г. Санкт-Петербург |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А21-16462/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
не явились, извещены (ходатайство о проведении заседания онлайн удовлетворено, истцом в назначенное время не обеспечено подключение к системе),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19537/2021) ГП КО "Единая система обращения с отходами" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.04.2021 по делу N А21-16462/2019, принятое
по иску ГП КО "Единая система обращения с отходами"
к ООО "ФЕЛИКС - ГМФ"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее - истец, региональный оператор, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Феликс-ГМФ (далее - ответчик, потребитель, Общество), с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании задолженности по договору N 230113630 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 в сумме 322 184,72 рублей, пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 10.02.2019 по 20.04.2021 в сумме 73 299,26 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 10 074 рублей.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 30.04.2021 требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 включительно в сумме 163 126, 73 рублей, пени за несвоевременное внесение платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 10.02.2019 по 20.04.2019 включительно в сумме 16 321, 56 рублей, 4950 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе истец, указывая на то, что расчет задолженности произведен был им в соответствии с условиями договора, подписанным ответчиком в порядке статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, доказательств оказания услуги иным лицом, не представлено, ссылки на то, что ТБО не производились несостоятельны, поскольку в зависимость от этого обстоятельства оплата по договору в силу закона не поставлена, просит решение в части отказа отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
В отзыве ответчик просит решение оставить без изменения, полагая, что судом учтены все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Калининградской области и действует с 01.01.2019.
Региональный оператор действует на основании Лицензии N (39) - 4360 - CTУPБ/П от 24.09.2019 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и ГП КО "ЕСОО" 20.06.2018.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 4, 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и пунктом 5 Правил N1156 собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
25.02.2019 Общество обратилось к Предприятию с заявкой вх.N 2671 на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
28.03.2019 Общество получило 2 экземпляра проекта Договора N 230113630 на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Договор), что подтверждается распиской. Вместе с тем, подписанный со своей стороны договор Потребитель в адрес Регионального оператора не вернул.
В соответствии с пунктом 8(11) Правил N 1156 Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО Региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ.
В силу вышеуказанного пункта в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления Потребителю от Регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО Потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной Региональным оператором в указанном проекте договора.
Таким образом, Договор N 230113630 на оказание услуг по обращению с ТКО является заключенным между ООО "Феликс-ГМФ" и ГП КО "ЕСОО" на условиях типового договора с 01.01.2019 по цене Регионального оператора.
В последующем Общество в соответствии с представленными со стороны ООО "Феликс-ГМФ" документами (договора аренды нежилого помещения N ГМФ-01/11 от 03.12.2018; договора аренды нежилого помещения N ГМ-01/10 от 19.10.2020; штатного расписания ООО "Феликс-ГМФ" от 15.12.2018) подготовило дополнительное соглашение и внесло изменения в Приложение N1 к Договору N230113630 на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019, указав четыре объекта.
В силу пункта 5 Договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2019.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО (п.17 Договора).
Отказывая в части требований о взыскании стоимости услуг со склада промышленных товаров, расположенного по адресу: г. Калининград, пер. Ржевский 2-й, д. 18 с объемом принимаемых ТКО 32,118333 куб. м/ мес., суд первой инстанции принял во внимание позицию ответчика о том, что ТКО на указанном объекте не накапливались, поскольку на указанном складе хранится мебель в упаковке, которая по закону о защите прав потребителей не может быть повреждена. В связи с чем Обществом был представлен контррасчет, согласно которому за оказанные услуги по мебельному магазину по ул. Полоцкой, 8 и офису по пер. Ржевскому 2-й, д. 18 за спорный период подлежит взысканию 163 126,73 руб. задолженности и 16 321,56 руб. пени.
Суд апелляционной инстанции полагает данный вывод суда первой инстанции противоречащим нормам материального права и условиям договора, заключенного между сторонами.
Нормативы накопления ТКО по категориям объектов на территории Калининградской области утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 (далее - Приказ).
В соответствии с указанным Приказом и согласно документам, представленным Ответчиком (перечня объектов отходообразователя; формы расчета норматива накопления ТКО (Город); договора аренды N 03/1-2018 от 14.12.2018; договора аренды нежилого помещения N ГМФ-01/11 от 03.12.2018) произведен расчет, согласно которому определен объем принимаемых ТКО по заявленным объектам Потребителя: 31,740000 м3/мес. (мебельный магазин); 34,218333 м3/мес. (склад промышленных товаров). В качестве расчетной единицы по объектам ответчика определена торговая площадь нежилых помещений, используемых ООО "Феликс-ГМФ" под мебельный магазин по адресу: г. Калининград, ул. Полоцкая, 8 (634,8 кв.м.) и общая площадь под склад промышленных товаров по адресу: г. Калининград, пер. Ржевский 2-ой, д. 18 (2053,1 кв.м.).
В Приложении N 1 к Договору, являющемуся его неотъемлемой частью, указаны следующие сведения: наименования и адреса объектов; ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов) и наименование отхода; объем принимаемых ТКО м3/мес.; места накопления; периодичность вывоза.
В соответствии с пунктом 6 Договора под расчетным периодом по Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: с 01.01.2019 по 31.03.2019 - 425,63 руб/м3 (без НДС); на период с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 407,14 руб/м3 (без НДС). НДС в сумме 20% исчисляется сверх указанного тарифа.
В силу пункта 7 Договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Согласно пункту 9 Договора региональный оператор до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным, формирует и направляет потребителю любым доступным способом (почтовое отправление, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", вручение под роспись) акт оказанных услуг в 2 (двух) экземплярах, счет, счет-фактуру. Потребитель обязуется принять от регионального оператора указанные документы и не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента их получения вернуть региональному оператору подписанный со своей стороны экземпляр акта оказанных услуг либо направить в адрес регионального оператора мотивированный отказ от подписания акта. В случае если потребитель не получил акт оказанных услуг, счет и счет-фактуру за отчетный месяц по независящим от регионального оператора причинам или не направил в адрес регионального оператора мотивированный отказ в установленный срок, услуга считается оказанной региональным оператором в полном объеме и принятой потребителем.
Согласно пункту 24 Договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Истец ежемесячно формировал и предоставлял ответчику акт оказанных услуг, счет, счет- фактуру по электронной почте до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным. Платежные документы направлялись ответчику своевременно в соответствии с условиями пункта 9 Договора на адрес электронной почты, указанный в заявке на заключение договора. Однако ответчик оплату услуг не производил, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд калининградской области с соответствующим иском.
В последующем Истец в соответствии с представленными со стороны ООО "Феликс-ГМФ" документами (договора аренды нежилого помещения N ГМФ-01/11 от 03.12.2018; договора аренды нежилого помещения NГМ-01/10 от 19.10.2020; штатного расписания ООО "Феликс-ГМФ" от 15.12.2018) подготовил дополнительное соглашение и внес изменения в Приложение N1 к Договору N230113630 на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019, указав четыре объекта.
При этом, в спорный период с 01.01.2019 по 31.10.2019 оплата начислена за три объекта отходобразователя:
- мебельный магазин, расположенный по адресу: г. Калининград, ул. Полоцкая, д.8 с объемом принимаемых ТКО 31,74000 куб. м/мес;
- склад промышленных товаров, расположенный по адресу: г. Калининград, пер. Ржевский 2-й, д. 18 с объемом принимаемых ТКО 32,118333 куб. м/ мес;
- офис, расположенный по адресу: г. Калининград, пер. Ржевский 2-й, д. 18 с объемом принимаемых ТКО 1,2 куб. м/ мес.
Объект (мебельный магазин) по адресу: г. Калининград, пер. Ржевский 2-й, д. 18 включен в Договор с 19.10.2020, в связи с чем, расчеты по нему в спорный период не учитывались.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в пункте 18 Договора определен порядок фиксации нарушений региональным оператором обязательств по Договору с составлением соответствующего акта потребителем.
В соответствии с пунктом 22 Договора потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по Договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Доказательств соблюдения Обществом порядка фиксации нарушения региональным оператором обязательств по Договору, последнее не представило.
Согласно Правилам N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого юридического лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.
Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для потребителя (в данном случае ответчика), так и для регионального оператора.
Как указано в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 по делу N 305-ЭС21-54, А41-9815/2020, при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505; далее - Правила N 505).
При этом согласно пункту 8 Правил N 505 только при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Ответчиком не представило в материалы дела относимых и допустимых доказательств осуществления раздельного сбора ТКО применительно к заявленному периоду.
Доказательств того, что в спорный период услуги оказывала иная организация, уполномоченная на такие действия, суду не представлено. В силу изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в части иска.
Расчет истца произведен в полном соответствии с нормативами, утвержденными к применению в Калининградской области, с учетом сведений, указанных в заявке ответчика и условиями договора.
То обстоятельство, что отходы не накапливаются, не принимаются во внимание, поскольку противоречат условиям договора, законодательству о регулировании деятельности по обращению с отходами.
С учетом изложенного, решение подлежит изменению, иск - удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по иску и по апелляционной жалобе возложены на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.04.2021 по делу N А21-16462/2019 изменить.
Взыскать с ООО "Феликс-ГМФ" в пользу ГП КО "ЕСОО" задолженность за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 включительно в сумме 326 641,70 рублей, пени за несвоевременное внесение платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 10.02.2019 по 20.04.2021 в размере 27 299,26 рублей, 13 074,00 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-16462/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ"
Ответчик: ООО " ФЕЛИКС - ГМФ"