г. Москва |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А40-172614/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей В.Р. Валиева, Д.В. Пирожкова
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Каскад-Энергосеть"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 мая 2021 года
по делу N А40-172614/20, принятое судьей Березовой О.А.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Каскад-Энергосеть"
(ОГРН: 1054004005395; юр. адрес: 248017, г. Калуга, ул. Московская, д. 302, оф. 22А)
к Государственному унитарному предприятию г. Москвы "Мосгортранс"
(ОГРН: 1037739376223; юр. адрес: 115035, г. Москва, Раушская наб., д. 22/21, стр. 1)
третьи лица: АО "Мосэнергосбыт", ПАО "Россети Московский регион"
о взыскании 509 158 033 рублей 23 копеек
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Зорин А.Н. по доверенности от 08.10.2020
от ответчика: Вавилова А.М. по доверенности от 31.05.2021
от третьего лица: извещен, представитель не явился
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Каскад-Энергосеть" (далее - ООО "Каскад-Энергосеть", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Государственному унитарному предприятию г. Москвы "Мосгортранс" (далее - ГУП г. Москвы "Мосгортранс", ответчик) о взыскании 509 158 033 рублей 23 копеек в оплату внедоговорного потребления ответчиком электрической энергии за период с июня 2019 года по июнь 2020 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО "Мосэнергосбыт", ПАО "Россети Московский регион".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.05.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции 27.07.2021 представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам представленного им отзыва в порядке ст. 262 АПК РФ.
Представители третьего лица в судебное заседание не явились, извещены.
Повторно рассмотрев дело в отсутствие представителей третьих лиц по правилам статей 123, 156, 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2021 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 30.08.2011 истец в качестве арендатора и ответчик в качестве арендодателя заключили договор аренды электрических сетей, силовых трансформаторов и высоковольтных ячеек N 1-2011/АР, по которому арендодатель предоставляет арендатору в аренду (во временное владение и пользование) кабельные линии 6-10 кВ, силовые трансформаторы и оборудование тяговых подстанций, указанные в приложении N 1 к договору, для использования в целях оказания услуг по передаче электрической энергии, осуществления технологического присоединения, обеспечения электрической энергией потребителей, а также в иных целях за плату, предусмотренную п. 3.1 договора.
В соответствии с п. 8.1 договора срок действия договора аренды составляет 10 лет с даты его заключения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2021 по делу N А40-29294/20-61-212 договор аренды расторгнут.
В период действия договора аренды, 03.06.2020 истцом проведена проверка ТП-140 по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 97А, - с составлением акта от 03.06.2020 и акта от 02.07.2020 N БД/МГТ/ТП-140/1 о бездоговорном потреблении электрической энергии за период с июля 2019 года по июнь 2020 года.
В актах указано на превышение максимальной мощности вследствие потребления электроэнергии в точке присоединения, не учтенной в акте технологического присоединения от 01.01.2019 N КЭС-МГТ/2019/140.
Согласно расчету объем бездоговорно потребленной электроэнергии (мощности) составляет 27 180, 749 МВт/ч, стоимость - 144 668 992 рубля 93 копейки.
19.06.2020 истцом проведена проверка ТП-93 по адресу: г. Москва, Коровинское ш., д. 30А, стр. 3, - с составлением акта от 19.06.2020 и акта от 02.07.2020 N БД/МГТ/ТП-93/1 о бездоговорном потреблении электрической энергии за период с июня 2019 года по июнь 2020 года.
В акте от 02.07.2020 N БД/МГТ/ТП-93/1 указано на превышение максимальной мощности, установленной в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 15.09.2011 N 55, вследствие незаконного подключения электрооборудования, не заявленного в этом акте.
Согласно расчету объем бездоговорно потребленной электроэнергии (мощности) составляет 34 240,527 МВт/ч, стоимость - 182 244 520 рублей 15 копеек.
