город Ростов-на-Дону |
|
29 июля 2021 г. |
дело N А53-29656/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И.,
судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии в судебном заседании:
от государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" - представителя Козырев А.В. по доверенности от 05.07.2021 N 144/21,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.06.2021 по делу N А53-29656/2020
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области
к ответчику Государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
о взыскании задолженности,
по встречному иску государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области
о понуждении к заключению дополнительного соглашения к договору водопользования,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - ГУП РО "УРСВ", ответчик) о взыскании задолженности по договору водопользования от 04.12.2019 N 61-05.01.05.009-Р-ДХВХ-С-2019-04906/00 в размере 6 670 298,62 руб. за 2 квартал 2020 года.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору водопользования N 61-05.01.05.009-Р-ДХВХ-С-2019-04906/00 от 04.12.2019.
В процессе рассмотрения спора ГУП РО "УРСВ" предъявлено встречное исковое заявление о понуждении к заключению дополнительного соглашения к договору N 61-05.01.05.009-Р-ДХВХ-С-2019-04906/00 от 04.12.2019.
Встречное заявление мотивировано отсутствием технической возможности приборного учета объема воды для технологических нужд и потерь воды по видам водопользования. Учитывая, что объемы воды для технологических нужд используются для подготовки к подаче воды в общую водопроводную сеть и утечки воды происходят в общей водопроводной сети, то распределение поднятой воды возможно выполнить используя расчетный метод применения нормативов водопотребления.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.04.2021 первоначальные исковые требования удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречных исковых требований отказано. Удовлетворяя первоначальные исковые требования, суд принял во внимание условия заключенных сторонами договора и дополнительного соглашения, установленные для предприятия параметры водопользования и отсутствие доказательств платы за пользование водным объектом в спорный период. Судом признаны необоснованными доводы встречного иска о необходимости перерасчета платы за водопользование в связи с фактическим потреблением водных ресурсов группами абонентов как не соответствующие нормам действующего законодательства и условиям заключенного между сторонами договора.
Не согласившись с данным судебным актом, ГУП РО "УРСВ" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 07.06.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что ГУП РО "УРСВ" не превышен допустимый общий объем забора (изъятия) водных ресурсов. В законодательстве не указано, что с заявлением об изменении параметров водопользования, а именно: изменения распределения воды по населению и прочим нуждам необходимо предоставлять дополнительное обоснование. ГУП РО "УРСВ" по окончании платежного периода направлены отчеты о фактических параметрах с обоснованием уменьшения общего объема и перераспределением объемов подачи на население и прочие нужды. Предприятие руководствовалось требованиями пункта 7 постановления Правительства N 764 от 14.12.2006. Ответчик считает, что вопреки доводам суда и министерства, применению подлежит именно постановление Правительства N 764, а не приказ Минприроды России от 12.03.2012 N 57. Кроме того, в приказе Минприроды не указано, что дополнительное соглашение должно быть направлено до окончания платежного периода. ГУП РО "УРСВ" превысило лимиты изъятия водных ресурсов для нужд населения, указанные в заключенных договорах, так как объемы поднятой воды для населения, рассчитанные по нормативам водопотребления, на этапе заключения договоров с учетом водопотребления не учитывают нормативов, установленных постановлением РСТ РО от 24.08.2012 N 29/15. Объем воды, поданной населению, превышает установленный в договоре на 4 487,63 тыс. м3 в квартал, а поданной для прочих нужд меньше допустимого объема на 4 723,186 тыс. м3 в квартал. Согласно расчету нормативного водопотребления, необходимого для водоснабжения населения, выполненного на основании нормативов водопотребления, установленных постановлением РСТ РО, объем потребления составил 7 549,846 тыс.м3/квартал, остальной объем - 61,3 тыс. м3/квартал. Поскольку отсутствует техническая возможность приборного учета объема воды для технологических нужд и потерь воды по видам водопользования, а также учитывая, что объемы воды для технологических нужд используются для подготовки к подаче воды в общую водопроводную сеть и утечки воды происходят в общей водопроводной сети, то распределение поднятой воды возможно выполнить используя расчетный метод применения нормативов водопотребления.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание истец явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области (уполномоченный орган) и ГУП РО "УРСВ" (водопользователь) заключен договор водопользования N 61-05.01.05.009-Р-ДХВХ-С-2019-04906/00 от 04.12.2019.
