г. Чита |
|
30 июля 2021 г. |
Дело N А58-7815/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2021 года по делу N А58-7815/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Ноговицына Павла Егоровича (ИНН 143519595762, ОГРНИП 318144700049443) к муниципальному казенному учреждению "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" (ИНН 1435254820, ОГРН 1121435007143) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги, выраженного в письме от 07 августа 2020 г. N 1622-АЗО,
при участии в деле в качестве заинтересованного лица (соответчика) Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124);
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ноговицын Павел Егорович (далее, в том числе - ИП Ноговицын П.Е., предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" (далее, в том числе - МКУ "АЗО" ГО "город Якутск", учреждение) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность ИП Ноговицыну П.Е. земельного участка, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Хатынг-Юряхское шоссе, д. 1, оформленного письмом от 07 августа 2020 г. N 1622-АЗО, и обязании в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по заявлению ИП Ноговицына П.Е. от 10 июля 2020 г. о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Хатынг-Юряхское шоссе, д. 1, в собственность.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2021 года требование индивидуального предпринимателя Ноговицына Павла Егоровича удовлетворено.
Признано незаконным решение муниципального казенного учреждения "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" об отказе в предоставлении муниципальной услуги, выраженное в письме от 07 августа 2020 г. N 1622-АЗО, как не соответствующее пунктам 1.3, 2.2 Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги: "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения", утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 27 февраля 2015 г. N 56п. Суд обязал Окружную администрацию города Якутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Ноговицына Павла Егоровича путем рассмотрения его заявления о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 14:36:104017:16 общей площадью 903 кв.м., расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ХатынгЮряхское шоссе, д.1. Взыскано с муниципального казенного учреждения "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" и Окружной администрации города Якутска в пользу индивидуального предпринимателя Ноговицына Павла Егоровича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей по 150 (сто пятьдесят) рублей с каждого.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2021 года по делу N А58-7815/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, приказом Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 09.08.2019 N 63-п полномочия и права подписи отдельных документов в области земельных отношений переданы руководителю МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск". Таким образом, решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги принято надлежащим лицом в пределах предоставленных ему полномочий.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 12.05.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 23 сентября 2019 г. между Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее, в том числе - ДИиЗО ОА г. Якутска) (арендодатель) и ИП Ноговицыным П.Е. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 09-1/2019-0163 (далее - договор аренды, договор), по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял земельный участок с кадастровым номером 14:36:104017:16 общей площадью 903 кв.м., расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Хатынг-Юряхское шоссе, д. 1, под торгово-складские помещения.
Согласно пункту 2.1 договор вступает в силу с момента государственной регистрации, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие в период с 23 сентября 2019 г. по 23 сентября 2022 г.
В соответствии с пунктом 9 неотъемлемыми частями договора являются следующие приложения: акт приема-передачи участка (приложение N 1 к договору аренды от 23 сентября 2019 г. N 09-1/2019-0163), обременение правами третьих лиц (приложение N 2 к договору аренды от 23 сентября 2019 г. N 09-1/2019-0163), расчет арендной платы.
Заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание (оптово-розничная база) на спорном земельном участке, общей площадью 209 кв.м. с кадастровым номером 14:36:000000:19638, по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Хатынг-Юряхское шоссе, д. 1, что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества от 14 июня 2019 года, актом приема-передачи недвижимости от 24 июля 2019 года и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 12 августа 2019 года.
14 июля 2020 года предприниматель обратился в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением от 10 июля 2020 года о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены здания, сооружения.
07 августа 2020 года МКУ "АЗО" ГО "город Якутск" ответило отказом в предоставлении в собственность земельного участка, ссылаясь на сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 20 июля 2020 года N 07-063832, согласно которым спорный земельный участок пересекает линии градостроительного регулирования (красные линии).
ИП Ноговицын П.Е., не согласившись с указанным решением (отказом), полагая его незаконным и нарушающим его права и законные интересы, оспорил его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующими нормами права.
Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти.
Возможность признания незаконными решений органов государственной власти предусмотрена статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее, в том числе - ГК РФ) и является способом защиты гражданских прав.
Согласно статье 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2).
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 АПК РФ.
Из содержания статей 198, 200 и 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Оспариваемое решение датируется 25 февраля 2020 года, с заявлением о признании его незаконным предприниматель обратился в суд 28 марта 2020 года, что подтверждается штемпелем организации почтовой связи на конверте. Следовательно, процессуальный срок на обращение в арбитражный суд заявителем не пропущен.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, в том числе проверяет наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 39.3 ЗК РФ определены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.
В силу положений подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Пунктами 1 и 2 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Судом первой инстанции установлено, что согласно письма от 07 августа 2020 года N 1622-АЗО, которым отказано в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги, заявление предпринимателя было рассмотрено МКУ "АЗО" ГО "город Якутск" и подписано руководителем учреждения И.П. Поповым.
Проверяя полномочия учреждения по принятию оспариваемого решения, суд первой инстанции установил следующее.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.I ЗК РФ, в соответствии с положениям которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.1).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск" определяются в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия) (далее - ЗК РС (Я)).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 ЗК РС (Я) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относятся управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Решением Якутской городской Думы от 11 июня 2014 г. N РЯГД-8-6 утверждено Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Положение о департаменте, Положение).
Согласно пункту 1.1 Положения ДИиЗО ОА г. Якутска является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуру Окружной администрации города Якутска, осуществляющим функции в сфере управления муниципальным имуществом, а также в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", в рамках осуществления органами местного самоуправления городского округа "город Якутск" полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
В целях обеспечения эффективного управления, использования и распоряжения муниципальным имуществом городского округа "город Якутск" основными задачами департамента является предоставление муниципальных услуг и исполнение муниципальных функций в сфере имущественных и земельных правоотношений (подпункт 2.1.18 пункта 2.1 Положения о департаменте).
Постановлением Окружной администрация города Якутска от 27 февраля 2015 года N 56п утвержден Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения" (далее - Административный регламент).
Административный регламент определяет стандарт предоставления указанной муниципальной услуги и устанавливает сроки, последовательность административных процедур, действий при осуществлении муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения" (далее - муниципальная услуга) (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется гражданам и юридическим лицам.
Пунктом 1.3 Административного регламента установлено, что структурным подразделением администрации, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является департамент.
Уполномоченное учреждение по рассмотрению и подготовке необходимых документов в рамках данного Административного регламента - МКУ "АЗО" ГО "город Якутск".
Аналогичные положения содержатся в пункте 2.2 Административного регламента (предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией. Ответственным структурным подразделением администрации при предоставлении муниципальной услуги является департамент).
Согласно пункту 2.5 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является: 1) выдача подписанного экземпляра проекта договора аренды земельного участка; 2) выдача подписанного экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка; 3) решения о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с актом приема-передачи земельного участка; 4) отказа в предоставлении муниципальной услуги с указанием причины отказа; 5) в случае предоставления заявления о предоставлении земельного участка в аренду одним из правообладателей здания, сооружения или помещения, подписанного экземпляра проекта договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, который предоставляется обратившемуся лицу в срок, указанный в пункте 2.6 настоящего Административного регламента.
Пунктом 2.16 Административного регламента предусмотрены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В силу пункта 3.22 Административного регламента при наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 2.16 Административного регламента, специалист учреждения готовит проект решения об отказе в предоставлении земельного участка. Подписанное решение регистрируется в порядке делопроизводства и направляется муниципальным служащим в порядке, предусмотренном пунктом 2.10 Административного регламента, в государственное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)" для выдачи результата муниципальной услуги заявителю либо в порядке, предусмотренном пунктом 2.9 Административного регламента, почтовым отправлением заявителю результата муниципальной услуги.
Судом первой инстанции указано, что заявление предпринимателя о предоставлении земельного участка в собственность подлежало рассмотрению в рамках указанного Административного регламента.
Вместе с тем заявление предпринимателя от 10 июля 2020 года было рассмотрено МКУ "АЗО" ГО "город Якутск" и подписано руководителем учреждения.
Доводы учреждения о принятии решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги надлежащим лицом в пределах предоставленных полномочий не принимаются апелляционным судом. При этом апелляционный суд поддерживает правильные выводы суда первой инстанции, который при рассмотрении данного довода, правомерно отклонил его, исходя из следующего.
Положениями Административного регламента установлено, что МКУ "АЗО" ГО "город Якутск" является уполномоченным учреждением по рассмотрению и подготовке необходимых документов, то есть принятие учреждением итоговых решений по муниципальной услуге регламентом не предусмотрено.
Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 28 июня 2017 года N 1019п утвержден Устав МКУ "АЗО" ГО "город Якутск".
В соответствии с положениями устава МКУ "АЗО" ГО "город Якутск" осуществляет: регистрацию и ведение единого реестра договоров аренды земельных участков, заключаемых ДИиЗО ОА г. Якутска и администрациями пригородных населенных пунктов, входящих в состав городского округа "город Якутск" (пункт 3.2.1); регистрацию и ведение единого реестра договоров купли-продажи земельных участков (пункт 3.2.2); учет, начисление и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления доходов от арендной платы (пункт 3.2.4); подготовку проектов распоряжений о предоставлении земельных участков, о предварительном согласовании места размещения объекта, о продлении срока аренды земельного участка, об изменении вида разрешенного использования земельных участков, о прекращении прав на земельный участок, об установлении публичного сервитута и иных полномочий (пункт 3.2.6); участвует в принятии решений о предоставлении земельных участков, о предварительном согласовании места размещения объекта, о продлении срока аренды земельного участка, об изменении вида разрешенного использования земельных участков, о прекращении прав на земельный участок, об установлении публичного сервитута, об образовании земельных участков (об объединении, разделении земельных участков) - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа "город Якутск", и земель, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" (пункт 3.2.7).
Суд первой инстанции верно установил, что вышеизложенными нормами подтверждены полномочия МКУ "АЗО" ГО "город Якутск" лишь по подготовке проектов распоряжений по предоставлению муниципальной услуги, и, однозначно, определены полномочия ДИиЗО ОА г. Якутска по принятию решений по предоставлению муниципальной услуги.
Таким образом, вопреки требованиям Административного регламента, учреждение превысило имеющиеся полномочия, и, как следует из содержания письма от 07 августа 2020 года, неправомерно рассмотрело по существу заявление предпринимателя и приняло оспариваемое решение.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение принято неуполномоченным лицом и не в порядке, предусмотренном для оказания соответствующей муниципальной услуги, тем самым не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя на рассмотрение заявления по существу и в рамках Административного регламента.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворении заявленных требований, а оспариваемое решение - признанию незаконным.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2021 года по делу N А58-7815/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7815/2020
Истец: ИП Ноговицын Павел Егорович
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Агентство земельных отношений" Городского округа "город Якутск"