29 июля 2021 г. |
Дело N А83-17189/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Градовой О.Г.,
судей Приваловой А.В.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Веселовой Е.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителя ООО "Дело N 1" - Тасенко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дело N 1" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 марта 2021 года по делу N А83-17189/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дело N 1"
к Министерству промышленной политики Республики Крым
об оспаривании приказа,
УСТАНОВИЛ:
16.10.2020 общество с ограниченной ответственностью "Дело N 1 (ОГРН: 1209100003386 - л.д. 27-29 т. 1, далее - ООО "Дело N 1", заявитель) подало в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление о признании незаконным принятого 12.08.2020 Министерством промышленной политики Республики Крым (ОГРН: 1149102003192 - л.д. 30-36 т. 1, далее - Минпром Крыма) приказа N 3008 об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (л.д. 7-14 т. 1).
Требования мотивированы тем, что заявитель представил необходимые для получения лицензии документы, в том числе о наличии в субаренде помещения площадью 85кв.м., на момент проверки заявитель услуги по общественному питанию не оказывал, розничную продажу алкогольными напитками не осуществлял, а потому не переоборудовал помещение магазина в бар с залом для посетителей, это сделать намеревался после получения лицензии, Минпром Крыма не вправе проверять и требовать дополнительные документы; акт проверки заявителю не выдан (не направлен).
Протокольным определением суда первой инстанции отказано в принятии заявления об изменении оснований и предмета требования, а именно о возмещении убытков, причиненных в связи с уплатой государственной пошлины за получение лицензии в сумме 65.000 руб., которое не является предметом пересмотра в апелляционном порядке (л.д. 31-32, 35 т. 2).
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем мотивам, что заявитель не соответствует лицензионным требованиям, не имеет помещения, предназначенного для бара, кафе, буфета; в субаренде имеет помещение, используемое для торговли; в настоящее время региональное законодательство устанавливает требования к помещению, в котором производится розничная торговля алкогольной продукцией при оказании услуг общественного питания, - площадь зала для обслуживания посетителей - не менее 50кв.м., на момент издания оспариваемого приказа - не менее 20кв.м. (л.д. 47-55 т. 2).
ООО "Дело N 1" подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят при неправильном применении норм материального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела (л.д. 66-70 т. 2).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Минпром Крыма не согласен с ее доводами, поскольку правомочен на проведение проверки претендента на получение лицензии; копия акта проверки направлена заявителю по почте, так как представитель заявителя отказался от подписи в нем; заявитель не имеет помещения бара с залом для посетителей (л.д. 100-102 т. 2).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной инстанции.
Представитель Минпрома Крыма в судебное заседание не явился.
О начавшемся судебном процессе по апелляционному пересмотру решения суда Минпром Крыма извещен определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 23.04.2021, копию которого получил по почте 27.04.2021, о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д. 62-64 т.2).
24.04.2021 и 02.06.2021 информация о принятии апелляционной жалобы к производству и о судебном заседании на 22.07.2021 опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - суд апелляционной инстанции) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 65,98 т.2).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившегося лица.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
13.07.2020 ООО "Дело N 1" через ГБУ РК "МФЦ" подало в Минпром Крыма заявление N 236 о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в баре по адресу: г. Симферополь, ул. Киевская, дом 179, указав площадь : торговая - 33,5кв.м., склад -12,8кв.м. (л.д. 95-96, 113, 117-141 т. 1).
К заявлению приложены (в том числе) договор субаренды от 06.05.2020 нежилого помещения по вышеназванному адресу и план помещений, на котором заявитель отметил (заштриховал) помещения, которые намеревался использовать под бар: N 3 площадью 18кв.м., N 4 - 15,5кв.м. (сумма площадей которых составляет 33,5кв.м.), N 5 - 12,8кв.м. (л.д. 142 т. 1).
29.06.2020 платежным поручением N 1 заявитель оплатил за выдачу лицензии государственную пошлину в размере 65.000 руб. (л.д. 33 т. 2).
12.08.2020 приказом N 3008 заместителя министра Минпрома Крыма Латышева Я. на основании подпункта 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" ООО "Дело N 1" отказано в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукцией при оказании услуг общественного питания (л.д. 42, 74 т. 1).
Копия уведомления о принятом приказе N 1979/07 направлена заказной корреспонденцией по юридическому адресу заявителя, указанному в ЕГРЮЛ, но возвращена отправителю из-за неудачной попытки вручения (ввиду отсутствия адресата по указанному адресу), о чем свидетельствует уведомление, конверт, сведения сайта https://www.pochta.ru по трек-коду 29503449028666 (л.д.71-73 т. 1).
Данный приказ издан после проведенной 10.08.2020 Минпромом Крыма внеплановой выездной проверки обособленного подразделения ООО "Дело N 1" на соответствие соискателя лицензионным требованиям, по результатам которой установлено, что расположенный по адресу: г. Симферополь, ул. Киевская, дом 179 (помещения с 3 по 5), объект не соответствует лицензионным требованиям - не является объектом общественного питания, так как не имеет зала обслуживания посетителей, о чем составлен акт N 000938 с фотофиксацией (л.д. 80-85 т. 1).
11.08.2020 копия акта направлена заказной корреспонденцией по юридическому адресу заявителя, указанному в ЕГРЮЛ, но возвращена отправителю ввиду отсутствия получателя по указанному адресу (л.д. 76-78 т. 1).
01.09.2020 поданные заявителем возражения на результаты проведенной проверки лицензирующим органом оставлены без удовлетворения (л.д. 63-70 т. 1).
Из акта проверки и фотофиксации следует, что помещения с N 3 по N 5 по ул. Киевской, г. Симферополя, д. 179, оборудованы холодильниками и прилавками для розничной торговли продуктами питания и напитками; оборудования для бара с залом для обслуживания посетителей нет; на фасаде здания размещена вывеска - "Продукты" (л.д. 80- 85 т.1).
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в ред. от 08.06.2020, действовавшей на дату издания оспариваемого приказа, далее - Закон N 171-ФЗ) основанием для отказа в выдаче лицензии на оборот алкогольной продукции является несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.
Так, часть 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ предусматривает, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания); организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Как установлено, на момент проведения проверки и издания оспариваемого приказа заявитель имел в субаренде нежилые помещения, которые не были оборудованы под бар и не имели зала обслуживания посетителей в баре. Такие обстоятельства правомерно явились основанием для отказа Минпромом Крыма в выдаче заявителю лицензии.
Доводы заявителя об его намерении в дальнейшем переоборудовать арендованные помещения под бар с залом для обслуживания посетителей не влияют на законность изданного Минпромом Крыма приказа, так как на момент подачи заявления о выдаче лицензии и проведения проверки претендент должен отвечать требованиям, предъявляемым законом к такому лицу.
Часть 4.1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ предусматривала, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров. Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений объекта общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Законом Республики Крым от 15.02.2021 N 161-ЗРК/2021 в статью 6 Закона Республики Крым от 06.11.2014 N 3-ЗРК/2014 (в ред. от 06.04.2021) "О государственном регулировании в сфере розничной продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции и об установлении ограничений их реализации на территории Республики Крым" введена часть 3, согласно которой розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 50 квадратных метров.
Суд апелляционной инстанции полагает, что площадь арендованных заявителем помещений в данном случае значения не имеет, так как ни одно из арендованных помещений не являлось баром с залом для обслуживания посетителей.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ в рамках предоставления федеральным органом государственного надзора государственных услуг, предусмотренных пунктом 6.1 статьи 8, пунктом 6 статьи 14, статьей 14.1, статьей 19 (в части лицензирования), абзацем вторым пункта 5 статьи 20 настоящего Федерального закона, проводится оценка соответствия заявителя обязательным требованиям посредством оценки сведений, содержащихся в представленных заявителем заявлении и (или) документах, без выезда к заявителю и (или) при непосредственном выезде к заявителю.
Согласно пунктов 3, 8, 16, 19 Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 28.12.2019 N 817, Минпром Крым является уполномоченным органом на осуществление лицензионного контроля (надзора) о полноте и достоверности сведений, содержащихся в заявлении о выдаче лицензии и документах, представленных юридическим лицом для выдачи лицензии; Минпром Крыма вправе проверять состояние используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, которые предполагается использовать соискателем лицензии при осуществлении лицензируемого вида деятельности, на соответствие лицензионным требованиям, установленным Федеральным законом N 171-ФЗ: такая проверка осуществляется посредством организации и проведения внеплановых проверок, по результатам которых составляется акт.
Таким образом, проведенная 10.08.2020 Минпромом Крыма внеплановая выездная проверка обособленного подразделения заявителя и составление акта соответствуют требованиям закона, в том числе относительно полномочий и оснований проведения проверки.
Доводы заявителя о не направлении акта проверки не соответствуют фактическим обстоятельствам. Акт был направлен по юридическому адресу заявителя, им не получен по обстоятельствам, зависящим от него. В силу статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации при таких обстоятельствах корреспонденция считается доставленной. Кроме того, поданные заявителем замечания на результаты проведенной проверки также свидетельствуют об ознакомлении заявителя с результатами проверки.
Таким образом, Минпромом Крыма доказаны обстоятельства, которые стали основанием для отказа в выдаче лицензии. Принятый Минпромом Крыма приказ соответствует требованиям закона и не нарушает прав заявителя.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при правильном применении норм материального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела, иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 марта 2021 года по делу N А83-17189/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дело N 1" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-17189/2020
Истец: ООО "Дело N1"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