Согласно пункту 1 договора водопользования уполномоченный орган, действующий в соответствии с водным законодательством, предоставляет, а водопользователь принимает в пользование р. Дон (водный объект).
Цель водопользования - забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, предприятий, организаций и собственных нужд.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 19 договора водопользования водопользователь обязан вносить плату за пользование водным объектом в размере, на условиях и в сроки, которые установлены договором водопользования.
Согласно пункту 12 договора водопользования плата за пользование водным объектом вносится водопользователем каждый платежный период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом, по месту пользования водным объектом путем перечисления на реквизиты, указанные в договоре водопользования.
Подтверждением исполнения водопользователем обязательств по внесению платы за пользование водным объектом в соответствии с настоящим договором является представление им в уполномоченный орган копии платежного документа с отметкой банка (платежное поручение, квитанция), отражающего полноту и своевременность внесения платы за пользование водным объектом (пункт 13 договора).
В соответствии с приложением N 1 к дополнительному соглашению от 22.01.2020 N 61-05.01.05.009-Р-ДХВХ-С-2019-049906/01 к договору водопользования ответчик обязан внести плату за пользование водным объектом за 2-й квартал 2020 года в размере 6 670 298,62 руб. Однако водопользователь не произвел оплату за пользование водным объектом за указанный период.
Неисполнение ответчиком обязательства по оплате за пользование водным объектом послужило основанием для обращения министерства в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 12 Водного кодекса Российской Федерации по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
Согласно части 1 статьи 18 Водного кодекса Российской Федерации стороны договора водопользования несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору водопользования в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 4 Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 764, размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы. Согласно пункту 6 Правил платежной базой является для плательщиков, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей, - объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, за платежный период.
Платежным периодом признается квартал (пункт 3 Правил расчета и взимания платы).
В соответствии со статьей 20 Водного кодекса Российской Федерации и пункта 9 постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 764 водопользователи, осуществляющие пользование водными объектами на основании договоров водопользования, обязаны вносить плату за пользование водными объектами не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.
Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с Правилами подготовки и заключении договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, Приказом Минприроды России от 12.03.2012 N 57 (ред. от 26.02.2014) "Об государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования" установлен исчерпывающий перечень документов, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.
Указанными нормативными актами определено, что именно заявителем для целей заключения договора водопользования, в том числе подаются:
1) расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам.
2) расчет платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов.
Таким образом, расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, и расчет платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов являются существенными условиями договора водопользования, подлежат рассмотрению при подаче заявки на заключение соответствующего договора.
Договором водопользования (пунктом 15 раздела 2) предусмотрена возможность изменения размера платы за пользование водным объектом путем подписания сторонами дополнительного соглашения в порядке, установленном пунктом 7 договора. При уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей по сравнению со значениями, установленными договором водопользования, плательщики производят перерасчет размера платы.
Перерасчет производится по мере необходимости по заявлению по окончании соответствующего платежного периода.
Приложением N 2 к договору от 04.12.2019 N 61-05.01.05.009-Р-ДХВХ-С-2019-04906/00 установлен допустимый забор (изъятие) водных ресурсов за 2 квартал 2020 года в размере 9914,846 тыс. м3, в том числе: для населения 3 062,216 тыс. м3, для прочих нужд 6852,630 тыс. м3. Всего на общую сумму 6 670 298,62 руб.
Согласно отчету, предоставленному ответчиком за 2 квартал 2020 года фактический объем забора изъятия водных ресурсов по договору от 04.12.2019 N 61-05.01.05.009-Р-ДХВХ-С-2019-04906/00 составил 9 676,29 тыс. м3, в том числе: для населения - 7 549,846 тыс. м3, для прочих нужд - 2 129,444 тыс. м3.
Таким образом, судом верно отмечено, что объем изъятия из водных объектов в отчетном периоде равен допустимому. Объем забора (изъятия) для прочих нужд менее допустимого на 235,56 тыс. м3. Однако по объему забора (изъятия) для населения имеется превышение на 4487,63 тыс. м3.
Истцом в адрес ответчика после получения отчетности по фактическим параметрам за 2 квартал 2020 года были направлены письма о заключении дополнительных соглашений к договорам водопользования и дополнительные соглашения с перерасчетом платы за отчетный период. Поскольку объем забора (изъятия) для населения превышает лимит, то расчет по объему сверх лимита был произведен с применением ставки платы как для водоснабжения для прочих нужд.
Доказательства выполнения ответчиком обязанности по оплате пользования водным объектом в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 6 670 298,62 руб. обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции также находит обоснованными выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении встречного иска о понуждении к заключению дополнительного соглашения к договору N 61-05.01.05.009-Р-ДХВХ-С-2019-04906/00 от 04.12.2019.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
Требование о внесении изменений в договор в тех случаях, когда это не связано с противоправными действиями ответчика подлежит удовлетворению только в том случае, если имеет место существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (статья 451 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно пункту 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Пункт 4 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
По правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан доказывать наличие условий, приведенных в статье 451 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований для изменения договора.
Судом первой инстанции установлено, что 20.08.2019 в министерство поступило заявление ГУП РО "УРСВ" о предоставлении в пользование р. Дон на 145 км от устья для забора (изъятия) водных ресурсов на основании договора водопользования.
В составе заявочных документов ГУП РО "УРСВ" представлен расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам.
Учитывая, что за забор (изъятие) водных ресурсов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения действующим законодательством предусмотрена льготная ставка платы для данной категории абонентов (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности", постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1509 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности"), ГУП РО "УРСВ" обоснованы объемы воды, необходимые непосредственно для водоснабжения населения.
Объем воды, необходимой для водоснабжения населения, ГУП РО "УРСВ" обоснован исходя из норм водопотребления на 1 чел.
Согласно представленным ГУП РО "УРСВ" расчетам объемов забора воды и платы за забор (изъятие) водных ресурсов во 2 квартале 2020 года планируемый объем забора (изъятия) водных ресурсов составил 9 914,846. мЗ, в том числе: для населения - 3 062,216 тыс. мЗ, для прочих нужд - 6 852,630 тыс. мЗ.
В соответствии с частью 18 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, за предоставление недостоверных сведений заявители несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании параметров водопользования, рассчитанных и представленных ГУП РО "УРСВ" в пакете заявочных документов для предоставления права пользования водным объектом, министерством подготовлен договор водопользования и передан на подпись ГУП РО "УРСВ".
После подписания договора водопользования ГУП РО "УРСВ" договор водопользования зарегистрирован в государственном водном реестре.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 договора водопользования целью использования водного объекта является забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, предприятий и собственных нужд.
В пункте 7 договора водопользования предусмотрено, что расчеты параметров водопользования прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью. Неотъемлемой частью договора водопользования является также расчет размера платы за пользование водным объектом, что указано в пункте 9 договора водопользования.
На основании пункта 7 части 1 договора предусмотрен объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов. Разделом 2 договора водопользования предусмотрены размер, условия и сроки внесения платы за пользование водным объектом.
Договором водопользования (пунктом 15 части 2) предусмотрена возможность изменения размера платы за пользование водным объектом путем подписания сторонами дополнительного соглашения в порядке, установленном пунктом 7 договора. При уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей по сравнению со значениями, установленными договором водопользования, плательщики производят перерасчет размера платы.
Перерасчет производится по мере необходимости по заявлению, по окончании соответствующего платежного периода.
Приложением N 2 к договору N 61-05.01.05.009-Р-ДХВХ-С-2019-04906/00 от 04.12.2019 установлен допустимый забор (изъятие) водных ресурсов за 2 квартал 2020 года в размере в размере 9 914,846 тыс. м3, в том числе: для населения - 3 062,216 тыс. м3, для прочих нужд - 6 852,630 тыс. м3.
Согласно предоставленному ГУП РО "УРСВ" отчету за 2 квартал 2020 года фактический объем забора изъятия водных ресурсов составил по договору от 04.12.2019 N 61-05.01.05.009-Р-ДХВХ-С-2019-04906/00 - 9676,29 тыс. мЗ, в том числе: для населения - 7 549,846 тыс. мЗ, для прочих нужд - 2 129,444 тыс. мЗ.
Таким образом, объем изъятия из водных объектов в отчетном периоде (2 квартал 2020 года) по договору от 04.12.2019 N 61-05.01.05.009-Р-ДХВХ-С-2019-04906/00 меньше допустимого на 235,56 тыс. мЗ., а объем воды для прочих нужд снижен до 2 129,444 тыс. м3, а для населения - увеличен до 7 549,846 тыс. мЗ.
Таким образом, объем воды, поданной населению, превышает установленный в договоре объем на 4 487,63 тыс. м3 в квартал, а поданной для прочих нужд меньше допустимого объема - на 4 726,19 тыс. м3 в квартал.