23.06.2020 истцом проведена проверка ТП-145 по адресу: г. Москва, пр-т Мира, д. 224, стр. 2, - с составлением акта от 23.06.2020 и акта от 02.07.2020 N БД/МГТ/ТП-145/1 о бездоговорном потреблении электрической энергии за период с июня 2019 года по июнь 2020 года.
В акте от 02.07.2020 N БД/МГТ/ТП-145/1 указано на превышение максимальной мощности, указанной в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 15.09.2011 N 95, вследствие незаконного подключения электрооборудования, не заявленного в этом акте.
Согласно расчету объем бездоговорно потребленной электроэнергии (мощности) составляет 34 240,527 МВт/ч, стоимость - 182 244 520 рублей 15 копеек.
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Порядок расчета объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) установлен в п. 194 - 196, которыми, в частности, предусмотрено, что объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с данным документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии; стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Указанный счет также должен содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления. Потребитель (покупатель) обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности).
Судом установлено, что 29.12.2018 ответчиком в качестве абонента и Акционерное общество "Мосэнергосбыт" в качестве энергоснабжающей организации заключался государственный контракт N 94504201, по которому ответчику поставлялась электроэнергия (мощность) в 2019 году, в том числе в точки поставки ТП-140, ТП-93 и ТП-145. Аналогичный государственный контракт от 30.12.2019 N 94504201 заключался на 2020 год
В приложениях N 2 к контрактам приведен перечень сетевых организаций, к сетям которых присоединены ПС-140, ПС-93, ПС-145.
Так, в соответствии с государственным контрактом от 29.12.2018 N 94504201 в 2019 году энергопринимающие устройства ПС-93 и ПС-145 присоединялись к сетям сетевой организации ПАО "МОЭСК"; энергопринимающие устройства ПС-140 присоединялись к сетям сетевой организации ООО "Энергии-Технологии".
В соответствии с государственным контрактом от 30.12.2019 N 94504201 в 2020 году энергопринимающие устройства ПС-93 и ПС-145 присоединены к сетям сетевой организации ПАО "МОЭСК"; энергопринимающие устройства ПС-140 - к сетям сетевой организации ООО "Каскад-Энергосеть".
Из представленных ответчиком доказательств следует, что в целях увеличения максимальной мощности на ПС-93 и ПС-145 в связи с подключением зарядных станций ответчик просил истца как сетевую организацию заключить договор об осуществлении технологического присоединения в 2019 году, однако проект договора об осуществлении технологического присоединения ПС-93 и ПС-145 к электрической сети истца как сетевой организации получен ответчиком 16.09.2020, договоры сторонами не заключены.
Таким образом, истец являлся для ответчика сетевой организацией только в 2020 году и только в отношении энергопринимающих устройств на ПС-140, в связи с чем требование о взыскании стоимости бездоговорно потребленной электроэнергии на ПС-93 и ПС-145 могут предъявляться ответчику только энергоснабжающей организацией либо сетевой организацией ПАО "МОЭСК", истец вправе предъявлять ответчику требование о взыскании стоимости бездоговорно потребленной электроэнергии только на ПС-140 и только за 2020 год.
Следовательно, требования истца как сетевой организации о взыскании с ответчика 364 488 501 руб. в оплату бездоговорного потребления электроэнергии в отношении ПС-93 и ПС-145 не соответствуют законодательству.
Кроме того, судом установлено, что ГКУ "Дирекция капитального ремонта" и ООО "Астера Групп" 18.10.2019 заключен договор N 154-ГКУДКР/19 на выполнение работ по установке зарядных станций для подвижного состава наземного транспорта -электробусов в ЦАО, ВАО, СВАО, САО, ЗАО г. Москвы; в рамках указанного договора заводка кабельных линий в ТП-140 произведена ООО "Астера Групп" 18.03.2020 при участии представителей ответчика и ГКУ "Дирекция капитального ремонта", подключение оборудования электроснабжения зарядных станций произведено 23.03.2020 (подключено оборудование 3-х зарядных станций) и 02.07.2020 (подключено оборудование 2-х зарядных станций). Оперативный журнал, хранящийся на ПС-140, свидетельствует о посещении ПС-140 работниками истца 02.10.2019 и 26.03.2020. Таким образом, истец не мог не знать о том, что указанное оборудование подключено только в марте 2020 года, в связи с чем доначисление объема и стоимости бездоговорно потребленной электроэнергии за период с июля 2019 года не соответствует законодательству.
