г. Санкт-Петербург |
|
30 июля 2021 г. |
Дело N А56-5913/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Богдановской Г.Н., Мельниковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
- от истца: Лепёхина А.В. (доверенность от 03.08.2020)
- от ответчика: Гутникова А.М. (доверенность от 11.01.2021)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13562/2021) акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2021 по делу N А56-5913/2020,
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Леноблтеплоснаб" к акционерному обществу "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области"
о понуждении заключить договор
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Леноблтеплоснаб" (далее - ООО "Леноблтеплоснаб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее - АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области") о понуждении заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях договора ООО "Леноблтеплоснаб" на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 31.08.2020.
Решением суда от 06.03.2021 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО "Леноблтеплоснаб" и АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" в редакции проекта, представленного ООО "Леноблтеплоснаб" 31.08.2020, утвержден, за исключением п.4, с момента вступления решения в законную силу, изложить п. 4 договора в следующей редакции: "п.4. Дата начала оказания услуг в соответствии с настоящим договором определяется датой вступления в силу судебного решения".
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы полагает, что поскольку заявка истца на заключение договора не была согласована ответчиком, договор на оказание услуг по обращению с отходами заключен сторонами на условиях типового договора в силу п. 8 (15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2018 N 641" (далее - Правила N 1156), соответственно, у суда отсутствовали правовые основания для принятия решения о заключении договора на вывоз ТКО, который на момент вынесения решения суда по делу заключен.
У ответчика отсутствует установленная законом обязанность по вывозу иных отходов, не относящихся к ТКО.
Договор следует считать заключенным с 01.11.2019.
01.06.2021 от истца поступил отзыв с возражениями на доводы жалобы.
16.07.2021 от ответчика направлены дополнительные пояснения по делу.
Поступившие документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель истца доводы жалобы отклонил и просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, истец в исковом заявлении указывает, что в соответствии с пунктом 8(5) раздела I (1) Правил N 1156, заявка потребителя для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1 -й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти.
Приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29.08.2018 N 107-п (в ред. от 01.03.2019) установлен единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области на 2019 год.
На адреса электронной почты в соответствии с формами, размещенными на официальном сайте АО "УК по обращению с твердыми коммунальными отходами в Ленинградской области" (региональный оператор), ООО "Леноблтеплоснаб" 02.10.2019 направлена заявка для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (договор) с прилагаемыми документами, предусмотренными Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии пунктом 8(8) Правил N 1156 заявка потребителей и прилагаемые документы рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления. В случае если в заявке потребителя отсутствуют необходимые сведения и документы, региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения и документы. В случае если необходимые сведения и документы не представлены в течение 15 дней со дня получения уведомления о необходимости представить недостающие сведения и документы, региональный оператор прекращает рассмотрение заявки потребителя и возвращает заявку с указанием причин возврата.
В нарушение указанных норм Правил N 1156 региональный оператор заявку ООО "Леноблтеплоснаб" не рассмотрел, недостающие документы не запросил, заявку с указанием причин возврата ООО "Леноблтеплоснаб" не направил, подписанный со своей стороны договор в адрес общества не направил, вывоз мусора общества с 01.11.2019 не производится.
Согласно абзацу 26 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) региональный оператор - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Твердые коммунальные отходы ООО "Леноблтепоснаб" образуются и накапливаются на территории Волховского района - в зоне деятельности регионального оператора.
Истец просит обязать АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" заключить с ООО "Леноблтепоснаб" договор на оказание/услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях, предусмотренных формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (в действующей редакции), в отношении наименований отходов, объемов отходов и мест накопления отходов, указанных в проекте договора (с приложениями) в редакции от 31.08.2020.
Суд первой инстанции признал предъявленные требования подлежащими удовлетворению.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Частью 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Довод о том, что у АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" отсутствует установленная законом обязанность по заключению с истцом договора на вывоз иных видов отходов, не относящихся к ТКО, заявлялся в суде первой инстанции и был обоснованно отклонен судом со ссылкой на наличие у ответчика лицензии на вывоз данных типов отходов.
Кроме того согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Приказом Росприроднадзора России от 22.05.2017 N 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - Каталог отходов).
Из материалов дела следует, что ООО "Леноблтеплоснаб" заявлены и рассмотрены судом требования в отношении отходов, которые в соответствии с Каталогом отходов по коду и наименованию отнесены к твердым коммунальным отходам и к отходам потребления на производстве, подобным коммунальным.
Из позиции, высказанной Верховным судом Российской Федерации в определении от 13.09.2017 N 7-АПГ17-7, со ссылкой на статью 1 Закона N89-ФЗ, следует, что к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, подобные коммунальным, в том числе поименованные в иных блоках Каталога отходов.
В материалах имеются документы с информацией о составе отходов ООО "Леноблтеплоснаб", указанные сведения также предоставлены управляющей компании.
Также податель жалобы указывает, что договор следует считать заключенным с 01.11.2019 и у суда отсутствовали правовые основания для принятия решения о заключении договора на вывоз ТКО, который на момент вынесения решения суда по делу заключен.
В нарушение норм Правил N 1156 региональный оператор заявку ООО "Леноблтеплоснаб" от 02.10.2019 не рассмотрел, недостающие документы не запросил, заявку с указанием причин возврата обществу не направил, подписанный со своей стороны договор в адрес общества не направил, при таких условиях договор не считается заключенным в порядке пункта 8 (15) Правил N 1156.
В статье 445 ГК РФ, регулирующей порядок оформления договорных отношений в случаях, когда в соответствии с законом заключение договора является для одной из сторон обязательным, уточняются правила о правовых последствиях уклонения указанной стороны от заключения договора. В частности, правило о том, что при уклонении стороны, в отношении которой законом установлена обязанность заключить договор, от его заключения другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445), дополнено положением, согласно которому в этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления его в силу.
Учитывая изложенное, правовых оснований для отказа в удовлетворении требований ООО "Леноблтеплоснаб" у суда первой инстанции не имелось.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2021 по делу N А56-5913/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-5913/2020
Истец: АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области", ООО "Леноблтеплоснаб"
Ответчик: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1762/2023
12.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23453/2022
10.06.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-5913/20
20.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16829/2021
30.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13562/2021
06.03.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-5913/20