город Томск |
|
30 июля 2021 г. |
Дело N А45-4601/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гойник А.В. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (N 07АП-5887/2021) на решение от 05.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-4601/2021 (судья Рубекина И.А.) по заявлению Товарищества собственного жилья "ЦКДО - Депутатская" (ОГРН: 1025402467420, ИНН: 5406238437, 630099, Новосибирская обл, город Новосибирск, улица Депутатская, 48) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (ОГРН: 1055406102223, ИНН: 5406308363, 630011, Новосибирская обл, город Новосибирск, проспект Красный, 18) третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "РС Парфюмс", г.Новосибирск о признании незаконным предписание от 09.02.2021 N 08-03-003/151-1,
В судебном заседании приняли участие:
от Товарищества собственного жилья "ЦКДО - Депутатская": Адылов М.Ф., представитель по доверенности от 17.02.2021, паспорт;
от Государственной жилищной инспекции Новосибирской области: Коновалова Т.Н., представитель по доверенности от 11.01.2021, паспорт;
от третьего лица: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственного жилья "ЦКДО - Депутатская" (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ НСО, инспекция) о признании незаконным предписания от 09.02.2021 N 08-03-003/151-1 в части пунктов 1,2 полностью, а также пункт 3 в части обязания устранить нарушение по нежилому помещению ООО "РС Парфюмс" за период с января 2017 года по декабрь 2017 года в части начисления размера платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребленный при содержании общего имущества в многоквартирном доме, путем осуществления начисления размера платы из исходя из объеме потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, в соответствии с пункта 29 Правил N 491 и части 9.2. статьи 156 ЖК РФ и с учетом пропорционального распределения объема потребления коммунальной услуги по электроэнергии между всеми жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома.
Решением суда от 05.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГЖИ обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
Заявителю отказано в приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу, так как в соответствии со статьей 262 АПК РФ отсутствуют доказательства направления или вручения отзыва в адрес всех лиц участвующих в деле.
В судебном заседании представитель ГЖИ доводы апелляционной жалобы поддержала, по основаниям, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы отклонил, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14 января 2021 года в государственную жилищную инспекцию Новосибирской области от ООО "РС Парфюмс" поступило обращением с требованием о проведении в отношении Заявителя проверки по соблюдению им обязательных требований жилищного законодательства за период с января 2014 г. по январь 2021 г.
В период с 28.01.2024 по 09.02.2021 на основании приказа инспекции в отношении Заявителя - ТСЖ "ЦКДО-Депутатская" была проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки составлен акт проверки N 08-02-003/151 от 09.02.2021 и инспекцией выдано предписание N 08-03-003/151-1 от 09.02.2021, которым на ТСЖ "ЦКДО -Депутатская" была возложена обязанность по устранению нарушений в части начисления размера платы за коммунальную услугу по электроэнергии, потребленную на общедомовые нужды за период с января 2014года по январь 2021года.
Заявитель считая, что предписание N 08-03-003/151-1 от 09.02.2021 является незаконным в части и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно положениям главы 24 АПК РФ, оспариваемое заявителем предписание административного органа, относится к решениям органов, осуществляющих публичные полномочия (должностных лиц), поскольку является актом принятым единолично, содержит властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации, то есть обладает признаками ненормативного правового акта.
Под ненормативным актом государственного органа понимаются документы, содержащие обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации, который выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусматривает, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из указанных норм следует, что обязательным условием выдачи любого предписания является установленный в ходе проверки факт нарушения проверяемым лицом требований законодательства.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Выданное предписание не должно носить признаков формального выполнения требований. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Согласно техническому паспорту многоквартирного дома, расположенного по адресу ул. Депутатская, д. 48, г. Новосибирск, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме составляет 1002,2 кв. м., жилая площадь помещений составляет 3620,50 кв., площадь нежилых помещений многоквартирного дома составляет 7907,7 кв. м. Итого площадь жилых и нежилых помещений составляет 11528,2 кв. м. Многоквартирный дом имеет 14 этажей.