Однако в акте от 02.07.2020 N БД/МГТ/ТП-140/1 расчет бездоговорно потребленной электроэнергии произведен за 12 месяцев бездоговорного потребления (с июля 2019 года по июнь 2020 года).
Кроме того, расчет произведен по формуле исходя из величины допустимой длительной токовой нагрузки вводного провода:
W= 3-I доп. дл. - U ф. ном. - cos^ -Tбд/1000.
В расчете принята величина допустимой длительной токовой нагрузки трехфазной алюминиевой кабельной линии сечением 3 х 95 кв. мм - 200 А, в то время как в ТП- 140 фактически заведена кабельная линия 3 х 70 кв. мм.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений от 15.09.2011 N 55 максимальная мощность энергопринимающих устройств абонента на ТП-93 составляет 160 кВт.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений от 15.09.2011 N 95 максимальная мощность энергопринимающих устройств абонента на ТП-145 составляет 590 кВт.
Акт от 02.07.2020 N БД/МГТ/ТП-93/1 о бездоговорном потреблении электрической энергии составлен на основании акта проверки от 19.06.2020. В акте от 02.07.2020 N БД/МГТ/ТП-93/1 указано на превышение максимальной мощности, установленной в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 15.09.2011 N 55, вследствие незаконного подключения электрооборудования, не заявленного в этом акте.
Акт от 02.07.2020 N БД/МГТ/ТП-145/1 о бездоговорном потреблении электрической энергии составлен на основании акта проверки от 23.06.2020. В акте от 02.07.2020 N БД/МГТ/ТП-145/1 указано на превышение максимальной мощности, указанной в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 15.09.2011 N 95, вследствие незаконного подключения электрооборудования, не заявленного в этом акте
Вместе с тем актами от 19.06.2020 и от 23.06.2020 факт превышения максимальной мощности вследствие незаконного подключения электрооборудования, не заявленного в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 15.09.2011 N 55 и 95, не установлен; в актах лишь отмечено, что визуальной проверкой схем учета выявлено истечение срока поверки прибора учета электроэнергии.
При указанных обстоятельствах суд соглашается с мнением ответчика о том, что в нарушение ст. 65 АПК Российской Федерации истец не доказал факт превышения максимальной мощности на ТП-93 и ТП-145 вследствие подключения электрооборудования, не заявленного в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 15.09.2011 N 55 и 95.
Согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 01.01.2019 N КЭС-МГТ/2019/140, составленному сторонами, максимальная мощность присоединения на ТП-140 составляет 278, 54 кВт, совокупная величина номинальной мощности присоединенных к электрической сети трансформаторов составляет 692 кВА.
Акт от 02.07.2020 N БД/МГТ/ТП-140/1 о бездоговорном потреблении электрической энергии составлен на основании акта проверки от 03.06.2020. В актах указано на превышение максимальной мощности вследствие потребления электроэнергии в точке присоединения, не учтенной в акте технологического присоединения от 01.01.2019 N КЭС-МГТ/2019/140.
Вместе с тем из пояснений представителей ответчика следует, что энергопринимающее оборудование в виде зарядных станций подключено взамен существовавшей ранее контактной сети, питающей троллейбусный транспорт г. Москвы, в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности ответчика, сама по себе замена энергопринимающего оборудования не свидетельствует ни о потреблении электроэнергии в точке присоединения, не учтенной в акте технологического присоединения, ни о превышении максимальной мощности в процессе такого потребления электроэнергии.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению исходя из следующего.
Между истцом и ответчиком заключен договор аренды электрических сетей, силовых трансформаторов и высоковольтных ячеек N 1-2011/АР от 30.08.2011 (далее - договор аренды).
Согласно п. 1.1 которого предприятие предоставило в аренду арендатору кабельные линии 6-1U кВ, силовые трансформаторы и оборудование тяговых подстанций, указанное в приложении N 1 к договору для использования в целях оказания услуг по передаче электрической энергии, осуществления технологического присоединения, надежного обеспечения электрической энергией потребителей.
Срок действия договора аренды - 10 лет с даты его заключения (п.8.1).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2021 по делу N А40-29294/20-61-212 договор аренды расторгнут.
Имущество, передаваемое истцу по договору аренды, принадлежит ответчику на праве хозяйственного ведения (п. 1.3).
Согласно приложению N 1 к договору аренды только часть недвижимого имущества ПС N 93, 11С N 140, ПС N 145, перечисленная в приложении N 1, передана в аренду истцу.
При заключении договора аренды стороны подписали Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений. Данные Акты согласованы с АО "Мосэнергосбыт".
В силу п. 1 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") субъектами розничных рынков являются:
потребители электрической энергии;
поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона);
территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;
субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике" под гарантирующим поставщиком электрической энергии понимается коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим ФЗ заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потреби гелем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее Основные положения) установлено, что электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности):
договор энергоснабжения;
договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
Согласно п. 28 Основных положений по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги но передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ответчик заключил договоры энергоснабжения с единственным поставщиком -гарантирующим поставщиком АО "Мосэнергосбыт", а именно:
1. Государственный контракт N 94504201 от 29.12.2018 со сроком действия с 01.01.2019 по 31.12.2019;
2. Государственный контракт N 94504201 от 30.12.2019 со сроком действия с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г.
По вышеуказанным государственным контрактам АО "Мосэнергосбыт" (п.1.2.) было обязано осуществить продажу ответчику электрической энергии (мощности), а также урегулирован" отношения с сетевой организацией по оказанию услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса энергоснабжения предприятия, а последнее было обязано оплатить поставленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В приложении N 1 к государственным контрактам содержались адреса поставки электрической энергии, включающие ПС N 93, ПС N 140 и ПС N 145.
В соответствии с п. 43 Основных положений (в договоре энергоснабжения должна содержаться контактная информация о сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно присоединены энергопринимающие устройства потребителя) государственные контракты содержали приложение N 2, с переченем сетевых организаций, к сетям которых были присоединены ПС N 93, ПС N 140 и ПС N 145, в том числе:
А) В соответствии с государственным контрактом N 94504201 от 29.12.2018 в 2019 году:
- энергопринимающие устройства ПС N 93 были присоединены к сетевой организации ПАО "МОЭСК";
- энергопринимающие устройства ПС N 140 были присоединены к сетевой организации ООО "Энергии-Технологии";
- энергопринимающие устройства ПС N 145 были присоединены к сетевой организации ПАО "МОЭСК".
Б) В соответствии с государственным контрактом N . 94504201 от 30.12.2019 в 2020:
- энергопринимающие устройства ПС N 93 были присоединены к сетевой организации ПАО "МОЭСК";
- энергопринимающие устройства ПС N 140 были присоединены к сетевой организации ООО "Каскад-Энергосеть";
- энергопринимающие устройства ПС N 145 были присоединены к сетевой организации ПАО "МОЭСК".
Таким образом, в действительности истец как сетевая организация оказывал ответчику услуги по передаче электрической энергии лишь в 2020 г. и только на ПС N 140.
В силу п. 2 Основных положений под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
В предмет доказывания по спорам о бездоговорном потреблении электрической энергии входят следующие юридически значимые обстоятельства:
- наличие/отсутствие заключенного договора энергоснабжения;
- нарушение установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к сетям ресурсоснабжающей организации или сетевой организации (самовольное подключение);
- объем и период потребленной электроэнергии.
При этом наличие указанных обстоятельств, а также размер неосновательного обогащения должно доказать лицо, обратившееся в суд в соответствующими исковыми требованиями Как было указано ранее, у ГУП "Мосгортранс" в спорный период (2019 год - 2020 год) были заключены договоры энергоснабжения с АО "Мосэнергосбыт" (государственный контракт N 94504201 от 29.12.2018 со сроком действия с 01.01.2019 по 31.12.2019 и государственный контракт N94504201 от 30.12.2019 со сроком действия с 01.01.2020 по 31.12.2020).
В силу п. 169 Основных положений сетевые организации и гарантирующие поставщики проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного потребления и бездоговорного потребления электрической энергии.
Согласно п. 177 Основных положений по факту выявленного в ходе проверки бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес лица, осуществившего бездоговорное потребление.
В акте о неучтенном потреблении электрической энергии, должны содержаться, в том числе;
данные о способе и месте осуществления бездоговорного потребления электрической энергии;
данные о дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии и др.
Объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным и. 2 приложения N 3 к Основным положениям, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 1 год. Период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления фима бездоговорною потребления электрической энергии и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии (п. 84 Основных положений).
В 2019 году, в 2020 году факт самовольного подключения ответчиком энергопринимающих устройств на ПС N 93 и ПС N 145 к сетям сетевой организации ПАО "МОЭСК" ни ПАО "МОЭСК", ни гарантирующим поставщиком установлен не был.
Ни ПАО "МОЭСК", ни гарантирующий поставщик в данный период не составляли в отношении ГУП "Мосгортранс" акты о неучтенном потреблении электрической энергии, не вводили режим ограничения потребления электрической энергии (мощности).
Потребление и оплата электрической энергии, передаваемой ПАО "МОЭСК" на энергопринимающие устройства ПС N 93 и ПС N 145, осуществлялись на основании договора энергоснабжения, заключенного с гарантирующим поставщиком.
Поскольку энергопринимающие устройства ПС N 93, ПС N 145 присоединены к сетям сетевой организации ПАО "МОЭСК", только ПАО "МОЭСК" в случае установления факта бездоговорного потребления электрической энергии, подтвержденного актами о неучтенном потреблении электрической энергии, составленными гарантирующим поставщиком или сетевой организацией по правилам пп. 177, 178 Основных положений имеет право требования с ГУП "Мосгортранс" стоимости электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии.
Доказательства технического присоединения энергопринимающих устройств ПС N 93 и ПС N 145 в спорный период (2019 г- 2020 г.) к сетям сетевой организации ООО "Каскад-Энергосеть" отсутствуют.
Более того, в целях увеличения объема максимальной мощности на ПС N 93 и ПС 145 в связи с подключением зарядных станций предприятие обращалось к истцу как к сетевой организации для заключения договора об осуществлении технологического присоединения еще в 2019, что подтверждается письмами ГУП "Мосгортранс" от 08.04.2019 N 65-01-20/983, от 23.09.2019 N 65-01-20/3068, от 24.01.2020 N 65-01-20/254, от 17.02.2020, 65-01-20/499, от 10.07.2020, N 65-91-20/1709, от 21.07.2020 N 65-01-20/1869. Однако проект договора об осуществлении технического присоединения ПС N 93 и ПС N 145 к электрической сети сетевой организации ООО "Каскад-Энергосеть" был получен от истца лишь 16.09.2020, и до настоящего времени данные договоры не заключены.
Следовательно, требования истца как сетевой организации о взыскании денежных средств в размере 364 488 501, 00 руб. в счет бездоговорного потребления электрической энергии в отношении ПС N 93 и ПС N 145 являются незаконными.
Кроме того, зарядные станции, предназначенные для электроснабжения подвижного состава электротранспорта были введены в эксплуатацию в начале 2019, подключены к оборудованию ГУП "Мосгортранс", находящемуся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности предприятия, что подтверждается однолинейными схемами ПС N 93 и ПС N 145.
Подключение оборудования выполнено взамен существовавшей ранее контактной сети. питающей троллейбусный транспорт г. Москвы.
