г. Ессентуки |
|
30 июля 2021 г. |
Дело N А25-374/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.07.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Годило Н.Н., Бейтуганова З.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крыловым Р.А., при участии в судебном заседании представителя Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики - Айбазовой М.А. (по доверенности от 08.04.2021), в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.04.2021 по делу N А25-374/2021, принятое по заявлению Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН: 1030900709245, ИНН: 0901024381) к индивидуальному предпринимателю Боташеву Зауру Маратовичу (ОГРНИП: 319091700016213, ИНН: 091902160019) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Боташеву Зауру Маратовичу (далее - ответчик) о взыскании денежных средств, предоставленных в качестве гранта, в размере 1 000 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.04.2021 по делу N А25-374/2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.04.2021 по делу N А25-374/2021 Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отзыв на апелляционную жалобу суду не представлен.
В судебном заседании представитель Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики поддержал апелляционную жалобу, просил определение суда первой отменить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.04.2021 по делу N А25-374/2021 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.04.2021 по делу N А25-374/2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 02.11.2019 между истцом и ответчиком заключено Соглашение "О предоставлении из республиканского бюджета гранта "Агростартап" на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в КЧР".
В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения его предметом является предоставление из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики в 2019 году гранта в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с созданием и развитием крестьянского (фермерского) хозяйства на сельской территории Карачаево-Черкесской Республики.
В целях реализации проекта получателем осуществляется приобретение сельхоз животных согласно приложению N 1 к настоящему Соглашению (п. 1.2 Соглашения).
Приложением N 1 к настоящему Соглашению предусмотрено, что получатель расходует грант на приобретение 125 голов овец по цене 10 000 рублей за единицу, в том числе 1 000 000 рублей - сумма гранта, 250 000 рублей - собственные средства.
Согласно п. 2.1 Соглашения грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству, как получателю средств республиканского бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов РФ на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения, в следующем размере: 1 000 000 рублей - по коду БК8120405158I754800811246.
Согласно п. 3.1, 3.2 Соглашения грант предоставляется в соответствии с Порядком предоставления грантов на цели указанные в разделе I настоящего соглашения. Перечисление гранта осуществляется единовременно на счет получателя.
Согласно п. 4.3.10 Соглашения получатель обязан в году получения гранта:
- при получении гранта государственной поддержки в размере 2 и более млн. рублей создать не менее двух новых, постоянных рабочих мест (исключая главу КФХ);
- при получении гранта государственной поддержки до 2 млн. рублей, создать не менее одного нового постоянного рабочего места (исключая главу КФХ);
- внести сведения о принятых в текущем финансовом году работниках в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, по условиям Соглашения, ответчик принял на себя обязательства, в качестве одного из двух установленных показателей результативности использования гранта, создать не менее одного нового постоянного рабочего места.
В соответствии с пунктом 5.2.1. Соглашения в случае нарушения получателем условий, целей и порядка предоставления гранта, установленных Порядком и Соглашением, получатель должен осуществить возврат в республиканский бюджет полученного гранта в течение 30 календарных дней со дня получения требования о возврате гранта.
Согласно п. 40 Порядка предоставления гранта "Агростартап"" на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в КЧР Министерством и органами государственного финансового контроля (по согласованию) проводится обязательная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта грантополучателям.
Предметом контроля является соблюдение грантополучателем условий, целей и порядка предоставления гранта, установленных настоящим Порядком и соглашением.
В случае нарушения грантополучателем условий предоставления гранта, установленных при их предоставлении, выявленного по актам проверок, проведенных Министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля (по согласованию), в случае не достижения показателей, установленных настоящим Порядком и соглашением в соответствии с настоящим Порядком, грантополучатель осуществляет возврат гранта в следующем порядке.
В течение 7 рабочих дней со дня принятия Министерством решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств грантополучателю направляется соответствующее письменное уведомление.
Грантополучатель в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на лицевой счет Министерства указанную сумму средств.
При отказе грантополучателя от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.
Денежные средства в сумме 1 000 000 рублей перечислены ответчику платежным поручением от 18.11.2019 N 26144.
В году получения гранта ответчиком не создано новое постоянное рабочее место, в связи с чем, истцом в адрес ответчика направлено претензионное письмо от 11.01.2021 N 15-01/3 с требованием о возврате в республиканский бюджет КЧР полученного гранта в размере 1 000 000 рублей.
Указывая, что ответчиком полученный грант в республиканский бюджет не возвращен, истец обратился в суд с настоящим иском.
Неисполнение главы КФХ требования о возврате денежных средств гранта послужило основанием для обращения министерства в суд с требованиями по настоящему делу.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, бюджетные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет, в том числе, бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими (пункт 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Правовым актом, определяющим цели, условия, порядок предоставления и возврата в республиканский бюджет гранта является постановление Правительства КЧР N 124 от 30.04.2019, которым утвержден Порядок предоставления гранта "Агростартап" на создание крестьянских (фермерских) хозяйств в КЧР.
Судом установлено, что ответчиком, после получения гранта, в соответствии с утвержденным планом расходов (приложение N 1 к Соглашению), были заключены договоры купли-продажи сельскохозяйственных животных от 22.11.2019 с поставщиками, и было приобретено 125 единиц овцематок, что подтверждается представленными в материалы дела двумя договора купли-продажи сельскохозяйственных животных от 22.11.2019, актами приема-передачи денежных средств от 22.11.2019, актами приема-передачи сельскохозяйственных животных (МРС) от 22.11.2019, платежными поручениями N 2926 от 25.11.2019, N 2998 от 25.11.2019, выписками из похозяйственной книги N 1, ветеринарными справками N 3391791314 от 22.11.2019, N 3391301363 от 22.11.2019.
02.03.2020 ответчик заключил трудовой договор N 1, по условиям которого нанял работника Каппушева Энвера Исхаковича в качестве подсобного рабочего сроком на 5 лет и заработной платой в размер 6 000 рублей в месяц.
В подтверждение ответчиком в материалы дела представлен приказ N 1 от 02.03.2020 о приеме на работу в качестве подсобного рабочего Каппушева Э.И., табели учета рабочего времени, ведомости начисления зарплаты, платежные ведомости, а также платежные поручения о внесении обязательных платежей.
Из представленных документов следует, что озвученная штатная единица в КФХ заполнена, а нарушение, вменяемое ответчику в рамках рассматриваемого иска, заключается в превышении согласованного сторонами срока для создания рабочего места на два месяца.
Суд первой инстанции, приняв во внимание условия спорного соглашения, сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требования о взыскании полученного гранта, поскольку нарушения, допущенное ответчиком в части превышения срока для создания рабочего места, не предусмотрены нормативными актами и соглашением сторон в качестве основания для возврата суммы гранта.
Поскольку, нарушение допущенное ответчиком не связано с нецелевым использованием средств гранта, оно не может являться основанием для возвращения выделенных денежных средств и удовлетворения заявленных требований.
Главой КФХ, в соответствии с условиями Соглашения о предоставлении гранта произведены целевые траты для реализации установленной программы, предоставлены отчеты о расходовании полученных денежных средств в соответствии с целями их предоставления, цели государственного финансирования достигнуты, а выявленное нарушение (создание одного постоянного рабочего места с нарушением срока на два месяца) нельзя квалифицировать как существенное и неустранимое нарушение обязательства, влекущее такое последствие как возврат полученного и использованного по назначению гранта.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.04.2021 по делу N А25-374/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-374/2021
Истец: Министерство сельского хозяйства КЧР
Ответчик: Боташев Заур Маратович