Согласно реестру членов товарищества собственников жилья, площадь помещений многоквартирного дома, принадлежащая членам ТСЖ "ЦКДОДепутатская" составляет 9634,8 кв. м.Площадь нежилого помещения PC "Пафюмс" составляет 353,2кв.м.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Статьей 154 ЖК РФ установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, включающая в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правил N 354) потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно пункту 40 Правил N 354 (редакция от 29.06.2016), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на обще домовые нужды).
До 01.01.2017 года, согласно пункта 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета (далее - ОДПУ), за исключением коммунальной услуги по отоплению, определялся исходя из показаний ОДПУ.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 1 1 - 1 4 приложения N 2 Правил N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "ЦКДО-Депутатская" предоставлен протокол общего собрания членов ТСЖ "ЦКДО-Депутатская" от 24.03.2016 N б/н согласно которому, 7- м вопросом повестки дня было принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В связи с чем, до 24.03.2016 начисление размера платы за коммунальную услугу по электроэнергии, потребленную на общедомовые нужды не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а с 24.03.2016 с учетом превышения нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
Согласно приказу департамента по тарифам Новосибирской области от 15.08.2012 N 168-ЭЭ "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Новосибирской области" норматив для 13-ти этажного и выше многоквартирного дома, оборудованного индивидуальным тепловым пунктом составляет 4,384 Квт.ч., не оборудованного индивидуальным тепловым пунктом составляет 3,38 Квт.ч. в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно техническому паспорту, подвал оборудован тепловым пунктом.
В письме АО "Новосибирскэнергосбыт" N ОРЭ-02896/20 от 31.01.2020, отражен расход коммунальной услуги по электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды за период с января 2014 по январь 2021 года.
В ходе анализа счетов на оплату, а также платежных документов по нежилому помещению PC "Пафюмс" за период с января 2014 по декабрь 2016 года проверкой установлено, что ТСЖ "ЦКДО-Депутатская" осуществляло начисление размера платы за коммунальную услугу по электроэнергии, потребленную на общедомовые нужды (путем указания в платежных документах "возмещение затрат по электроэнергии МОП", "возмещение затрат по электроэнергии ОДН") в период с января 2014 по февраль 2016 года свыше объема потребления коммунальной услуги, рассчитанного исходя из норматива потребления коммунальной услуги, а в период с марта 2016 года по декабрь 2016 года начисления осуществлялись без учета пропорционального распределения объема потребления коммунальной услуги по электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома, что привело к завышению объема коммунальной услуги на нежилое помещение PC "Пафюмс" и является нарушением пункта 44 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 29 Правила N 491 и частями 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ, с 01.01.2017 плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", приказами департамента по тарифам Новосибирской области от 22.05.2017 г. N 215-В (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение) и 216-ЭЭ (электроэнергия) с 01.06.2017 утверждены новые нормативы потребления холодной, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом размер платы не должен превышать нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленных департаментом по тарифам Новосибирской области.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
В случае, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующей с 10.08.2017) размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, к проверке ТСЖ "ЦКДО-Депутатская" предоставлены протоколы общих собраний членов ТСЖ "ЦКДО-Депутатская" от 14.02.2017, от 16.04.2018, от 13.02.2019, от 05.03.2020 в соответствии с которыми начисления размера платы необходимо определять исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
В ходе анализа счетов на оплату, а также платежных документов по нежилому помещению PC "Пафюмс" за период с января 2017 по январь 2021 года проверкой установлено, что ТСЖ "ЦКДО-Депутатская" осуществляло начисление размера платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребленный при содержании общего имущества в многоквартирном доме (путем указания в платежных документах "возмещение затрат по электроэнергии МОП", "возмещение затрат по электроэнергии ОДН", "электроэнергия на сод. ОИ") без учета пропорционального распределения объема потребления коммунального ресурса по электроэнергии, между всеми жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома, что привело к завышению объема коммунальной услуги на нежилое помещение PC "Пафюмс" и является нарушением п. 29 Правила N 491 и части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Согласно позиции заявителя, в целом ТСЖ согласно, что порядок расчета по электроэнергии на ОДН, принятый членами товарищества, не соответствовал установленным ПП РФ N 354, и учитывая это ТСЖ самостоятельно осуществило перерасчет за предыдущие три года с января 2018 года, полагает незаконным предписание Госжилинспекции о проведении перерасчета платы за коммунальные услуги за период более чем три года, предшествующих проверки, в целях устранения нарушений, допущенных ТСЖ "ЦКДО-Депутатская".
Так, в период с января 2014 по февраль 2016 г. г. ТСЖ "ЦКДОДепутатская" осуществляло начисление размера платы по нежилому помещению PC "Парфюмс" за коммунальную услугу по электроэнергии, потребленную на общедомовые нужды, свыше объема потребления коммунальной услуги, рассчитанного исходя из норматива потребления коммунальной услуги, что является нарушением пункта 44 Правил N 354.
В период с марта 2016 года по декабрь 2016 г.г. ТСЖ "ЦКДОДепутатская" осуществляло начисление размера платы по нежилому помещению PC "Парфюмс"' за коммунальную услугу по электроэнергии, потребленную на общедомовые нужды, без учета пропорционального распределения объема потребления коммунальной услуги по электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома, что является нарушением пункта 44 Правил N 354.
В период с января 2017 по январь 2021 г.г. ТСЖ "ЦКДОДепутатская" осуществляло начисление размера платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребленный при содержании общего имущества в многоквартирном доме, без учета пропорционального распределения объема потребления коммунального ресурса по электроэнергии, между всеми жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, что привело к завышению начисленной платы нежилому помещению PC "Парфюмс", что является нарушением пункта 29 Правил содержания N 491; части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными доводы товарищесва о том, что возложение на него обязанности по перерасчету собственникам помещений МКД платы за коммунальный ресурс по электроэнергии не должно ограничивать его права на применение срока исковой давности для таких расчетов.
Действующим законодательством установлена обязанность уполномоченных органов при выявлении нарушений требовать от проверяемых лиц устранения таких нарушений.
В рассматриваемом случае в целях устранения нарушения обществом порядка начисления платы за коммунальный ресурс по электроэнергии контролирующим органом правомерно указано на необходимость перерасчета платы.
Из содержания пунктов 14 - 22 Приказа Минстроя России от 29.12.2014 N 924/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению" следует, что перерасчет платы подразумевает ее уменьшение или доначисление; начисленная плата за горячее водоснабжение указывается в платежном документе с учетом произведенного перерасчета.
В результате перерасчета, связанного с излишним начислением платы за горячее водоснабжение, происходит ее возврат (зачет в счет будущих платежей).
Вместе с тем при осуществлении возврата (зачета) платы за жилое помещение следует учитывать, что в соответствии с пунктом 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - Гражданский кодекс).
В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.
Из анализа пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать об уплате денежных средств или о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Между тем, в данном случае по существу контролирующий орган обязывает произвести начисление платы за период, превышающий срок исковой давности.
Выдача данного предписания является мерой административной защиты имущественных прав собственников помещений и что в случае если был с заявлением в восстановлении нарушенного права и о взыскании излишне уплаченных платежей обращались бы собственники помещений к правоотношения применялись был положения статьи 196 ГК РФ о сроке исковой давности.
Оспариваемое предписание содержит в частности требование о перерасчете размера платы за период с января 2014 по декабрь 2017.
Исходя из того, что обязание ТСЖ произвести перерасчет за пределами трехгодичного срока, предшествующего вынесению предписания, нарушает стабильность гражданского оборота, коллегия суда апелляционной инстанции соглашается, что в рассматриваемом случае оспариваемое предписание является незаконным в части, обязывающей произвести перерасчет платы за помещения ООО РС "Парфюмс" за пределами такого срока, что подтверждается позицией, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2018 N 309-КГ18-2786, от 01.12.2020 N 306- ЭС20-13983. Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены и им дана надлежащая оценка. Изложенные в апелляционной жалобе доводы, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-4601/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственной жилищной инспекции Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-4601/2021
Истец: Товарищество Собственного Жилья "Цкдо - Депутатская"
Ответчик: Государственная Жилищная Инспекция Новосибирской Области
Третье лицо: ООО "РС Парфюмс", Седьмой арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5887/2021
18.11.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6760/2021
30.07.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5887/2021
05.05.2021 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-4601/2021