Подключение оборудования электроснабжения зарядных станций выполнено с соблюдением всех норм и правил после проведения расчетных мероприятий учета потребляемой электроэнергии.
Эксплуатация зарядных станций осуществляется с ограничением выходной мощности (истец был уведомлен о данном обстоятельстве письмами ответчика с просьбой об обращении к сетевой организации ПАО "МОЭСК" об увеличении мощности на ПС N 93 и ПС N 145). Ограничение реально потребляемой мощности зарядных станций осуществляется путем принудительного ограничения потребляемой зарядными станциями мощности, выполняемого на самих зарядных станциях. Превышение потребляемой мощности невозможно в связи с установкой в оборудовании, переданном истцу в аренду (в ячейках высоковольтных вводов и ячейках отходящих линий) токовых отсечек - оборудования, контролирующего величину силы тока. Токовые отсечки соответствуют разрешенным режимам работы, указанным в Актах разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений ПС N 93 и ПС N 145.
Учитывая, что подключение оборудования электроснабжения зарядных станций не изменило схему работы электроустановок, согласованную сторонами, не угрожало установленным режимам работы оборудования, переданного истцу по договору аренды, ответчик в соответствии с п. 12 Актов разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений ПС N 93 и ПС N 145, вообще не был обязан сообщать ООО "Каскад-Энергосеть" об установке зарядных станций.
Составленные истцом первичные документы - акты б/н от 19.06.2020, акт б/н от 23.06.2020 от 23.06.2020 в принципе не фиксируют факта самовольного подключения ответчиком оборудования энергоснабжения зарядных станций, а лишь свидетельствуют о необходимости замены/поверки прибора учета (том 1, л.д. 77-80).
Более того, истец в своих возражениях на отзыв ответчика фактически подтвердил подключение зарядных станций ответчика на ПС N 93 и ПС N 145 к оборудованию, находящемуся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности предприятия, указав следующее: "На ТП N 93 -...четный провод с обозначением (биркой) N 9302+800 93-ЗАР УСТР 2913 подключен к ячейке на 600 вольт N 9301 после силового трансформатора.... На ТП N 145 -... четный провод с обозначением (биркой) N 14501-ЗС1+800 подключен к ячейке на 600 вольт после силового трансформатора..".
Согласно актам разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрическая сеть истца состоит из кабельных линий 10 кВ. РУ - 10 кВ. трансформаторов, а электрическая сеть предприятия состоит из выпрямительных устройств тягового хозяйства и электрооборудования напряжением ниже 1000 В.
Таким образом, подключение зарядных станций к ячейкам 600 вольт (то есть к оборудованию напряжением ниже 1000 В) имело место в электрической сети ответчика, самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства истца отсутствовало.
Также согласно актам о бездоговорном потреблении электрической энергии истец выявил подключение оборудование энергоснабжения зарядных станций в июне месяце 2020 года в связи с чем, им в расчет принят период бездоговорного потребления, исчисляемый с июня 2019 года по июнь 2020 года.
Однако оборудование энергоснабжения зарядных станций на ПС N 93 и ПС N 145 было введено в действие в начале 2019 года и в апреле 2019 года истец был проинформирован об этом, что подтверждается письмом ГУП "Мосгортранс" от 08.04.2019 N 65-01-20/983, от 23.09.2019 N 65-01-20/3068.
Кроме того превышение максимальной мощности, заявленное в актах, является безучетным потреблением электрической энергии, а не бездоговорным потреблением электрической энергии.
Указанное подтверждается п. 178 Основных положений, согласно которому если при безучетном потреблении было выявлено использование потребителем мощности, величина которой превышает величину максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, указанную в документах о технологическом присоединении, в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться следующие данные: величина максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, указанная в документах о технологическом присоединении; фактическая мощность энергопринимающих устройств, используемая потребителем.
Истцом в иске не заявлены требования о взыскании сумм безучетного потребления электрической энергии, не доказана фактическая мощность энергопринимающих устройств потребителя, соответственно доводы о превышении величины максимальной мощности не имеют отношения к рассматриваемому делу.
В свою очередь, в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 N 18ЛП-3557/2019 по аналогичному спору указано, что наличие акта о неучтенном потреблении электрической энергии не является безусловным основанием для взыскания объема бездоговорного потребления электрической энергии, определенного расчетным способом, и не исключает возможность для потребителя представлять иные доказательства, подтверждающие подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства в установленном порядке.
В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК РФ).
К субъектам права собственности относятся, в том числе, субъекты Российской Федерации (п. 2 ст. 212 ГК РФ).
Имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - городам федерального значения, является государственной собственностью (п.1 ст. 214 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 214 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в п. 1 ст. 125 ГК РФ.
П. 1 ст. 125 ГК РФ установлено, что от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 4 ст. 214 ГК РФ).
При этом средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну города федерального значения (абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ).
В соответствии с Уставом ГУП "Мосгортранс" учредителем предприятия является город Москва в лице Департамента имущества города Москвы.
Полномочия собственника имущества ответчика осуществляет Департамент имущества города Москвы в соответствии с Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП.
Органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по благоустройству территории города Москвы в целях формирования комфортной городской среды, является Департамент капитального ремонта города Москвы (п. 1 Положения о Департаменте капитального ремонта города Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2011 года N 104-ПП).
Подведомственной организацией Департамента капитального ремонта города Москвы ГКУ "Дирекция капитального ремонта" с ООО "Астера Групп" 18.10.2019 был заключен договор N 154-ГКУДКР/19 на выполнение работ по установке зарядных станций для подвижного состава наземного транспорта - электробусов в ЦАО, ВАО, СВАО, САО, ЗАО г. Москвы.
Заводка кабельных линий в ТП N 140 производилась в рамках вышеуказанного договора ООО "Астера Групп" 18.03.2020 при участии представителей ответчика и ГКУ "Дирекция капитального ремонта". Соответственно кабельные линии, питающие оборудование электроснабжения зарядных станций заведены в ПС N 140 лишь 18.03.2020 (поэтому расчет истца о бездоговорном потреблении с июня 2019 года неправомерен), а подключение оборудования электроснабжения зарядных станций произведено 23.03.2020 (подключено оборудование 3-х зарядных станций) и 02.07.2020 (подключено оборудование 2-х зарядных станций).
При этом истец не мог не знать, что оборудование электроснабжения зарядных станций не было подключено к оборудованию ПС N 140 в 2019 г. Данный вывод подтверждается фотокопией оперативного журнала, хранящегося на ПС N 140, свидетельствующего о посещении ПС N 140 работниками 000 "КаскадЭнергосеть" 02.10.2019. В данном журнале также зафиксировано посещение ПС N 140 бригадой ООО "Каскад-Энергосеть" 26.03.2019 в целях проверки приборов учета, что ставит под сомнение информацию, изложенную в Акте N БД/МГТ/ТП-140/1 о бездоговорном потреблении электрической энергии от 02.07.2020. согласно которому дата предыдущей контрольной проверки прибора учета - 28.06.2013.
К настоящему времени кабельные линии, питающие зарядные станции не переданы в хозяйственное ведение ГУП "Мосгортранс".
Согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - ФЗ N 161-ФЗ), право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию.
В силу Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технического присоединения) процедура присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств включает подачу заявки юридическим лицом на осуществление технологического присоединения (п. 7 Правил технического присоединения). В составе документов, прилагаемых к заявке, юридическое лицо предоставляет копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на эпергоприпимающие устройства (п. 10 Правил технического присоединения).
Таким образом, учитывая п. 4 ст. 241 ГК РФ, ст. 11 ФЗ N 161-ФЗ, п. 7 Правил, поскольку ГУП "Мосгортранс" не осуществляло самовольного подключение кабельных линий, не обладает правами на данные кабельные линии, предприятие не имело правовых оснований для присоединения энергопринимающих устройств (кабельных линий и зарядных устройств) к сети ООО "Каскад-Энергосеть".
В любом случае, на основании п. 1 ст. 7 ФЗ N 161-ФЗ унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества - субъекта Российской Федерации.
Следует добавить, что ПС N 140 оборудована прибором учета N 1217774 (подвижной состав) и прибором учета N 1217788 (собственные нужды).
Согласно п. 4.1 государственного контракта N 94504201 от 30.12.2019, сведения о приборах учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств абонента, указываются в приложении N 2 к контракту. При этом под энергопринимающими устройствами понимаются аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.
Прибор учета N 1217774 (подвижной состав) указан в приложении N 2 к государственному контракту N 94504201 от 30.12.2019, кроме того его наличие подтверждается Актом N БД/МГТ/ТП-140/1 о бездоговорном потреблении электрической энергии от 02.07.2020. Следовательно, фактический объем поставленной электрической энергии, приходящейся на эксплуатацию подвижного состава ответчика, включает в себя поставленную электроэнергию для питания зарядных станций (так как все устройства ПС N 140 имеют между собой электрические связи) и определяется показаниями прибора учета N 1217774.
В свою очередь, оплата потребленной электрической энергии произведена ответчиком надлежащим образом, что следует из Акта сверки расчетов с АО "Мосэнергосбыт" N 10399 от 13.07.2020.
Учитывая изложенное, ГУП "Мосгортранс" не осуществляло потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии, а также не производило самовольного подключения кабельных линий, питающих зарядные станции к объектам электросетевого хозяйства истца.
Расчет упущенной выгоды осуществлен истцом в нарушение ст. 189 Основных положений и и. 2 приложения N 3 к Основным положениям, а именно произведен не по формуле определения бездоговорного потребления электрической энергии, а по формуле, применяемой для расчета безучетного потребления согласно п. 1 приложения N 3 к Основным положениям, не заявленного в иске.
Истец заявляет о нарушении ответчиком п.3.1.4 государственных контрактов. Ссылка на данный пункт не корректна, так как данный пункт говорит об обязанносги ответчика уведомлять МЭС о присоединении к электрическим сетям абонента энергопринимающих устройств иных потребителей (субабонентов). Иные потребители (субабоненты) ответчиком не присоединялись.
Истец заявляет о нарушении ответчиком п.3.1.5 государственных контрактов. Вместе с тем, не ясно, о какой схеме энергоснабжения идет речь. Если принимать во внимание схему энергоснабжения, прилагаемую к Актам разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений по ПС N 93 и ПС N 145, то данные схемы от подключения зарядных станций не претерпели изменений.
Об изменении в схеме энергоснабжении на ПС N 140 истец был уведомлен письмом ГУП "Мосгортранс" от 05.08.2020 N 65-01-20/2125, что подтверждается письмом истца от 06.08.2020 N 026-07-20ф.
Истец заявляет о нарушении ответчиком п.3.1.8 государственных контрактов. Однако истец не представил доказательств, что присоединение зарядных станций привело к увеличению потребляемой мощности. Кроме того, безучетное потребление электроэнергии не является предметом настоящего иска.
Истец заявляет о нарушении ответчиком п. 3.1.26 государственных контрактов. Нормы Правил технического присоединения в отношении составлении актов осмотра (обследования) электроустановки утратили силу на основании Постановления Правительства РФ от 07.05.2017 N 542 "Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации по вопросам составления документов о технологическом присоединении к электрическим сетям".
Учитывая изложенное, полагаем, что у ООО "Каскад-Энергосеть" отсутствуют правовые основания для взыскания в его пользу с ГУП "Мосгортранс" денежных средств в сумме 509 158 033 рублей 23 копеек в счет бездоговорного потребления электрической энергии.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ, в связи с чем госпошлина относится на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 мая 2021 года по делу N А40-172614/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Каскад-Энергосеть" в доход федерального бюджета 3000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-172614/2020
Истец: ООО "КАСКАД-ЭНЕРГОСЕТЬ"
Ответчик: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "МОСГОРТРАНС"
Третье лицо: АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ", ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН"