город Омск |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А46-20680/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7115/2021) Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 17.05.2021 по делу N А46-20680/2020 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (ИНН 5504098820, ОГРН 1055507005146, адрес: 644046, Омская область, г. Омск, ул. Училищная, 10) к обществу с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект" (ИНН 5504055086; ОГРН 1155543009830, адрес: 644048, Омская область, г. Омск, пр-кт Карла Маркса, д. 49, пом. 37П), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962, адрес: 644527, Омская область, Омский р-н, пос. Ростовка, 21; 644009, Омская область, г. Омск, ул. Лермонтова, д. 171 А), общества с ограниченной ответственностью "Прибой" (ИНН 5504222058, ОГРН 1105543035949, адрес: 644099, Омская область, г. Омск, ул. Интернациональная, д. 14, офис 38), об обязании возместить вред,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области - Аралов Марат Ермекович по доверенности от 11.01.2021 N 33 сроком действия до 31.12.2021; Лисина Наталья Анатольевна по доверенности от 18.01.2021 N 177 сроком действия до 31.12.2021; после перерыва Ефремов Станислав Владимирович по доверенности от 15.01.2021 N 115 сроком действия до 31.12.2021; Аралов Марат Ермекович по доверенности от 11.01.2021 N 33 сроком действия до 31.12.2021;
от общества с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект" - до и после перерыва: Романив Татьяна Ивановна по доверенности от 01.07.2021 сроком действия один год;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (далее - истец, уполномоченный орган, Управление, Управление Россельхознадзора по Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект" (далее - ответчик, общество, ООО "Сибгидропроект") об обязании возместить вред окружающей среде в размере 48 293 600 руб., причиненный в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды на земельном участке сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 55:20:150709:22, расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: Омская область, Омский р-н, д. Малокулачье, ул. Береговая, д. 4 на площади 60 367 кв.м; разработать проект рекультивации и провести рекультивацию нарушенной части указанного земельного участка в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" и другими нормами законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Омского муниципального района Омской области, общество с ограниченной ответственностью "Прибой" (далее - Администрация, ООО "Прибой", третьи лица).
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.05.2021 по делу N А46-20680/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что нормы закона не запрещают лицу предъявлять исковые требования об устранении нарушений требований земельного законодательства при выданном предписании с аналогичными требованиями; срок предписания от 06.08.2019 N 214 продлен до 23.04.2022, при этом у Управления отсутствует возможность отказать в продлении предписания; судебное решение об удовлетворении заявленных требований позволит вышестоящему должностному лицу отменить выданное предписание; ответчик не предпринимает надлежащих мер, направленных на ликвидацию последствий своей хозяйственной деятельности на спорном земельном участке, проект рекультивации отсутствует; в целях побуждения ответчика к принятию мер, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, Управление правомерно обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В письменном отзыве ООО "Сибгидропроект" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, обращая внимание на то, что согласно проведенной в рамках уголовного дела судебной экспертизе площадь поврежденного земельного участка существенно меньше, чем указывает истец в настоящем деле; вред возмещен директором общества.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании, открытом 15.07.2021, в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, был объявлен перерыв до 22.07.2021. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей Управления и общества.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, по результатам административного расследования Управлением Россельхознадзора по Омской области вынесено постановление от 10.07.2017 N 168/2017, согласно которому ООО "Сибгидропроект" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа.
В соответствии с данным постановлением 19.05.2017 в 12 час. 00 мин. в рамках проведения административного расследования, возбужденного 10.05.2017 в отношении неустановленного круга лиц по факту самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы на земельных участках категории сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 55:20:150709:22, 55:20:150709:32, расположенных в границах Новотроицкого сельского поселения Омского района Омской области, проведен осмотр указанных участков. На земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 55:20:150709:22, 55:20:150709:32 установлены факты снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а именно: в ходе проведения земельных работ на участке прорыт канал, площадью 1,7 га (длиной 346 м, шириной 51 м), в границах GPS-координат с N 001 по N 006, в который запущена вода из р. Иртыш. В данном канале находится плавсредство (землесос) с названием "Портовый-22". Также на земельном участке с кадастровым номером 55:20:150709:22 вырыт карьер (карта намыва) площадью 1,3 га в границах GPS-координат с N 007 по N 010, в который осуществляется намыв песка. Из карьера выходит траншея шириной 3 м и длиной 30 м, по которой в р. Иртыш возвращается вода. На земельном участке с кадастровым номером 55:20:150709:22 выявлены транспортные средства: экскаватор HITACHI ZX-210Н-3 с государственным номером 1000ОК55 (с помощью которого производились земельные работы), а также бульдозер Shantui без государственного номера. В пределах земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22 размещены насыпи плодородного слоя почвы на площади 240 кв.м, высотой до 4 м, в границах GPS-координат с N 011 по N 014. За пределами земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22 размещены насыпи плодородного слоя почвы на площади 1218 кв.м, высотой до 3 м, в границах GPS-координат с N 015 по N 018. По информации "ЦАС "Омский" земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:150709:22, 55:20:150709:32, расположенные в границах Новотроицкого сельского поселения Омского района Омской области, входят в состав поля 6с/967, которое использовалось в сенокосе. Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 02.06.2017 N 4291 в границах земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 55:20:150709:22, 55:20:150709:32 право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на Вачинском участке предоставлено ООО "Сибгидропроект". По сведениям, полученным из Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области (Гостехнадзор Омской области), экскаватор марки HITACHI ZX-210Н-3 с государственным номером 1000ОК55 зарегистрирован за Возникевич Е.В. Согласно договору на оказание услуг по предоставлению строительной техники от 10.04.2017 N 10/04/2017 экскаватор марки HITACHI ZX-210Н-3 с государственным номером 1000ОК55 и бульдозер SHANTAUI SD 16 с государственным номером 1441ОК55 переданы в аренду ООО "Сибгидропроект" на срок до 31.12.2017. Согласно договора аренды несамоходных судов без экипажа от 10.05.2017 N 0001/2017 несамоходное судно "Портовый-22" (дизель - электрический землесос), регистрационный номер 2111033 передан в аренду ООО "Сибгидропроект" до 31.12.2017. Согласно письму Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 07.06.2017 N4399 в 2015-2016 годах за разрешением на проведение земельных работ на земельном участке сельскохозяйственного назначения в границах Новотроицкого сельского поселения Омского района Омской области с кадастровыми номерами 55:20:150709:22, 55:20:150709:32 никто не обращался. Так, в ответе на запрос от 07.06.2017 N 4400 Администрация Новотроицкого сельского поселения Омского района Омской области сообщила, что договоры аренды на вышеуказанные земельные участки Администрацией не заключались.
Ввиду изложенного Управлением установлено, что ООО "Сибгидропроект" является исполнителем, то есть организацией, непосредственно проводящей земельные работы по самовольному снятию и перемещению плодородного слоя почвы на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 55:20:150709:22, 55:20:150709:32, расположенных в границах Новотроицкого сельского поселения Омского района Омской области.
Постановление Управления Россельхознадзора по Омской области от 10.07.2017 N 168/2017 вступило в законную силу.
23.05.2019 на основании приказа Управления Россельхознадзора по Омской области от 21.05.2019 N 679 "Об утверждении плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований" уполномоченным органом проведен плановый (рейдовый) осмотр земельного участка, имеющего категорию земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:26:150709:22, находящегося по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: Омская область, Омский р-н, д. Малокулачье, ул. Береговая, д. 4 (указанный земельный участок с кадастровым номером 55:26:150709:22 расположен в границах Омского района Омской области; право распоряжаться данным земельным участком наделена Администрация).
При осмотре земельного участка с кадастровым номером 55:26:150709:22 установлено, что на нем прорыт канал общей площадью около 2,2093 га, шириной от 70 м до 85 м и длиной до 260 м, канал заполнен водой с р. Иртыш, не рекультивирован. Территориально канал начинается от земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:32 и проходит до границ земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100. На левой стороне (кромке) канала (по направлению с участка к р. Иртыш) имеются следы перемещения грунта в сторону ранее имеющейся карты намыва. Из результатов проведенного обследования места ранее имеющейся карты гидронамыва песка на площади 24057 кв.м установлено, что на участке проведено планирование рельефа местности, визуально на участке где произведена планировка тела карты гидронамыва, установить плодородный слой, не представилось возможным. На правой (кромке) стороне канала на площади более 14217 кв.м (по направлению с участка к р. Иртыш) не проведены мероприятия по рекультивации земельного бурта, насыпей песка (супеси), а также остатков древесных веток после распила взрослых деревьев "Березы". Остальная нетронутая производством работ площадь земельного участка занята луговой растительностью, рельеф по уровню горизонта неровный, на участке имеются деревья различных пород по соотношению от общей площади в эквиваленте 20%.
Результаты осмотра зафиксированы в акте планового (рейдового) осмотра, обследования Управления Россельхознадзора по Омской области от 11.06.2019 N 211.
В целях установления причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде с земельного участка с кадастровым номером 55:26:150709:22 произведен отбор почвенных образцов.
11.06.2019 в границах GPS координат экспертом ФГБУ "Омский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" на земельном участке с кадастровым номером 55:20:150709:22 взяты почвенные образцы (акт (протокол) отбора образцов (проб) почвы от 11.06.2019 N 16 с приложением).
По результатам испытаний почвенных образцов, отобранных на части земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22, ФГБУ "Омский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" составлено экспертное заключение от 24.06.2019 N 22/П, в котором, в том числе, отражено следующее: в ходе экспертизы результатов испытаний представленного почвенного образца, отобранного на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:20:150709:22, общей площадью 0,7914 га, расположенного примерно в 2625 м по направлению на юг относительно ориентира, находящегося за пределами участка, по адресу: Российская Федерация, Омская область, Новотроицкое сельское поселение, д. Малокулачье, ул. Береговая, д. 4 (жилой дом), с территории нерекультивированной площадки N2 по материалам, представленным эксперту, по результатам исследований установлено существенное снижение массовой доли органического вещества; существенное снижение содержания обменного калия.
В соответствии с экспертным заключением ФГБУ "Омский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" от 24.06.2019 N 20/П на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:20:150709:22, общей площадью 2,4057 га, расположенного примерно в 2625 м по направлению на юг относительно ориентира, находящегося за пределами участка, по адресу: Российская Федерация, Омская область, Омский р-н, д. Малокулачье, Новотроицкое сельское поселение, ул. Береговая, д. 4 (жилой дом), с территории нерекультивированной площадки N 1 согласно результатам испытаний почвенного образца в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2011 N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" установлено существенное снижение плодородия.
05.07.2019 должностным лицом Управления Россельхознадзора по Омской области подготовлено мотивированное представление о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Сибгидропроект", в котором указано, что визуально выявленные признаки являются невыполнением или несвоевременным выполнением обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлению строительных, мелиоративных, изыскательных и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры. Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ. Согласно акту обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 13.06.2019, поступившего в уполномоченный орган от Министерства природных ресурсов и экологии Омской области (от 13.06.2019 N 19/МПР-5151/1), проведен осмотр (обследование) на территории кадастрового квартала 55:20:150709 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Омской области, результатом осмотра выявлено наличие водного подходного канала к Вачинскому участку недр, строительство которого осуществлялось ранее ООО "Сибгидропроект". На момент осмотра какие-либо работы не проводились. Транспортные средства, спецтехника, плавательные средства на осматриваемом участке отсутствуют. Наличие отвалов грунта, ранее складированные ООО "Сибгидропроект" за кромками водного подходного канала, отсутствуют. Сооружение - карта гидронамыва песка - ликвидировано, выполнена планировка рельефа местности. Оценить выполнение работ по рекультивации земель не представлялось возможным. Визуально не усматривалось наличие плодородного слоя почвы на участке, где ранее располагалась карта намыва песка. По внешним признакам планировка территории выполнена отсыпным песчаным грунтом. Точный его морфологический состав определить не представляется возможным. По периметру, где ранее была карта намыва песка, произрастает травянистая растительность. Травянистая растительность имеется и в границах участка, где ранее была карта намыва песка. Её отсутствие наблюдается только в центральной части ранее размещенного тела карты. Водоотводная канава засыпана. В границах водоохранной зоны реки Иртыш, где ранее осуществлялся сброс сточных вод, признаков проведения каких-либо работ не выявлено. С юго-западной стороны от водного канала имеются отвалы грунта. Ранее Управлением Россельхознадзора по Омской области проведено административное расследование; вынесено, в том числе, постановление N 168/2017 по части 1 статьи 8.6 КоАП РФ. Выявленные признаки нарушают требования статей 13,42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "Правила проведения рекультивации и консервации земель". Рекультивация земель обеспечивается лицами, деятельность которых привела к деградации земель. Проведение рекультивации нарушенной площади возлагается на ООО "Сибгидропроект".
08.07.2019 на основании мотивированного представления должностного лица уполномоченного органа Управлением Россельхознадзора по Омской области издан приказ N 1008 о проведении документарной проверки в отношении ООО "Сибгидропроект" с целью осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований земельного законодательства Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом N101-ФЗ: земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:150709:32 (5,5 га), 55:20:150709:22 (53,4 га).
В соответствии с актом проверки Управления Россельхознадзора по Омской области от 06.08.2019 N 1008 ООО "Сибгидропроект" нарушаются нормы действующего законодательства, а именно: общество не выполнило или несвоевременно выполнило обязанности по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательных и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры; в действиях ООО "Сибгидропроект" присутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
08.10.2019 Управлением Россельхознадзора по Омской области вынесено постановление N 136/2019, согласно которому ООО "Сибгидропроект" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа.
В постановлении Управления Россельхознадзора по Омской области от 08.10.2019 N 136/2019 указано, что факт нарушения законодательства Российской Федерации - невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель, подтверждается протоколом од административном правонарушении от 19.08.2019 N 455; приказом Управления от 21.05.2018 N 679 "Об утверждении плановых (рейдовых) осмотров, обследований"; заданием от 21.05.2019 N33; выписками из ЕГРН от 21.05.2019 N КУВИ-001/2019-11261665, от 21.05.2019 NКУВИ-001/2019-11261798; актом планового (рейдового) осмотра, обследования от 11.06.2019 N 211 с приложением фототаблицы, схемы расположения земельного участка; актом планового (рейдового) осмотра, обследования от 23.05.2019 N 212 с приложением фототаблицы, схемы расположения земельного участка; мотивированного представления от 05.07.2019; актами (протоколами) отбора образцов (пробы) почвы от 11.06.2019 N14, 16; протоколами испытаний от 18.06.2019 N16-Т, 17-Т; экспертными заключениями от 24.06.2019 N20/П, 22/П; информацией Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 13.06.2019 N19/МПР-5151/1 (актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 13.06.2019); письмом Администрации от 18.07.2019 NИСХ19/ОМС-7290; письмом Управления от 28.03.2019 N1402; приказом о проведении внеплановой документарной проверки от 08.07.2019 N 1008; актом проверки от 06.08.2019 N 1008; предписанием от 06.08.2019 N 214.
Кроме того, на основании материалов проверки Управлением Россельхознадзора по Омской области ООО "Сибгидропроект" выдано предписание от 06.08.2019 N 214, в котором установлено ненадлежащее использование следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 55:20:150709:22, общей площадью 2 534 810 кв.м, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, д. Малокулачье, ул. Береговая, д. 4;
- с кадастровым номером 55:20:150709:32, общей площадью 55 690 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 2625 м по направлению на юг от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Омская область, Омский р-н, д. Малокулачье, ул. Береговая, д. 4.
Проверкой установлено непроведение рекультивации на земельных участках, а именно:
1) на земельном участке с кадастровым номером 55:20:150709:22 прорыт канал общей площадью около 2,2 га, шириной от 70 м до 85 м и длинной до 260 м, в настоящее время канал заполнен водой р. Иртыш, не рекультивирован. Из результатов проведенного обследования места ранее имеющейся карты гидронамыва песка на площади 2,4 га установлено, что на участке проведено планирование рельефа местности, визуально на участке где произведена планировка тела карты гидронамыва, установить плодородный слой не представилось возможным. На правой (кромке) стороне канала на площади более 1,4 га (по направлению с участка к р. Иртыш) не проведены мероприятия по рекультивации земельного бурта, насыпей песка (супеси), а также остатков древесных веток после распила взрослых деревьев "Березы";
2) на земельном участке с кадастровым номером 55:20:150709:32, общей площадью 55 690 кв.м, расположен водоохранной зоне р. Иртыш. Участок разделен пополам, проходящим через него водным каналам общей площадью 8880 кв.м (шириной 100 м и длиной 90 м), который образовался путем производства работ. В связи с сооружением на участке канала площадью 8880 кв.м, земельный участок условно разделился на две части, правая сторона земельного участка площадью 8745 кв.м и левая сторона площадью 38 045 кв.м. После производства работ канал площадью 8880 кв.м на участке с кадастровым номером 55:20:150709:32 не рекультивирован.
Уполномоченным органом установлено, что ООО "Сибгидропроект" нарушены положения статей 12, 13, 14, 76 ЗК РФ, статьи 8 Закона N 101-ФЗ, статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".
В связи с указанным уполномоченным органом ООО "Сибгидропроект" в срок до 06.05.2020 предписано устранить нарушение законодательства Российской Федерации, принять меры по устранению нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 путем разработки проекта рекультивации и проведения рекультивации нарушенных земель на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 55:20:150709:22, 55:20:150709:32.
23.04.2020 Управлением Россельхознадзора по Омской области вынесено решение N 23-04/2020, согласно которому удовлетворено ходатайство ООО "Сибгидропроект" о продлении срока исполнения предписания от 06.08.2019 N214; срок исполнения предписания от 06.08.2019 N 214 продлен до 23.04.2021.
18.09.2020 Управлением Россельхознадзора по Омской области в адрес ООО "Сибгидропроект" направлено претензионное письмо N 5156, в котором уполномоченным органом предложено обществу в добровольном порядке в течение 20 дней с момента получения настоящего письма разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земельного участка сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 55:20:150709:22, расположенного по адресам: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: Омская область, Омский р-н, д. Малокулачье, ул. Береговая, д. 4 на площади 60 367 кв.м либо возместить вред окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды в размере 48 293 600 руб.
Поскольку претензия истца оставлена ответчиком без исполнения, Управление Россельхознадзора по Омской области обратилось в суд с соответствующим иском.
17.05.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Закона N 7-ФЗ. Данный принцип реализован и в части 2 статьи 74 ЗК РФ, согласно которой лица, виновные в совершении земельных правонарушений, обязаны не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этими лицами вред.
Согласно части 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Исходя из положений статьи 78 Закона N 7-ФЗ, определение размера вреда окружающей среде осуществляется при отсутствии фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Из положений статей 15, 1064 ГК РФ следует, что для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо установить совокупность условий: наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных элементов применение к правонарушителю мер гражданско-правовой ответственности не допускается.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49) основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности, ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 1 Постановления N 49, при рассмотрении споров о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность.
К их числу в соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Как указано в пункте 7 Постановления N 49, по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона N 7-ФЗ).
Определение размера вреда, причиненного окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Законом N 7-ФЗ.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1743-О-О, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ).
Как указано выше, постановлением Управления Россельхознадзора по Омской области от 08.10.2019 N 136/2019 ООО "Сибгидропроект" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа.
Решением Советского районного суда города Омска от 30.01.2020 по делу N 12-5/2020, оставленным без изменения решением Омского областного суда от 04.03.2020 по делу N 77-145(96)2020, постановление Управления Россельхознадзора по Омской области от 08.10.2019 N 136/2019 оставлено без изменения. В решении суда общей юрисдикции установлены, в том числе, следующие обстоятельства: на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 55:20:150709:22, 55:20:150709:32 ООО "Сибгидропроект" осуществлены внутрихозяйственные работы, связанные с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения при использовании земельных участков; в рамках проведенного административного расследования в 2017 году установлено, что работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы на вышеуказанных земельных участках сельскохозяйственного назначения производило ООО "Сибгидропроект".
Принимая во внимание материалы проверки 2017, 2019 годов, вступившие в законную силу постановления Управления Россельхознадзора по Омской области о привлечении ООО "Сибгидропроект" к административной ответственности по части 1 статьи 8.6, части 1 статьи 8.7 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности Управлением факта совершения ООО "Сибгидропроект" действий, повлекших нарушение (порчи, деградации) плодородного слоя почвы земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:20:150709:22.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме посредством взыскания суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018 (определение от 20.06.2018 N 302-ЭС18-1483), а также в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (определение от 26.11.2018 N 304-ЭС18-11722), целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные статьей 1082 ГК РФ, статьей 78 Закона N 7-ФЗ, а суд с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.
Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).
Согласно пунктам 13 и 17 Постановления Пленума N 49 возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.
В рассматриваемом случае Управление Россельхознадзора по Омской области просит удовлетворить исковые требования о возмещении вреда окружающей среде путем, в том числе, возложения на ООО "Сибгидропроект" обязанности по разработке проекта рекультивации и проведении рекультивацию нарушенной части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:20:150709:22 в соответствии с требованиями ЗК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" и другими нормами законодательства.
Оценивая заявленные требования, судом первой инстанции обоснованно учтены следующие положения.
Согласно пункту 135 приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Россельхознадзор) от 08.07.2019 N 622 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Административный регламент) основанием для начала административной процедуры является обнаружение нарушений проверяемым лицом обязательных требований, зафиксированных в акте проверки.
В соответствии с пунктом 137 Административного регламента в случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований юридическому лицу, органу государственной власти, органу местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю или гражданину, в отношении которых проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Предписание об устранении выявленных нарушений земельного законодательства является обязательным для исполнения с даты его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю.
Пунктом 138 Административного регламента предусмотрено, что срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом площади, вида и характера выявленного правонарушения, времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 9 месяцев, для районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации не более 12 месяцев.
В случае выявления нарушений, в целях устранения которых необходимо провести мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений (провести рекультивацию) срок устранения нарушений устанавливается в предписании не менее семи месяцев, а при наличии проекта рекультивации срок устанавливается с учетом срока окончания работ (этапов) по рекультивации земель установленных указанным проектом.
Как указано выше, на основании материалов проверки Управлением Россельхознадзора по Омской области ООО "Сибгидропроект" выдано предписание от 06.08.2019 N 214, в котором в связи с ненадлежащим использованием земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:150709:22, 55:20:150709:32 и нарушением положений статей 12, 13, 14, 76 ЗК РФ, статьи 8 Закона N 101-ФЗ, статьи 4 Закона N 7-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 обществу предписано срок до 06.05.2020 устранить нарушение законодательства Российской Федерации; принять меры по устранению нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 путем разработки проекта рекультивации и проведения рекультивации нарушенных земель на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 55:20:150709:22, 55:20:150709:32, расположенных по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно с 2625 м по направлению на юг от ориентира. Почтовый адрес: Омская область, Омский р-н, д. Малокулачье, ул. Береговая, д. 4.
23.04.2020 Управлением Россельхознадзора по Омской области вынесено решение N 23-04/2020, которым удовлетворено ходатайство ООО "Сибгидропроект" о продлении срока исполнения предписания от 06.08.2019 N 214; срок исполнения предписания от 06.08.2019 N 214 продлен до 23.04.2021.
В соответствии с решением Управления Россельхознадзора по Омской области от 23.04.2021 удовлетворено ходатайство ООО "Сибгидропроект" о продлении срока исполнения предписания от 06.08.2019 N 214; срок исполнения предписания от 06.08.2019 N 214 продлен до 23.04.2022.
Таким образом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, на момент обращения Управления Россельхознадзора по Омской области в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями и на момент вынесения судом итогового судебного акта по делу в отношении ООО "Сибгидропроект" приняты меры административного воздействия по устранению нарушения земельного законодательства путем возложения на общество обязанности по разработке проекта рекультивации и проведении рекультивации нарушенных земель на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 55:20:150709:22, 55:20:150709:32.
Доводы Управления о том, что в рассматриваемом случае уполномоченному органу не запрещено предъявлять исковые требования содержания аналогичного выданному предписанию, подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 146 Административного регламента предписание об устранении выявленного нарушения законодательства не выдается, а выданное предписание отменяется:
должностным лицом, выдавшим (обязанным выдать) предписание, либо вышестоящим должностным лицом в случае ликвидации юридического лица, смерти физического лица, смены правообладателя земельного участка, которым было выдано (должно быть выдано) предписание об устранении нарушения земельного законодательства;
вышестоящим должностным лицом при наличии достаточных оснований (отсутствие события административного правонарушения, вступившее в силу решение суда и другие).
Доказательства того, что на момент предъявления иска в суд наступили обстоятельства, перечисленные в пункте 146 Административного регламента, в материалы дела не представлены, как и доказательства, подтверждающие объективную необходимость на обращение уполномоченного органа в арбитражный суд с исковыми требованиями при действующих мерах административного воздействия аналогичного содержания.
В соответствии с пунктом 140 Административного регламента в случае невозможности устранения нарушения в установленный срок лицо, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства. К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения.
Согласно пункту 141 Административного регламента ходатайство о продлении срока исполнения предписания рассматривается уполномоченным должностным лицом в течение трех рабочих дней с момента поступления. По результатам рассмотрения ходатайства письмом Россельхознадзора (территориального органа) сообщается о принятом решении:
решение об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания принимается - в случае, если нарушителем предъявлены объективные причины невозможности исполнения предписания в установленный срок и принимаются все зависящие от него меры, необходимые для устранения выявленного нарушения;
решение об отказе в ходатайстве и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения - в случае, если в установленный предписанием срок нарушение возможно устранить, но нарушителем не приняты все зависящие от него меры, необходимые для устранения выявленного нарушения. В решении указываются причины, послужившие основанием для отказа в ходатайстве, направляется письмом территориального органа Россельхознадзора.
Довод подателя жалобы об отсутствии возможности отказать в продлении предписания отклоняется судом апелляционной инстанции на основании изложенных выше норм, учитывая, что право на продление предписания принадлежит административному органу. При этом поскольку предписание было продлено, обращение в арбитражный суд за судебной защитой до истечения сроков окончания административной процедуры является необоснованным, противоречащим разумному добросовестному осуществлению публичных полномочий и гражданских прав.
Довод подателя жалобы о том, что судебное решение об удовлетворении заявленных требований позволит вышестоящему должностному лицу отменить выданное предписание, признан несостоятельным, поскольку обращение в суд с заявлением об отмене предписания, срок действия которого уполномоченным органом добровольно продлен, не соответствует добросовестному исполнению возложенных действующим законодательством на Управление обязанностей.
Учитывая, что процедура внесудебного устранения нарушения земельного законодательства на момент предъявления иска и его рассмотрения не окончена, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правовые основания для удовлетворения исковых требований в части возложения на ООО "Сибгидропроект" обязанности по разработке проекта рекультивации и проведения рекультивации нарушенной части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:20:150709:22 в рассматриваемом случае отсутствуют.
Исковые требования об обязании ООО "Сибгидропроект" возместить вред окружающей среде в денежном выражении также правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения в силу следующих положений.
Как указано выше, законодатель устанавливает две формы возмещения вреда, причиненного окружающей среде: как в денежной форме посредством взыскания суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды; определение способа возмещения вреда зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре; в случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично, возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.
Таким образом, Управление Россельхознадзора по Омской области, предъявляя требование о возмещении вреда как путем возложения на общество обязанности по разработке проекта рекультивации (проведении работ по рекультивации), так и в денежном выражении обязано доказать объективную необходимость в применении одновременно двух форм имущественной ответственности, а именно: представить доказательства того, что состояние земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22, в отношении которого обществом совершены действия, повлекшие нарушение плодородного слоя почвы, требует в целях его восстановления избранных мер имущественной ответственности.
Между тем Управление в нарушение статьи 65 АПК РФ не обосновало необходимость в применении в рассматриваемом случае избранных форм ответственности; истцом не доказано, что выполнение мероприятий по восстановлению нарушенного состояния слоя почвы является малоэффективным либо по иным причинам имеется в этом объективная необходимость. Кроме того, Управлением не обоснован расчет исковых требований в данной части (согласно экспертному заключению от 24.06.2019 N 20/П существенное снижение плодородия установлено на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:20:150709:22 общей площадью 24 057 кв.м; при этом в расчете Управление указана площадь 60 367 кв.м).
Не приведено соответствующего обоснования и при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства.
Между тем доводы, изложенные обществом в отзыве на апелляционную жалобу, о том, что согласно проведенной в рамках уголовного дела судебной экспертизе площадь поврежденного земельного участка существенно меньше, чем указывает истец в настоящем деле, а вред возмещен директором общества, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемом случае субъектом деликтной ответственности выступает юридическое лицо. Кроме того, принцип определения размера вреда, установленный постановлением судьи Куйбышевского районного суда от 16.09.2020 по делу N 1-380/2020, не соответствует принципу определения размера вреда, которым руководствуется административный орган в рассматриваемом деле, поскольку в постановлении судьи Куйбышевского районного суда от 16.09.2020 по делу N 1-380/2020 указано, что в расчет площади поврежденных земель не входят земельные отводы, предусмотренные проектной документацией, а также земли, на которых идет активное восстановление растительных сообществ (том 2 л.д. 35). Соответственно, указанный расчет свидетельствует об ином размере площади земельного участка.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен статьей 12 ГК РФ и не является исчерпывающим. Так, согласно абзацу 14 указанной нормы права, защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. При этом использование других способов защиты права допускается ГК РФ только при наличии прямого указания закона.
Таким образом, указанные нормы права не ограничивают субъектов в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства и нормы действующего законодательства, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о допущенных судом нарушениях норм материального и норм процессуального права.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Управление Россельхознадзора по Омской области освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 17.05.2021 по делу N А46-20680/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20680/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "СИБГИДРОПРОЕКТ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "Прибой" в лице к/у Лепешонкова С.А.