения от 11.12.2020 N 321 и по существу Обществом не оспаривается.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении ответчиком пункта 2.2.1 договора.
Поскольку штраф за нарушение условий договора, а именно пункта 2.2.1 предусмотрен договором, факт ненадлежащего исполнения обязательств установлен судом и подтверждается материалами дела, требование истца о взыскании с ответчика штрафа является обоснованным.
Проверив расчет штрафа суд апелляционной инстанции признает его арифметически верным.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что удовлетворив исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.05.2021 по делу N А70-1288/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1288/2021
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Комитет по рекламе"
Ответчик: ООО "Группа компаний "Деловой мир"