Согласно пункту 10 договора водопользования, заключенному по форме примерного договора водопользования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, размер платы за пользование водным объектом определяется как произведение платежной базы за платежный период и соответствующей ставки платы за пользование водным объектом. Платежным периодом признается квартал. Платежной базой является объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов за платежный период.
Учитывая, что для водоснабжения населения и прочих потребителей установлена разная ставка платы за пользование водным объектом, приложениями 1, 2, 3 к договору водопользования с ГУП РО "УРСВ" установлена платежная база - объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов за платежный период (квартал) для населения и объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов на платежный период (квартал) для прочих потребителей.
Исходя из изложенного, размер платы за 2 квартал 2020 года составил:
- для водоснабжения населения допустимый объем забора воды для населения за квартал 3 062,216 тыс.м3, умноженный на льготную ставку платы 162 руб. за 1,0 тыс.м3;
- для прочих нужд за квартал 6 852,63 тыс.м3, допустимый объем забора воды для прочих нужд, умноженный на ставку платы 901 руб. за 1,0 тыс.м3.
Согласно пункту 7 Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 764, в соответствии с условиями договора водопользования при уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей, установленными договором водопользования, плательщики производят перерасчет размера платы. Перерасчет производится по мере необходимости по окончании соответствующего платежного периода.
Пунктом 15 договора водопользования установлено, что изменение размера платы и перерасчет размера платы за пользование водным объектом оформляются путем подписания сторонами дополнительного соглашения. Соглашения признаются заключенными с момента их государственной регистрации в государственном водном реестре.
Подпунктом "г" пункта 8 договора водопользования установлено, что использование водного объекта (его части) осуществляется водопользователем при условии корректировки планируемого объема забора (изъятия) водных ресурсов на последующий квартал в пределах установленного договоров лимита при предоставлении отчетности, приведенной в приложении 4 к договору водопользования.
Согласно пункту 35 приказа Федерального агентства водных ресурсов от 30.09.2010 N 263 "О порядке организации работы по администрированию доходов федерального бюджета, поступающих от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" увеличение установленного объема забора (изъятия) водных ресурсов на истекшие платежные периоды путем заключения соответствующих дополнительных соглашений не допускается. Увеличение допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов на последующие платежные периоды оформляется путем заключения дополнительного соглашения.
Как верно указал суд первой инстанции, исходя из вышеприведенных норм действующего законодательства, а также условий заключенного договора водопользования при уменьшении объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта для населения или прочих потребителей в истекшем платежном периоде водопользователь имеет право обратиться в министерство для заключения дополнительного соглашения с целью перерасчета размера платы с учетом фактических параметров водопользования.
Увеличение допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов за платежный период для населения и допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов за платежный период для прочих потребителей на истекший платежный период не допускается.
Заключение дополнительного соглашения к договору водопользования об изменении его условий осуществляется в порядке, установленном приказом Минприроды России от 12.03.2012 N 57 "Об утверждении Административного Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования".
Основанием для начала административной процедуры по заключению дополнительного соглашения является поступление заявления водопользователя об изменении условий, образец которого приведен в приложении 9 к регламенту, с обосновывающими материалами в уполномоченный орган. Решение о возможности изменения условий водопользования принимается по результатам рассмотрения представленных обосновывающих материалов.
Из материалов дела следует, что ГУП РО "УРСВ" направило в министерство заявление об изменении условий договора водопользования, согласно которому причина изменения условий договора водопользования - фактические параметры осуществляемого водопользования за 2 квартал 2020 года составили 9 676,29 тыс.м3.
Согласно отчету о фактических параметрах осуществляемого водопользования за 2 квартал 2020 года ГУП РО "УРСВ" в истекший платежный период (2 квартал 2020 года) произведен забор воды в объеме 9 676,29 тыс.м3, что меньше установленного договором водопользования общего допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов в указанном истекшем платежном периоде, равного 9 914,846 тыс. м3 а, следовательно, согласно действующему законодательству и условиям договора водопользования, водопользователь имеет право на перерасчет размера платы.
При этом согласно представленному отчету о фактических параметрах водопользования за 2 квартал 2020 года водопользователем произведен забор воды для водоснабжения населения в объеме 7 549,846 тыс.м3, что выше установленного договором водопользования допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов для водоснабжения населения (3 062,216 тыс.м3). При этом сведения об увеличении забранного объема воды для водоснабжения населения не подтверждены обосновывающими документами и противоречат сведениям, указанным в заявлении о перерасчете размера платы за пользование водным объектом и пояснительной записке.
Учитывая, что действующим законодательством предусмотрена возможность перерасчета размера платы за пользование водным объектом в случае уменьшения объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта ресурсов за истекший платежный период, а увеличение допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов за истекший платежный период не допускается (пункт 35 приказа Федерального агентства водных ресурсов от 30.09.2010 N 263), министерством подготовлено дополнительное соглашение, в соответствии с которым за 2 квартал 2020 года ГУП РО "УРСВ" начислена плата за пользование водным объектом в размере 6 670 298,62 руб., исходя из параметров водопользования, установленных договором водопользования и сведений об объемах забора воды во 2 квартале 2020 года, представленных водопользователем:
- для водоснабжения населения - 3 062,216 руб. (допустимый объем забора воды для населения за 2 квартал 2020 года, умноженный на ставку платы - 162 руб. за 1,0 тыс. куб. м);
- для прочих нужд - 6 852,63 руб. (фактический объем забора воды для прочих нужд за 2 квартал 2020 года 61,30 тыс. куб. м, умноженный на ставку платы - 901 руб. за 1,0 тыс. куб. м),
Как верно указал суд первой инстанции, в случае необходимости корректировки установленных параметров водопользования, к которым относится допустимый объем забора (изъятия) водных ресурсов, в том числе для передачи их абонентам - населению и прочим потребителям, водопользователю необходимо до истечения платежного периода подать соответствующее заявление для заключения дополнительного соглашения с приложением обосновывающих материалов. Документов, необходимых для изменения установленных договором водопользования параметров водопользования с целью увеличения объемов забора воды для населения, ГУП РО "УРСВ" в министерство не представлялось.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что применение льготной ставки платы для водоснабжения населения к объемам воды, не установленным договором водопользования и дополнительными соглашениями к нему, не подтвержденными обосновывающими документами, а также увеличение допустимого объема забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования для водоснабжения населения, за истекший платежный период, не предусмотрено договором водопользования и действующим законодательством.
Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:
1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;
2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;
3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.
Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.
В соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, Приказом Минприроды России от 12.03.2012 N 57 (ред. от 26.02.2014) "Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования" установлен исчерпывающий перечень документов, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.
Указанными нормативными актами определено, что именно заявителем для целей заключения договора водопользования, в том числе подаются:
1) расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам.
2) расчет платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов.
Таким образом, расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, и расчет платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов являются существенными условиями договора водопользования, подлежат рассмотрению при подаче заявки на заключение соответствующего договора, следовательно, министерство не должно учитывать фактические данные о потребленных услугах группами абонентов.
В случае существенного изменения объема забора воды по категориям потребителей истцу необходимо обосновать новые объемы забора, предоставить в министерство соответствующие документы и расчеты.
Однако до настоящего времени истцом не представлено документов, подтверждающих увеличение объема потребления воды для нужд населения.
В соответствии со статьями 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.
Относительно доводов истца об отсутствии технической возможности приборного учета объема воды по видам водопользования, суд первой инстанции обоснованно указал, что в соответствии с пунктом 9 приказа Минприроды России от 08.07.2009 N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" измерение объемов забранной воды другими методами (не приборами учета) возможно только по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, которым в Ростовской области является Донское бассейновое водное управление.
Истец не предоставил доказательств согласования учета объема забора другим методом, в связи с чем, как верно указал суд первой инстанции, не имеет права использовать другие методы учета забора воды, кроме указанных в заявлении истца при заключении договора водопользования.
Поскольку Правительством Российской Федерации установлена пониженная ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, ГУП РО "УРСВ" предпринимаются действия по изменению существенных условий договора водопользования в нарушение Правил подготовки и заключении договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, Приказа Минприроды России от 12.03.2012 N 57 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования".
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно указал, что доводы истца о необходимости перерасчета платы за водопользование в связи с фактическим потреблением водных ресурсов группами абонентов являются необоснованными и не соответствуют условиям заключенного между истцом и ответчиком договора.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчику определением суда от 29.06.2021 предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб. подлежит взысканию с ГУП РО "УРСВ" в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.06.2021 по делу N А53-29656/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1076166000129) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29656/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГУП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ"